О демократии в Казахстане

Жарасбек Коргамбаев
Чисто случайно наткнулся на этиу фразу.

О демократии

Газета «Время», 20 сентября 2001 года. «Встретились два одиночества». Рахат  Алиев:
«Вы хотите построить западную модель. Западная модель, с западными мерками демократии в полном объёме реализована в Казахстане не будет — нужно, чтобы сменилось несколько поколений, чтобы прийти к пониманию западных ценностей… Потому что мы азиаты! Для нас семья, клановость подчас превыше всего. Либеральные ценности надо приветствовать, к ним надо стремиться, но ходить-то нужно по земле, а не витать в облаках… Ни в одной азиатской стране полной демократии не было и в ближайшее время не будет».

Казахстан, с распада социализма идеологически ориентировавшийся на западные модели развития, в действительности упорно шел своим путем. И даже не помышлял об этом. Такова была историческая необходимость. Ориентация на западные модели была просто оправданием того пути, на который он вступил (вся постсоветское пространство). Вот тот путь, по которому он шел, полностью перейдя на индивидуальные механизмы развития. Запад, включая и Америку, до поры и до времени сохраняет общественные механизмы развития. Их преимущества по сей день состоят в этом.

Деньги, которые начинали играть свою подлинную роль в истории только с капитализма, приводя в движение общественное производство и стимулируя деятельность людей, с наступлением "эры денег" стали мечтой людей во всем мире. И страны постсоветского пространства, разъединившиеся распадом, в том числе и  Казахстан, с упоением предались именно ей. И они каждому по сей день говорят — я ваша мечта! Интересно то, что с этого момента меняется программа, которая закладывалась социалистическим обществом — все ради человека. И то, что мы должны знать теперь – деньги, уже все меньше и меньше стимулирующие в мире общественное производство, в Казахстане нашли свое подлинное воплощение, исключительно работая только на создание самых богатых людей. И Казахстан, уверенный, что догонит Запад, увеличив количество своих миллионеров и миллиардеров, по сей день не собирается отступать от этой программы. Он, даже без какого-либо социального и экономического основания, пошел на то, чтобы увеличивать пенсионный возраст (к этому готовится и Россия). В этом отношении ему нужно непременно догнать страны Запада! И вот, если женщины Казахстана теперь будут выходить на пенсию в 60 лет, то он сэкономит деньги для обогащения отдельных людей и для вымирания бедных слоев населения. Парадокс, не правда ли!

А теперь о деньгах. Деньги, которые оказались в руках отдельных людей в распаде социализма, повернули всю свою силу против людей и производили такие разрушения, какие были уму непостижимо.  И эта программа четко выполняется.до сих пор. И люди ее не могут взять в толк. А тот факт, что они двигают только индивидуальной деятельностью людей, одних сталкивая в пропасть, а других возвышая, никакого отношения к будущему не имеет и свидетельствует лишь о том, что мы, живя в умирающей системе, идем по ее программе, не имея к ней критического отношения.

У нас, в Казахстане, деньги вообще отказываются работать на общество, и устремляются только к людям. И тем они только сталкивают их друг с другом. И если мы внимательно будем всматриваться в нашу жизнь, то увидим кровоточащую правду нашей действительности: деньги все меньше и меньше работают уже и в руках людей, а бомжам они вообще не нужны. А разве они нужны алкоголикам и наркоманам? Зачем нужны отдельным людям миллиарды и миллионы? Чтобы они заботились о своих потомках, заморозив эти деньги? Люди, таким образом, скоро заморозят и себя, если найдут способы замораживания! Ведь только деньги приводили в движение все мировое развитие! А теперь сворачивают, став мечтой каждого.

О какой демократии здесь может идти речь, если все сворачивают деньги? И если государство складывается как главный владелец денег? И что сейчас происходит с этой моделью на Западе, где как раз общественные механизмы переходят в индивидуальные? Прежний взгляд о демократии здесь уже никуда не годится. Демократическое государство должно проектировать обуздания власти денег над людьми и помогать им освободиться от денежного рабства. Здесь, наоборот, Казахстан находится в более выгодном положении, а следовательно, Восток, еще сохранивший семью, клановость и т. д.