806 Переосвящение БПК Свирепый 28 10 1974

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый» ДКБФ 1971-1974».

Глава 806. ВМБ Лиепая. БПК «Свирепый». Переосвящение БПК "Свирепый". 28.10.1974 года.

Фотоиллюстрация из открытой сети Интернет: Крещение и освящение нового судна. «Крёстная мать» эффектно разбивает о форштевень бутылку шампанского. Историческая фотография (к сожалению, исходные данные фотографии пока неизвестны – автор).

 
В предыдущем:

- Ты так сказал «Понял!», что это прозвучало как клятва, - сказал мне мой друг и годок Валерка Маховик.

Ну, что же, он прав. Я действительно перед угрозой большой опасности пребывания на гауптвахте чувствовал себя, как новобранец. Лучше быть предупреждённым, нежели в неведении принять все те жуткие приключения, о которых нам рассказывали наши друзья, мичмана из БЧ-5. Кстати, неожиданно наши (ДМБовских годков – автор) отношения с мичманами и молодыми офицерами боевых частей БПК «Свирепый» несколько улучшились, стали более дружескими, человечными.

Особенно это проявилось в понедельник 28 октября 1974 года, когда стало точно известно, что на днях мы выходим из дока в море на заводские ходовые испытания после докового ремонта в 29-м судоремонтном заводе «Тосмаре» в ВМБ Лиепая. Командир БЧ-5, который, возможно, присутствовал при спуске корпуса БПК «Свирепый» 27 января 1971 года на калининградском ПСЗ «Янтарь», предложил перекрестить наш корабль, разбив о его форштевень бутылку шампанского.

Дело в том, что тогда 27 января 1971 года женщина, заслуженная работница завода, не смогла с первого раза разбить крепкую бутылку шампанского о борт БПК «Свирепый», она её не качнула, как маятник, а попыталась бросить, как камень, естественно, не добросила. Пришлось подтягивать бутылку шампанского вновь к месту, где стояла крестная нашего корабля и со второго раза она правильно пустила бутылку по дуге и она разбилась о борт корабля, как надо.

Крещение кораблей – это одна из древнейших морских традиций и впервые известное документальное свидетельство такой традиции относится к 2100 году до н.э. Тогда в Древнем Египте на реке Ниле спускали на воду корабль фараона и освятили-окропили его, разбив глиняный сосуд с пенным пивом о борт нового корабля. Таким же образом древние египтяне на счастье бьют посуду на свадьбах и днях рождения, воздают жертвы богам.

Точно также разбивали сосуды с вином знаменитые античные кораблестроители и древние мореходы-финикийцы. Кстати, известен такой факт тактики античного мореходства – во время шторма за борт выливали из амфор масло и оно уменьшало силу и высоту штормовых волн. Поэтому суть крещения корабля – это магическая защите нового корабля от опасностей плавания в море, от наветов, от сглаза. Кроме этого, крещение корабля – это оживление корабля, магический обряд рождения его личности, души и духа (жизненной энергии), так как спущенный на воду корабль, оторвавшейся от породившей его земли-суши, начинает свою собственную морскую жизнь в той стихии, для которой он и был рождён, то есть создан.

Многие тысячи лет обряд крещения кораблей и судов имел религиозное наполнение и жертвоприношением богам. Высшей формой такого жертвоприношения для определения счастливой судьбы и жизни корабля или судна была человеческая жертва. Например, скандинавские викинги в качестве жертвы использовали своих пленников, которых укладывали под кили своих дракаров (лодий), когда спускали их на воду.

Древние (и современные тоже – автор) аборигены островов Западного и Восточного Самоа «после спуска пироги на воду бросали за борт на съедение акулам по нескольку человек», чтобы боги моря были благосклонны новым пирогам». Этим мореходам-рыбакам верилось, что накормленные человечиной акулы «в благодарность не тронут тех, кто будет плавать в этой пироге».

На средиземноморском побережье древнего Ближнего Востока создатели и хозяева кораблей «кропили борта кровью только что заколотых девушек-рабынь, причём лучшими для жертвоприношения и освящения судна считалась кровь девственниц»...

Античные римляне «при спуске на воду своих судов приносили в жертву взятых в плен пиратов», а древние греки «использовали для обряда крещения своих кораблей и судов кровь молодых баранов». Только в Средние века кровь жертвоприношений постепенно сменило красное вино. Особенно щедро обрызгивали красным вином палубу кораблей и судов перед выходом первый раз в море.

Сам обряд и термин-понятие «крещение» возник с приходом в религиозную культуру европейских нардов христианства и в церемониях крещения кораблей и судов стали принимать участие высокопоставленные и высшие государственные и церковные деятели. Например, в 1418 году в Саутгемптоне (Англия) королевский корабль крестил местный епископ и получил за это аж пять фунтов стерлингов.

В период установления в Англии режима абсолютизма Тюдоров (1485-1603) обряд крещения кораблей и судов стал светско-религиозным, с оттенком языческого ритуала, воплощением морских традиций, которые особо сохранялись в Англии – владычице морей и океанов.

Так как спуск корабля или судна на воду, это всегда итог работы многих людей, финансистов, руководителей, мастеров и работников, то в этот день их всех объединяет одно единодушное желание – счастья и благополучной судьбы созданного их трудом и участием детища – корабля (судна). Вот почему обряд крещения корабля превратился в волнующий праздник, в праздничное застолье, «винопитие», сопровождаемое речами и тостами.

Сначала английские королевские сановники произносили тосты за благополучие корабля, окропляли вином борт, форштевень или руль корабля, при этом самому высокопоставленному гостю-крестителю преподносили вино в золотом кубке. Затем этот кубок выбрасывали в море…

В конце XVII века н.э. выбрасывать драгоценные кубки в море при крещении корабле перестали. Кораблей стало много, целые флоты и кубков стало не хватать. Но жертвовать богу морей и во славу нового корабля чем-то надо и корабелы вспомнили, что раньше били о борт корабля горшки с вином. Вот так и появилась морская традиция и обычай разбивать о форштевень или о борт, или о руль спускаемого на воду корабля или судна бутылку с вином. Эта церемония сохранилась до наших дней, только с лёгкой руки французских знатоков вина во всех государствах стали использовать шампанское, которое разбивается и разбрызгивается очень эффектно, взрывом.

Примерно с 1700 года в Европе начали крестить корабля бутылками вина, но только в 1811 году в этот обряд были допущены женщины, красивые, знатные дамы из богатых семей, которые не только выступали в роли «крёстной» нового корабля, но и становились их покровителями (спонсорами). Дело в том, что женщина является носителем и создателем новой жизни, матерью. Она хоть и не создаёт новый корабль, но этим магическим обрядовым актом крещения красным, как кровь вином, может помочь «родить его», причём непорочно…

В истории морских традиций остался факт крещения греческого теплохода самой молодой трёхлетней «крёстной матерью» - Дорианой Паналиос. Датский судовладелец Лауритцен крестил своё судно для перевозки фруктов бутылкой с апельсиновым соком. Полярное судно «Кистаздан» «крестили глыбой» льда, а советский теплоход «Магадан» - бутылкой с морской водой из Северного моря.

Новой традицией, например, стало крещение танкера бутылкой с керосином, судна для перевозки фруктов – бутылкой с ананасовым соком, ледокола – бутылкой с водой арктического океана, траулера – пузырём с рыбьим жиром, а суда ортодоксальных мусульманских стран – специально доставленной водой из священных источников Мекки.

В Турции во славу и в честь нового судна закалывают одного или нескольких барашков, омывают кровью жертвенных животных полозья стапелей, по которым будет скользить в воду корпус нового судна, читают молитвы и разбивают о борт судна бутыль со священной водой. В Скандинавии и в России сохраняется обычай хранить в кают-компании пробку от той бутылки шампанского, которой был крещён корабль или судно.

Особенно красочно и традиционно происходит обряд спуска на воду и крещения нового судна в Японии. При этом разыгрываются настоящие театрализованные мистерии, судно украшается разноцветными ленточками и гирляндами фонариков, играет музыка, возводится роскошный шёлковый шатёр для самой красивой девушки – «госпожи праздника», матери нового судна (титул для девушки пожизненный – автор). Когда новое судно спускается в воду и касается воды, «госпожа праздника» бросает в первую волну горсть цветных конфетти и риса, даёт команду выпускать в небо белых голубей и начинать фейерверк.

В России со времён Петра I Великого при спуске корабля на воду всегда устраивался торжественный молебен. Священники читали молитвы, кадили ладаном, окропляли борт корабля, форштевень или руль корабля святой водой, крестили и освящали его. В 1938 году в день спуска на воду корпуса советского крейсера «Киров» в Ленинграде впервые вновь возникла-возродилась традиция крестить корабли, разбивая бутылки советского шампанского.

Также традиционно изначально всеми корабелами и моряками считается, что не разбившийся с первого удара горшок или бутылка с вином является плохой приметой, сулящей беду или несчастье. Бывало и так, крестная мать произносила ритуальные слова: «Нарекаю тебя именем…», а корабль или судно вдруг начинало скользить в воду и уходило вместе с повисшей на конце неразбитой бутылкой и без наречённого вовремя имени…

Мы не были язычниками, не были религиозными фанатиками и ортодоксальными верующими, но мы, советские военные моряки, чтили святые морские традиции, поэтому некоторые офицеры и мичманы БПК «Свирепый» обратились к командиру корабля, капитану 2 ранга Евгению Петровичу Назарову, с просьбой-предложением вновь перекрестить наш корабль, организовать ритуальную церемонию крашения корабля при выходе его из сухого дока 29-го судоремонтного завода «Тосмаре» ВМБ Лиепая 29 октября 1974 года.

Некоторые офицеры БПК «Свирепый» возразили и высказались против такой церемонии, так как случаев и ритуалов перекрещения кораблей или судов в истории морских традиций ещё не было. Они говорили: «Нельзя гневить судьбу, данную кораблю в день его крещения, ибо в этот день он получил не только жизнь, но и имя». Спорившие с ними офицеры отвечали: «Имя кораблю дано гораздо раньше, чем его неудачно с первого раза крестила 27 января 1971 года «крёстная мать», имя которой забылось, поэтому мы имеем право перед выходом на вторую БС (боевую службу) в море-океан вновь воздать славу, хвалу и жертву морскому богу, вдохнуть новую жизнь и новую энергию в наш корабль, БПК «Свирепый».

- А если и в этот раз бутылка шампанского не разобьётся с первого раза, тогда что?! – спор становился яростным.

- Разобьётся, - уверенно сказал командир БЧ-5, капитан-лейтенант Валерий Николаевич Силкин, пожалуй, самый опытный и самый авторитетный морской офицер на корабле. – Я вам гарантирую, бутылка шампанского будет разбита о борт нашего корабля, как надо. Я секрет знаю…

Это заявление и решило судьбу спора офицеров и мичманов, командир корабля, капитан 2 ранга Евгений Петрович Назаров дал им «добро» не на перекрещение, а на переосвящение БПК «Свирепый».