Как ставили и как снимали памятник В. И. Ленину

Василий Храмцов
Начало этому было в восьмидесятых годах прошлого века в городе Н. на Украине. Памятник В.И.Ленину открывали обе партийные организации – городская и районная. Установили его перед фасадом пятиэтажного здания городского комитета партии и городского совета.   

-Идем, идем! – торопил меня заведующий отделом райкома партии. – Такой случай нельзя пропустить! Для города это – незабываемое событие! Памятник изготовлен по специальному заказу, отлит из бронзы, другого такого нигде нет!

Площадь Победы перед зданием городского совета заполнил народ. Пришли трудовые коллективы, студенты института, техникумов и училищ. Не помню, какая звучала музыка, когда первые секретари горкома и райкома партии разрезали ленту, и с памятника упало полотнище, его прикрывавшее.

Скульптура Ильича была действительно впечатляющей. Она стояла на высоком массивном постаменте. Скульптор изваял его во весь рост, метров шесть высотой. В правой руке, чуть откинутой назад, Ленин держал скомканную кепку, а левую прижимал к груди. Взгляд его был устремлен в сторону площади, выше нее, туда, где простирался широкий проспект его имени. Там были кварталы многоэтажных жилых домов, институт и техникум, кинотеатр, городская поликлиника, много магазинов и железнодорожный вокзал.

Всё это было построено после освобождения территории Одесской области от немецко-румынских оккупантов. И люди понимали, что расцвет города стал возможен благодаря Советской власти. В городе прекрасно работали морской торговый порт, крупное пароходство, два судоремонтных завода, крупнейший на Украине консервный комбинат, завод «Эталон», маслозавод, мясокомбинат, управление мелиорации, завод по ремонту бытовой техники, кирпичный завод и еще многие и многие организации и предприятия. Рабочих рук в городе явно не хватало.

Памятник Ленину вызвал у людей восхищение. И речи, произносимые по случаю его открытия, не казались пафосными, они были наполнены оптимизмом и веры в прекрасное будущее.

Я более тридцать лет дважды или трижды в день проходил мимо этого памятника В.И.Ленину. Меня всегда удивляла гармоничность скульптуры и пьедестала. При большом размере он не казался ни тяжелым, ни громоздким. Он весил около восьми тонн, но казался изящным.

Вскоре на противоположной стороне проспекта Суворова, на котором располагался горсовет, я стал замечать одинокую фигуру пожилого человека. Каждый раз часов в четыре-пять вечер стоял он и молча смотрел на скульптуру Ленина, хорошо освещенного мягкими лучами заходящего солнца. Я знал его. Это был ветеран труда морского порта Сергей Петрович Куприянов. Однажды я присутствовал, когда он делился воспоминаниями со старшеклассниками. А ему было что вспомнить!

Родом он из города Николаева, из рабочей семьи. Очень хорошо учился в школе, был активным пионером. И однажды для таких ребят была организована поездка в Москву, на встречу с В.И. Лениным. Сергей Петрович помнил все до мелочей. Их привели в Кремль, разместили в большой комнате, усадили на стулья. И вскоре к ним вышел Владимир Ильич. Был он веселым, расспрашивал, чем ребята заняты, какие выполняют поручения, помогают ли престарелым людям. Похвалил их за то, что они хорошо учатся. Это для вас сейчас самое главное, говорил он. Потом их отвели в столовую, покормили. И организовали экскурсию по Москве.

Сергею Петровичу теперь было далеко за восемьдесят, но он храбрился, не поддавался болезням. И каждый вечер шел к монументу В.И. Ленина и стоял перед ним минут по двадцать, сняв головной убор. Теперь на площади Победы было две замечательных фигуры: скульптура Ильича и постаревший пионер, который видел его живым. Ветерана все уважали. Жил он последнее время один, но никогда не был одиноким. К нему постоянно приходили школьники с учителями, а также профсоюзные работники и товарищи по работе из порта.

Но вот и не стало Сергея Петровича. Он ушел из жизни тогда, когда закатилась звезда Советского Союза. Он не застал Украину суверенным и независимым государством. Уже без него в городе прозвучали выстрелы и погибли несколько человек: шла борьба за передел народного достояния. Не дожил он и до активной деятельности партии «Свобода», Правого сектора – наследников бандеровцев и УПА.
По телевизору показывали, как в Киеве вандалы валили скульптуру В.И.Ленина и разбивали ее кувалдами. Потом прокатился по Украине «ленинопад» - националисты сбрасывали с пьедесталов памятники вождю революции.

Был принят закон о декоммунизации. Но задолго до его выхода в основном она в городе уже прошла. Кроме порта и пароходства не уцелело ни одно предприятие – все были ликвидированы и отправлены в металлолом. Город превратился в большой торговый центр и густую цепь аптек. Сбили с некоторых зданий Герб Советского Союза. И всё ходили и ходили вокруг памятника В.И.Ленину, откладывая демонтаж со дня на день.

С этой скульптурой поступили по-божески. Подогнали мощный автокран, трактор с большим прицепом. Опутали памятник канатами и кое-как оторвали от пьедестала. Полдня ушло на эту операцию. Общественное мнение уже давно было подготовлено всем течением жизни на Украине, поэтому люди, проходя мимо, останавливались, долго смотрели на демонтаж памятника, и молча уходили. Так же поступил и я. Никто не возмущался. Опустевший пьедестал ликвидировать было труднее. Его в свое время отлили из бетона, пронизанного металлом. Неделю разбивали это сооружение при помощи мощной техники, поломав немало инструментов и приспособлений.

Цветут на месте пьедестала цветочки, посаженные работницами ЖКХ. Умер человек, заставший В.И.Ленина живым. Исчез памятник Ильичу. Уходит эпоха. А город продолжает жить! Преимущество его в том, что он очень далеко от Киева. И в другом: в нем бок о бок живут веками русские, украинцы, болгары, молдаване, гагаузы, евреи, цыгане и другие народы, всего более ста национальностей. Все они – патриоты своей местности.

 Выполняя закон о декоммунизации, горсовет переименовал несколько улиц. В это смутное время город усиленно занимается благоустройством и озеленением. Население гордится своим городом и довольно работой городского совета, возглавляемого местным жителем. Горожане строят «Европу» у себя дома и не ждут, что кто-то придет и сделает что-то за них.