Красный и Зелёный

Юрий Фейдеров
Сегодня я поехал по делам на автобусе. Редкий случай. С тех пор, как я купил свой первый автомобиль, я обычно сижу за рулём. Так быстрей и независимей. Хотя, за последние годы стало столько автомобилей на дорогах, что по длительности поездки сравнялись.
А сегодня торопиться было некуда. Можно было пройтись пешком, не задумываясь о времени, а «движение – это жизнь», решил я, отправляясь в путь.
Вблизи нас есть три остановки разных маршрутов. Я выбрал самую дальнюю. 
Шёл медленно. Дома собственников теперь отличаются не только заборами и воротами, но и въездом выложенным плиткой, газонами с цветами. Некоторые их поливают сами. Дантист нанимает ландшафтного дизайнера, которая периодически поливает, подрезает, подсаживает…

Сегодня жарко, очень жарко. Только 10 утра, а уже температура за +30.  Но народ, как будто бы не замечает палящего солнца. Ни одного головного убора, ни на женщинах, ни на детях. 
Автобус долго ждать не пришлось.  Удивительно, но внутри оказался работающий кондиционер. Пока такие автобусы редкость. Остановка конечная, поэтому я выбираю удобное для меня место.
Едем по закоулкам «Нового поселения». Так назывался этот район ещё с дореволюционных времён. Или в простонародии «Нахаловка». 
Обычно я выбирал маршрут, который идёт по центральным улицам. А сегодня мне удобнее попасть в нужное место именно этим.
Когда-то я жил в этом районе. Было это в далёкие семидесятые годы прошлого века. В то время я отслужил в армии срочную службу и жил первое время с родителями.

Я вернулся на прежнюю работу в НИИ. Меня приняли на работу, но при оформлении обманули, оформив приказом в другое подразделение, где не хватало специалистов моего профиля.
Сначала я обиделся, но потом привык, тем более, что здесь зарплата была больше.
А вскоре я заметил красивую девушку, которая строила мне глазки, как потом выяснилось, не только мне. Но тогда чувство соревновательности охватило меня.
Мимо «проплыло» здание покрытое белым сайдингом с большой красной вывеской наверху «Красный магазин». 

- Стоит ещё, даже название не изменилось, - подумал я, – А тогда он был просто магазин из красного кирпича, который потому и называли «Красный магазин». 
А в конце улицы стоял барачного типа магазин, шелёванный, покрашенный в зелёный цвет. И его называли «Зелёный магазин».  И при каждом ремонте цвет сохраняли.
Автобус доехал до конца улицы и остановился. Я увидел, что магазин ещё жив, только его оббили железными листами и покрасили в синий цвет. Но вывеска так и гласила: «Зелёный магазин».

- Вот дела! – подумал я, - сколько лет прошло, а время почти замерло.
Только по улицам  вместо низеньких, почти без цоколя частных домиков, появились, как редкие зубы у старика, двух, а иногда трёх этажные особняки, расплывшиеся на три сотки, купленные у прежних хозяев.
Но дороги вдоль улиц остались такие же узкие, что стоящие на обочинах машины, создавали преграду для встречных машин.
Воспоминания «накатили» на меня. Соревнование за красавицу я тогда выиграл и женился на ней. К сожалению, сговора между нашими родителями не получилось. Слишком разные оказались «слои населения», в которых они жили, а от этого и представления о спутниках жизни для своих детей.
Вопреки их советам мы расписались и отметили это событие сначала с моими родителями и родственниками, а потом поехали в городок в ста километрах, где жили её родители. Здесь было тоже подобие свадьбы. Но здесь все подарочные деньги тёща забрала себе.

Я удивился, ведь нам надо было платить за съёмную квартиру и как-то обустраиваться, а денег практически не было. Но в молодости не сильно обращаешь внимание на подобные неурядицы, когда влюблён, и счастлив.
Через некоторое время хозяйка заметила выпирающий живот моей жены и выгнала нас из квартиры.
- Мне здесь детский сад не нужен, - сказала она.
Я был в отчаянии. Но моя молодая жена сказала: «Когда захочешь, на чёрта вскочешь». И несколько дней после работы ходила по домам, искала квартиру.
Через неделю мы переехали во флигель частного дома.  Это был турлучно-набивной шелёванный домик из двух комнат по шесть метров с прихожей из досок. Здесь мы прожили четыре года.

Первый год всё было в новинку, радостно и счастливо. Потом начались непонятки, на которые я закрывал глаза.
Моя жена училась в техникуме на вечернем, я в институте тоже на вечернем. После рождения дочери начались споры, кому идти на занятия, кому сидеть с дочерью. Она хотела, чтобы я бросил институт, пока она закончит учёбу. Я отказался.
Я взял всю нагрузку на себя. Я работал и учился. Она только училась. Поэтому она вечером отвозила дочь днём к моим родителям, а я после учёбы забирал её и вёз домой. До родителей путь составлял около трёх километров. Автобуса приходилось ждать иногда более получаса. На такси денег не хватало. Поэтому часто я с работы шёл домой, потом на  детской коляске вёз дочь к родителям. А после работы забирал дочь от родителей и опять на коляске вёз её домой. На коляску я цеплял фонарик, улицы на Новом поселении освещались плохо. И это случалось в любую погоду. А осенью и зимой я, возвращаясь домой ночью, растапливал печку, чтобы не замёрзнуть к утру.

Так прошло два года. Наконец, моя жена получила диплом. Через год защищаться предстояло мне.
- Вот, что я тебе предлагаю, - сказал я своей жене. Мне предстоит сдавать курсовые, экзамены и потом писать и защищать диплом. Давай ты поживёшь у своих родителей эти пол года, пока я защищусь.
Так мы и сделали. Она уезжала с радостью в спокойную жизнь. Мне предстояла напряжённая учёба и работа.
***
Автобус довёз меня до нужной остановки. Я вышел под палящее солнце из прохладного салона.
Пока дошёл до нужного здания, вспоминал нашу жизнь. Она всплывала в голове отдельными картинками.
Вот я иду к водопроводному крану. Он находился на соседней улице, метров двести. У крана вижу очередь из двух человек. Пока дошёл, остался один. Погода хорошая, тёплое весеннее солнце приятно греет. К крану подходит молодой парень, лет двадцати. Моя очередь. Я хочу подставить ведро, но он отталкивает меня: «Моя очередь!» - резко говорит он.  Я удивлён, хотел возмутиться, но весеннее солнышко и расслабленное состояние души не возбуждает меня. Я спокойно жду, пока набирается его ведро. Чувствую в нём какое-то напряжение. У него только одно ведро. Оно быстро набирается и он уходит.

Потом я узнал, что на соседней улице жила семья тех знаменитых братьев бандитов «Фантомасов». А это был младший, заводила и организатор всех нападений. А было это за год до их последней вылазки, в которой они напали на кассира большого проектного института, похитили деньги…  Тогда это было большое событие. Но в сравнении с событиями 90-х оно уже не выглядит большим.
***
 Когда я женился, думал, что девушка из рабочей среды, выросшая в частном доме с большим огородом должна уметь делать всё. Это оказалось моим первым большим заблуждением. Она оказалась ленивицей и неумехой. Позже я понял, что и мать у неё такая же. Поэтому тесть с тёщей жили не в ладу между собой.
Но в молодости во мне было много энергии. Поэтому я делал большую часть домашних дел, не предъявляя ей претензий, прощая её.
Однажды вечером я жарил картошку, а она решила сходить в Красный магазин купить хлеба, колбасы или консервы. Её долго не было. Я уже начал волноваться, и собрался идти к магазину, как пришла она. Оказалось, что на неё напали двое. Но дело было так.

Она шла к магазину, а на тротуаре впереди стояли двое пьяных мужиков. Когда она обходила их, один размахнулся и хотел ударить кулаком в лицо. К её счастью он был так пьян, что промахнулся. Но в этот момент из-за угла вышли двое патрулирующих в этом районе милиционеров, и увидели всё это. Мужиков задержали  и отправили в отдел милиции. А её попросили пройти с ними, чтобы составить протокол. 
Потом приходила мать нападавшего, просила её забрать заявление…
***
Роды начались в ночь на 23-е декабря. Мобильников тогда не было. Я побежал к Красному  магазину, где было два телефона автомата. Один съел мою двушку. Второй оказался на моё счастье исправным. Две копейки провалились и в трубке зазвучал голос дежурной. Я объяснил ситуацию: «У жены острые боли в животе». Я не стал говорить, что она беременная и вероятно рожает. Так мне советовали опытные женщины на работе.  И пока я дошёл до дома, скорая помощь уже стояла у калитки. Поняв, что это роды, врачиха меня отругала. На роды должна выезжать другая машина. Но жену забрали и отвезли в 5-й роддом.

Через день жена показала мне дочку в окне палаты второго этажа. Я запасся биноклем, и  когда навёл резкость, вздрогнул.  На меня смотрело моё лицо,  но в миниатюре. Дочка родилась с волосами, поэтому сходство было удивительное.
Мои родители выручили нас. Они купили всё необходимое. Первую неделю после роддома мы прожили у них. Моя мама показала моей жене, как надо купать и ухаживать за новорождённой.
А потом все трудности легли на нас.
***
Было трудно. После армии я не вернулся в Новочеркасский Политехнический институт. В нашем НИИ, где я работал, существовал филиал Таганрогского Радиотехнического института. Это было мне ближе по специальности и по душе.  В армию меня призвали, не дав сдать летнюю сессию за второй курс. И мне пришлось снова начинать со второго курса.

Четыре дня в неделю были вечерние лекции. Мне это нравилось. После заочного обучения это организовывало. Но семейная жизнь с новорождённым ребёнком отнимала столько сил, что на учёбу их уже не хватало.
Утром работа, вечером лекции, а после надо было растопить печку, приготовить ужин, помочь с ребёнком и постараться выспаться.
Зимнюю сессию сдал с «хвостом». Но в это время сдружился с тремя сокурсниками. И последующие сдачи зачётов, курсовых и экзаменов стали проще. Мы организовали «Могучую кучку». Собирались вместе дома у Виктора и натаскивали друг друга. Готовили вместе шпаргалки. И уже не было «хвостов». А впоследствии даже троек.
***
Вскоре соседи узнали, что я могу ремонтировать телевизоры. Платили 2-3 рубля. Но по тем временам это было большим подспорьем. 
 Весной, когда было уже так тепло, что открытые двери прикрывала от мух только занавеска, за порогом я услышал тихое мяуканье. Я отодвинул занавеску. На пороге сидела кошка красивого серого цвета. Она посмотрела на меня и мяукнула. Я принёс ей что-то из еды. Она начала есть, а я вернулся в комнату. Когда я снова вышел в прихожую, кошка лежала на полу прихожей, как будто она здесь уже давно жила.
Я был уверен, что она потерялась. Опросил всех соседей по переулку. Но никто не терял кошек.
 
Так у нас стала жить очень умная и красивая кошка. Откуда она взялась?
Если она в доме ловила мышь, она съедала её без остатка. Но она ловила и крыс. Иногда по утрам, когда я шёл к калитке, я натыкался на тушку крысы с обгрызанной головой. Этим она демонстрировала нам свои победы, как будто говорила: «Вот, уберите, а то завоняется».
Хозяйка несколько раз забирала её к себе в дом, чтобы она половила мышей.
Только одного кота она допускала к себе. Я их часто видел рядом на крыше сарая или на газоне. Других котов она гоняла и била. Всех котят хозяйка топила. Но одного кота, самого большого оставила себе. Надеялась, что он будет у неё в доме ловить мышей.  Мы не раз наблюдали, как кошка учит своего котёнка ловить мышку. Но это не помогло,  кот оказался очень ленивым.

Спустя время я наблюдал, как переросший вдвое свою маму кот, лежит у ног своей хозяйки, которая сидит в кресле около дверей своего дома. А наша кошка выбегает из дома хозяйки с мышью в зубах. Кошка кладёт полуживую мышь около морды своего сына, надеясь, что он будет ловить и играть с нею, но кот абсолютно не реагирует. Мышь пытается бежать, кошка ловит её и опять приносит к морде сына, но реакции нет.

Очередной кошачий выводок хозяйка топит полностью в наше отсутствие. Кошка понимает это и следующий свой выводок прячет в глубине сарая.  Хозяйка находит его и там. Но одного котёнка кошке удаётся спасти.
Его я увидел только значительно подросшим. Я впервые видел  кота с коричневой шерстью. Он вырос в холодном сарае, поэтому шерсть на нём длинная, пушистая. Он похож на коричневый клубок. В руки не даётся, шипит и молниеносно прячется в глубине сарая, где его невозможно отыскать в заброшенной пыльной рухляди.
***
Пока жена училась в техникуме, мне не раз «доносили» соседи, что её провожают после занятий. Но в нашем районе было небезопасно ходить вечером, когда ей нужно было возвращаться домой. Поэтому я не слишком обращал на эти доносы внимания. Хотя однажды мне донесли, что она сидела с парнем на скамеечке и целовалась. Я в это не сильно поверил. Мало ли что привидится вечером.
***
Через два года моя жена благополучно завершила учёбу в техникуме. Она не работала,  сидела дома по уходу за дочерью.  Хозяйка из неё не получалась. Я был уверен, что девушка из простой рабочей семьи, живущей в частном доме, где всегда много работы по хозяйству, умеет всё. Но в данном случае мои представления оказались фикцией. Она ничего не умела, хотя уверенно бралась за всё.  А с маленьким ребёнком ей было удобно списывать своё безделие на усталость от забот для дочери.
***
По тем временам я зарабатывал неплохо, не менее 150-170 рублей. А три – четыре месяца в конце года по 350-360 рублей. Но этих денег никогда не хватало. Мне трудно было понять, куда они уходят. Тем более, что один – два раза в месяц она с дочкой уезжала к родителям. 
Только в день зарплаты я мог позволить себе покупки необходимых вещей. Однажды это было пальто. В другой раз туфли. Все остальные вещи мне дарили родители, замечая, что заношенность моих вещей.
Отъезды жены меня радовали. Они давали мне передышку. Я мог спокойно заниматься учёбой в институте. Готовить дома контрольные и курсовые работы.
***
Так мы прожили почти год. С моей женой что-то происходило. Всё чаще и чаще у нас случались ссоры из-за всяких пустяков. Но позже они начали перерастать в скандалы.  Понимая пустоту причин наших ссор, я спрашивал её, для чего она устраивает эти скандалы? Она не давала никаких ответов. А я не знал, что и подумать.
Вдруг однажды я обнаружил в шифоньере несколько  писем, перевязанных тесёмкой в пакет. Я не понял, чьи это письма, подумал, что это могли быть старые письма школьного периода. Я сам хранил письма от друзей школьников периода 8-10 классов.

Но спустя день или два, я достал пакет и прочитал одно письмо. Оно поразило меня. Какой-то Яков писал моей жене, что он постоянно вспоминает проведённые с ней два дня. Думает о ней и готов жениться на моей жене и удочерить нашу дочь. Он ждёт её развода и переезда навсегда к нему. Дата на письме стояла двухмесячной давности.
Когда жена вернулась от мамы, я достал из шифоньера эту пачку писем и спросил, что это за письма?
Она изменилась в лице и бросилась на меня пытаясь отобрать эти письма.  Я отдал их почти не сопротивляясь.
Сначала она пыталась пристыдить меня за то, что я читал чужие письма. Потом сказала, что это давнишние письма и ничего не значат.
***
Но всё чаще наши скандалы заканчивались её словами, что нам надо развестись.
Я уговаривал её не травмировать дочь, подождать пока она подрастёт, чтобы объяснить ей наше расставание.  Мне просто не хотелось быть оторванным от дочери.
***
Наступил последний год моей учёбы в институте. Надо было сдавать экзамены, несколько курсовых и выходить на диплом. Пришло  самое решающее время. 
Вот тут я сказал своей жене: «Ты получила диплом. Я помог тебе. Теперь ты должна помочь мне. Тебе надо поехать к родителям и пожить немного у них. Пока я завершу учёбу. А я буду периодически навещать вас».
Моя жена устроила очередной скандал, но когда я пришёл домой после работы, её с дочкой не обнаружил. Она уехала.
***
Тогда не было мобильников. Созваниваться с ней я не мог.  Но я обрадованный приглашал своих двух сокурсников к себе. И мы занимались подготовкой к зачётам и курсовыми работами.
Когда наступила поздняя осень, а у меня нечем было топить печку, мы перебазировались в квартиру моего сокурсника Виктора.
Возвращаясь домой, я спал одетый, включая электроплитку, которая к утру создавала некоторое тепло, позволяющее мне переодеться, позавтракать и уйти на работу.
***
Уже зимой, когда я вышел на диплом, а от холода стало совсем невмоготу, я перебрался к родителям. Здесь я мог не заботиться о тепле и еде и спокойно учиться.
***
Ещё осенью моя жена устроилась на работу. Ей дали комнату в общежитии.
Когда я приехал к ней на новый год, она со своими работниками сидела за столом. Она вышла ко мне и сказала:
-А зачем ты приехал?
- Как зачем? Проведать, я давно не видел дочь.
- Ну ладно, ты езжай к моим родителям, а я потом приеду.
- Когда потом? Сейчас будет последний автобус. Завтра что ли?
- Да, завтра.

Но тут подруга вышла из комнаты и стала звать её за стол, приглашая и меня. Я не отказывался, и мы сели праздновать. Я пил и присматривался к мужикам, понимая, что кто-то из них рассчитывал сегодня после пьянки переспать с моей женой. Вскоре после двенадцати мы ушли в её комнату. Было видно, что она недовольна моим появлением, хотя и пыталась скрывать это.
На следующий день я повидался с дочерью и уехал домой.
***
Когда я защитил диплом, я поехал за женой и дочерью. Но жена отказалась ехать со мной.
- Ты нас бросил, а теперь хочешь забрать обратно? Я тут устроилась на работу и не хочу терять её. Дочь я уже оформила в садик, а там что?
Мы опять поругались. Я чувствовал, что её тут держит ещё что-то, а точнее кто-то.
***
Я уехал, а через месяц она приехала ко мне. И мы продолжили жить в съёмном флигеле.
Наши отношения становились всё хуже с каждым днём. И я уже жалел, что позвал её к себе.
***
После окончания института я сразу же стал искать себе новое место работы. В НИИ не было перспективы получить квартиру, или хотя бы комнату в общежитии. НИИ не строил жилые дома. А нуждающихся в жилье было много.  Я обращался к коменданту общежития. Он сказал мне, что если профсоюз даст мне направление, то он поселит меня. У него было три комнаты свободные.
-В общежитии нет свободной площади, - сказала мне председатель профкома  Галина, с которой я работал в одном отделе ещё до армии.
Она производила тогда впечатление общительной и доброй девушки. Теперь она разговаривала высокомерно.
- Но там же есть три свободные комнаты, - удивился я.
- Там их нет. Я поговорю с комендантом, почему он даёт неверную информацию.
- А я могу стать на очередь на жильё?
- Я знаю, что у твоих родителей квартира из трёх комнат. Ты можешь жить с ними.
- Квартира «распашёнка». Там две спальни и общая комната. Мне с семьёй жить в общей комнате?
- Это вы сами разбирайтесь, как вам жить. А на очередь мы тебя не можем поставить.
***
Вскоре один из знакомых отца предложил мне место инженера в Проектном Бюро.
- Пусть приходит, - сказал он. – У нас бывают пустующие квартиры в старом фонде.
Неприятно рассказывать мои трудности перехода на новую работу и сложности поиска пустующей квартиры, но менее чем через пол года я получил одну комнату в коммуналке, как служебную квартиру.
Моя жена была невероятно довольна. Временно наши скандалы приутихли. Вскоре я даже смог стать в городскую очередь на жильё. Но даже эта комната нас вполне устраивала. В коммуналке было три комнаты. Две из них занимали муж с женой – старики. Мы вселились после капитального ремонта дома. Всё было побелено, покрашено, заменено. Общими были кухня и туалет. Ванны не было. Старики ходили купаться в баню на соседней улице, а мы к родителям.
***
На новом месте оклад инженера был заметно ниже прежнего. Но руководство мне предложило работать сдельно.  Они плохо знали меня. В первый месяц я выработал 160 рублей. Но мне заплатили только 140.  Я не понял, но начальник сказал, что потом  доплатит.
На следующем месяце я выработал 260 рублей.  Меня вызвал начальник отдела и сказал.
- У меня оклад 220 рублей. Я не могу допустить, чтобы мой подчинённый зарабатывал больше меня. Я могу подписать не более 200 рублей.
Сидящий тут же мой начальник сектора сказал, что у него оклад только 180 рублей, поэтому больше этой суммы он не подпишет.
- Но как я могу вырабатывать меньше, если проекты имеют сроки. И я должен их выполнять?

На следующий месяц у меня остались не закрытые работы. Начальнику сектора не понравилось, что я не сдал на выход проекты, и он придумал изуверский способ. Он стал снижать расценки.
Наша борьба привела к тому, что расценки за проект стали втрое ниже. Но я так систематизировал работу, что  ему приходилось закрывать мне наряды не менее, чем на 180 рублей.
***
А денег в семье всё равно не хватало.  Опять пошли ссоры и скандалы. Жена зачастила с поездками к маме. После её отъезда я находил в кухонном столе кастрюли с остатками заплесневелой еды.  Кучу нестиранных вещей. Все это достало!
***
Однажды я ушел на работы в хорошем настроении, мы уже несколько дней не ссорились.
Был тёплый сентябрь. Я получил аванс и планировал покупки, поход в кино.
Во дворе дома меня встретила соседка –бабуля.
- А вы  что, переезжаете?
- Нет, - а почему вы спрашиваете?
- Да утречком твоя жена подогнала грузовик, погрузила все вещи и уехала.
В недоумении я открыл дверь своей комнаты. Она почти полностью опустела. Стоял только сервант, купленный нам моим отцом два месяца назад. И какие-то вещи были разбросаны по полу.
***
Так меня бросила моя жена. В душе обида соседствовала с радостью, что наконец-то что-то решилось в моей жизни.
Я поехал к родителям. Рассказал им о произошедшем. Взял у них раскладушку и на такси отвёз её к себе.
Началась новая жизнь.
***
Спустя несколько дней жена наведалась ко мне, забрала одеяло и другие какие-то вещи. Тогда я и узнал, что она поселилась у своей подружки, которая купила себе пол дома в Железнодорожном районе.  Теперь я смог посещать дочку.
Жена считала, что она не может подать на меня на алименты пока мы не развелись. Но я завёл на её имя сберегательную книжку. И попросил бухгалтера перечислять на неё 50 рублей каждый месяц. В будущем это помогло мне без суда решить вопрос с алиментами.
Спустя месяца три, моя жена поругалась  со своей подружкой и та её выгнала. Пришлось моей жене увезти дочку к своим родителям. Так моя дочка оказалась далеко от меня на долгое время.
***
Жена подала на развод и осенью 1979 года нас развели с первого суда.  Так помог нанятый адвокат. Это повергло мою бывшую жену в шок.  Она надеялась выторговать в суде мою комнату, даже не понимая, что служебная квартира не может ей принадлежать.
***
Через четыре месяца я познакомился на работе с молодой женщиной. Бог дал мне счастье найти настоящую подругу жизни. У неё тоже первый брак оказался неудачным. Она имела трёхлетнюю дочку с белокурыми кучеряшками. Я понял, что судьба отняла у меня дочку, а Бог дал мне другую.
***
Спустя почти год мы стали жить вместе, а через несколько месяцев поженились. А ещё через год у нас родился сын, а потом и дочь.  Первые десять лет я удивлялся, что мы живём без ссор и обид.
Только наши родственники между собой не сдружились. Было между ними какое-то недопонимание. Спустя годы я понял, что причиной была моя сестра (золовка – змеиная головка)  и мама. Обидно это узнать, но никто из них это даже не осознавал. Теперь я понял, как трудно было жить с ними отцу. Он не признавал это. И только незадолго до смерти, уже больной, говорил мне об этом.
***
Вот и всё!