Внимающий тростник

Юрий Радзиковицкий
                Внимающий тростник

                В разглашении тайны всегда повинен
                тот, кто доверил её другому.
                Ж. Лабрюйер    
   
Всё началось, очевидно,  с того давнего дня, Миша, тогда ещё подросток лет двенадцати, в очередной раз остался дома один. Дело было в том, что его мама тогда работала поваром в ресторане и часто возвращалась очень поздно домой. Уже засыпая, он слышал, как она, вернувшись, тихонько подходила к его кровати, поправляла одеяло и уходила, тихо прикрыв за собой дверь. Потом из кухни доносился лёгкий перестук посуды и какие-то шорохи.  Затем всё стихало, гас свет, что ранее пробивался в щель под дверью его спальни, и  мальчик  засыпал: мама дома, и не надо ни о чём беспокоиться. Хотя надо заметить, что и в её отсутствие ему  мало приходилось волноваться. Он всегда находил, чем заняться. Однако среди прочих дел самым  постоянным занятием была лепка из глины с одновременным прослушиванием передач детского радио. По мере роста числа прослушанных передач росло и количество скульптурных изображений, вышедших из-под его искусных рук.  Юный Миша ваял  с увлечением фигуры тех героев, с которыми он познакомился в эти долгие вечера, и которые так ему понравились, что он не захотел с ними расставаться. Теперь  продолжали жить на  полках в его комнате. Тут были и пятнадцатилетний капитан, и Чингачгук – большой змей, и Том Сойер, и капитан Гаттерас,  и  Робинзон Крузо,  и Дон Кихот, и многие другие персонажи литературных произведений, которые хорошо известны тем, кто любит читать.  И вот сейчас маленький скульптор сидит за столом, а его пальцы проворно работают с  глиняной головой старого солдата  русской армии начала девятнадцатого века. На эту работу его вдохновило стихотворение М. Лермонтова «Бородино». Многие строки из него сразу ему запомнились, а вот эти так и вертелись у него на кончике языка.

Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась - как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой...

 И неудивительно, что когда диктор детской программы объявил, что сейчас будет прочитано стихотворение М. Лермонтова «Тростник», мальчик замер в ожидании новой встречи с уже любимым автором. И предвкушение удовольствия его не обмануло.  Сколько было в этом произведении  тайны, печали, грусти, чистоты и боли. А строки:

                Тростник заговорил  -
                То голос человека
                И голос ветра был –

просто очаровали его. Когда он потом рассказал маме об этой новой встрече с любимым поэтом, она ответила, что, конечно, М. Лермонтов -  великий поэт, но в стихотворении  «Тростник» он  не совсем оригинален. В литературе  давно до него известны истории с говорящим тростником. Скажем, ей памятен  греческий миф, в котором парикмахер фригийского царя Мидаса Каламис как-то узнал, что у его клиента ослиные уши. Зная, что если  расскажет  об этом кому-нибудь, то ему будет грозить смерть,  он выкопал  на берегу пустынной реки в земле ямку и тихо сказал в неё: «А у царя Мидаса ослиные уши!» И ему стало, наконец, спокойно: он освободился от тайны, которая измучила его. Ведь у всякой тайны есть противная особенность: она хочет, чтобы о ней как можно больше знали, и поэтому постоянно рвётся быть высказанной.  Это удалось ей и на сей раз. Из ямки  выросла тростинка и своим шелестом сообщила  народу Фригии об ослиных ушах  его царя. И тайна разлетелась по всей Греции.
 Мальчик, заинтересованный рассказом своей мамы, решил в  городской библиотеке разыскать сказки, в которых тростник был бы обладателем жуткой тайны.  К его удивлению, у очень многих народов были такие сказки. Например, у испанцев «Цветок страстоцвет», у португальцев «Принц с ослиными ушами»,  у русских  « Серебряное блюдечко и наливное яблочко», у персов «Говорящий тростник».  И в этих, и в других   сказках  «тростник, по словам А. Пушкина, был оживлен божественным дыханьем», что давало ему возможность восстанавливать  утаённую правду.
  Прошло с тех пор много десятков лет. Мальчик Миша вырос. Он стал Михаилом Николаевичем. Ему принадлежало  частное  почтовое отделениями.  Возглавлял мощную телефонную сеть и был постоянно занят. Но он старел, сил на  эту деятельность оставалось всё меньше и меньше. И он, наконец, решил отойти от дел, уйти на пенсию и заняться чем-то интересным, на что раньше не было времени. И как-то так получилось, что ни лепка, ни чтение книг, ни слушание радио – ничто из этого не доставляло ему  теперь особенного удовольствия. Нужно было что-то другое. Но что? Ответ на этот вопрос никак не находился.   И он уже подумывал о возвращении  в телефонную компанию, как случай помог ему. Однажды скуки ради он вечером перелистывал книгу высказываний великих людей. Эти мудрые мысли давно его удивляли своей глубиной и неожиданностью.  Прочитав несколько таких афоризмов, он непроизвольно остановился на одном из них.
   "Человек всего лишь тростник, самый слабый в природе, но это мыслящий тростник».
Это была мысль французского мыслителя Блеза Паскаля, которую он высказал более  350 лет тому назад. Но не сравнение властелина природы со слабым растением привлекло внимание мужчины. Ему тут  же припомнился тот вечер, когда он слушал стихотворение М. Лермонтова «Тростник» и последующий разговор с мамой, и его дальнейшие поиски сказок, в которых тростник творил бы чудеса.   Михаил Николаевич понял, чем он будет заниматься: а почему бы ему не стать тростником, внимающим  к чужим тайнам тростником. Вот какие мысли пришли ему в голову:
 - В  нашем городе очень много тайн. Ведь его население живёт  интересной, но загадочной жизнью.  Каждый горожанин хранит у себя в душе что-то такое, что, по его мнению, не должны знать другие.  И эти тайны изводят  своих хозяев, рвутся наружу, хотят быть высказанными.  Вот тут бы помог тростник, которому можно было поведать чужую или свою тайну.  Но где в городе, среди асфальта и домов, найти тростник. Днём с огнём не найдёшь. А тут появляюсь я: «Здравствуйте.  У вас есть тайна. Вы хотите от неё избавиться? Я к вашим услугам. Могу купить вашу тайну, могу просто так выслушать.  Но одно будет обязательно – никуда дальше ваш секрет не уйдёт. Он всегда будет только в моей голове. «Тайна вклада гарантирована»,  - как говорят в банках.  Уйдя от меня,  вы обретёте покой и свободу. Я думаю, что игра стоит свеч.
  Чем больше он думал над этой идеей, тем больше она ему нравилась. Вскоре решение было принято. И  вскоре на одной из улиц  города Н, на улице Тихих берёз,   на  маленьком  неказистом домишке появилась над дверью скромная вывеска:

                Внимающий тростник

    Избавляю от тайн, секретов и  сокровенного знания
                Цены по договорённости

   Если у  Михаила Николаевича и  были какие-то сомнения в успехе своего  начинания, то несколько последующих недель избавили его  от них. Сказать, что сразу хлынул поток тайн, было нельзя. Но тот тоненький ручеёк запретного знания вполне устраивал  его: он был постоянен и, казалось,  не иссякаем. Хранилище тайн, а это была только память «внимающего тростника», увеличивалось в своих размерах  и стало иметь весьма упорядоченный вид. Все тайны  в голове их хранителя были  распределены сначала по двум, как бы, полкам: детские и взрослые. И такой порядок был неслучаен: первыми, кто захотел избавиться от подобного «сокровища» были те, кто постоянно жил в мире многочисленных «нельзя», «не разрешаю», « тебе ещё рано», « чтобы и не
смел». Но некоторые из них смели и нарушали родительские запреты.  И появлялись тайны, неприятные, стыдные для большинства из маленьких обладателей ими. Вот одна из первых тайн, которую поведал живому «тростнику» с улицы Тихих берёз маленький мальчик.
   - В тот день я возвратился из школы домой очень озадаченный. Ведь мне и голову прийти не могло, что такое может произойти со мной.  С утра всё происходило как обычно. Я позавтракал. Мама дала мне денег на обед в
школе. И я, пообещав не задерживаться после занятий, умчался. Хотя я и спешил, но брошенный мною взгляд на витрину киоска, мимо которого я проходил ежедневно, заставил меня остановиться.  В  витрине стояла новая модель гоночного автомобиля. Это было что-то! Ни у кого из моих друзей такой ещё не было. Я представил, какой будет «отпад», если я принесу эту красоту  сегодня в свой класс. Решение пришло как-то само собой. Я быстро прикинул, что моих «подарочных» денег будет мало, но если добавить  к ним те деньги, что дала мама на обед, то всё у меня получится. Но каким  бы не было моё удовольствие,  полученное от восхищений моих друзей, увидевших такое сокровище у меня в руках, домой  я  шёл с  тяжёлыми мыслями. Все они крутились вокруг одной: «Сказать или  не сказать маме, что я потратил деньги не так, как надо было?»
   Встретив с улыбкой в прихожей, мама тут же позвала меня  на кухню обедать: она куда-то спешила, и ей надо было быстро меня накормить и тут же уйти. Я молча, стараясь не смотреть на маму, принялся за еду. А так как я с утра ничего не ел, то попросил добавки раз, а потом ещё раз. А вот этого никак нельзя было делать. Маму очень удивила моя прожорливость, и она спросила:
- Ты что не кушал сегодня в школе. Ведь такая твоя «объедаловка» обычно бывает только тогда, когда мы с тобой забываем про деньги. Но сегодня они тебе были даны.
 И тут у меня совершенно не по моей воле вырвалось:
- Конечно, кушал. Но сегодня на  уроке физкультуры мы так много бегали, играли с мячом и прыгали со скакалками, что мне школьного обеда оказалось мало.
- Это плохо, - сказала мама, прихорашиваясь перед зеркалом.- В следующий раз, когда у вас будет этот урок, не забудь взять что-нибудь поесть из дома. Хорошо?
   Сказав это, она чмокнула меня куда-то в ухо и убежала, и перестук её каблучков ещё некоторое время доносился с лестницы. Когда он смолк, я встал, взял из ранца злополучную модель. Я её уже ненавидел. Это она заставила меня обмануть ту, дороже которой у меня нет никого в мире. Я засунул  автомобиль куда-то среди  старых   игрушек: играть с ним  не собирался. А через пару дней   обменял его на книгу «Тайна кошки, которая исчезала», написанную Энид Блайтон. Мне тогда казалось, что как только виновница моей беды исчезнет, то всё станет как прежде. Не стало, и я понял, что дело не в ней, а во мне.  Вот почему я пришёл к вам. Возьмите мою тайну. Я не могу с ней жить. И мне ничего за неё не надо. Только освободите от неё!
  Михаил Николаевич внимательно посмотрел на этого славного мальчугана, в его широко распахнутые глаза, влажные от подступивших невольных слёз, и тихо заговорил, тщательно подбирая слова:
 - Ты правильно сделал, что пришёл ко мне.  Я постараюсь тебе помочь. Но дело в том, что без твоей помощи ничего не получится, - и, заметив недоумённый взгляд страдальца, продолжил.
- Дело в том, что есть тайны хорошие  и плохие.  Скажем, тот, кто украл что-то в магазине, не хочет, чтобы другие узнали, что именно он это сделал. Это его тайна. Он один знает, что нарушил закон: воровать нельзя. Все тайны, которые связаны с невыполнением законов, правил, норм и договорённостей -  плохие тайны.  Они всегда кому-то приносят вред. И твоя ложь маме создала такую плохую тайну.  И её можно уничтожить только правдой. И это можешь сделать только ты сам. Поэтому  предлагаю следующее. Я даю тебе за твою тайну столько денег, сколько  дала тогда тебе твоя мама. А ты на них купишь цветы и потом подаришь их маме, а затем  и  расскажешь ей правду. Думаю, что она поймёт и простит. Ведь она любит тебя.  И  у вас всё будет хорошо. Поверь мне. Весь в сомнениях парнишка покинул  невзрачное строение на улице Тихих берёз. А через день сюда зашла приятная молодая особа.  Отвергнув приглашение сесть и поведать свою тайну,  она обратилась к Михаилу Николаевичу:
- Спасибо, но со своими тайнами я не расстаюсь и справляюсь  с ними сама. Я пришла сюда по другому делу. Мне хочется сказать слова благодарности вам за то, что вы избавили моего сына от мерзкой  тайны. И в знак моей признательности примите этот пакетик пирожков. Когда я их сегодня испекла, он попросил отнести их вам, сказав, что вы живёте одиноко, и никто вам не печёт такие вкусные пирожки. А на  моё предложение, чтобы он сам отнёс, он тут же заявил:
- Если ты отнесёшь ему, то он сразу поймёт, что я уничтожил эту негодную тайну своей правдой.
- И ещё. Мне бы хотелось, чтобы вы разрешили нам иногда приходить  в ваш дом и доставлять вам маленькие, но приятные радости.
   После  этой истории  тайны стали делиться в хранилище на хорошие и на плохие. Время шло,  и «внимающий тростник» всё с нарастающим беспокойством стал замечать,  что плохих тайн становилось больше, чем хороших. Они накатывались на его жилище, как волны океана, мерно, одна за другой набегающие на берег, отвоёвывая у суши пядь за пядью. Такую же агрессию плохих  тайн чувствовал на себе  уже «страдающий тростник» под сенью всё тех же тихих берёз. Предательство, обман, кража, измена – вот с чем всё чаще и чаще приходилось ему встречаться, приобретая  новые тайны.  Он понимал, что это не означало, что в его городе тех,  кто хранит плохие тайны больше, чем тех, у кого имеются хорошие. Просто последние не хотят с ними расставаться. Например, тайна влюблённости в очаровательную соседку по подъезду в доме так наполняет радостью, что разве захочешь с ней, тайной, расстаться. Никогда!   И нечего обладателям подобных тайн делать на улице Тихих берёз.  А плохие тайны всё  прибывали и прибывали. Они начинали быть Михаилу Николаевичу  в тягость. Ему уже казалось, что пора отправиться на поиски  зарослей настоящего тростника на берегу какого-нибудь болота.  И поведать   десяткам, нет сотням тростинок все  мерзкие тайны, что так переполняли его  несчастную голову и терзали его душу. Но где ж в городе Н сыскать болото. Задача, конечно, была безнадёжная.  Но «внимающий тростник» был мудрым и находчивым. И вскоре над дверью его маленького строения, что на улице Тихих берёз, появилась  другая вывеска:

                Внимающий тростник

    Помогаю советами по избавлению от тайны при помощи  правды:
     «лучше всего тот живёт с тайной, кто её не знает»               

Ты спросишь, мой маленький друг, куда же делись  все те тайны, которые  уже были в голове у Михаила Николаевича? Он их через некоторое время просто забыл: они  же не были  его собственными тайнами. Все они были чужими секретами.  А их лучше всего забыть: всё хлопот меньше.
Кстати, а  у тебя, мой маленький друг, есть тайны? И не нужны ли какой-нибудь из них твоя правда и  твоя смелость, чтобы избавиться от неё навсегда?