Досье 45 - Турист

Василий Малык
1


Дядя Миша выставил пирамиду и повесил треугольник на специальный крючок в столе. Взяв красный шар в руку, он пошел к противоположному борту и, поставив его на стол, посмотрел на меня и сказал:
- Сейчас будем играть в «Москву».
- Пока что всё как обычно, - ответил я, посмотрев на расстановку шаров.
Старик на это ничего не ответил, встал в стойку и нанес несильный удар. Красный шар, попав в край пирамиды, немного подбил ее и улетел прямиком в угловую лузу.
- И сейчас всё по-прежнему, - сказал я с улыбкой и закурил сигарету, ожидая длинную «голевую» серию однорукого мастера.
- Убирай шар, - неожиданно сказал он мне.
- Что? - удивился я и посмотрел на довольного старика.
- Ты должен убрать один белый шар, - ответил он и, подойдя к лузе, достал из нее красный шар и вернулся обратно.
- Какой именно?
- А какой хочешь.
- Что прямо просто взять и убрать? – еще раз переспросил я, неуверенно поглядывая на стол.
- Убери шар! - приказал он, и, поставив красный биток на стол, встал в стойку. 
- Странно, - проговорил я и, немного подумав, взял шар, который ближе всего находился к лузе, и поставил его на специальную полку для шаров в стене.
- Молодец, - похвалил меня старик и, к моему удивлению, переставил биток в другое место.
- Красный можно ставить на любую позицию? – спросил я.
- Только вот досюда, - он прочертил кием воображаемую линию в пятнадцати сантиметрах от средней лузы.
Нагнувшись над столом, он нанес ещё один неотразимый удар. Красный шар с приданым вращением ударился в самый край белого шара и чётко отскочил в другую угловую лузу.
- Работай! - сказал он мне с улыбкой.
- Опять шар убрать?
- Не опять, а снова, - ответил он и пошел к лузе за красным битком.
Я подумал немного и, убрав ещё один шар, поставил его на верхнюю полку – счет стал два-ноль в его пользу. Расположение оставшихся шаров было не очень перспективным – практически все они находились в первоначальной пирамиде, причем так, что трудно было сыграть даже «свояка». Однорукий мастер долго высматривал что играть и закрывая один глаз прицеливался, продумывая траекторию. Наконец он решился и нанес удар. Биток слегка потревожил крайний шар, стоявший в углу пирамиды и ударившись в дальний короткий борт, а после в длинный, проследовал обратно. Я совершенно не понял задумку такого удара, но не стал задавать вопросов, так как настала моя очередь. Зная навыки старика, иногда можно было и вовсе своей очереди не дождаться. Я смазал кий мелком и прошелся вокруг стола. Играть особо было нечего, но я увидел более-менее подходящий вариант и занял стойку для удара, но тут дядя Миша сказал:
- Играешь только красным.
- Как красным? - в который раз за игру удивился я.
- В этом вся прелесть «Москвы», - хитро улыбнувшись сказал старик.
- Что, неужели всю игру надо бить только одним красным?
- Это тебе, Виталя, не в американку пьянчуг разных обыгрывать, - пошутил он, довольный собой.
Я перевёл взгляд с его кривой ухмылки на стол и несколько минут пытался переосмыслить новые правила. У меня возникло такое чувство, словно я оказался в совершенно неизвестном городе, не зная в каком направлении идти.
- Ну, ты будешь играть или нет? - спросил он, получая удовольствие от вида полной моей растерянности.
Играть только одним красным шаром было куда сложнее. Я обошел стол и взглянул на него. Он стоял не совсем удобно для удара - вплотную к короткому борту. Я хотел его переставить, но тут снова раздался самодовольный голос старика:
- Выставляешь его только когда забиваешь свояка.
- Да что за правила такие? - возмутился я, привыкший играть сразу всеми шарами.
- Просто играй и не нуди, - сказал он и подошел к столику, на котором лежали мои сигареты и стоял чайник чая.
- Ну, ладно, посмотрим, - проговорил я и направил биток в самую гущу шаров в надежде что он отскочит за счёт правого верхнего винта и упадет в лузу.
Задумка была хорошая, как и исполнение, но сила удара была недостаточной и шар, попав в лузу, просто застрял в ней.
- И что теперь? – я вопросительно посмотрел на старика. В «Американке» подобная ситуация решалась очень просто – противник либо забивал этот шар, либо выставлял его к борту.
- Играем дальше, - ответил он и оценив расположение шаров на столе подошел к лузе, где застрял биток и начал прицеливаться.
Он нанес такой же удар, как ранее я - поверх битка, и красный шар, ударившись в самый край ближайшего к нему белого шара, медленно покатился в дальний угол. Я внимательно следил за тем как он двигался к лузе и, к моему облегчению, он лишь ударился в нее и отскочил. Я вздохнул и пошел на позицию.
Мы нанесли еще по несколько ударов, прежде чем я обратил внимание на то, что дядя Миша играет совсем не так, как я ожидал от него. Он практически не наносил хлестких, размашистых ударов. В отличие от меня, он долго думал и несколько раз высматривал расположение шаров, как будто мы с ним играли на деньги. Возможно по этой причине, он быстро расправился со мной в первых трех партиях. В следующей партии я сделал определенные выводы, но ситуация не изменилась. После каждого его удара, красный биток оказывался либо в очень неудобной позиции, либо у противоположенного борта из-за чего мне приходилось непросто, и я допускал много ошибок. Проиграв практически в сухую шесть партий кряду, я начал подозревать, что он просто издевается надо мной и высказал ему свое недовольство по этому поводу.
- Это называется отыгрыш, балбес! – ответил он на мои подозрения и положив кий на стол, сел на диван возле столика.
- Что еще за отыгрыш?
- Иногда я забываю, откуда ты такой вылез, но потом вспоминаю откуда и понимаю, что тебе надо все разжевать, - проговорил он недовольно. – В этой игре, ты должен уводить биток для того, чтобы твоему противнику было неудобно играть. - Он подкурил сигарету и, затянувшись несколько раз, посмотрел со вздохом на меня. – Господи, почему ты с первого раза не понимаешь? Всё тебе надо разъяснять, рассказывать в деталях, во всех подробностях! – взмолился он, прочитав на моем лице недоумение. – Не отстанешь ведь пока все не узнаешь! – он отвернулся в другую сторону, продолжая курить.
- Куда уводить биток и как? – спросил я его, желая узнать, как нужно было правильно играть в эту разновидность русского бильярда.
Он устало посмотрел на меня и отпив чая, вздохнул и ответил:
- Короче говоря, ты играешь не только по лузе, но и так, чтобы увести биток в сторону и усложнить жизнь своему сопернику.
- Это то, что вы постоянно делали, когда биток укатывался к противоположенному борту? – спросил я, начиная понимать, что все шесть партий играл под его дудку. Он бил слабо и точно, не разбивая пирамиды, в то время, когда я бил сильно и раскидывал шары по всему столу, тем самым увеличивая вариативность игры для своего противника. Он посмеивался, забивая шары, а когда не было вариантов просто отыгрывался, ожидая от меня ошибки.
- Да, но это не так просто, - заметил он. – Ты не обратил внимания, а я при отыгрыше старался чтобы после соприкосновения битка с шаром, кто-нибудь из них коснулся двух бортов или биток попал в один борт, а шар ударился во другой.
- Ого! – удивился я. – Это же не реально чтобы…
- Это еще не все, - перебил он меня, - если нет таких вариантов, то можно рассчитать так, чтобы биток после удара попал в один борт и ушел за центр стола, либо чтобы прицельный шар перекатился за центр стола.
- Да как же это можно рассчитать?
- Думай, либо с тебя снимется один шар, если отыграешься не по правилам, - сурово сказал он и докурив сигарету предложил сыграть еще одну партию.
- Серьезные правила, - проговорил я и пошел к полке за шарами.
Последнюю седьмую партию я более-менее разобрался с тем как нужно было играть и уже не так просто дал разобраться с собой старику. В некоторые моменты игры я вёл в счёте и даже самонадеянно думал, что понял, как нужно играть, и что партия находится у меня под контролем. Сразу же за этим последовала расплата и при счёте пять – три в мою пользу, я в итоге проиграл восемь – пять, и не забил больше ни одного шара.
- Это шахматы, - сказал он, пожимая мне руку после игры.
- Это вы очень верно подметили, - согласился я.
- Здесь нужно думать на два-три шага вперёд. Так что завтра с утра вместо отработки ударов попробуй разыграй несколько партий в «Москву».
- Вы хотели сказать через три часа? - спроси я с улыбкой и показал ему на часы, которые показывали четыре утра.
- Каналья! – неожиданно выругался он и, немного подумав, сказал: - Короче, бери ключи, закроешь бильярдную, с утра приходи занимайся, только меня не буди, - он выразительно посмотрел на меня. – Закроешь потом и только после обеда приходи, растолкай меня, - он достал из кармана ключи и протянул их мне.
Это было очень неожиданно. Я принял ключи у старика и хотел выразить ему свою признательность за доверие, но не нашелся с каких слов начать. Пока я думал, он развернулся и ушел к себе, оставив меня наедине со своими мыслями. Было приятно осознавать, что однорукий мастер стал доверять мне, не смотря на все его колкости и замечания в мой адрес. Постояв немного у стола, я выключил свет и закрыв бильярдную, пошёл домой.
Ровно через три часа я вернулся обратно. Открыв заведение, словно хозяин, я сварил себе кофе, не спеша выкурил сигарету, и расставив шары начал играть в Москву. Это была очень непростая игра, в которой действительно приходилось думать на несколько шагов вперед, как в шахматах. Рассчитывать последствия каждого удара и, хотя бы примерно продумывать, где окажется биток. С то самого времени, как я научился играть в бильярд, я пытался просчитывал траекторию отскока шаров, но чаще это получалось случайно. Основной моей целью было забить шар и выйти на другой удар. О том куда покатится биток я не задумывался и даже не представлял, что это нужно было делать.
Я отыграл несколько партий с воображаемый соперником, выиграл его, выпил три чашки кофе, выкурил несколько сигарет и, как обычно, в отличном настроении пошел на работу, где меня ждало следующее дело.


2


Перед входом в участок стояли коллеги и курили. Я крепко пожал руку каждому и хотел пройти внутрь, как один из товарищей меня спросил:
- Виталя, скажи куда ты это последние полгода ходишь по утрам?
Я остановился и в легком замешательстве посмотрел на Александра, который и задал мне этот неожиданный вопрос.
- Да ничего особенного, - сказал я, быстро прокручивая в голове все возможные правдоподобные ответы, -  прочитал как-то в одной статье, что если плотнее и разнообразнее завтракать, то это может положительно сказаться на умственной деятельности и, вообще, в целом на функциональной подготовленности организма, - к счастью, я вспомнил прочитанную вчера вечером статью в газете и выдал ее без запинания. - Поэтому последнее время я больше времени трачу на завтрак. Да и Капитан особо не следит за моим графиком, главное дела стали раскрываться!
Коллеги выслушали меня с интересом и приняв мой ответ, одобрительно покачали головами.
- Ну и что, лучше стал себя чувствовать? - спросил меня второй любопытный товарищ по имени Олег.
- Чувствую себя более собранным, - ответил я, не моргая и приготовился к разного рода шуткам и подколкам со стороны коллег, как это обычно происходило у нас, когда кто-нибудь выделялся из общей толпы. Однако этого не произошло и вместо шуток, Александр на полном серьёзе спросил меня:
- Можешь принести эту статью? Хотелось бы почитать, а то я вообще не завтракаю.
- Так и работаешь, - тут же пошутил Олег.
- Ты сам трапезничаешь с утра что ли? Котлетки жаришь, да салаты нарезаешь? – хмуро задал ему вопросы Александр. - Времени у тебя свободного много? 
- Конечно, завтракаю, - не обращая внимания на раздражительный тон Александра, с улыбкой ответил ему Олег и оглянувшись на присутствующих добавил: - Полноценными двумя сигаретами!
Все кроме Александра засмеялись над тонкой шуткой. Он один стоял хмурый, посматривая на меня желая что-то еще спросить, но Олег не дал ему этой возможности, продолжив шутить:
- Причем одну скуриваю прямо в постели, чтобы проснуться, а вторую, чтобы пойти на работу!
- И потом целую пачку чтобы доработать до вечера? – с улыбкой спросил у него третий коллега Артур и сам же засмеялся от своего вопроса.
Александр даже не улыбнулся на их выпады и все же спросил у меня:
- Ну, так что, принесешь статью?
Я удивлённо посмотрел на него. Я ждал чего угодно от дознавателя уголовного розыска, любых шуток и саркастических уколов, но только не просьбы принести ему статью про завтрак.
- Серьёзно? – переспросил я его, уверенный в том, что подобной ерундой трудно было заинтересовать коллег по участку.
- Ты знаешь, последнее время я чувствую какую-то рассеянность, иногда забываю важные вещи и приходится записывать все на бумажки.
- Саня, тебе просто пора завязывать с бухлом, - улыбаясь, порекомендовал ему Олег.
- Да нет, Виталя прав, - серьезно ответил ему Александр. - Я где-то читал, что для здоровья нужно нормально завтракать, и чтобы с щитовидной в будущем не было проблем.
- Короче, бухать ты не бросишь? 
- С тобой брошу, - недовольно посмотрел на него Александр. – Я надеюсь, ты сохранил эту статью? – он перевел взгляд на меня.
- Да, она лежит у меня… - я чуть не сказал в столе, хотя на самом деле газета со вчерашнего дня лежала в мусорном ведре и, вспомнив об этом, я ответил: - Где-то лежит, надо посмотреть. 
- Я поднимусь, - сказал Александр и посмотрел на свою недокуренную сигарету.
- Давай, - ответил я и пошел в отдел с мыслью поскорее отыскать газету.
Быстро забежав на второй этаж, я вошел в отделение и громко поздоровавшись со всеми, проследовал к своему столу. Сев в кресло, я посмотрел под стол на свое полное мусорное ведро. Хорошо, что уборщица не заглядывала к нам под столы и все смятые документы были на месте. Я достал из ведра газету и, развернув ее перед собой, ещё раз прочитал статью про завтрак и неожиданно задумался. Вчера я никак не проникся этими простыми идеями употреблять разные каши и овощи с утра для того, чтобы повысить свою продуктивность, а вот после разговора с Александром я и сам призадумался. Мне, наверное, тоже стоило пересмотреть свой завтрак, состоящий только лишь из стакана воды и сигареты. Я еще раз посмотрел на статью, и тут в дверях показался Александр. Я вдруг понял, что не хочу отдавать ему эту полезную статью, так как сам нуждался в ней и запомнил не все рекомендации. Он приближался ко мне, а я не знал, как поступить, чтобы не вызвать ненужных подозрений.
- Сколько Белой дали? – поинтересовался он, подойдя ко мне и взглянув на развернутую газету, спросил. – Эта?
- Восемь лет. Да, - ответил я на два его вопроса и сообразив, как оставить статью у себя, вытащил разворот с ней и передав Александру, сказал: - Сделай ксерокопию, а оригинал верни обратно. Ещё кто-то просил почитать.
- Как скажешь, - безразлично сказал Александр, взял газету и пошел в канцелярию на первый этаж, где находилось многофункциональное устройство.
«Выкрутился», - подумал я про себя и достал из второго ящика папку с очередным делом, связанным с пенсионерами. Какой-то местный таксист по имени Чингиз подвозил пожилых людей до дома и по пути входил к ним в доверие. Он ненавязчиво начинал разговаривать и постепенно переходил от разных простых тем к волнующим слухам, ходившим в финансовой среде, о которых он знал от сотрудницы банка – своей хорошей знакомой. Он говорил, что скоро закроются несколько крупных банков, и чтобы не потерять сбережения нужно было срочно переводить деньги в другой банк.
Напуганные пенсионеры сами рассказывали ему имелись ли у них деньги в перечисленных банках. В ответ на это добродушный Чингиз, предлагал им простой, но действенный план. Необходимо было вместе срочно съездить за его знакомой финансисткой, которая могла проконсультировать куда лучше положить деньги и даже помочь это сделать. Пенсионеры соглашались, и дальше все шло по плану Чингиза.
Я открыл папку и взглянув на фоторобот таксиста с хитрыми маленькими глазами, хотел еще раз прочесть все заявления, потому как иногда случалось со второго или третьего раза обнаружить какую-нибудь важную деталь, что ранее ускользала от внимания. Разложив заявления на столе, я взял чашку и пошел за кипятком. Сделав себе кофе, я вернулся и хотел приступить к чтению, как вдруг возле моего стола нарисовался озабоченный Владимир.
- Турист! - заявил он, хлопнув папкой по моему столу.
- Новое? - спросил я, удивленно уставившись на него. – Неужели, Дмитрий вылез из подполья? – Я быстро взял у него папку и открыл ее.
- Его почерк! - уверенно подтвердил он.
Я внимательно прочитал заявление и посмотрев на Владимира, утвердительно кивнул ему головой. Это действительно был Турист, как мы его окрестили в участке. Он представлялся как Дмитрий Жемков и год назад фигурировал в нескольких делах о краже денег в туристических фирмах. Тогда мы не смогли выйти на него, так как кражи внезапно прекратились, и Турист залег на дно. И вот спустя год у меня на столе лежало новое заявление директора турфирмы, где на днях побывал Дмитрий. Я был уверен на сто процентов в том, что это был именно он. Опыт подсказывал мне, что проделывать такую сложную махинацию из года в год мог только один человек с хорошей фантазией и определенными знаниями.
Дмитрий приходил устраиваться на работу в одну из туристических компаний, где в ходе короткого собеседования предлагал директору отработать бесплатно одну неделю и наглядно продемонстрировать свои навыки. Он подкупал тем, что обещал показать на что был способен, а по окончанию срока предлагал директору самому решать, подходит он или нет. Ему, конечно, давали такую возможность, и за этот короткий срок он успевал продемонстрировать свои глубокие познания во внутреннем туризме, а иногда ему даже удавалось привести клиентов и продать тур. Как правило, после пяти-шести дней он входил в доверие и проворачивал то, ради чего и разыгрывал весь этот спектакль. В последний день своей работы, Дмитрий приходил расстроенным и просил у директора небольшой аванс на похороны своей матери, которая скоропостижно скончалась этой ночью. Все без исключения руководители шли ему на встречу и выдавали ему небольшую сумму от ста до трехсот долларов, предлагали отдохнуть несколько дней, после чего вернуться с документами для оформления в компанию. Дмитрий слезливо благодарил за оказанную поддержку, и перед своим уходом, утирая слезы счастья на глазах, обчищал бумажники своих новых коллег и больше не появлялся в конторе.
Таким образом Дмитрий Турист побывал в шести различных компаниях в прошлом году и «заработал» за это время около пяти тысяч долларов. Это дело вели мы с Владимиром и когда мы стали обходить все турфирмы в районе, где работал Турист, кражи вдруг прекратились. Мы не остановили поиск и продолжили допрашивать пострадавших, зная, что, однажды потратив украденные деньги ему придется вернуться к своему ремеслу, где мы и надеялись его встретить.   
Около месяца мы допрашивали сотрудников, которым довелось с ним поработать, и выяснили что во всех шести случаях он действовал одинаково. Судя по всему, Турист тщательно выбирал средние компании, где работало не менее двадцати человек. Показывал себя с хорошей стороны, демонстрировал отличные навыки установления дружеских контактов, входил в доверие за неполную рабочую неделю, после чего получал аванс от директоров и спокойно обворовывал персонал. Все пострадавшие отмечали его превосходное умение вести переговоры по телефону и отличные знания внутреннего туризма. Все в один голос соглашались в том, что он мог с легкостью сделать себе неплохую карьеру и зарабатывать хорошие деньги сидя на процентах. Однако Дмитрий не желал работать все двенадцать месяцев в году, зарабатывая воровством те же самые деньги за один-два.
В течение пяти недель мы с Владимиром обошли около тридцати турфирм в районе, где орудовал Турист. Проинструктировали всех сотрудников, оставили в каждом офисе копии фоторобота Дмитрия, объяснили, что делать в случае, если он у них появится, попросили передать коллегам в других турфирмах информацию о нем, и вручили каждому по несколько своих визиток. К сожалению, вместо того, чтобы снова взяться за дело через два-три месяца, Дмитрий по каким-то причинам просто залег на дно и нам так и не представился шанс поймать его. Я был уверен, что он должен был проявить себя в ближайшее время, однако этого не произошло и через полгода. Но, как я и предполагал, у него все-таки закончились деньги и ему пришлось вернуться к своей «работе». И в этот раз мне нужно было действовать аккуратно и обдуманно.


3


- Давай контакты директора! – крикнул я Владимиру, быстро прокрутив в голове имеющиеся сведения по делу и решив лично задать вопросы новому пострадавшему. Тупоухов передал мне его визитку, я посмотрел на адрес и увидев, что компания была недалеко, решил немедленно туда отправиться. - Со мной поедешь? – спросил я у него.
- Конечно! - ответил он с азартом.
К счастью, Владимир последние месяцы приходил на работу в форме, так что нам не пришлось тратить много времени на переодевание. Мы быстро забежали ко мне домой, я надел милицейский мундир, и мы отправились на автобусе в турфирмы. Ровно в десять часов были на месте, и я пожалел, что предварительно не позвонил директору, потому что он приезжал на работу только к одиннадцати часам. К счастью, нам предложили кофе, и целый час мы просидели на диване, листая туристические журналы. Ровно в одиннадцать приехал директор и, увидев нас, сразу же пожал каждому руку и пригласил в свой кабинет.
- Аманжол, - представился он, усаживаясь в свое большое кожаное кресло с высокой спинкой. 
- Старший лейтенант Боровский, мой коллега лейтенант Тупоухов, - представил я нас. - Мы пришли по поводу вашего заявления.
- Я так и понял, - ответил он, разглядывая бумаги на своём столе и, подняв голову, добавил: - Присаживайтесь.
- Скажите, Аманжол, Дмитрий оставлял вам какие-нибудь документы, адрес проживания или номер телефона? - спросил я у него, после того как мы сели.
- Ни номера, ни документов ничего, - ответил он, продолжая разглядывать кипу документов на своем столе.
- Почему же вы не взяли у него хотя бы копию удостоверения личности? - продолжил допрос я.
- Да как-то необходимости в этом не возникло, - ответил он, посмотрев на меня. - Приходил раньше всех, уходил позже всех, целый день разговаривал по телефону с клиентами. Я подумал, что наконец нашли хорошего сотрудника на внутренний туризм. А он такое выкинул! Мужику под сорок лет, а он такой хернёй занимается! – эмоционально высказался он.
- Другими словами, к вам может прийти любой человек, сесть за рабочее место, начать разговаривать по телефону, и вы у него даже документов не попросите? – поинтересовался я.
- Ну, в какой-то степени, да, - проговорил он, прислонив руку к небритой щеке. - Если он скажет, что пришел по объявлению устраиваться на должность менеджера по продажам в отдел внутреннего туризма. Расскажет обо всех известных направлениях и некоторых перспективных, что давно работает в этой сфере, проявит знания, а в конце предложит отработать целую неделю бесплатно, то, да.
- А можно взглянуть на это объявление?
- Да, конечно, - ответил он и, повернувшись на кресле к рядом стоявшей тумбочке, взял с нее несколько газет и передал мне. – Наши объявления обведены ручкой.
Я принял газеты и передал их Владимиру.
- Может быть, с кем-нибудь из сотрудников подружился и оставил свой номер телефона? - поинтересовался я, обратив внимание на то, что в турфирме работали одни только девушки. Я подумал, что вдруг Турист прокололся и завел отношения с одной из симпатичных сотрудниц, что сидели за компьютерами в основной комнате.
- Вроде бы ничего никому он не оставлял. Но вы лучше допросите их сами, - поняв, о чем именно я спрашивал, ответил он.
- Мы можем использовать для этого ваш в кабинет? 
- Прямо сейчас? - спросил он, изобразив страдание на лице и недовольно посмотрел на свои часы.
- Да. Постараемся уложиться за час.
Аманжол молча встал из-за стола и, выйдя из кабинета, обратился к своим сотрудницам: «Ребята зададут вам несколько вопросов по этому мошеннику. Ответьте на все вопросы, это важно». После он обернулся на нас и, слегка кивнув головой, проследовал к двери и вышел из офиса.
Я сел в его отличное кресло с поддерживающей функцией для спины и ощутил такой комфорт и удобство, что невольно проникся к работе директора туристической фирмы. Я огляделся кругом, взглянул на политическую карту мира, многочисленные сертификаты и слова благодарности в адрес компании, висевшие на стене и почувствовав рабочую атмосферу, попросил Владимира заводить сотрудниц по одной.
Сидя в шикарном кресле и делая пометки на листе, я не спеша опросил всех сотрудниц и, с сожалением отметил, что Дмитрий оказался профессионалом своего дела и не допустил ошибки. Никто ничего о нем не знал, и это в женском-то коллективе! Никаких личных сведений он не оставил о себе, где и с кем живет, женат или холост, есть ли дети, ничего.
Опросив последнюю сотрудницу, я скомкал исписанный лист и выкинул его в ведро.
- Пошли, - сказал я Владимиру со вздохом и мы, попрощавшись со всеми, вышли на улицу.
- Этот Турист очень хитер, собака! - сказал Владимир, закуривая сигарету. - Что будем делать? - он предложил мне пачку и вопросительно посмотрел на меня.
- Надо проверить все объявления туристических компаний, - задумчиво проговорил я и, достав сигарету, хлопнул тыльной стороной руки по газетам, которые он держал в руке.
- Виталя, у нас в городе более тысячи тур компаний, если быть совсем точным тысячу триста пятьдесят, - с видом знатока сказал Владимир. – Как ты их всех проверишь?
- Откуда такая точная цифра?
- Товарищ один у меня работает в турфирме. Говорит, сумасшедшая у них конкуренция и, несмотря на это, каждый год открываются новые компании, - ответил он, выдыхая дым кверху.
- Слушай, а мы можем использовать твоего товарища?  - поинтересовался я. - Можешь ему позвонить?
- Думаю, сможем. О чём попросить? 
- Пока не уверен, но надо чтобы он был на подхвате.
Владимир кивнул головой и достал телефон.
- Давай из участка, - сказал я ему, чувствуя, что решение было где-то рядом, и нужно было еще поломать голову над следующим шагом.
Мы докурили и пошли на остановку. К моему удовольствию, автобус приехал полупустой, и нам удалось занять задние сиденья у окон. Ехали молча, я усиленно думал над тем, как перехитрить Туриста и поймать его, а Владимир не моргая смотрел в окно.
В участке я внимательно изучил около сотни объявлений из трёх разных газет, которые мы взяли у Аманжола, и я пришел к выводу, что все они были практически одинаковыми. Везде требовались коммуникативные менеджеры по продажам с опытом работы, умением вести переговоры и заключать сделки. Работодатели в свою очередь обещали хорошие проценты, отличные условия для самореализации и карьерный рост. «Если он выбирает компании по объявлениям, то у него здесь непаханое поле», - с усмешкой подумал я, перескакивая взглядом со страницы на страницу. Дойдя до объявления, обведенной ручкой синего цвета, я еще раз его прочитал и, вдруг неожиданно для самого себя, заметил одну маленькую деталь. Аманжолу тоже требовался такой же внеземной одаренный менеджер, умеющий все, за исключением лишь того, что он ему нужен был в отдел внутреннего туризма. Я сменил позу на стуле и придвинулся по ближе к столу. Прочитав еще раз все объявления на этой странице, я нашел еще несколько компаний, кому требовались менеджеры в разные отделы, а не просто на работу. Я тут же вспомнил о том, что Турист предпочитал средние компании, но с большим количеством сотрудников, и возможно, что именно так он их и определял – если в объявлении требовался человек в какой-нибудь отдел, значит компания была не маленькой. Это была хорошая мысль, и я тут же достал визитку и позвонил директору турфирмы, чтобы проверить это.
- Аманжол, еще раз приветствую, это Старший Лейтенант Боровский, сегодня утром были у вас, - сказал я в трубку, - вы можете ответить на такой вопрос: если Дмитрий искал компанию в газете, то как вы думаете по какой причине он выбрал именно вас из тысячи объявлений? – спросил его я и заставил задуматься на несколько минут. Он молча дышал в трубку какое-то время и потом ответил, что скорее всего Дмитрий выбрал его компанию, потому что им требовался человек во внутренний туризм, а это было как раз именно то, в чем он хорошо разбирался. Я его поблагодарил за ответ и попрощался, напомнив, что он мог звонить мне по этому вопросу в любой момент рабочего времени.
Положив трубку, я быстро вскочил со стула и прихватив газеты, направился к столу Владимира.
- Боб, срочно звони своему знакомому! - сказал я ему, оперевшись руками на его стол.
- Что сказать? 
- Объясни вкратце в чем дело, скажи, что целый год не можем поймать человека, который наглым образом обкрадывает туристические компании. Это должно его заинтересовать, - я важно поднял указательный палец   вверх. – После попроси его разместить во всех этих газетах объявление о найме на работу, - я положил перед ним газеты. – Скажи, что мы в течение месяца вернем ему деньги за данные объявления, только пусть обязательно возьмёт документы или чеки. Текст объявления я сейчас сам накидаю, а ты пока звони, спроси у него какая сумма нужна будет и пиши «служебку» на ее получение.
Владимир молча кивнул мне головой и взял свой телефон в руки, чтобы позвонить. Я не стал стоять у него над душой и вернулся за свой стол, чтобы составить текст. В голове крутились многочисленные одинаковые объявления, на которые Турист бы не обратил внимание, и те немногие, которые бы заставили его задуматься. Я попытался представить себя в роли Дмитрия и подумать о том, какие слова меня бы точно заинтересовали. Думая, как преступник, я составил несколько вариантов и откинувшись на спинку стула, закурил. Пока я выбирал из двух реалистичных вариантов, которые бы не вызвали подозрения у Туриста, ко мне подошел Владимир и сказал, что он договорился со своим другом. С улыбкой на лице он добавил, что его товарищ, как только услышал про Дмитрия, сразу же сказал, что окажет нам любую помощь в его поимке и не возьмет ни копейки от нас, так как один партнер его близкого знакомого уже пострадал от его рук.
- Отлично, - ответил я и, взяв у Владимира телефон его друга, продолжил думать над текстом.
В итоге я потратил еще около часа и остановил свой выбор на таком объявлении: «Требуется менеджер по продажам в расширяющейся отдел внутреннего туризма». Я подумал, что это достаточно простое, но в тоже время информативное сообщение, которое не вызовет подозрений у Туриста и поможет ему определиться со следующей компанией. Я аккуратно переписал его на чистый лист и позвонил другу Владимира.
- Добрый день, Константин? – спросил я и услышал утвердительный ответ, - это старший лейтенант Боровский, коллега Владимира. - Он ответил, что ждал моего звонка и внимательно слушает. - Я подготовил объявление, нужно будет указать номера вашей компании, добавить, что вы можете предложить сотруднику, какие именно условия, и разместить его в трех газетах. Кроме этого, мы в течение часа приедем к вам с Владимиром. Да. Необходимо проинструктировать персонал, а также изучить фоторобот Дмитрия. Нужно как можно быстрее разместить объявление в газетах, - сказал я и, продиктовав ему текст, положил трубку и пошел к Владимиру.
- Выезжаем! – сказал ему я, собрал газеты с его стола, и мы отправились в очередную турфирму.
Добрались до компании с двумя пересадками и с небольшой толкотней. Непонятно было куда люди едут в самый разгар дня. В самой компании мы провели около часа. Собрали всех в одной большой комнате, раздали фоторобот, рассказали, что Дмитрий за человек и как себя вести в случае, если он появится в офисе. Проинструктировав персонал, мы оставили только один фоторобот у Константина и поехали обратно в участок. Вернувшись на работу, я сказал Владимиру, что пойду домой переодеться и займусь старым делом, а сам быстро заскочив домой и сменив одежду, с хорошим настроением пошёл в бильярдную.
Легкой походкой я прошел через пустой парк с пожелтевшими листьями на деревьях, прямо к зданию, которое уже стало мне родным. Войдя в бильярдную, я увидел молодых людей за одним столом и дядю Мишу за баром. Он сидел на высоком стуле и с любопытством смотрел на то, как парни пытались играть. Увидев меня, он улыбнулся, но я уже знал, что его добродушная улыбка была адресована не мне, а сигаретам во внутреннем кармане. Подойдя к нему, я вместо приветствия достал пачку и положил ее на стойку. Он сначала вскрыл пачку, достал сигарету и, только вставив ее в рот, протянул мне руку и поздоровался.
- Ну, как ты, Виталя? - спросил он, подкуривая сигарету. 
- Да, все нормально, - ответил я, и, вспомнив, что мне удалось расставить капканы на Туриста, улыбнулся.
- Пацанов не хочешь поучить? – спросил он с ухмылкой и, кивнул головой в сторону стола, за котором они играли.
- Сперва нужно самому научиться, - уклончиво ответил я, вспоминая основные правила игры в «Москву».
- Давай, давай, разминайся, - подмигнул он мне.
Я направился к дальней стене где висели кии, выбрал себе подходящий и пошел осваивать новые правила игры.
Следующие три дня я провел в отпускном формате: часами я работал над своими ударами в бильярдной, а в небольших перерывах заходил на работу, чтобы покурить и поболтать со своими коллегами о работе, о жизни и о важности завтраков. Я думал, что несколько месяцев придется подождать, пока Турист не клюнет на объявление, и, возможно написать новое, но, к моему удивлению, уже на третий день позвонил Константин. Волнующимся голосом он сообщил мне, что Дмитрий пришёл устраиваться к ним на работу и что он у них в офисе. Меня так ошеломила эта новость, что я несколько секунд просто не мог сообразить, что от меня требовалось и тупо молчал в трубку. Возможно, мой ступор можно было объяснить тем, что я сам не до конца был уверен, что этот план сработает. Константин терпеливо ждал моего ответа на том конце провода, наверное, представляя, что я молниеносно отдаю приказания оперативной группе собираться и выезжать на задержание. «Алло, Виталий?» - спросил он через некоторое время, видимо, подумав, что оборвалась связь. Я тут же вышел из ступора и перестал смотреть в одну точку в стене. Я резко ему ответил, что мы выезжаем и положив трубку, постарался настроиться и хлопнул ладонями по столу. Вызванный громкий звук привлек коллег по отделу, они вопросительно посмотрели в мою сторону, а я почувствовал прилив сил, встал и крикнул Владимиру, что нам пора ехать. Он посмотрел на меня и мгновенно все понял. Кинув ручку на стол, он зловеще улыбнулся и проверил количество патронов в обойме своего пистолета. Я невольно улыбнулся от его боевой реакции, и вы вместе отправились в турфирму.
У входа в компанию мы разделились – я пошел внутрь, а он остался караулить у двери. Я проверил свой пистолет и, войдя в офис, сразу же уперся взглядом в худощавого, лысеющего мужчину лет сорока, сидевшего у стола с одной из девушек, лицом к выходу. Мы встретились глазами, и я отметил про себя, что на этот раз эксперт криминалист и компьютерная программа постарались на славу - фоторобот был составлен просто идеально. Дмитрий не выдержал мой суровый взгляд и повернул голову на девушку, которая, судя по всему, должна была принять его на работу. Я прошел в центр комнаты и жестами показал остальным сотрудникам, чтобы они потихоньку вышли на улицу. После того, как все вышли, кроме Константина, который закрылся у себя в кабинете, а Турист даже не повел ухом, я подошел к двери и закрыв ее, обратился к нему:
- Ну, что, Дмитрий, снова устраиваешься на работу?
Он с удивлением посмотрел на меня, и абсолютно спокойным голосом спросил в ответ:
- Вы у меня спрашиваете?
- Да, Жемков, у тебя, - ответил я, совсем немного сбитый с толку его искренностью.
- Меня зовут Андрей, - продолжил он свою игру.
- Хорошо, Андрей, - проговорил я и подошел поближе к нему. – Боровский, старший лейтенант, оперуполномоченный УВД, - представился я и показал ему свое служебное удостоверение. – Ты задержан по подозрению в мошенничестве и поедешь со мной.
- Ну, вы же сказали - Дмитрий, а меня зовут Андрей, значит, вы ошиблись, - добродушно улыбнулся он, словно и в самом деле был другим человеком, - я просто пришел устраиваться на работу…
- В отдел внутреннего туризма? – перебил я его, но и тут не застал врасплох, потому как он просто ответил:
- Да, а вы как догадались?
- Ну, так я же сам лично составлял объявление, - ответил я и пристально взглянув в его глаза, в третий раз за пять минут удивился хладнокровию Туриста.
- Серьезно? Милиция нанимает людей в турфирму? – с улыбкой спросил он.
- Да, но только тех, на кого составлен фоторобот и написаны заявления, - сказал я и сделал шаг в сторону кабинета Константина, чтобы взять у него портрет и посмотреть, как Турист отреагирует на него, но в этот момент он, наконец, дрогнул. Дмитрий вскочил со стула и, рванув к двери, хотел толкнуть меня руками в спину. Он решил свалить меня на пол, ведь он не знал, что у меня был синий пояс по дзюдо. Я увидел его рывок боковым зрением и, сделав шаг назад, схватил его за его вытянутые в мою сторону руки и бросил через бедро. Бросок получился эффектным – он сделал сальто и ударился спиной об пол, но не эффективным – Турист не растерялся и, приподнявшись, ударил меня кулаком в пах. Я выдохнул и согнулся пополам от тупой пронизывающей боли. К счастью, на улице стоял Владимир, который занимался боксом. Чуть позже я узнал, что он гораздо эффективнее меня встретил Дмитрия «двойкой», после которой Турист пришел в себя только в участке.

19.08.2017

Продолжение следует…