Цивилизация медленно сходит с ума

Марианна Курагина
Известный казахстанский философ со своими новыми, неожиданными понятиями известен и на Проза.ру. Я предлагаю вам одну его замечательную статью:

Цивилизация медленно сходит с ума

Безумие современного мира, стремящегося к бесконечному обогащению, факт признанный. Признать это — это необходимое теоретическое условие, а понять — это нечто совсем другое. История придумала один уникальный способ, чтобы разрушить цивилизацию, созданную капитализмом. В конце концов, на основе высокой технологии она каждого привязала к деньгам и тем людей сделала безразличным к окружающему их миру, в том числе и друг к другу. Тем самым люди сосредоточились на себе и перестали воспринимать  окружающее. И куда-то расплылась вся красота жизни и все непреходящие человеческие ценности, которые когда-либо были созданы человечеством. И видя только себя  и единственную опору, люди стали быстро деградировать в этих отношениях. Если история миллионы людей загнала в эти условия, в условия полного отчуждения, значит она их не выведет из них. Люди из этой парализации, следовательно, так или иначе, должны выходить сами. Во всяком случае, в одиночестве они уже обречены.

Люди всегда действовали и действуют сознательно, руководствуясь ложными или правильными понятиями, действовали сообща. И современное безумие — это просто разъединение и расформирование современной системы, называемой капиталистической. "Реформаторская" же деятельность есть на самом деле открытая девормация, которая направлена, очевидно, только не на обновление, а является просто бессознательным расформированием.


Если человек, предоставленный себе и живущий, как ему заблагорассудится, свободен, то что в нем осталось? В нем нет ничего, кроме внутреннего рабства — невежества. Невежество это вырабатывалось веками. Но люди никогда не были такими безумными, как сегодня. Но и свободным, как сегодня, он тоже никогда не был. И скоро ли он задумается, что все богатство мира скрыто в  нем и что именно оно может развиваться, открывшись для каждого? Человек — продукт истории. Больше того, он цель истории. И в отличие от обыденного взгляда, наука это уже установила давно.

Не мало находятся людей, которые на основании наблюдения утверждают о вырождении человека как вида. Речь идет о дегенерации. А все это означает конец. И почему же эти люди так заинтересованы разложения капитализма выдавать за вырождение человека вообще? Между тем мы действительно имеем дело с деградацией, принявшей всеобщую форму в распаде капитализма с историческими причинами его одряхления. Можете называть это и его вырождением. Но и перерождение человека происходит не так просто.

Действительно, до сих пор нет объяснения тому явлению, что называют деградацией. Его связывают с сознанием людей, их волей. Опускается человек по своей доброй воле и поднимается тоже. Одни достигают высоких успехов и стремительно идут в гору, а другие топчутся на месте. А третье падают и исчезают. Между тем люди уже с недоумением взирают на это явление, которое принимает уже массовую форму, и не могут его взять в толк. Привычные способы интерпретации нас уже не могут удовлетворить. Беспричинно человек не опускается и не падает. А некоторые летят с высоты. Мы стоим на вершине, со всех сторон окруженной обрывами. Любой может сорваться в любую минуту c этой скалы. Часто многие прикрываются деньгами, властью, а внутри все пусто и воет волком. Когда писал эти тексты, об этом явлении я знал еще мало. Но я хорошо понял одно: в этом мало вины человека как субъекта и объекта общественной и государственной манипуляции. Это само по себе чудовищное безразличие к человеку и глумление над его жизнью, обусловленное безграничным эгоизмом того же человека, порожденным денежным рабством. Я не хочу вдаваться в историю эгоизма. Но так или иначе в деградации умирает эгоизм, столь глубоко коренящийся в нас. И так долго воспитанный историческим развитием человека. Полная разобщенность людей, которая достигла предела, есть обострение эгоизма. И впервые над человеком нависла угроза его гибели в деградации. Человек странным образом из активного существа превращается в пассивное. Но это не значит, что человечество задумало таким образом покончить собой. Впереди нас ждет новое объединение людей, к которому общество перейдет именно под принуждением внутренних противоречий общества. Не случайно обостряются межчеловеческие, межиндивидуальные и межличностные противоречия. И они требуют познания человека, человека, вобравшего в себя весь мир и являющегося его субъектом.
Новое объединение людей поэтому формируется только сознательно, на основе глубоких знаний о человеке истории его развития. Можно говорить о какой угодно истории и изображать ее с какой угодно позиции. Но история остается историей развития человека. Общество человеческое до сих пор продвигалось и продвигается теперь за счет людей. И это образовало историю развития человека. И сегодня мы это просто непосредственно ощутили и начинаем понимать, что деградация человека есть, в сущности, деградация жизни на земле. И что миру, скроенному по меркам различных исторических фигур, действительно пришел. И в эпоху интеллекта люди уже должны понять, общество может продвигаться дальше, вперед только сознательно. И только с точки зрения человека. Только сознательно оно может выходить и из кризиса, остановив деградацию человека. Оно формируется, по моим предположениям, только из продуктов распада, т. е. из людей, лишенных всего. Когда-то, в ходе распада феодализма, из таких людей формировался класс пролетариев, сложившийся основным классом буржуазного общества. В наше время распад обусловлен деградацией человека, а не неким таинственным падением производительных сил. Социализм давил на человека, выходившего из капитализма. И раздавил его. Современное же общество, называемое рыночным, продолжает его давить. И в этом, бесспорно, оно достигла кульминации и теперь торжествует, превратив его в раба, уничтожающего себя сам.
Современное общество, в своем попятном движении оказавшееся на уровне средневекового состояния, всем своим строем изуродовало и искалечило людей, пичкая их алкоголю, наркотиками и другими ядами, дающими баснословные прибыли их производителям и распространителям. Если отвлечься от экономических и других социальных причин, только одно это уже приняло форму самоуничтожения человека. Эта система изо дня в день превращает людей в бездушных монстров и равнодушных денежных воротил и тем создает разнородный контингент людей. Если в этой неопределенной системе на одной стороне жизни живут люди на уровне утробного состояния капитала и ежедневно выхолащиваются спекуляцией и изнурительной торговлей и ежедневно опустошаются дикой эксплуатацией и нескончаемой борьбой за выживание, то на другой стороне жизни появляется контингент людей, опустившиеся на уровень первобытного состояния, люди, совершенно свободные от принципов и норм современной цивилизации. Состав этого контингента людей разнороден и по социальным, и по возрастным, и по половым признакам (мои выводы. Людям, стоящим на краю пропасти, сегодня легче оказаться здесь, чем подняться на вершину, карабкаясь по тернистым скалам).
Говорят, что эти люди утрачивают адаптацию, и общество с ними не может делать ничего. Эти люди в буквальном смысле есть люди, обреченные и которые не имеют ничего, кроме желания простого уцелеть, иначе говоря ими двигает элементарный животный инстинкт самосохранения.
Жестокость, проявляемая современным обществом, обнаруживается здесь, ибо здесь может оказаться каждый и сегодня никто от него не застрахован. Потому что оно является необходимым продуктом распада. И его предопределило социалистическое развитие, методически деформировавшее способности людей, и притом не какие-либо, а именно способности к отдельному существованию, насаждая коллективизм. В этом состояло историческое призвание социализма: разложить коренного отношения человека к человеку, воспитанного капитализмом на протяжении столетии и сделать его неспособным жить по капиталистически, в котором стремление к отдельному существованию лишится смысла. И объективно возникает условия нового объединения.
Как коллективное существо человек формируется только в коллективных отношениях. И в этом процессе развиваются прежде всего его способности к коллективной жизни. Но эти способности не могут сложиться, пока человек способен к отдельному существованию и может выживать в одиночку. Наша система сегодня устроена так, что мы хотим быть счастливыми в своем эгоизме, одним снимая свою шляпу и поклоняясь, а других взирая с высоты и презирая. Лишь с полным разложением этих способностей человек оказывается в состоянии, описанном выше, и утрачивает адаптацию и, сам того не сознавая, бежит от современной цивилизации. Это уже сейчас принимает массовую форму проявления.
В силу неудержимого характера распада, происходящего на уровне всех отношений общества и людей: семейных, брачных, воспитания, образования и т. д. число этого контингента людей растет и напоминает нам страшную раковую опухоль, разъедающую тело общества в глубоких и скрытых пластах его тканей. Этот контингент людей собирает всех, кто бежит от современной цивилизации и ее жестокостей. И если одни отравляют жизнь, находясь в глубине пропасти, то другие отравляют ее, находясь на вершине, с которого они падают и попадают не в рай, а прямо в самый настоящий ад. И когда сегодня люди говорят о райе и аде, то они имеют в виду то, что им рисует их воображение, а не эту уродливую реальность с ее самым отталкивающим безобразием.
Это не бомжи, как их именуют теперь, а свидетельство того, что общество, в своем обратном движении уже оказавшееся на уровне средневековья, погибает, опускаясь на уровень первобытного состояния. Они нам наглядно показывают, во что в итоге превращается наше общество в своем слепом движении, гоняясь за деньгами — в общество, в котором не нужно трудиться, ибо нет производства и парализована деятельность человека.
Таким образом, современное общество, идущее назад, постоянно производит и воспроизводит условия своей собственной гибели, парализуя деятельность людей и подавляя их активность во всех отношениях, предоставив каждого "деланию денег". Поэтому здесь все направлено на деформацию и уничтожение. Что это общество уже не способно заботиться о своих гражданах и оно утратила свою необходимость, это видно из того, что люди брошены на произвол судьбы и каждый выживает как умеет.
Так в результате разложения старого общества создаются субъективные и объективные предпосылки перехода общества к другой, боле высокой форме жизни, которая, естественно, не может родиться блаженно и тем более бессознательно.