Свой среди чужих, чужой среди своих

Томас Твин
                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

                Содержание Библии многопланово и здесь рассматривается лишь его исторический аспект.
                Все, что описано в ней, случилось, но не все, что случилось, описано.
                Нужна, стало быть, историческая реконструкция, восстанавливающая события во всей их полноте.
                ТО, ЧТО В ИТОГЕ ПОЛУЧАЕТСЯ, РЕВНИТЕЛЯМ ДОГМ ЧИТАТЬ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ!!!


                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *


ПРИШЕЛ К СВОИМ, И СВОИ ЕГО НЕ ПРИНЯЛИ

Из дальних странствий возвратясь, Иисус неожиданно объявляется в Вифаваре у Иоанна Крестителя. Этот знаменитый проповедник сыграл важную роль в судьбе начинающего Мессии. Новый Завет не позволяет твердо утверждать, что Креститель был наставником Христа, но «несимметричность» их отношений заметна в целом ряде эпизодов:

      • Иисус сам приходит к пророку, чтобы тот исповедал и крестил его [Мф 3 13].
      • От Иоанна Иисус получает своих первых учеников (Ин 1 40).
      • Когда Иоанн начинает сомневаться в своем протеже, тот вынужден оправдываться перед Иоанном [Мф 11 2-6].
      • После визита учеников Крестителя, Иисус начинает славить Иоанна [Мф 11 7-14].
      • Иисус употребляет некоторые выражения Иоанна*.
      • Со своей стороны, Креститель превозносит Иисуса (Ин 1 27), но не спешит поклониться ему или стать его
          учеником.
          Так в Вифаваре Предтеча стоит в окружении народа и/или учеников и, не трогаясь с места, смотрит на
           идущего к нему Агнца Божия. А ведь он уже знает, что к нему приближается Сын Божий
           собственной персоной!
           И на следующий день, увидев проходящего Агнца, пророк не бросается вслед, а просто указывает на
           него двум ученикам**.
           Позднее, в Еноне Иоанн и Иисус не объединяются и крестят народ порознь.

-----------------------------------------------------
     *Иоанн: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную», «Отец любит Сына и все дал в руку Его». (Ин 3 35-36)
                Иисус: «верующий в Меня имеет жизнь вечную” (Ин 6 47).
               «Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам» (Ин 5 20)
               «Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет» (Ин 6 37)
               «Все предано Мне Отцем Моим» (Мф 11 27)
   **«На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот
                Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом.” (Ин 1 35-37)
-----------------------------------------------------


С самого начала за отношениями Иоанна и Иисуса скрывается какая-то тайна.
Трудно поверить, что на крещении в Вифаваре Иоанн действительно не узнал своего необыкновенного родственника, о котором ему наверняка не раз рассказывали родители. Еще в утробе Елизаветы 6-месячный эмбрион Предтечи легко опознал едва зачатого Господа без всякой помощи голубя и гласа небес*. Да и первые реплики, которыми перед крещением обменялись Иоанн и Иисус, совсем не похожи на разговор двух незнакомых людей**. И тем не менее, Предтеча утверждает, что не знал пришельца (Ин 1 31-33).

Этот пламенный пророк-обличитель изо всех сил пытается выполнить свою миссию. И иерусалимских фарисеев, и своих учеников он заверяет, что крещением в водах Иордана предуготавливает народ к приходу неведомого Мессии. Однако его напор резко слабеет, как только этот Мессия появляется. В результате предуготовленный народ Христа просто не замечает: восторженные толпы не окружают его, чистые юноши наперебой не умоляют взять их учениками... Только сам Иоанн видит голубя-Духа, ниспосланного свыше, а Божий глас и вовсе пропадает втуне (по крайней мере, евангелисты не отмечают никакой реакции на него***).

Уже вся Иудея и вся окрестность Иорданская крестились от Иоанна в Иордане [Мф 3 5-6], уже отверзлись небеса, спустился голубь и возвестил Всевышний, а  Иисус все еще не известен даже ученикам Иоанна Крестителя (в дальнейшем – УИК). Мало того, уже узнав о нем, последователи пророка в дальнейшем упорно сторонятся Иисуса и его команды.
 
-----------------------------------------------------
      *«Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась
         Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен
         плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (Лк 1 41-43)
     **«Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус
          сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду” (Мф 3 14-15)
    ***«И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица
             Его не видели» (Ин 5 37) 
             В других случаях голос Вседержителя производил более сильное впечатление:
            «Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю. Народ, стоявший и слышавший то,
             говорил: это гром; а другие говорили: Ангел говорил Ему” (Ин 12 28-29)
    ****«Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в
              Иордане, исповедуя грехи свои” (Мф 3 5-6)
-----------------------------------------------------


По сути дела, УИК обходятся с Мессией ровно так, как ученики Христа (далее – УИХ) будут обращаться с самозванными последователями Сына Божия: и те, и другие ревниво следят за конкурентами и стремятся пресечь их деятельность*.
Поэтому УИК не называют пришлого галилеянина по имени, а используют форму “тот, который” – неуважительную даже для рядового человека, тем более - для Сына Божия. Они, конечно, помнят свидетельство Иоанна, но упрямо не величают Иисуса даже учителем или пророком, для них он всего лишь “тот, о котором ты свидетельствовал”.
Так же непочтительно обращаются к Христу УИК, посланные Иоанном из иродовой темницы. Ни тебе «Учитель», ни «Равви», ни «Сын Давидов»** ...

Эти нюансы показывают, что УИК не поверили самому главному в проповеди своего учителя – свидетельству о свершившемся пришествии Мессии. Креститель прямо указал всем на Иисуса-Мессию и провозгласил его Сыном Божиим, однако, именно эту часть его проповеди не услышали ни УИК, ни народ (позже выяснится, что в народе Иисуса почитают то ли Илией, то ли древним пророком, но никак не Сыном Божиим)***.

-----------------------------------------------------
        *УИК жалуются Крестителю, надеясь на его вмешательство: «Тогда у Иоанновых учеников произошел спор с
          Иудеями об очищении. И пришли к Иоанну и сказали ему: равви! Тот, Который был с тобою при Иордане и о
          Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему». (Ин 3 25-26)
          УИХ вмешиваются сами:  «При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим
          изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами” (Мк 9 38)
      **«Они, придя к Иисусу, сказали: Иоанн Креститель послал нас к Тебе спросить: Ты ли Тот, Которому
           должно придти, или другого ожидать нам?» (Лк 7 20)
  *** "Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня,
           Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию,
            или за одного из пророков” (Мф 16 13-14)
-----------------------------------------------------


Постепенно отчуждение двух сект увеличивается. Иоанн пытается смягчать недовольство УИК [Ин 3 28-30], но затем и его охватывают сомнения. На первый взгляд они возникают в самый неподходящий момент – когда Мессия поражает всех своим чудотворством (в частности, воскрешает сына вдовы в Наине):

      «И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой.
       Такое мнение о Нем распространилось по всей Иудее и по всей окрестности. И возвестили Иоанну ученики его
       о всем том.
       Иоанн, призвав двоих из учеников своих, послал к Иисусу спросить: Ты ли Тот, Который должен придти,
       или ожидать нам другого?» (Лк 7 16 -19)


Казалось бы, такие непостижимые свершения должны лишь укрепить веру Предтечи в своего крестника, но они почему-то вызывают прямо противоположную реакцию. Иоанн или не верит в иисусовы чудеса, или считает их неуместными и несвоевременными.

Его разочарование нетрудно понять, если вспомнить молву, сопровождающую деяния Иисуса. С одной стороны, людей поражают чудеса, порою сильно смахивающие на трюки или колдовство. С другой, - возмущает демонстративное пренебрежение важнейшими положениями иудейского Закона. Иисус публично нарушает заповеди о соблюдении субботы и почитании родителей, игнорирует обязательные омовения, не постится, пирует с мытарями и грешниками, часто пьет вино, появляется в обществе блудницы (которая утверждает, что раскаялась)*.
Он позволяет себе критиковать Моисея, называя одни его законы устаревшими [Мф 11 13] и требующими доработки [Мф 5 21-34], а другие – и вовсе не соответствующими Божьей воле и установленными под давлением толпы [Мф 18 8, Мк 10 4-9].

В глазах аскета Иоанна такое поведение не пристало даже благочестивому иудею, тем более – праведнику. И уж совсем несовместимо оно со статусом святого, Мессии, Сына Божия.

Разве таким представлял Иоанн Посланника небес? Грядущий Освободитель должен явиться как грозный Судия, награждая Святым Духом своих избранников и беспощадным огнем выжигая недостойных. Покайтесь, порождения ехиднины, пока на вас не обрушился его праведный гнев!... Увы, тот, на кого возлагались такие надежды, ходит по деревням и селениям, призывая возлюбить своих врагов и не противиться злому. Его крещение так и осталось иоанновым, водным, хотя пришло время меча, огня и воздаяния.
Сомнения терзают Иоанна***** и ему становится все труднее сдерживать негодование своих УИК.

-----------------------------------------------------
      *То, что Иоанн упрекает Иисуса не за благодеяния, косвенно подтверждает сам Иисус. Отвечая посланным, он
         говорит: «пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные
         очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют». Иначе говоря, он считает, что
          Иоанн не стал бы сомневаться, если бы знал об этих делах. Следовательно, УИК ставили ему
          в вину что-то другое.

    **Сомнения Крестителя весьма симптоматичны: он сомневается в своем крестнике, следовательно, готов
               дезавуировать свое же свидетельство. А как же быть со знамениями - голубем сходящим и гласом
               небесным?
               Если все действительно происходило так, как засвидетельствовал Иоанн, он просто не имеет права
               на сомнения, невзирая на поведение Иисуса. Если же великий пророк все-таки колеблется, значит,
               пресловутые «знамения» не имеют для него большой силы. Приходится выбирать одно из двух: либо
               Креститель не является божьим человеком, либо «знамения» представляют собой инсценировку
               и Иоанн это знает.
-----------------------------------------------------


              На основании библейских пророчеств можно составить себе общее представление о главных задачах мессии:

              1. Как Пророк, он должен быть духовным вождем «избранного народа» (восстановить культ Бога Ягве,
                уничтожить языческие культы и обратить язычников в истинную веру).
              2. Как Судья, он должен вершить суд над грешниками и карать их.
              3. Как «жезл от Израиля, разящий князей Моава», - стать военным и политическим вождем нации
                (восстановить единое Иудейское царство, собрать в Иерусалиме всех иудеев диаспоры, сокрушить
                все языческие царства, отомстить языческим народам, угнетавшим Израиль, поработить и обратить
                их в иудаизм).
              4.  Как Примиритель, - установить мир между всеми народами
              5.  Как Искупитель, - освободить израильтян от грехов и оправдать их перед Богом.
             
              Иоанн и его адепты явно отдают предпочтение не Примирителю, а Судье и Вождю.

Особенно возмущает УИК равнодушие Назарянина к судьбе Предтечи. По воле нечестивого царя Ирода пророк томится в тюрьме, а «тот, о котором он свидетельствовал», занимается умиротоворением народа! Не поднимает народ, не воодушевляет его на борьбу за освобождение Крестителя, а удивляет исцелениями да чудесами!

Как бы ни сглаживали евангелисты острые углы этих отношений, их накал прорывается в крутых поворотах сюжета. Хорошо видно, что всякий раз, когда УИК обращают внимание на Иисуса, последний резко активизируется, стремясь избавиться от них.

=================================
• В Иудее два УИК идут вслед за Христом, выясняют, где он остановился и долго беседуют с ним в его жилище. На
следующий день Иисус уходит в Галилею....
• Кто-то сообщает Иисусу, что УИК недовольны его деятельностью в Иудее. Он немедленно покидает страну и уходит в Галилею....
• Некто извещает его, что Креститель захвачен Иродом. Иисус сразу же направляется из Иудеи в Галилею.  Он
предпочитает оказаться ближе к царю Галилеи, чем оставаться рядом с неуправляемыми УИК.
• Два УИК в Галилее уведомляют Иисуса, что Иоанн не одобряет его деятельности. Тогда Иисус начинает
публично превозносить Предтечу и крестить народ крещением иоанновым.
• После убийства Крестителя УИК приходят в Капернаум и извещают или упрекают Иисуса в смерти пророка.
В ответ Иисус пытается бежать в Тивериаду, но его настигают и тогда он скрывается в горах, а ночью догоняет
учеников по воде.
• Когда Иисус внезапно отплывает на другую сторону моря в страну Гадаринскую, некий книжник предупреждает,
 что будет повсюду следовать за ним. А во время плавания за лодкой Иисуса следуют какие-то «другие лодки».
• Иерусалимские фарисеи (уж не УИК ли?) укоряют УИХ всего лишь за еду немытыми руками. Тем не менее,
Иисус тут же скрывается в Финикию к язычникам. Там он не просвещает иноверцев, а старается сохранить свое инкогнито.
• Иисус дает некоторым ученикам прозвища, которые никогда не использует (по крайней мере, - в евангельском
жизнеописании)*.
=================================

Чаша терпения соратников Крестителя переполняется, когда Ирод расправляется с пророком. Кто не с нами, тот против нас. Этот галилеянин ничего не сделал для спасения равви, который благословил и всячески поддерживал его. Теперь великое дело, из-за которого погиб Иоанн, под угрозой провала. Либо Иисус примкнет к нам и подхватит знамя, выпавшее из рук Крестителя, либо** …

Судя по стремительным перемещениям Иисуса, он не считал угрозы УИК пустыми словами и относился к ним вполне серьезно. Еще бы! Грозное прозвище «зелот» витало над головами многих «иоанновцев». Даже среди учеников Иисуса попадались участники или сторонники этого движения – Симон Зилот, Иоанн с Иаковом и, вероятно, Симон Петр, Иуда Искариот***. Как бы ни называли зелотов враги и друзья – «религиозные фанатики», «радикальные националисты», «патриоты», «разбойники», «партизаны» - никто не отказал бы им в решительности и беспощадности.

В Галилее, на родине зелотского движения, этих людей почитали героями и боялись. Иисус, выросший в Галилее, наверняка с детства слышал рассказы о легендарном вожде зелотов Иуде Гавлоните и сталкивался с ними самими****. Поэтому он не мог просто отмахнуться от выбора, поставленного перед ним наиболее радикальными последователями Иоанна.

Вопреки его воле эта альтернатива во многом предопределила всю дальнейшую судьбу Иисуса из Назарета.

-------------------------------------------------------
       *Симона Ионина он нарекает Кифой (Петром), а братьям Зеведеевым дает прозвище Воанергес, то есть `сыны
          громовы'. Ни Кифа, ни Воанергес больше не употребляются Христом. Даже имя «Петр» Иисус использует
          всего 2 раза.
      **До сих пор существует в Южном Ираке религиозная школа мандеев, исповедующая учение Иоанна
          Крестителя.
          Они придерживаются своего Священного Писания, в котором Иоанн выставлен истинным пророком, а
          Иисус — лжепророком, изменившим своему учителю, Иоанну.
   ***Два ученика Христа вооружены мечами, братья Зеведеевы зовутся «сынами грома» и готовы сжечь
         негостеприимное самарянское селение, Петр ходит с мечом и пускает его в ход, прозвище «Искариот»
         некоторые исследователи считают искаженным «Сикариот» (т.е. сикарий, боевик).
****«Исследователи Библии давно обратили внимание на странный факт: резко выступая как против
         разложившейся саддукейской элиты, так и против догматиков-фарисеев, Иисус ни единым словом не
         обмолвился о зелотах, деятельность которых была одной из острейших проблем того времени. Учитывая
         то, что наибольшим влиянием и авторитетом зелоты пользовались именно в его родной Галилее, английский
         библеист Брэндон в монографиях "Иисус и зелоты" и "Суд над Иисусом из Назарета" доказывал, что Иисус,
          если и не принадлежал организационно к этому движению, то относился к нему весьма сочувственно”
          (Кирилл Еськов.Евангелие от Афрания).
-------------------------------------------------------



Продолжение в "Сын Человеческий среди Сынов Света" (http://proza.ru/2017/08/26/304).


(полную версию книги "СЕ - ЧЕЛОВЕК" см. на сайте tomastwin.wix.com/history).