Павел Петрович Часырь

Шамота Сергей Васильевич
   Павел Петрович Часырь, преподаватель одной из кафедр сельскохозяйственного института, имел патологическую тягу мучить студентов.
   Бывало, возьмётся курировать дипломника и обязательно не допустит его к защите. Тот, бедный, и сам становится не рад, что не послушал друзей-сокурсников, предупреждавших об опасности: Павел Петрович Часырь был весьма и весьма вежлив.
   Вот, допустим, дипломнику к защите надо представить пятнадцать листов большого формата и не пустых, а, как понимаете, - рисованных. Так вот, Павел Петрович Часырь радуется сначала вместе с красноглазым от напряжения дипломником, что у того всё так гладко идёт, а дней за пять-шесть до защиты подзовёт его всё окончательно просмотреть и уладить, и - со словами "а здесь МОЖНО БЫЛО - так... а здесь - так..." - начинает ему ручкой чистовики портить.
   Дипломник, естественно, робко хватается за кощунственную ручку, как хватается, в последний момент, приговорённый к повешению - за верёвку. Но обычно бывает уже поздно, и Павел Петрович Часырь пишет рапорт декану факультета, что вверенный ему дипломник - не готов к защите.
   Уже от него бежали студенты как от огня, но, повторяю, - Павел Петрович Часырь - очень вежливый и культурный человек.
   А вот и ещё пример. Как ставит Павел Петрович Часырь зачёт. Чтобы получить его, надо сдать вежливому Павлу Петровичу Часырю пятнадцать лабораторных работ и тогда - зачет автоматически у тебя в кармане. И хорошо бы, что так, да вот беда: как сдать ему хотя бы одну лабораторную работу? Чтобы Павел Петрович Часырь, напротив неё, поставил "плюсик" в журнал. Три плюсика - и лабораторная сдана.
   Павел Петрович Часырь очень не любит ставить "плюсик" в журнал.
   Бывает так. Студент, зная как опасен Павел Петрович Часырь, подчищает эту самую лабораторную работу, чтобы помарок не было, наводит, так сказать, "марафет", а Павел Петрович Часырь обязательно заметит это, подойдёт и ласково скажет:
   - За-ачем?! Боже мой!
   - Так, - чтобы чисто было, - ответит ошарашенный студент. А Павел Петрович Часырь вполне справедливо возьми ему да и ответь:
   - Вот сейчас сюда войдёт комиссия! И спросит: "Что Вы делаете?" А Вы ответите, показав на помарки: "Мы - работаем! Вот! Смотрите: мы работаем!" И удовлетворённая комиссия уйдёт. Не надо ничего чистить! Оставьте так... - поставит ему один "плюсик" и выпустит. Этот студент уйдёт.
   А остальным - уже не страшно чиркать. Вот через десять минут Павел Петрович Часырь подходит к другому уже, смелому студенту и тоже говорит:
   - Вы что здесь начеркали?! Вы что - в первом классе?! Почему столько грязи?!
   И этому студенту Павел Петрович Часырь уже не поставит "плюсик", а - просто выпустит просидевшего полтора часа в душной лаборатории - без "плюсика", на свежий воздух.
   Павел Петрович Часырь - очень, как видите, справедливый преподаватель. И - так правильно, и - так. И в вежливости ему не откажешь! Сколько боли за свою работу!
   И как он ещё, через неё, боль эту - справляется со своими чувствами?!
   Памятники таким, как он, Павлам Петровичам Часырям, ставить надо. И обязательно- ещё при жизни.
                31 октября 1996 год