Путешествие в Италию. Глава 15. Ватикан

Рита Аксельруд
 

  Сегодня последний день в Риме. Собираемся в Ватикан. Как говорит Саша, чтобы смыть все грехи.
Сначала мы – я,  Аля и Аня – пошли в банк, чтобы обменять наши сертификаты на евро. Оказалось, что при этом банк забирает себе почти 20% от суммы. Очень невыгодная для нас операция.
 
   В Ватикан поехали на метро. По дороге,  под землёй, на переходах несколько раз встречались  нищие с протянутой рукой. Даже видели женщину с ребёнком 5-6 лет.
 
   Вагоны метро похожи на наши – скамейки вдоль окон.  Метро в целом нам не понравилось. Низкие сводчатые потолки почему-то выкрашены чёрной краской  и мрачно нависают над переходами и эскалаторами. А стены во многих местах чёрно-серые то ли то грязи, то ли от плесени. Кроме того, в метро надо крепко держаться за сумки, так как здесь, в Риме, много воришек – бомжей, беженцев из Румынии. Об этом нас предупредил ещё в Венеции симпатичный пожилой продавец продуктового магазинчика. По-русски он знал всего несколько слов и объяснялся в основном жестами.
   
   От метро до входа в Ватикан идёт длинная прямая улица с многочисленными магазинами и киосками. Некоторые товары – сумочки, сувениры продают прямо с земли. По дороге нас останавливали экскурсоводы и предлагали экскурсию на русском языке. Но мы решили, что посмотрим всё сами.
 
   Наконец, мы увидели высокую колоннаду. Перед ней на асфальте нарисована белая линия, которая отделяет Рим от государства Ватикан. Перешли линию – вот мы уже в Ватикане. Вход на территорию, как и в собор Святого Петра, свободный. Колоннады с колоннами в три ряда двумя огромными дугами окружают площадь перед собором и доходят до самого собора.  Мы пристроились к длинной очереди и через несколько минут дошли до места досмотра. Там, как перед посадкой в самолёт, надо оставить сумки, камеры и пройти через рамку.
 
   В собор ведут  мраморные ступеньки, ровно двадцать одна. На  фасаде -  большие  портреты Матери Терезы и других знаменитых наших современников, удостоенных чести Ватикана.
   
    Собор поражает своим величием. Входные двери высотой в 5 человеческих ростов выкрашены чёрной краской. На них – барельефы страдающих людей, мучеников. Потолки высоченной галереи перед входом расписаны фресками с библейскими сюжетами. Такие же фрески украшают купола, только рассмотреть их на такой высоте почти невозможно.  Множество статуй, барельефов, картин знаменитых художников. Собор является усыпальницей святого Петра и других святых.

   Справа от входа, за толстым бронированным стеклом, в нише находится знаменитая скульптура Микеланджело «Пьета», изображающая скорбящую Богородицу с Иисусом, снятым с креста. Перед ней особенно много людей.
 
    Когда наша Аня вошла в собор, она была очень взволнована. Ей даже показалось, что у неё поднялась температура. Я же чувствовала себя, как в обычном музее. Возможно, это объяснялось тем, что в соборе было  много людей. По понедельникам в Риме все музеи закрыты. Вот все туристы и кинулись в Ватикан. Здесь постоянно проходит служба, звучит церковная музыка. Но  движущиеся толпы людей мешают всё увидеть и услышать. А толстые ляжки каменных амуров, свешивающихся со всех колонн и балкончиков, даже раздражают.
 
   Я ещё несколько минут постояла перед выходом, всматриваясь в лица выходящих из собора людей, и подумала, что именно в этом соборе чувствуешь, как далеко Бог от всех людей на земле с их горестями и радостями.
   

    Перед собором на площади установлены пластиковые  стулья. Их, наверное, несколько тысяч. Говорят, что когда здесь слушают понтифика, на площади собирается миллион людей. Там же, на площади есть два высоких фонтана и египетская колонна в центре. А слева от входа в собор, на высоком постаменте, -  статуя святого Петра с ключом от ворот рая в правой руке.  Мы ещё видели невысокое здание знаменитой почты Ватикана.
 
   По дороге из Ватикана мы зашли в кафе «Святая Анна», где посидели за столиками и попробовали вкусные итальянские пирожные: терамиссу, яблочный пирог и  марципановый пирог с фруктами. Приятное впечатление от кафе подпортило посещение туалета. Там были грязь и разруха, и ничего не напоминало, что мы в  Европе.
   
    После кафе мы долго шли к метро и доехали до знаменитой Испанской площади. Здесь в пятидесятые годы прошлого века снимался чудесный, полный романтики, американский   фильм  «Римские каникулы». В центре площади очень красивый фонтан. Лестница, похожая на одесскую Потёмкинскую, ведёт к двум башням красивого собора. На ступеньках лестницы и у фонтана все мы много фотографировались. А потом ещё долго шли по улицам Рима, покупали открытки с видами города, набирались впечатлений на всю жизнь.
 
   Мне только жаль, что мы не поехали на площадь Цветов, где в 1600 году сожгли на костре Джордано Бруно. Там больше  ста лет назад поставили на месте костра памятник учёному. Думая об этом, я вспоминаю дошедшие до нас его слова в ответ на брошенную  какой-то женщиной в костёр охапку дров: « О времена, о нравы, о, священная простота!».