В Польше вышло в свет исследование биографии Сат-Ока ( Станислава Суплатовича). Книга - результат журналистского расследования Дариуша Рошака
( Dariusz Rosiak). https://czarne.com.pl/katalog/ksiazki/bialo-czerwony
Возможно, жаждущие "расставить точки" найдут ответы на вопросы. Хотя вряд ли, КОНЕЧНО, книга будет переведена на Великий и Могучий, но будем надеяться...
ПРИМ. ПЕР.: в ряде случаев, некоторые буквы польских слов отображаются в виде знака препинания "точка с запятой". Некоторые ссылки на источники не проходят.
/ Дариуш Рошак (род. 1962) - журналист польского радио и прессы, репортер, номинированный на литературную премию «Nike».
По образованию преподаватель англ. языка. Работал сотрудником французского радио и радиостанции BBC. В 90-е годы он был корреспондентом польских СМИ в Лондоне. В «;ycie Warszawy », «;ycie », «Tygodnik Powszechny». Его отдельные тексты также появлялись в «Polityce ». В 2001 году был заместителем редактора еженедельного журнала «Newsweek Polska». В 2005 году стал первым главным редактором журнала «Ozon », откуда был отозван после неудачных продаж. Позже он работал в закрытом проекте Agory „Nowy Dzie;”, где каждый вторник на последней странице располагал постоянную колонку. В течение многих лет был связан с газетой «Rzeczpospolita». В настоящее время является пресс-релиз, «вольный стрелок»( как он сам говорит на обложке своей книги «Зерно и кровь. Путешествие по стопам ближневосточных христиан»). Он возглавляет Radio One в World Magazine, Radio World Report, а иногда и Trio Club, на Radio Two. Он также публикует художественные статьи в ежемесячном «W Drodze». В 2016 году, за книгу «Зерно и кровь» номинирован на литературную премию «Nike». Был удостоен премии им. Beaty Pawlak. Лауреат премии PAP им. Ryszardа Kapu;ci;ski, за репортаж о курдах./
"Бело-красный. Тайна Сат-Ока".
Сат-Ок – Длинное Перо, сын вождя шеванезов и польки, которая бежала из ссылки в Сибири. Станислав Суплатович - солдат АК, моряк, автор книг, популярных в среде польских любителей американского фольклора и культовая, (ставшая объектом поклонения благодаря своим достижениям), фигура.
Все, что мы знали о нем до сих пор, это лишь то, что он сам о себе рассказывал. Своей биографией он мог бы одарить нескольких человек. Поэтому неудивительно, что до сих пор привлекает внимание, хотя после его смерти уже прошли годы.
Когда Дариуш Рошак, опытный журналист, взялся за биографию этого легендарного персонажа, бывшего для молодых читателей во времена ПНР символом увлекательных приключений и героизма, то предполагаемое сентиментальное путешествие в прошлое превратилось, однако, в тщательное расследование.
Автор отправился в путешествие по следам „польского индейца”, с вопросами о его происхождении, жизни и творчестве. Ответов он получил ровно столько, сколько людей на них ответило, находясь при этом в Польше, России и в Канаде. Изучив имеющиеся факты и документы, автор открыл секреты, которые сложились в настоящий исторический триллер.
Сат-Ок умел – и это несомненно, конечно - водить своих ищеек за нос.
Он делает это и сегодня, спустя годы после ухода в «страну вечной охоты»...
Марчин Сендек (Marcin Sendeck)
«В "Бело-красном", Дарий Рошак продемонстрировал мастерство опытного следопыта, чтобы дойти до истины - а возможно, и нескольких истин? - о "польском индейце" Сат-Оке. Эта книга является кульминацией замечательного журналистского расследования».
Марчин Челецки (Marcin Cielecki)
«Я не буду раскрывать подробностей из этого увлекательного литературного расследования. Автор в своем введении указывает, что рассказ о Сат-Оке превратился в путешествие, которое привело его туда, куда он не ожидал попасть».
Вступление
1
Жена
Мать
2
Отец
Солдат
Дочь
Жена
Дочь
Матрос
АК-овец.
Три мира.
3
Писатель
Писатель призрак.
Следующий писатель призрак.
Сестра.
Абстракционист.
Переводчик.
4
Рассказ Михаела.
Кузены.
Рассказ Стюарта.
Хор.
Фрагмент.
Ричард Бугайски (Ryszard Bugajski) собирался снимать фильм о нём. Был уже готов сценарий, подготовлена вся документация, а сами съёмки планировались также и в северной Канаде, в тех местах, где Сат-Ок родился и провел детство. В одном из интервью Суплатович говорил, что его отца в фильме должен был сыграть известный индейский актер Грэм Грин, а мать - Николь Кидман.
- Я собирался делать этот фильм в совместном производстве с канадцами - говорит Ричард - Если бы до этого дошло, то многое было бы возможно. В роли Сат-Ока я хотел поставить поляка, Кшиштофа Майчжака (Krzysztof Majchrzak).
Бугайски пока не воплотил в жизнь эту свою идею, ибо ему не удалось собрать средства, хотя, по его словам, тема до конца еще не закрыта.
- Этот фильм также, должен был рассказать и о людях, которые пытаются уничтожить его миф. В Польше нам нравится уничтожать легенды.
А пока, легенда защищала себя сама.
Адам Бартош (Adam Bartosz), выдающийся антрополог, бывший директор этнографического музея в Тарнове, принимал Сат-Ока в 1993 году.
"Мы собрали выставку о североамериканских индейцах, привезли множество разных вещей Сат-Ока из Гданьска, и он также, сам сюда приехал. Мы расставили экспонаты, а вечером перед вернисажем все сели с выпивкой, он рассказывал нам свои истории и вдруг кто-то шутя спросил, не сможет ли он изгнать злого духа из здания. Потому что, в здании нашего музея этот дух проживал годами. Достаточно настойчивый дух, заставлявший скрипеть полы, хлопающий дверями, срывающий картины со стен и скидывающий книги с полок.
Работники музея, в основном женщины, уже успели привыкнуть к этому духу, но тем не менее, шутя спросили Сат-Ока, не сможет ли он их от него избавить, чтобы дух этот больше их не беспокоил.
Сат ответил, что конечно, это не проблема и он вполне сможет справиться с этим духом. Он надел убор из орлиных перьев, взял большую раковину с чем-то похожим на ладан, после чего прошел по всем музейным комнатам, помахивая орлиным пером над дымом, бормоча под нос и пританцовывая при этом.
Хоть это и выглядело немного смешным со стороны, но он был вполне серьёзен.
Во время банкета перед открытием выставки, он вдруг превратился из веселого человека, в какого-то шамана.
В конце обряда он сказал: «Вы этого хотели, вы не пожалеете».
Мы начали уже забывать об этом случае, но через некоторое время женщины в музее обратили внимание, что призрак исчез. И действительно, он перестал их пугать и беспокоить. Сат-Ок прогнал духа. И нам вдруг сделалось грустно, потому что этот дух был также и нашей негласной рекламой, так как многие люди знали о нем и приходили в музей намеренно, чтобы немножко испугаться.
Мы потеряли былую привлекательность.
Но дух вернулся.
Где-то, в середине 2003 года, он снова появился и вел себя очень настойчиво и агрессивно.
Он вернулся, когда Сат-Ок умер.
И этот дух находится в нашем музее до сегодняшнего дня".
Фрагмент.
…В начале 1952 года, репортер газеты „Dziennika Baltyckiego" Францишек Фениковски написал в своей статье: „Осенью прошлого года, был я на Побережье вместе с албанским журналистом Нико Нишку. После гдыньского порта, где только что были извлечены обломки затопленного немецкого крейсера «Гнейсенау», возил нас на катере моторист PRO
( спасательная служба) Станислав Суплатович. Благодаря этому случаю, узнал я о необычной жизни этого человека. Суплатович родился далеко от Польши. Мать его была полькой, а отец- индеец. Об этом свидетельствовали и черты его живого лица, напомнившие нам хорошо известных с детства персонажей Купера и Кервуда. Но не об этом я хотел сказать. Суплатович, приехав перед войной в Польшу мечтал о том, чтобы поступить в одну из художественных школ. Также, имел он пристрастие к скульптуре. К сожалению, мечты эти ему не удалось реализовать. После долгих поисков он нашел работу в... цирке. Только после войны, когда начал работать в Гдыне, смог себя проявить в области художественных искусств..."
В дальнейшей части статьи, автор пишет о прогрессе его художественных талантов в послевоенное время… Фениковски добавляет еще одну интересную деталь в довоенное резюме Суплатовича в Польше, представляя его работником цирка.
На самом деле, вся легенда Сат-Ока будет строиться следующим образом: путем добавления в нее самых невероятных элементов, как правило, без конкретных ссылок на источники.
Вопреки легенде Сат-Ока, после роспуска Армии Крайовой приказом генерала Леопольда Окулицкого от 19 января 1945 года, Суплатович не остался в лесах и не попал в тюрьму. Не сидел и в пятидесятых годах: если бы сидел, то следы должны были бы остаться в соответствующих судебных, либо военных документах, однако таковых обнаружено не было.
Сразу после освобождения Радома в январе 1945 года, Суплатович поступает добровольцем в армию и 10 марта начинается его обучение в «Центральной Школе Офицеров», политико-воспитательном учреждении в Лодзе. Это была кузница офицеров „Возрожденного Войска Польского", как тогда называли польскую армию. Формировалась она во время наступления Красной Армии и Польской Армии. Была создана 15 июля 1944 года в Богуне под Житомиром и проводила обучение в политико-воспитательном плане и фронтовых офицерских курсов.
Вместе с продвижением фронта, школа меняла свой юридический адрес. До апреля 1945 года находилась в Люблине, а потом перенесли ее в Лодзи. Попадали в неё в основном проверенные члены коммунистических организаций, также из семей крестьян и рабочих, хотя время от времени приходили и люди с прошлым из Армии Крайовой и Батальонов Крестьянских. Суплатович неоднократно утверждал, что он пошел в армию для того, чтобы избежать неприятностей из-за прошлой службы в АК и, возможно, так оно и было. В его пользу говорит, безусловно, тот факт, что совершенно не годился он для школы, обучавшей на офицеров пропаганды, и командующие быстро отдали себе в этом отчет. Уже после трех месяцев службы приказом 146/45, Станислав Суплатович освобождается как «непригодный к обучению в школе» и направляется на «пересылочный пункт» для солдат, где в июне будет направлен в Военно-морской флот (что как раз и было частым назначением для бывших солдат АК)
Попадает в «Батальон Морских Саперов», главное назначение которого заключалось в разминировании польских портов. Временно он располагался в Вейхерове, потом в Устце (Ustce). В 1947 году унтер-офицерские курсы на Оксывю (Oksywiu) завершает со степенью «помощник боцмана» (bosmanmata). Немногих курсантов удостаивали такой высокой степени.
«Командиры не связывали с ним больших надежд».
В первом коротком отзыве в ноябре 1946 года, командир подразделения номер 3612 признает Суплатовича как «очень хорошего офицера», указывая прежде всего на его «очень хорошее» физическое развитие и «очень хорошую дисциплину». По отзыву в феврале 1948 года, командир пишет: «Интеллигентный, интересуется проявлениями общественно-политической жизни, работящий, хорошо сориентированный политически. Моральный облик безукоризненный. Передовых взглядов. Ответственно относится к своим обязанностям. В целом - очень хороший унтер-офицер»
До конца службы никто не сомневается в его идейной преданности, хотя по отзывам, охватывающим период с марта 1945 по ноябрь 1949 годов, командир утверждает, что он «не принимает участия в политической работе, кроме своего подразделения. [...] Военное обучение среднее. Мало дисциплинирован. [...] Отсутствие способности руководить. [...] В качестве помощника боцмана, не смог себе заработать авторитет. Общая оценка – удовлетворительно».
Командиры обращают внимание на «талант к рисованию» Суплатовича и исключительные спортивные способности, особенно к спринтерскому бегу и средней дальности, в которых он стал показывать очень хорошие результаты. Даже получил вице-мастерство (wicemistrzostwo) Польши в беге на сто десять метров с препятствиями, бегал в Союзе Гданьск (Sp;jni Gda;sk), боксировал, занимался классической борьбой. Был чемпионом Войска Польского в метании гранаты. Во время службы закончил унтер-офицерские курсы физического воспитания и спорта, закончил два курса мотористов, во Флотилии Тральщиков служил как начальник машинного отделения, а потом переведен по собственному желанию в Дивизион подводных лодок, где был главным в отделе дизельных двигателей.
Несмотря на все эти плюсы, Суплатович особо не выделялся среди прочих солдат и командиры не связывали с ним больших надежд - весьма справедливо, как потом оказалось. В 1951 году помощник боцмана Станислав Суплатович уходит в запас, по собственному желанию.
Из записей в его персональном деле не следует, чтобы Суплатович вспоминал когда-нибудь официально о своем индейском происхождении. Во всех документах за период службы в войсках указана одна дата рождения : 15 апреля 1925, а в графе место рождения – Алексеевка, или Алексеевск, иркутская губерния, район Киренска.
В биографии от 14 января 1949 года пишет:
«Я, помощник боцмана Станислав Суплатович, сын Леона. Я родился 15-IV-1925 в Алексеевске, в Иркутской губернии. Гражданская профессия – ученик гуманитарной гимназии. Профессия отца дубильный мастер, был сослан вместе с матерью в Сибирь за участие в «5 боевых отрядах». Отец мой пропал без вести в Сибири, а я вместе с матерью вернулся в Польшу в 1935 году. Мама моя скучала по Родине и горела желанием помочь ей. После возвращения домой, мать моя вступила в P. P. S. где состоит и теперь, после войны. Общую школу я посещал в Радоме, где мне не давали нормально учиться и дразнили «большевиком». После окончания общей школы начал ходить в гимназию, курсы которой закончил в 1940 году. В 1941 году был заперт в радомское гестапо за распространение газет, где просидел 10 месяцев, после чего вывезен в концлагерь Освенцим.
Во время пути я сбежал из транспорта и спрятался в лесах Борковицких (Borkowickich) в отряде «Сибиряков» под командой русского капитана «Лёньки». Из леса я вышел в 1944 году, после чего прятался в Радоме до тех пор, пока не вступил в Войско Польское, где я вызвался служить добровольцем. Меня назначили в «Центральную Школу Офицеров». По моей просьбе направили меня на Морские Линии, где я хотел служить с малых лет. В 47-м году был профессиональным офицером. Брак я заключил в 1948 г. 12 декабря [в действительности 12 февраля]. Профессия жены продавщица. Отец жены инвалид восстания Великопольского, который получает пенсию и работает в порту Гдыни. Обитает в Орлове. Он является рабочим и никакой собственности [слово неразборчиво] не имеет. Я в последний раз был на O. R. P. «Kania» в качестве заместителя машинного мастера.
Я полюбил свою профессию и хочу дальше работать и углублять свои знания, в Возрожденном Военно-морском флоте. Я посвятил себя службе на море и я хочу служить на ней до конца жизни. Стремлюсь ознакомиться с искусством скульптуры и живописи, к которым у меня есть определенные способности. Суплатович».
«Ничего не имели, может пару русских эхолотов».
Я прочитал резюме в штаб-квартире архива Военно-морского флота на Oksywiu и мне стало интересно, что означает этот документ. Наносит ли он окончательный удар по легенде Сат-Ока? Написано Суплатовичем от руки, в то самое время, когда ни он сам, ни кто-либо другой не знал, как повернется дальше его судьба. Он ничего не говорит ни об отце Высоком Орле, ни о Канаде. Утверждает, что он вернулся в Польшу из Сибири в 1935 году, а потом начал обычную учебу в школе в Радоме. Достаточно ли этого, чтобы признать Станислава Суплатовича лжецом и фантазером, а толпы его почитателей наивными людьми?
Не обязательно. В любом случае, одного этого документа явно недостаточно, чтобы утверждать однозначно, каково было происхождение Станислава Суплатовича. В скором времени я увидел, что написано было им множество различных версий своей биографии, отличающихся друг от друга, на разных этапах жизни и для разных учреждений.
Ничего удивительного. 1949 год – это было время, когда молодой солдат, стоящий на пороге карьеры, захотел похвастаться своим канадским происхождением. Безопаснее было написать о том, что одноклассники дразнили его „большевик". Конечно, как бывший солдат АК, он имел право бояться подозрений: часть его товарищей из отряда, в том числе командир Казимир Залески «Боньча», сидели в сталинских тюрьмах. Другие, например, Тадеуш Барщ «Молния»( Tadeusz Barszcz «Piorun»), так и не вышли из леса.
Быть может, поэтому Станислав Суплатович боялся писать о вещах, которые помнил с детства. А может, изобрел себя заново, либо сам не знал, кто он, и не было никого, кто бы ему об этом рассказал. Может быть, он носил в себе пустое место вместо детства, он был одним из сотен тысяч детей и молодых людей, вышедших из войны с переломанной идентичностью. Истории их жизней были настолько жестокими, что проще было забыть о них, переделать на новые, более лучшие и интересные и менее болезненные, чем развернуть их и объяснить другим. Это было время, в котором воображение расширялось в своих границах, как воздушный шар под дыханием человека, жаждущего лучшей жизни.
А правда? Кого интересовала правда, в сталинские времена?
В последующих своих биографиях, написанных в различных местах работы и организациях, Суплатович будет, меняя детали, добавлять темы и имена. Исчезнет русский кап. Лёнька «Lo;ka», появятся имена и клички польских командиров. В биографии от 24 января 1954 года, сделанной при приеме на работу в Военно-морскую верфь в Гдыне, пишет, что он вернулся с матерью в г.Радом еще в 1928 году.
«Мать работала заведующей детским домом в Радоме. До 1939 года учился в школе и закончил 7 классов общей школы и 2 класса гимназии. Во время оккупации я учился на курсах, и в 1941 году я сдал экзамен на малый аттестат зрелости».
Далее история, грубо говоря, совпадает с предыдущим вариантом биографии. Только два предыдущих предложения из этого текста опрокидывают, однако, всю историю Сат-Ока вверх ногами. Так бывает, когда начинаешь копаться в архивах.
В 1959 году в биографии, поданной в «Польские Океанские Линии», Суплатович указывает еще и другое место рождения: «на полуострове Czukczu» – вероятно, он имеет в виду полуостров Чукотка. И далее, он пишет: «мой отец - индеец из племени Shawnee, а мать- полька, которая была заслана в Сибирь за участие в движении против царской политики». Иначе также, описывает свою борьбу в партизанском сопротивлении. В этой версии, после побега с транспорта на пути в Освенцим, Суплатович прячется в деревне Петрикозы (Petrykozy) вблизи Опочно.
«Во время формирования партизанского отряда из крестьян окрестных деревень, я вступил в этот отряд и пробыл в нем вплоть до момента прихода Советской Армии».
Что интересно, в биографии от 9 ноября 1980 года, Суплатович возвращается к версии, согласно которой он родился в Алексеевске, под Киренском «от матери Станиславы из дома Околских и отца Леона». В этой истории Суплатович возвращается в Польшу – не указывая, откуда именно – в 1938 году. Вспоминает, что в Радоме во время оккупации, он посещал подпольные курсы у профессора Дамбковского (D;bkowskiego) и работал на почте. После побега из транспорта воюет в партизанах, и здесь вдруг появляется одна подробность: «С марта 1943 г. до 16. 01. 1945 года я находился в лесах, в отрядах АК «25 pp» и «72 pp», где я был несколько раз ранен».
Эти биографии, написанные Станиславом Суплатовичем, показывают еще одну важную вещь, особенно если мы знаем, что имеем дело с будущим писателем. Деликатно выражаясь, он не был мастером стиля – ни в 1949 году, ни позже.
Однако для солдат, с которыми он служил, важнее литературного стиля были характер и доверие. Суплатович не устраивал «шоу» из своего индейского происхождения в официальных документах, но в разговорах с солдатами уже тогда говорил, что его отец - индеец. Он был рассказчиком и рассказывал, если кто-то хотел его слушать. В армии он нашел таких людей.
…Рассказывает Роберт Фалковски, который живет сегодня в Вавже (Wawrze) и свято чтит семейные традиции. Его дед Иосиф был легионером Пилсудского, кавалером Ордена «Virtuti Militari» и Креста Храбрости, во время войны воевал в АК, попал в руки гестапо, но пережил войну. Он появился в 1947 году, после ареста по обвинению в сотрудничестве с Германией, за что просидел полтора года, затем он погиб при невыясненных обстоятельствах, как более вероятно, был выброшен из поезда «неизвестными злоумышленниками». Сын Иосифа, Александр, отец моего собеседника, воевал в составе АК, в районе Прушкова (Pruszkowa). После войны, в 1947 году был призван в ВМФ и попал в «Батальон морских саперов», где и познакомился с Суплатовичем.
Батальон саперов квартировался сначала в Устце (Ustce) , позже его перевели в Вейхерово и большую часть времени его саперы проводили в создании позиций для артиллерии морской обороны Побережья и разминирования порта в Гдыне. Роберт Фалковски передает рассказ отца:
– Ничего не было, может пару русских эхолотов (сонаров). Штык, провод на палку, такие были у них приборы. Как ищут мину штыком, это я знаю, отец мне показывал. Делились на те, которые можно было разминировать и те, которые уничтожались взрывом. Самые опасные были плавучие мины, потому что их движение было непредсказуемым...
"Уже в армии он планировал свое будущее".
Отряд Суплатовича, также разминировал и на суше, в частности, в районе Westerplatte.
– Отец говорил, что в подвалах бункера были найдены даже тела солдат с 1939 года…
…Станислав Суплатович также принимал участие в поднятии немецкого линкора «Gneisenau» и других затонувших судов, которые блокировали вход в порт Гдыни. «Гнейсенау» был затоплен немцами в качестве элемента блокировки порта в Гдыне в марте 1945 года… Демонтаж был невероятно сложный и завершили его лишь в конце 1951 года. Суплатович работал уже тогда в PRO, которые занимались именно этого типа работами. Видимо, его квалификацию оценили высоко, потому что в сентябре 1951 года он был награжден «Бронзовым Крестом Заслуг», за работу при подъеме обломков судна «Z;hringen», затопленного немцами в то же время, что и «Гнейсенау».
По словам Александра Фалковского, Сат-Ок уже в армии планировал свое будущее. Его конечной целью была поездка в Канаду. Военно-морской флот давал весьма ограниченные возможности передвижения, и он хотел служить в торговом. Стремился к тому, чтобы начать работу на каком-нибудь корабле. Он хотел вернуться к своим.
23 августа 1950 года Суплатович просит командование об отставке. Просьбу мотивирует тем, что его жена находится в «тяжелом» состоянии, а его мать, «70-летняя старушка», находится полностью на его иждивении. Он добавляет, что хотел бы наверстать упущенное во время службы. Командование удовлетворяет его просьбу и 23 марта 1951 года, Станислав Суплатович заканчивает свою службу. Но не заканчивает с морем. Всё только начинается.
После ухода из армии, ищет работу. На несколько месяцев уезжает в Краков, где он работает на «Заводе Жестяных Изделий», возвращается в ноябре 1952 года и вступает на следующий год в гдыньский кооператив «Dalmor». Потом, с апреля 1954 года по 1955 год, работает механиком в Балтийском Художественном Агентстве, но об этом речь впереди. В марте 1956 года он возвращается на рыболовные суда и работает в морском рыболовном кооперативе « Jedno;; Rybacka» . Там он пробудет всего один год, а в марте 1957 года уже трудоустроен в качестве моториста, на «Darze Pomorza» легендарный фрегат «Морской Школы» в Гдыне. Наконец, 21 мая 1960 года он начинает свою карьеру в «Польских океанических линиях» и уходит в плавания, на торговых судах.
Dariusz Rosiak, Bia;o-czerwony. Tajemnica Sat-Okha, Wydawnictwo Czarne, Wo;owiec 2017, s. 272.
Легенда о польском индейце Сат-Оке. Правда и вымысел.
04.10.2017 18:41
"Радио Польша" http://www.radiopolsha.pl/6/249/Artykul/328956
Что в биографии Сат-Ока вымысел, а что правда, рассказал Дариуш Рошак, который посвятил польскому индейцу книгу под названием «Бело-красный. Тайна Сат-Ока».
Сат-Ок – необычайная личность. Как гласит легенда, сын индейца по имени Высокий Орел из племени шеванезов и польской революционерки. Родился и провел детство в Канаде, в Польшу приехал в конце 30-х годов, был арестован гестапо, позже сбежал и присоединился к партизанскому отряду Армии Крайовой, после войны стал моряком, затем осел в Гданьске и женился.
Многие слушатели знают Сат-Ока как писателя, автора широко известных в бывшем СССР повестей «Земля соленых скал» и «Таинственные следы».
О том, что в его биографии вымысел, а что правда, в студии Польского радио говорил Дариуш Рошак, который посвятил польскому индейцу книгу под названием «Бело-красный. Тайна Сат-Ока».
Сат-Ок, или Станислав Суплатович, как его звали в Польше, сделал большую карьеру на польском телевидении в 70-х годах, вел утреннюю передачу «На военной тропе». В кадре он сидел около вигвама, курил трубку мира и рассказывал об обычаях индейцев. В те времена он был очень популярной и известной личностью. Но история его происхождения, по словам автора книги, окутана тайнами и мифами.
«В его биографии есть конкретные, достоверные факты, но относительно большинства историй существуют сомнения. Самое интересное то, что меня побудило написать книгу, - это его легенда. Передо мной стояла задача попытаться проверить ее, но не опровергнуть. Такую цель я не преследовал».
«Легенда гласит, что Сат-Ок, или в переводе на русский язык Длинное Перо, является сыном польской революционерки, высланной в 1905 году в Сибирь, и индейца племени шеванезов. Его матери удалось бежать из Сибири. Через Берингов пролив она добралась до берегов Северной Америки, ее нашли канадские индейцы, спасли ей жизнь, вылечили многочисленные раны. Спустя несколько лет, после того, как полька стала женой Высокого Орла, вождя спасшего ее племени, она родила ему троих детей. В 30-х годах в лесу, неподалеку Медвежьего озера, заблудилось несколько путешественников. Их нашли индейцы, в частности наш герой Сат-Ок, и привели в деревню. Согласно легенде, один из путешественников начал говорить на странном языке, который растрогал мать Сат-Ока».
«Оказалось, что он говорит по-польски. Путешественник обратился к женщине, рассказал, что ее родина свободна, и она может приехать туда, удостовериться в этом самостоятельно. В Польшу мать поехала со своим младшим сыном, добралась до Радома и планировала в скором времени вернуться назад, но их застала война. Сат-Ока арестовало гестапо и отправило в концлагерь, однако молодому индейцу удалось бежать. Недалеко от Кракова он присоединился к партизанскому отряду Армии Крайовой, принимал участие в операции «Буря». После войны стал моряком. В конце 50-х – начале 60-х начал работать в Польских океанических линиях на пассажирском судне «Баторий». Однажды он доплыл на нем до Монреаля, где встретился со своей семьей. Вот такая легенда Сат-Ока».
В то же время, по словам Дариуша Рошака, с 1959 года Станислав Суплатович начал издавать свои книги, которые стали очень популярными.
«Земля соленых скал», «Белый мустанг» - это были повести из школьной программы. Молодежь зачитывалась ими. Он сделал ошеломительную карьеру писателя в СССР. Самую большую популярность имел в России и Украине. Писал до конца 90-х годов. Скончался в 2003-м».
Автор книги о польском индейце отмечает, что часть из его официальной биографии является правдой, а часть – остается под вопросом. Так, например, ходят дискуссии на тему того, на самом ли деле в жилах Станислава Суплатовича текла индейская кровь.
«Я думаю, что сам себя он считал индейцем. Также, его 50 лет считали индейцем те, кто его окружал и которые никогда в этом не сомневались и не задавали лишних вопросов относительно его личности. В какой-то степени, книга «Бело-красный. Тайна Сат-Ока» о том, что такое личность, дана ли она нам Богом, либо мы сами ее формируем и моделируем так, как нам нравится. Конечно, в биографии Сат-Ока есть пробелы, которые мне не удалось восполнить. Например, в период с 1922 года, когда его еще не было на свете, по 1928-й, когда он оказался вместе с матерью в Польше».
История о том, как его мать бежала из Сибири и через Берингов пролив в начале XX века и попала в Канаду, напоминает сюжет кинофильма. Дариуш Рошак также не смог подтвердить этот факт.
«У меня есть доказательства того, что в 1905 году это было невозможно. Более того, мать Сат-Ока не была революционеркой. Она, вероятно, была очень преданной женой польского революционера, члена Польской социалистической партии Леона Суплатовича, который был героем Польши, боролся против царизма и в связи с этим был выслан в Сибирь».
Гость Польского радио признается, что во многом его книга основана на рассказах близких Сат-Ока, и эти истории иногда приобретают гротескный характер.
«Знаменитый режиссер и артист Гжегож Браль рассказывал мне, что на теле Сат-Ока был шрам от рваной раны, поскольку на него напали пумы. По словам режиссера, однажды на торговом судне, на котором ходил Сат-Ок, во время шторма открылись клетки со зверями. Три пумы вышли на палубу и начали атаковать людей. Все очень испугались, и лишь один человек осмелился выйти к зверям и вернуть их в клетки. Это был Станислав Суплатович. Другой его знакомый рассказывал мне, что Сат-Ок получил ранения при других обстоятельствах. Якобы это были не три пумы, а одна пантера, и он просто поспорил с кем-то, что войдет в клетку со зверем. В то же время, последняя жена Суплатовича подтвердила, что на его теле был шрам и он его получил при контакте с каким-то диким зверем. Это выстраивание легенды, в котором сам Сат-Ок не принимал участия. В любой момент он мог сказать: «Слушайте, это все неправда, не выдумывайте моей биографии, если хотите я могу вам ее рассказать». Но он этого не сделал, не корректировал то, что люди о нем додумывали и придумывали. В итоге его легенда жила собственной жизнью».
PR3/ds
•
"Появилась ли спустя годы истинная история Сат-Ока — единственного польского индейца?"
Доминика Монтан-Паньков(dominika montean-pa;k;w)
Интервью с автором книги.
Перевод на рус.яз. Зорин А.В. (главный хранитель фондов Курского государственного областного музея археологии). 2017г.
источник: https://www.indiansworld.org/
Станислав Суплатович, известный, как Сат-Ок, — сын индейского вождя Высокого Орла и полячки, беглянки из царской ссылки, добравшейся из Сибири до Канады. Проведя годы среди индейцев, мать с сыном возвращаются в Польшу. Сат-Ок, бывший солдатом АК,[1] после войны становится медийной личностью, автором повестей-бестселлеров об индейцах. Такова была до поры общеизвестная биография единственного польского индейца. Спустя 14 лет после смерти Станислава Суплатовича, журналист Дариуш Рошак к своей книге «Бело-красный. Тайна Сат-Ока» открывает совершенно иные факты, относящиеся к его жизни.
- Станислав Суплатович не был сыном индейского вождя Высокого Орла. Его мать, Станислава Суплатович, никогда не добиралась до Канады.
- Станислава Суплатович не была революционеркой, сосланной царизмом в Сибирь. В Сибирь она отправилась добровольно вслед за мужем, Леоном Суплатовичем, сосланным царскими властями за антигосударственную деятельность. Возможно, они вообще не были биологическими родителями Сат-Ока.
- В 1932-1939 гг. Станислав Суплатович ходил в начальную школу в Радоме, а вовсе не проводил детство среди индейцев в Канаде.
Издавая свои наиболее известные книги об индейцах, Сат-Ок имел соавторов, которые во многом были причиной его литературных успехов. И наверняка свою первую повесть, «Земля Солёных Скал», он написал не самостоятельно.
- Решив написать свою книгу, были ли вы готовы к тому, что сведения, которые Станислав Суплатович сообщал о своей жизни, могут оказаться ложью?
- К этому не был готов. Когда начинал работать над книгой, то не имел своей целью ни разоблачать кого-либо, ни опровергать легенду. Хотел лишь рассказать интересную историю, которая оказалась совершенно иной, чем ожидалось.
- Помните ли тот момент, когда у вас впервые появилась мысль: «Может быть он всё выдумал?»
- Да, помню этот момент. Поехал в Радомский архив и нашёл там документы, связанные с его арестом гестапо на рубеже 1941/42 годов. Поскольку не знаю немецкого, то сделал фотокопии этих бумаг, привёз их в Варшаву, отдал знакомому для перевода и тут оказалось, что Станислав Суплатович сидел в тюрьме за кражу, а вовсе не за то, что разносил листовки или был нечистой расы, как утверждал в рассказах о своей жизни. В тот момент я и решил сменить метод исследования. До тех пор я искал следы, подтверждающие его легенду. Например, он уверял, что окончил AWF (Академию Физического воспитания). Я, как безумный, ищу всевозможные документы, свидетельствующие об этом. В Гданьске нет следов, в Варшаве тоже нет, не знаю уже где ещё искать. Думаю, может он сдал экзамен, а бумаги куда-то запропали. Это были тропы, ведущие в глухие тупики. После радомского архива стало ясно, что не стоит дальше искать подтверждения его слов, а следует просто собирать всё, что о нём доступно. Поехал в Гдыню в архивы Польских Океанских линий и Военного Флота, где нашёл кучу писанных им самим автобиографий, в которых он сам себе противоречил. Это не были доказательства подделки, поскольку люди часто сами себе противоречат, забывают отдельные детали и так далее. Но этот факт помог мне взглянуть на моего героя гораздо шире. Мне пришло в голову, что я пишу о человеке, которого я не знаю.
- Почему же ему так долго это всё удавалось? Ведь никто не задавался вопросом относительно того, что Сат-Ок сам говорил о себе, все ему верили и распространяли его легенду — пока спустя 14 лет после его смерти вы не написали свою книгу.
- С Сат-Оком всё так, как с Никодемом Дызмой[2] – это сравнение пришло мне в голову уже по завершении книги. Дызме удалось сделать карьеру, потому что он был нужен людям и никто не смел сомневаться в достоверности его слов. Выпускник Оксфорда был необходим для того, чтобы решить проблемы Польши и стать выдающимся премьером Второй Речи Посполитой. Так и Сат-Ок был необходим многим людям. Oн открывал гражданам гомулковской Польши экзотический мир, куда им не было доступа. Рассказывал о далёкой реальности, где камни имеют голос, а деревья, птицы и звери священны. То был совершенно иной язык, нежели в гомулковской или герековской серости. В 60-х годах Сат-Ок стал литературной звездой, а в 70-х годах — медийной. Начал выступать на телевидении, курить трубку мира перед индейским типи, низать бусы и рассказывать об индейских обычаях. Он давал детям, которые это смотрели, возможность почувствовать приключение. Его слушатели вырастали, создавали группы индеанистов, которые позже переродились в Польское Индейское Движение (Polski Ruch Indian). Никто не хотел рушить его легенду. Люди либо боялись, либо задавались вопросом: а зачем мы будем это разоблачать? Ведь он не делал ничего плохого. Да, есть такие воплощения, которые могут быть вредными и плохими. В голову приходит история Биньямина Вилькомирского,[3] швейцарца, выдававшего себя за дитя Холокоста, создававшего свою личность не только на обмане, но и на страданиях других людей. Фактически, он делал это хорошо и удачно. Его книга — теоретически автобиографическая, — была признана архетипом подобной литературы, получила много наград. В конце концов, швейцарский репортёр выявил её фальшивость. В случае Сат-Ока всё иначе. Он придумывал красивые истории, которые целиком вырастали из его воображения…
- Ложные.
- Да, ложные.
- Ему было бы трудней, скажи он правду о том, кем он является?
- Но он верил в то, что был индейцем. И ощущение своей «индейскости» он пронёс через всю свою жизнь. Это выглядит так, как если бы он был болен, страдал от каких-то заблуждений, но он, конечно, не был шизофреником в клиническом смысле. «Индейскость» стала его смыслом жизни, а отсутствие индейской крови перестало иметь значение. Уверенности добавило подтверждение его «индейскости», когда, служа на судне «Баторий», он добрался до резервации Канаваке под Монреалем, где встретился с мохоками, с некоторыми из которых поддерживал потом контакты. Конечно же, индейцы поняли, что он не является одним из них, но и что с того? Он был им духовно. Индейцы ему в том не препятствовали, зачем они стали бы это делать? Для них этот пришелец из далёкой Польши тоже был привлекательным партнёром, посредником в связи с иным миром. Кроме того, думаю, что они оценили его увлечённость индейской культурой и преданность их делу.
- Я также смотрю на этот вопрос, но ведь наверняка есть много людей, которые могут почувствовать себя обманутыми?
- Это правда. Есть факты, от которых никуда не уйти. Он не был сыном индейского вождя Высокого Орла, как сам утверждал. Не был наполовину шеванезом. В польском языке вообще не существует такого названия племени: есть Szaunisi либо Szawanezi, но Суплатович придумал Szewanez;w. Выдумал себе детство среди индейцев, брата и сестру. Мне представляется, что для понимания этого всего следует помнить о времени, когда он рос. Люди, пережившие войну, психически потрясённые, без родственников, одинокие, также порой меняли свою личность. Не хотели тянуть за собой груз военных страданий. Принимали новые имена, вычёркивали из памяти свою прежнюю жизнь. Ныне смена личности не такое простое дело, но тогда легче было порвать с прежней жизнью и стать кем-то иным. У Суплатовича попытка освобождения от собственной идентичности прослеживается ещё перед войной, когда он возвратился с матерью из Сибири и попал в рабочий Радом, в Замлынье, где обыденностью было то, что дети происходили из многодетных семей, а их матери рожали первенца ещё в юности. Станислав был единственным ребёнком, а Станиславе Суплатович в момент его рождения должно было быть 45 лет — если, конечно, его действительно родила она. Когда мать и сын возвратились из Сибири в Радом в 1928 году, Станиславе было 48 лет и она была в возрасте бабушек тех детей, с которыми её сын ходил в школу. Он был особым, не таким, как все. А известно, как дети относятся к таким. Его начали дразнить «большевиком», досаждать ему. И он создал себе мир, в котором мог противостоять оскорблениям и отторжению, а фундаментом того мира была «индейскость». Быть может, на ту мысль натолкнула его мать: он особенный, потому что его отцом был индейский вождь. А он много лет спустя выстроил легенду для матери, сделав из неё революционерку, сосланную в Сибирь. Она же ею никогда не была, революционером был его отец Леон Суплатович, дубильщик из Радома, боевик ППС[4], который действительно участвовал в борьбе против царизма и был сослан в Сибирь. А его жена, Станислава Суплатович, после нескольких лет разлуки присоединилась к нему, но по собственной воле.
- А как было в АК? Он рассказывал товарищам по оружию о том, что является индейцем?
- Было по-разному. Одни утверждают, что говорил, другие ничего о том не знают. Генерал Казимир Заленский («Боньча»), один из крупных командиров АК, в детстве жил на другой стороне той же улицы, что и Суплатович и ходил в ту же школу, несколькими классами старше. Он должен был видеть, что Суплатович является поляком и не проводил детства среди индейцев в Канаде, поскольку в 1932-1939 гг. посещал начальную школу имени Владислава Сырокомли в Радоме. Однако, после войны Казимир Заленский подтверждал, что Станислав Суплатович был индейцем. Почему он так поступал? Понятия не имею. Думаю, что связь между товарищами по оружию, объединявшая партизан, была столь крепка, что он сделал это ради друга, с которым вместе сражался и рисковал жизнью. Если Суплатович после войны хотел быть индейцем, то Заленский подтвердил это заявление без всякого колебания.
- В каком моменте его индейские истории стали выходить на поверхность и о нём начали говорить?
- Из доступных мне документов следует, что первые упоминания о том, что он является польским индейцем, сыном полячки и вождя индейцев, появляются уже в начале 1950-х годов. С конца 50-х, когда стал выпускать книги, он становится популярной личностью, особенно в молодёжной литературе и на телевидении.
- Его книги — это ещё одна большая ложь? Не умея писать, он всегда имел соавторов, или же то были настоящие авторы?
- До выхода «Земли Солёных Скал», весь писательский опыт Суплатовича ограничивался автобиографиями, которые он писал в армии и для работодателей. Судя по их текстам, ему было трудно сформулировать даже простое предложение. Попросту говоря, он не умел писать. И вдруг, в 1958 году появляется его первая книга, «Земля Солёных Скал», которая имеет превосходную конструкцию, хорошо прописанные образы, превосходные описания природы, цветистые метафоры. Известно, что при работе над книгой с ним сотрудничал один из виднейших деятелей молодёжной литературы — Ежи Брошкевич. Трудно сказать, где в «Земле Солёных Скал» Брошкевич, а где Суплатович. Ежи Брошкевич умер, так ничего и не сказав на эту тему. На обложках последующих книг Сат-Ока появляются имена соавторов. Один из них, Лешек Михалик, утверждает, что это он написал «Голос прерии», лишь давая Суплатовичу на прочтение отдельные главы. Жена Славомира Брала, который писал под псевдонимом Якта-Ойа, утверждает, что это её муж был автором «Форта на Атабаске», а Суплатович был кем-то вроде консультанта, говорил, что хотел бы написать, делал эскиз книги, потом проверял, что писали его соавторы. Из бесед с Лешеком Михаликом знаю, что он был упрямым редактором. Если что решил, то не позволял менять, даже вопреки фактам. Не принимал замечаний о фактических ошибках. Остальные книги Сат-Ока слабее, возможно, он написал их целиком сам, имея многолетний опыт литературного труда.
- Сат-Ок, как отец. Очередная запутанная история, трагичная для его детей.
- Да, тут снова столкновение с фактами оказывается болезненным. Через несколько лет после женитьбы он уходит к другой женщине, оставляя дома жену и двух малых детей, сына и дочь. С новой супругой воспитывает её ребёнка, обходясь с ним лучше, чем с родными, с которыми до конца жизни поддерживал слабые связи. Быть может, в отношении Суплатовича к своим детям следует искать отражение его собственной истории. Сат-Ок не имел отца, воспитывался одной матерью, если Станислава Суплатович действительно была его биологической матерью. Не исключаю и того, что он мог быть сиротой, которого Станислава забрала с собой, когда после смерти мужа возвращалась из Сибири и которого воспитывала, как собственного ребёнка. Не повторил ли тут Суплатович того, что испытал сам: будучи усыновлённым ребёнком, принял чужого ребёнка, не воспитывая собственных? Не хотелось бы вдаваться в дешёвую психоаналитику, но эта схема напрашивается сама собой.
- В книге вы цитируете слова людей, которые знали Суплатовича и считали его добрым человеком, который готов был делиться с другими всем, что имел, а с другой стороны он так жестоко обошёлся со своими детьми. Как это может быть?
- Вы удивляетесь, почему мы можем быть одновременно добрыми и злыми? Так ведут себя все люди, святые и проклятые. Это банальное наблюдение, но люди всегда поражаются: наша низость, иногда подлость смешивается с проявлениями благородства. Бронзовые фигуры появляются только на памятниках. Конечно, читателя потрясает, когда он узнает, как плохо он относился к своим собственным детям, но это было так.
- Удивительны также и его отношения с матерью. Похоже, что под конец её жизни она была ему безразлична.
- Он утверждал, что заботился о матери до конца её дней. Моя собеседница, профессор Мария Бокщанин, единственная дальняя родственница Суплатовича, которая помнит то время, уверена, что всё было иначе, поскольку его мать была под опекой своей сестры, материи Марии Бокщанин. Что было на самом деле? Трудно сказать. Моя книга в большей степени является рассказом о том, кем был Сат-Ок в глазах других людей. Не все факты можно удостоверить на все сто процентов. В биографии Сат-Ока имеется пробел между 1922 и 1928 годами, который мы не можем заполнить. Где конкретно он родился, кто были его биологические родители — это неизвестно. Знала об этом только Станислава Суплатович, но она молчала. „Бело-красный” — книга скорее о памяти, чем о подлинной правде. Я писал о том, каким Сат-Ока запомнили, на чём основывалась его легенда, какими были мотивы людей, поддерживавших эту легенду, и его собственная мотивация в сотворении своей индейской идентичности. Прошу помнить, что эта книга не является историческим исследованием. Обнаруженных документов часто не хватает, чтобы установить мотивацию героя, определить, что стоит за сделанным им выбором. С другой стороны, эти мотивы являются наиболее интересными для нас, они касаются сущности человека. Правда очень интересна, но ещё интереснее то, что мы делаем с правдой. Как мы обходимся с фактами, как их искажаем, оцениваем, переосмысливаем, прячем от мира или запоминаем иначе.
- И под конец: вы утверждаете, что в своё время такой человек, как Сат-Ок, оказался необходим полякам и поэтому он появился. Необходим ли он нам в нынешнее время?
- Думаю, что да. Его история — это рассказ о том, что делаем мы с нашим коллективным воображением. Мне кажется, что нам все еще необходимо, чтобы мы знали, как относиться к мифам, которые функционируют в общественном пространстве, знали как они функционируют, что является их основой, потому что мы сами строим нашу память о людях и событиях, потому что это показывает, кем мы являемся. Важно рассмотреть, что такое наши мифы и как мы относимся к ним. Почему некоторые мифы принимаются, а другие отвергаются.
- Наши мифы формирует история, что также видно и на примере Сат-Ока.
- Важно то, как мы используем историю, что мы с ней делаем. Вот почему нам нужна легенда Сат-Ока. Это образ, который несет не только свою личную историю, но рассказывает и о нас самих, о поляках, о нашем коллективном воображении и человеческой природе.
[1] А;рмия Крайо;ва (Armia Krajowa) — вооружённые формирования польского подполья в период Второй Мировой войны, подчинявшиеся Лондонскому правительству в изгнании.
[2] Герой повести Тадеуша Доленги-Мостовича «Карьера Никодема Дызмы», который вначале невольно, а потом сознательно вводил окружающих в заблуждение и в конечном итоге стал премьер-министром.
[3] Биньямин Вилькомирский, он же Бруно Дёссеккер, он же Бруно Грожан, — музыкант и писатель, выдававший себя за ребёнка, уцелевшего при Холокосте. Его вымышленные мемуары были опубликованы в 1995 г. (Fragments: Memories of a Wartime Childhood) и разоблачены, как поддельные, швейцарским журналистом Даниэлем Ганцфридом в 1998 г.
[4] Польская социалистическая партия (Polska Partia Socjalistyczna)
"Миры Суплатовича"
http://www.proza.ru/2015/05/16/930