Тенор больше не нужен

Наталья Ромодина
      27 июня я посетила заключительный спектакль сезона 2016/17 гг. в Московском театре имени А.С. Пушкина, посмотрев в последний раз комедию Кена Людвига «Одолжите тенора!»
      Искромётный музыкальный спектакль был поставлен в 2005 году нынешним худруком театра Евгением Писаревым, окончательно решившим с тех пор перейти из актёров в режиссёры! А теперь он закрывает этот спектакль, двенадцать сезонов пользовавшийся неизменным успехом у зрителей.

      Вначале Макса, которому представился фантастический шанс проявить себя, спев вместо знаменитого тенора, играл Сергей Лазарев. Потом он отошёл от этого спектакля, но в честь прощания с «Тенором» вышел на сцену 26 и 27 июня 2017 г. А мне после «Талантов и покойников» (по единственной пьесе Марка Твена), где Лазарев скакал по сцене живчиком и проявил себя как настоящий комедийный актёр, стало интересно: а как он играет роль Макса? Наверное, и в «Одолжите тенора» Сергей будет ярок и жизнерадостен? Словом, захотелось посмотреть своими глазами.

      Я в третий раз смотрела «Одолжите тенора!» Несмотря на участие знаменитого певца и актёра, чего-то сногсшибательного на последнем спектакле не произошло. Может, оттого, что нет эффекта неожиданности. Может, потому что многие из актёров «заболтали» свои роли в ходе совсем недавно завершившихся гастролей, а Лазарев, наоборот, подзабыл свою (предыдущий раз он играл в сентябре 2015 г.). Может, грусть прощания с замечательной комедией наложила свой отпечаток на общий настрой.

      Надо сказать, что Сергея Лазарева при выходе на сцену в спектакле зал встретил аплодисментами. Ещё одним, кого встретили так же, был Александр Арсентьев. Он неизменно исполнял роль тенора Тито Мерелли. Кажется, ещё только одна артистка – красавица Екатерина Клочкова – участвовала во всех 268 спектаклях (цифру назвал на поклонах режиссёр спектакля Евгений Писарев).
      Было очень радостно услышать звонкий голосок Анны Бегуновой (Мэгги): вот ведь, кажется, ничего особенного, и голос не всем нравится, а героиня у этой актрисы живёт на сцене, а не просто ходит в розовом платьице, гибко двигается и говорит слова!

      Поучаствовать в последнем спектакле пришли исполнители роли Посыльного, наряду с И.Хрипуновым, который теперь в МХТ играет, – Николай Кисличенко и Александр Анисимов. Высунуться на две секунды, показать намазанные коричневым гримом «Отелло» рожицы – это было очень трогательно по-актёрски.

      Театр, приглашая на последний спектакль, как в воду глядел, говоря, что будут самые преданные поклонники! Почти все зрители очень хорошо уже знают и любят и театр, и актёров, и этот спектакль, принесли массу цветов. Но рядом со мной сидела женщина почтенных лет и всё первое действие плевалась. «Переигрывают!» – говорила. К моему удивлению, эта зрительница осталась и на второй акт. «Что же, остались на второе действие?» – спросила я не без подковырки, держа в руках букет красных роз, и мы разговорились. Она попросила посмотреть программку, удивилась, что Макса играет Сергей Лазарев, и стала с бОльшим интересом присматриваться к происходящему, а в конце даже смеялась и аплодировала.
      
       На сцену пригласили и исполнителей за все двенадцать лет, и мастеров закулисных цехов.
      Потом в проходе перед сценой образовалась толкучка, как в часы пик. Девочки хотели вручить цветы Сергею Лазареву. И я пошла в эту толпу, жалея, что невозможно одновременно и хлопать, и снимать, и пробираться ближе к сцене.
      
       Другие артисты убежали, оставив Сергея принимать букеты, и я случайно перекрыла девочкам подход к Лазареву и оказалась против него. Он так ласково обратился ко мне: «Кого позвать?» А я смотрю вглубь сцены и думаб: а вот Вере Воронковой цветов не принесли! Но рот сам собой начал отвечать: «Александра Сергеевича!»

      Арсентьев то ли услышал, то ли увидел, и не успела я договорить, как уже подошёл. Очень обрадовался винным розам: спасибо, спасибо… Я до того осмелела, что спросила, нельзя ли с ним встретиться по окончании этого действа. Он, вижу, покивал. Но я знаю, что на поклонах не соображаешь ничего, не видишь, не слышишь, мало кого узнаёшь…

      У служебного входа стояли уже знакомые фанатки. Но вышел только Александр Матросов к Ирине, и я тут же подскочила и тоже попросила у Александра Валерьевича автограф. У меня ещё не было автографа Матросова. Он написал: «Спасибо, что приходите!» Конкретный товарищ! Восхитительно! А про Арсентьева сказал, что раньше получаса тот не выйдет никак: у них капустник. Коротенькое мероприятие, что ли? Да поздно уже было, где-то к половине одиннадцатого. Когда из театра-то все вышли, было уже десять часов!
      И на этой немного грустной ноте я пошла к метро и домой.