Марионетки. Тайна Конька-Горбунка. Заключение

Елена Шувалова
    Ну, вот мы и подошли к концу нашей книги о Тайне "Конька-Горбунка".

    Тайне, которую выявила и разоблачила в своём эскизе марионеток скульптор Сарра Дмитриевна Лебедева восемьдесят с лишним лет назад.

    Мы решили, что сделала она это в сотрудничестве с писателем Алексеем Николаевичем Толстым.
   И что его папа Карло, марионетки Буратино, Мальвина и Пьеро, а так же собака - пудель  Артемон  - находят за тайной дверцей именно то, о чём говорят и марионетки Лебедевой - царство Александра Сергеевича Пушкина, - Золотой век, - который в своё время так и не состоялся;век правления Русского Духа в образе Богородицы и царя-Пушкина, как того, кто выражает этот дух в слове.
 

   Мы поняли, что сказка "Конёк-Горбунок" - это пушкинская
 и н и ц и а ц и я в цари Русского Духа.

   Инициация сама по себе требует тайны.

   Кроме того, получается, что Пушкин вывел себя в образе дурака Ивана в цари сам, самозванно, -  хотя на самом деле - по призванию Царь-Девицы- Музы - Богородицы и с благословения самогО великого царя Петра в образе Месяца Месяцовича.
  Но поскольку для этого мира призвание Богородицы, а так же и благословение давно почившего в Бозе государя - пустой звук, - выходит, что Иван-Пушкин здесь - самозванец.

   Это подтверждает и дата, которую мы обнаружили в тексте сказки, начиная со дня Троицы, - дня поимки Жар-Птицы.
   По выявленным нами датам получается, что Иван становится царём 21 июля,
    - а это день венчания на царство Григория Отрепьева - первого в России царя-самозванца, - которому Пушкин посвятил свою драму "Борис Годунов".


   Как мы поняли, сказка "Конёк-Горбунок" - это вторая часть пушкинской инициации, начатой им осенью 1830 года в Болдине.

   Первая её часть - это "Повести Белкина".

   В "Повестях" Пушкин скрылся за маской придуманного им автора - Ивана Петровича Белкина, - придуманного прежде всего как  и с т о р и о г р а ф,  - ещё в написанной поэтом раннее "Истории села Горюхина".

   Здесь же Белкин выступает, - подобно фонвизинскому Митрофану -  как любитель и с т о р и й , - пять из которых он якобы записал со слов разных своих знакомых.

   Мы подробно разобрали эти пять повестей и пришли к выводу, что это и есть - загадочные Пять сказок из Чудо-книжки, которые перечисляет один из дворских слуг  в "Коньке-Горбунке".

   Пятая сказка - получается  - соответствует повести "Барышня-Крестьянка", - и это - сказка о Царь-Девице.

   Барышня Лиза Муромская - девица-Душа, девица-Муза, девица-звезда. Для Пушкина - видимо, - понятия "душа", "муза", "дух" были тождественны. Лиза спускается в образ крестьянки Акулины, - становясь на земле подобием звезды-плеянки Акулины Петровны Курочкиной, чей грубый, и даже несколько уродливый образ носит земная Акулина - толстая рябая дочь кузнеца Василия.

   Муза Пушкина в образе уездной барышни Лизы берёт на себя таким образом свой к р е с т. В этой повести и описано то соединение аристократического языка с языком народным, которое отмечал у Пушкина писатель Алексей Николаевич Толстой, поскольку Лиза Муромская - это прежде всего, - конечно, Пушкинская Муза.

   Царь-Девица - существо более духовное, высшее. Это - та девица, что выбирает царя. Прообраз её - сама великая богиня Древнего Египта - Исида, - та, что выбирала фараона и на голове своей носила царский трон.

  Таким образом, в "Барышне-крестьянке" пушкинская Муза спустилась на землю и умалилась до крестьянки, а в "Коньке-Горбунке" поднялась на небо и предстала в своём истинном - высшем - образе.

  Алексей же Берестов, готовый в конце повести жениться на крестьянке, превращается в "Коньке-Горбунке" в крестьянина Ивана, который в конце сказки становится царём.

  Становится царём и вступает в брак с высшим существом - Царь-Девицей - Богородицей, - верховной покровительницей России.

  Для этого прежде всего и предпринята инициация, - для вступления в иерогамный брак.

  Об этом и говорит пресловутая третья строчка зачина "Конька-Горбунка" -

Против неба - на земле.

  Строчка эта выражает п о л я р н о с ть , полярность, - в свою очередь, - символ иерогамии. Иерогамия выражается в сексуальном ритуале, но у нас здесь - ритуал духовный.

  Принцип  же - тот же - в объединении мужского и женского начал, - космический принцип.

 
  Мы разгадали пушкинский ключ, который он оставил нам в сноске к своему Предисловию "От Издателя", - "для любопытных изыскателей".

  Ключ этот - в 11 инициалах тех, кто якобы рассказал Белкину эти пять историй: подряд, без соотнесения с личностями, они составляют такой набор букв: "А.Г.Н.И.Л.П.Б.В.К.И.Т.".

  Мы догадались рассмотреть эти буквы на Глаголице, и они раскрылись перед нами; ларчик этот пушкинский раскрылся.

  Каждая из пятёрок этих букв составляет по фразе.

  Первая фраза означает объединение Пушкина со своим народом, - с корнями своими, - и с т о р и ч е с к о е объединение. Можно сказать, что это - объединение Поэта с Душой народа.

  Вторая фраза означает объединение этой народной души - души Пушкина и русского народа - с Космосом-Духом, - духовным Космосом, - со Вселенной.

  Буква "П" между этими пятёрками значит "остановку", "покой", - а так же - первый инициал фамилии "Пушкин", а кроме того - и первую букву п р о з в а н и я "Поэт".


   Первая фраза соответствует "Повестям Белкина", вторая - "Коньку-Горбунку".

   Мы вовсе не утверждаем, что сказка "Конёк-Горбунок" была задумана Пушкиным уже осенью 1830 года.
   Мы склоняемся к противоположному, - что сказка эта родилась спонтанно, в ответ на Указ о камер-юнкерстве, - б л а г о д а р я которому Пушкин и почувствовал себя в о в с е дураком.

  Поскольку с 1831 года царь открыл перед ним архивы и дал задание писать "Историю Петра Великого", - Поэт надеялся своими трудами заслужить официальное звание историографа - занять место Н.М. Карамзина.

  Если бы это произошло, - скорее всего, - программа, заложенная во второй пятёрке инициалов, Пушкиным не была бы выполнена. Или - была бы выполнена как-то по-другому. Во всяком случае, не через написание сказки "Конёк-Горбунок".

  (Не была бы написана - соответственно - и сказка "О Золотом Петушке").

  Присвоение Поэту придворного звания камер-юнкера, - не касаясь желаний Двора в отношении Натальи Николаевны, - унижало и нивелировало прежде всего пушкинский гений.

  Пушкин не выслужил иного звания как чиновник, - но разве Пушкин был ч и н о в н и к?!..

  Конечно, нельзя было ожидать, чтобы далёкий от поэзии царь в полной мере оценил уникальность пушкинского гения. Поэт сам это прекрасно понимал.

   Но он - с этого самого 1831 года - упорно подводил царя к восприятию его как историографа. Казалось, - поначалу царь и сам склонялся к этому.

   Историограф - достойная должность, - которая удовлетворила бы земные (даже можно сказать - обывательские) надежды Пушкина.

   Нет, наверное, он не уклонился бы от выполнения второй части своей инициации, - но она прошла бы в другой форме...

   Но Указ на Новый - 1834 - год перечеркнул надежды Пушкина на царя. Не только на историографство, вообще - на царя. Он ощутил его глубокую н е д о б р о ж е л а т е л ь н о с т ь к себе . Он ощутил, что весь его мощный, исключительный, прекрасный Гений для царя - НИЧЕГО.

  Для царя он - только чиновник Пушкин, - которому  - из-за скверного характера и вольнодумства - "чины не дались", - и максимум, что он заслужил - это чин камер-юнкера (да и тот, - благодаря красоте Натальи Николаевны; но - не будем об этом...).

 
  Таким образом, весь пушкинский гений был только его личным делом и его личной собственностью, умещавшейся в его деснице - между вершками тремя рабочих пальцев, - а когда они расправлялись и охватывали лоб в задумчивости - составлял те самые "три вершка" - рост Конька.

  Это был его "конёк" - писательство. Но для окружающих это был - "горбунок", - уродец такой маленький, с двумя горбами вместо крыльев. И самого Пушкина заглаза - а то и в глаза - обзывали "уродом"...

 
   И только сам поэт знал, что на самом деле он -
к р а с а в е ц, - не говоря уже о его коньке.
   Вернее, так: красавец-то - как раз его Конёк, его Гений; сам он - конечно, - не красавец, - но становится красавцем  - при слиянии со своим Гением.
   Красавица же - и его Душа, - которая вся отражается в его прекрасных строчках. (Она же - Русская Душа,  Душа русского народа).

   Но для царя, и - соответственно, - для читающей публики, - пушкинский Гений - горбатый уродец, - никчёмная и г р у ш к а.

   А сам поэт - только чиновник, - ординарная посредственность, - к тому же, - м а л ь ч и ш к а (поскольку - камер-ю н к е р).

   Ну, так вот Пушкин всё так и воспроизвёл, как окружающие во главе с царём это воспринимали: вот вам  сказка "Конёк-Горбунок" - о моём уродце-гении, вот вам - автор её - никому не известный, абсолютно о б ы ч н ы й, - чтобы не сказать - заурядный, - девятнадцатилетний студент Ершов.
   Всё это - пушкинская демонстрация того, к а к 
е г о  в о с п р и н и м а л и  царь и читающая публика.
 

  А внутри сказки - история о том, кто он на самом деле.

  Все маски под конец сброшены. Даже вызывающая уважение, но всё же смиренная для Пушкина маска историографа.

  Нет, теперь он сам выйдет в цари, - станет тем, кто он есть.

  В цари надо выходить через ж е р т в у , - как Христос.

  Пушкин понял, что он назначен жертвой. Ему  был уготован путь русского Христа - путь мученичества и Голгофы. Это - самый трагический вариант судьбы, но и - самый славный.

  Пушкин был призван в цари Русского Духа. В цари Русского космоса.

  Вот такая и н и ц и а ц и я была назначена нашему первому поэту.
  Он предвосхищал её Болдинской осенью 1830 и - конечно, - не хотел, - кто же  х о ч е т  мученичества и Голгофы?!..

  Но - предчувствие его не обмануло.

  Итак, - мы считаем, что и заглавием и подобранным, - можно сказать, - первым попавшимся, - автором,  - Пушкин демонстрировал ситуацию, которая сложилась на тот момент: царь и читающая публика (в основе своей) воспринимали его только как чиновника с "придурью" (стихотворца), при этом - мальчишку, - как будто и не было д в а д ц а т и лет, как он печатал свои творения, - и как будто он не продвинулся с тех пор ни на дюйм...

  А читающая публика до сих пор (более 180 лет) воспринимает этого первого попавшегося, заурядного, молодого человека, как автора его неразгаданной сказки...

  Но, кроме этой нечувствительной публики, всегда был определённый круг посвящённых, которые знали, кто на самом деле написал сказку "Конёк-Горбунок".

  Этот круг так же создал сам Пушкин.

  Прежде всего, в него входили П.А. Плетнёв и В.А. Жуковский.Отчасти - как привлечённый к мистификации - издатель А.Ф. Смирдин (Смирдин - скорее всего - знал не всё). По нашему мнению, главный редактор журнала "Библиотека для чтения" О.И.Сенковский о мистификации н е  з н а л. По крайней мере, при первом напечатании сказки в его журнале.

  Судя по рассказам наших предков, в круг посвящённых входили и декабрист П.А. Калошин (наш прапрапрадед), и его жена А.Г.Калошина.

  Этим людям, - насколько мы понимаем, - была оставлена Пушкиным или вся р у к о п и с ь "Конька-Горбунка", или же - только титульный лист, оформленный самим поэтом, с посвящением А.Г. Калошиной. Предки наши в основном описывали этот чудесный титульный лист, с рисунками царской короны и дурацкого колпака.

  Одним из посвящённых-потомков был писатель Алексей Николаевич Толстой. Возможно, он знал историю "Конька" от своих родственников Калошиных, и даже видел этот самый титульный лист (а может, и всю рукопись).

  Кроме того, нам до боли знакома сцена в "Приключениях Буратино", где герои спускаются в глубокий подвал, в котором находится клад.
  Потому что мы с младенчества слышали историю про глубокий подвал в Старом Доме, где так же  - в прапрапрабабушкином сундуке - лежал клад.

  От этого сопоставления мы пришли к выводу, что Толстой вполне мог писать именно про наш подвал; в таком случае, герои находят именно пушкинского "Конька". И не просто "Конька", - а - Новый мир, - Золотой век.

  Идею Золотого века п о э т о в дал немецкий поэт-романтик рубежа восемнадцатого-девятнадцатого веков - Новалис. Именно у Новалиса - как установила литературовед Е.Д. Толстая, - взял Толстой золотой ключик, - и это именно золотой ключик к Атлантиде Поэтов.

 
 
  Кроме А.Н. Толстого, в Тайну была посвящены,  - получается, - скульптор С.Д. Лебедева, создавшая замечательный эскиз марионеток, который и сподвигнул нас написать эту книгу.

   Так же - несомнено, - в тайну эту был посвящён и её муж - художник В.В. Лебедев, -  хотя у него мы не нашли ничего "конькового".

   Но,  - возможно, из общения с ним в тайну эту проникли художник-иллюстратор Ю.А. Васнецов (его ученик) и писательница А.Я. Бруштейн (его вторая тёща).

   Несомненно, тайну "Конька" знал С.Я. Маршак, - может быть, - от А.Н. Толстого...

   Настоящего автора "Горбунка", - судя по его иллюстрациям,  - знал и художник Н.Б. Розенфельд.

   Так же - конечно, - великий русский поэт Серебряного века А.А. Блок знал, кто на самом деле автор "Конька-Горбунка", - что это совсем не Ершов! (Хотя запись Блока о Ершове и е г о "Коньке-Горбунке" - самая неоднозначная и самая внешне скупая).

   Но - эта наша книга, - как мы уже сказали, - вызвана к жизни фотографией в старой книге искусствоведа Б.Н. Терновца "Сарра Лебедева", где на 29 странице, - сразу за иллюстрацией с работой "Голова Пушкина", находится фотография одиннадцати марионеток эскиза "Конёк-Горбунок".

   Число "одиннадцать" вывело нас и к одиннадцати инициалам "Повестей Белкина", и к одиннадцати книгам "Метаморфоз" Апулея, и к одиннадцати сценам пьесы-сказки А.Н. Толстого "Золотой ключик".

  "Одиннадцать" - число инициации, - перерождения.

   Именно для перерождения были поставлены - по приказанию Царь-Девицы - три котла в сказке "Конёк-Горбунок".

   И старый царь восклицал:

!Вспомни, матушка-царица,
Ведь нельзя переродиться;
Чудо Бог один творит".

  Но Иван переродиться смог, - то есть, - родиться в Духе.

  Смог - при помощи своего Гения - Конька-Горбунка.

  У царя - подобно римским императорам - тоже должен был быть Гений, - но у этого царя его не было. (Для нашего царя это была - мысль о сходстве с царём Петром Великим и  р а в н е н и е на него. Тот самый Золотой Петушок. Но г о р д ы н я царя победила. Золотой Петушок н е  с р а б о т а л).  Поэтому царь просто сварился.

   Иван же - переродился.

   А в эскизе марионеток Лебедевой перерождается Конёк-Горбунок, - у которого вот-вот отпадёт лошадиное тельце с горбами, который вот-вот станет прекрасным царём.

   Пушкин слился со своим Гением и стал этим прекрасным царём, - в высшем - духовном - мире.

   То есть, ещё не стал, - становится.

   Мы думаем, что этот эскиз марионеток был задуман писателем Алексеем Николаевичем Толстым, - почему, - мы обосновали в книге.

               
               
   Вы, может быть, хотите узнать, сохранился ли подвал в Старом Доме, да и сам Старый Дом, где - как мы говорим - когда-то была замурована пушкинская рукопись "Конька-Горбунка", или - хотя бы - титульный лист с пушкинским рисунком?

  Дом этот стоит, как стоял. Сейчас его занимают различные организации. Насчёт сохранности подвала, сундука и рукописи - ничего вам поведать не можем.

  Надеемся, что их сохранил Домовой нашего Старого Дома.



                К О Н Е Ц.

               



                19 августа 2017 года.