Муза в израильском платье. К-га 1, гл. 7. Возрожде

Анатолий Штаркман
Муза в израильском платье. Книга 1. (НАПИСАНА В РАЗМЕРЕ а5)
Глава 7. Возрождение

В 1819 году под впечатлением картины Рафаэля «Святое семейство» или «Мадонна с безбородым Иоси- фом» Пушкин написал одно из искренних душевных исповедей - элегическое стихотворение «Возрожде- ние».**
Картина «Святое семейство» условно датируется 1509
годом. Она хранилась небрежно в одном из итальян- ских домов. Краски её потускнели, и неизвестный художник, не разобравшись, что перед ним картина Рафаэля, решил обновить её, но сделал это неумело. В таком испорченном виде российские специалисты приобрели её для Эрмитажа и после восстановления выставили в музее для показа. 
Рафаэль умер от невоздержанности в любви в воз- расте 37 лет. «Для того, чтобы написать красавицу, - говорил художник, - мне надо видеть много краса- виц…. Но ввиду недостатка, как в хороших судьях, так и в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на мысль». Если абстра- гироваться от названия, то картина изображает кра- сивую молодую женщину с ребёнком на руках и кон- трастом к ней пожилого, но крепкого  мужчину. Наз- вание объясняет нам, что это «Святое семейство», су- дя по именам, еврейское – Иосиф (плотник), его моло- дая жена Мария и их младенец Иисус. Во времена Иисуса мужчины волос не стригли: борода считалась символом мужского достоинства, но, чтобы подчерк- нуть его половое бессилие, Рафаэль изобразил Иосифа без бороды. Поэтому второе название картины, тоже неизвестно кем придуманное, «Мадонна с безбородым Иосифом». Рафаэль или, правильнее, Рефаиль – ангел-исцелитель, один из семи (третий) священных
------------------
*Ю.  Тынянов. Избранное. Кишинёв. 1978. Пушкин.  с.  590
**А. С. П. т. 1 с.  377 и 510.

ангелов, доводящий до Господа все молитвы святых, имя весьма распространённое среди евреев.
Стихотворение «Возрождение» впервые опубликовано в 1828 году в журнале «Невский альманах» .

Художник-варвар кистью сонной
Картину гения чернит.
И свой рисунок беззаконный
Над ней бессмысленно чертит.
Но краски чуждые, с летами,
Спадают ветхой чешуёй;
Созданье гения пред нами
Выходит с прежней красотой.

Так исчезают заблужденья
С измученной души моей,
И возникают в ней виденья
Первоначальных, чистых дней.

Не трудно понять двойной смысл стихотворения. Первый - история возрождения художественного ше- девра. Второй – касается «измученной души» поэта. В лицее Пушкину приходилось скрывать свои религи- озные убеждения, подчиняться церковным, чуждым ему, молитвам и строгой дисциплине, он устал от двойной жизни, и поэтому вполне понятно его стрем- ление в «первоначальные, чистые дни», «в начале жизни» в еврейской школе Немецкой слободы. Имен- но там его учили, что Гений – это и есть Бог, его кар- тина – Библия. Ничто не может быть совершеннее Богом созданной картины бытия человеческого. Окончив лицей, Пушкин решил стать самим собой, потому и пишет, что «краски чуждые, с летами, спа- дают…» с измученной души поэта.
Поэма «Руслан и Людмила» писалась под впечатлени- ем царского благоволения «всем еврейским кагалам за усердную и ревностную службу» в войне 1812 года. В марте 1820 года поэма была опубликована в Петер- бурге. Герои поэмы: Людмила, дочь Владимира, и витязь Руслан (ассоциируется с Рус-Ланд) символизи- руют молодую Русь; «Хазарский хан, избранный сла- вою Ратмир…». Имя Ратмир Пушкин позаимствовал из Истории Российской Татищева: «Шестой же Рат- мир, тоже от убогих (пр. авт.: то есть бедных); сей бился пешим и много храбрствовал, и обступили его много ратных, он же, от многих ран упал, скончался». Имя ёмкое: Рать и Мир не что иное, как прошлое Рос- сии - Хазарский Каганат. По законам Каганата Ха- зарским ханом мог быть только иудей. Ратмир и Рус- лан встречаются «и обнял князь младого хана» в «про- хладном сумраке лесов». Слово иудей в поэме не про- износится, но что и кого имеет в виду Пушкин, когда описывает их встречу?

Зачем судьбой не суждено
Моей непостоянной лире
Геройство воспевать одно
И с ним (незнаемые в мире)
Любовь и дружбу старых лет?
Печальной истины поэт,
Зачем я должен для потомства
Порок и злобу обнажать
И тайны козни вероломства
В правдивых песнях обличать?

«Печальной истины поэт». Это ли не крик измученной души поэта? В начале двадцатых годов царская по- литика по отношению к евреям изменилась в худ- шую сторону, и официальная, приближённая ко дво- ру критика, встретила поэму негативно. «Фантазия, вышедшая из границ, творит выродков» или «Ратмир прекрасен, после как его омыли красавицы в русской бане». «Возможно ли просвещённому или хоть немно- го сведущему человеку терпеть, когда ему предлага- ют новую поэму, писанную в подражание Еруслану Лазаревичу?» Юдофобский лексикон! Поэма была запрещена для чтения в школах. Пушкин в письме из Кишинёва лицейскому товарищу барону А. А. Дельви- гу: «Поклонник правды и свободы, бывало, что не напишу, всё для иных не Русью пахнет». Не случайно Александр Сергеевич  выбрал имена героев, они жили в нём и через 10 лет в «Моей родословной» отзовутся эхом.
26 мая 1899 года в слове перед панихидой о Пушки- не в Казанском университете, епископ Антоний упо- минает стихотворение «Возрождение» и называет по- эта «грешником, как и большинство людей его кру- га», а героя поэмы «Евгений Онегин» епископ обви- няет в служении двум демонам – гордыни и разврата, и «вот он, переезжая с места на место, подобно Каину, тщетно ищет покоя своей душе».* Ещё немного и поя- вился бы Пушкин-Агасфер. Епископ Антоний, он же и Храповицкий, вспоминает также и стихотворение «в начале жизни школу…», но память у епископа, мягко выражаясь, была несовершенна: он забыл, что в Немецкой слободе во времена рождения поэта Пушкина жили люди, которым закон не раз- решал поселяться в Москве, и этими людьми были евреи. Если бы Пушкин родился на столетие позже – в 1899, его родителям тоже не разрешили бы прожи вать в Москве.*
И. И. Пущин, разминувшись с Пушкиным в пути, когда тот направлялся в Екатеринослав, встретил от- ца поэта на улице в С. Петербурге и, конечно, спро- сил о своём лицейском друге. «Тут рассказал мне что-
------------------
*А. С. Пушкин. Pro et contra. С. Петербург. 2000 т.1. с. 326-328
**И. И. Пущин. Записки о Пушкине. Письма.  М. 1989. с. 6

то, право не помню, что именно, да припоминать не
хочется. «Забудьте этот вздор, почтенный Сергей Львович! Вы знаете, что Александру многое можно простить, он окупает свои шалости неотъемлемым до- стоинством, которых нельзя не любить». Отец пожал мне руку и продолжил свой путь».** Не хотелось Пу- Пущину припоминать и называть вещи своими име-
нами, но не трудно догадаться, что речь шла о его якобы «шалости» за которой скрывались серьёзные убеждения поэта, выраженные ермолкой под «пояр- ковой шляпой». Не легко было Пушкину в православ- ном Петербурге доказывать возвращение в "первона- чальное чистое". «Ещё долго после болезни Пушкин ходил бритый и в ермолке. Видевшие его в то время помнят, что он носил чёрный фрак с нескошенными фалдами (пр. авт.: в этом старом чёрном фраке его и похоронят в 1837 году) по-американски и шляпу с прямыми полями, о которой после упомянул он, опи- сывая наряд Онегина. Тогда, же он отрастил себе длинные ногти – привычка, которую он не поменял до конца, любя щеголять своими изящными паль- цами».*
Чёрный фрак с нескошенными фалдами, тёмная шляпа с прямыми полями – одежда польских и литов- ских евреев. Длинные пальцы – признак повышен- ной чувствиительности и интеллигентности.
В 2006 году в популярной телепрограмме «Времена» председатель комиссии Совета Российской Федера- ции по информационной политике Людмила Бори- совна Нарусова совместила две эпохи: современную и пушкинскую. «Вершина русского национального достоинства Александр Сергеевич Пушкин – явно не славянской внешности, и если бы сегодня тёмно гла- зый, курчавый, смуглый мальчик-лицеист Александр Пушкин шёл по Невскому Проспекту Санкт-Петер- бурга, он не чувствовал бы себя в безопасности».** Вот только глаза у Пушкина по Нарусовой потемнели, за 176 лет, есть от чего, а ведь были голубыми.

------------------
*Викентий Вересаев. «Пушкин в жизни». М. 2001. т. 1 с . 109.
**Времена. Скинхеды. Ведущий Владимир Повзнер. Новости Недели.
Дайджест. 4 мая 2006


© Copyright: Анатолий Штаркман, 2015
Свидетельство о публикации №215051501474