Самый великий человек хх столетия
« САМЫЙ ВЕЛИКИЙ ЧЕЛОВЕК ХХ СТОЛЕТИЯ». Так сказал о докторе философии, теологии и медицины, профессоре и музыканте Альберте Швейцере (1875-1965) Альберт Эйнштейн, и нисколько не преувеличил, ибо этот человек совершил подвиг, равный которому по человечности и самопожертвованию редко встречается в мировой истории.
Невеста
Была весна 1912 года. Альберт Щвейцер торопливо шел утопающей в зелени деревьев улицей Страсбурга, направляясь в университет, где работал приват-доцентом. Кроме того, он был главой семинарии святого Фомы, руководил Баховским хором святого Валентина, вел проповеди в церкви святого Николая да еще находил время для писания сочинений о философии Канта, жизни Иисуса Христа, творчестве Баха. Работоспособность изумительная! Но и уставал изрядно.
В обширной университетской аудитории его ждали студенты. Без промедления приступил к чтению очередной лекции о мировоззрении Ницше. Говорил негромко, увлекая слушателей ясностью изложения, красотой и лаконичностью языка.
Студенты с интересом внимали каждому его слову, всегда ждали его лекций, как ждут желанный праздник.
Через несколько часов Швейцер снова шел знакомыми улицами, с наслаждением ощущая легкое дыхание майского ветра. Заходило солнце, окрашивая старинный Страссбургский собор и окружающие его дома багровым отсветом. Этот древний город на Рейне радовал Швейцера красотой и уютом. Здесь прошли его студенческие годы, здесь, познал силу всепоглощающей любви, правда, несколько запоздалую.
Возле собора, как и договорились, он встретил свою невесту Елену, дочь профессора Гарри Бреслау, стройную, жизнерадостную, приветливую. В свое время она окончила учительские курсы, преподавала в женской школе, одновременно занималась музыкой, овладела, кроме немецкого, английским, русским, итальянским языками. А окончив медицинские курсы, обслуживала в качестве медсестры одиноких матерей в Доме милосердия. Швейцер восхищался ее, бьющей, как фонтан, энергией, ее неординарной одаренностью.
Приветствуя Елену, он поклонился, приподнял шляпу. В ответ лицо ее озарилось радостью.
- Здравствуй, дорогой Альберт! Рада сообщить: твою книгу о Бахе вчера
прочитала, не отрываясь. Я в восторге! – взяла его под руку, и они пошли, оживленно беседуя.
- Я чувствую, ты влюблен в Баха, - говорила Елена. – Потому, наверное,
так виртуозно исполняешь его творения на органе. Где научился?
- Мой отец Луи Швейцер, проживающий в селе Гюнсбах, где прошло
мое, в общем – то, безоблачное детство, всеми уважаемый пастор и страстный музыкант, преподал мне первые уроки. А серьезную науку я прошел у парижского органиста Видора. Только времени не хватает на игру.
- Ты очень много работаешь, Альберт. Уму не постижимо, как много
работаешь! Мне папа сказал, что ты намерен уехать в экваториальную Африку лечить туземцев.
- Да, это мое твердое решение. Кто-то же должен спасать несчастных
людей, которые умирают довольно молодыми от множества болезней,- и шутя добавил: - Тебе, дорогая моя, не боязно было бы последовать за мной в африканские джунгли?
- С милым и в шалаше рай, - улыбнулась она.
Вскоре они поженились. Швейцеру тогда исполнилось 37 лет, Елене – 33.
По этому поводу были разные толки. Кое-кто с явным упреком утверждал, что за Швейцера с радостью пошла бы любая европейская принцесса. А он взял кого? Еврейку! Больно было ему такое слушать. Антисемитизм и вообще расизм были ему глубоко отвратительны, как плоды дикой тупости. Злопыхателям отвечал, что самой желанной принцессой для него является Елена и что злобствующие юдофобы мизинца ее не стоят.
Африка
Решение Швейцера, к тому времени доктора философии, теологии и медицины, профессора и выдающегося музыканта, уехать во Французскую экваториальную Африку (впоследствии республика Габон) удивило и возмутило его родных, друзей. Это же безумие, считали они, пренебречь удобствами европейской жизни, своим высоким положением лишь для того, чтобы стать обыкновенным лекаришкой в полудикой Африке с ее ужасным климатом, проказой, сонной болезнью.
И все же в 1913 году, через год после свадьбы, Швейцер и Елена уехали, прихватив с собой 70 ящиков с медицинскими инструментами, лекарствами, купленными в основном за свои личные сбережения. Парижское миссионерское общество не пожертвовало ни гроша, лишь согласилось предоставить небольшое помещение для больницы в районе затерявшегося в джунглях поселка Ламбарене, близь реки Огове. Путешествие длилось 28 суток: порт Бордо, Атлантический океан, берега Перечный, Слоновой кости. Дальше - Канакри, Либревиль, столица Габона, и Мыс Лопес. Потом плыли речным пароходом по реке Огове, обрамленной лесами и, наконец, - поселок Ламбарене.
Природа и люди этой французской колонии поразили Швейцеров своей первозданностью. На территории площадью около 270 тыс. кв. км. более 80 процентов занимали девственные леса, среди которых проживало более четверти миллиона негров, в основном из племени банту.
Полуголодное существование туземцев, нищета, невежество, пьянство, жаркий влажный климат, причинявший усталость и малокровие, комары, укусы которых вызывали болотную лихорадку, болезнетворные мухи цеце, проказа, сонная болезнь, приводившая к параличу, пневмония, язва стопы и требующие срочной операции слоновая болезнь и ущемление грыжи, к тому же, неприязненные отношения, а то и междоусобная вражда негритянских племен – все это превзошло самые мрачные опасения Швейцера, а Елену даже пугало. Как-то Швейцер попросил одного негра помочь отнести на носилках больного. Тот ответил: «Он не нашего племени», - и ушел, хотя, в общем-то, чернокожие весьма послушны.
Миссионерский домик не вмещал даже десятой части больных, требующих стационарного лечения, ведь в радиусе около 150 километров Швейцер -
единственный врач чернокожих. Больных много. И он взялся за строительство обширного барака невдалеке от реки, совмещая обязанности терапевта, хирурга, гинеколога с обязанностями прораба и чернорабочего. В перерывах между лечением шел на стройку, объяснял рабочим, что и как делать, и сам он, трижды доктор, профессор, нередко брал лопату, топор и трудился сколько сил хватало. Чернокожие строители могли вдруг бросить работу и уйти на рыбалку или напиться в таверне так, что и на стройку не являлись. Если бы не помощь Елены, которая тоже совмещала много должностей – регистратора, медсестры, работницы по хозяйству, - то Швейцер вряд ли смог бы справиться с возникающими проблемами.
Случались и комические ситуации. Молодой, облаченный в грязные лохмотья негр, на просьбу Швейцера отнести к стройке бревно, с гордым видом ответил: «Я человек интеллигентный, бревен не ношу». С трудом сдерживая смех, Швейцер сказал: «Тебе повезло, мне бы тоже хотелось быть интеллигентным, да что-то не удается»,- и сам понес бревно. Барак построили. Теперь можно принимать на стационарное лечение до полусотни больных, которых обслуживали врачи и медсестры, добровольно приехавшие помогать Швейцеру.
Периодически возвращаясь с Еленой в Европу, Швейцер давал в разных городах концерты, читал лекции, чтобы заработать для дальнейшего развития своей африканской больницы. В 1918 году, будучи в Европе, сорокалетняя Елена родила дочь, которую назвали Роной. «Дорогая, ты подарила мне двойное счастье: сначала свою любовь, теперь дочурку!» - радовался Швейцер, нежно обнимая и целуя жену.
В феврале 1924 года он, погрузив на пароход 73 ящика с медицинским грузом, совершил второе путешествие в Африку, через несколько лет – третье, прихватив 120 ящиков с нужными приборами. Всего двадцать восемь раз бороздил он Атлантический океан из Европы в Африку и обратно. Когда отъезжал в Европу, питомцы больницы грустили, а дворник Нчамба на коленях просил доктора не уезжать и плакал. Да и сам он, покидая на время чернокожих друзей, печалился. «Как нежно привязываешься, - писал Швейцер - к этим детям природы, не смотря на их причуды и на то, что на них приходится затрачивать много сил!»
Стройка
В связи с увеличивающимся наплывом больных, Швейцер взялся за неимоверно сложное и трудное дело: при помощи нескольких специалистов начал строить большой больничный городок в трех километрах от старой больницы. Многим скептикам затея эта казалась безнадежной. А Швейцер верил в успех и работал, падая от усталости. На стройку он привлек негров, живших при больнице, а также выздоровевших пациентов, не остались в стороне врачи, медсестры, санитары, все, кто только мог, вышли на большую стройку. Обширные здания сооружались из лесоматериалов и накрывались рифленым железом. Лесоповалом руководила неутомимая сиделка Матильда Котман, древесные стволы твердых пород привозил на лодках доктор Госман. Швейцер осуществлял общее руководство и еще занимался обжигом на кострах тяжелых свай, чтобы долговечней были. Он и строил, и лечил, работая нередко по 16-18 часов в сутки.
К 1928 году строительство больничного городка было в основном завершено. Здесь радовали глаз просторные палаты, две операционные, родильное отделение, зубоврачебный кабинет, аптека, хозяйственные помещения. Если в старой больнице можно было разместить не более 50 пациентов, то в новой – до 500 и еще до 1500 их родственников, которые жили при больнице, получали питание и одежду из ее складов. Этот больничный городок стал лучшим в Габоне, да и некоторые европейские больницы могли бы позавидовать. Сюда зачастили охочие до сенсаций журналисты. Многие газеты и журналы публиковали снимки нового больничного городка в джунглях. О Швейцере писали как о великом подвижнике, самоотверженно работающем на благо чернокожих, в то время как колонизаторы лишь грабили их. Из многих стран шли в Ламбарене пожертвования, приезжали врачи, медсестры, чтобы безвозмездно послужить гуманному делу рядом с легендарным Доктором.
Сомнения
Несмотря на множество забот и постоянную усталость, врачебная деятельность приносила Швейцеру большое удовлетворение. Себя же не щадил, не раз подвергался опасностям. Однажды на него напал леопард, с трудом отбился от него увесистой палкой; в другой раз мог стать жертвой крокодилов, если бы его, тонущего, вовремя не вытащили из реки; не избежал он типичной в этих местах язвы стопы, причинявшей острую боль. Терпел, работал. Гораздо тягостней для него, пережившего две мировые войны, была боль душевная. Сознание творимого на кровавых полях Европы ужаса, страшного упадка культуры и нравственности, порой приводили его в отчаяние, мучили сомнения: нужно ли его врачевание, когда на войне бессмысленно гибнут миллионы людей? Но тут же одергивал себя: «Работай и не отчаивайся!»
6 августа 1945 года над Хиросимой пронесся атомный смерч. В тот день Швейцер и Елена упорно боролись за жизнь чернокожей роженицы. Роды били тяжелыми. Пришлось сделать кесарево сечение. Мать и ребенок были спасены. Снимая хирургические перчатки, Швейцер сказал:
- Когда атомной бомбой убивают сотни тысяч человек, - моя обязанность
доказать миру, насколько ценна одна-единственная человеческая жизнь, - и он это доказывал постоянно, до конца своих дней.
Европа
В 1948 году, после десяти лет беспрерывного пребывания в Ламбарене, Швейцер уезжает в Европу. У него уже были внуки, которых ни разу не видел, да и дочь Рону не видел 10 лет. Теперь он спешил к ним в Цюрих (Швейцария). Уезжал с легким сердцем. Больничный городок на подъеме. Пришли из Европы и Америки денежные пожертвования, лекарства, одежда, приехали новые врачи, медсестры. Теперь можно отдохнуть.
Приехав в Цюрих, он прижал к сердцу внучат, дочь, жену и был безмерно счастлив. Здесь, в Европе, он нередко встречался с талантливым писателем Стефаном Цвейгом, который слушая его игру на органе, плакал от восторга; виделся с мудрым Уинстоном Черчиллем, называвшим Швейцера «гением человечности». Особенно важными были встречи с Роменом Ролланом, Альбертом Эйнштейном, Лайнусом Полингом. С ними его связывала борьба за мир, ставшая, как и забота о туземцах, главным делом его жизни. В перерывах между встречами давал концерты, выступал с лекциями, а ночами засиживался над рукописями. Его книги «Между водой и девственным лесом», «Из моей жизни и размышлений». «Письма из Ламбарене» и др. были изданы на многих языках.
Главная идея произведений Швейцера, да и всей его врачебной и миротворческой деятельности заключается в его знаменитой формуле: «Благоговение перед жизнью». Именно благоговейное отношение к жизни, считал он, может способствовать ее расцвету, доброте человеческой, всеобщему благосостоянию и братству всех людей на земле. В какой-то степени он был идеалистом, но сделанное им для блага людей стало примером беззаветного человеколюбия – примером, которому следовали многие передовые люди ХХ века. И вполне закономерно, что в мире войн, насилия, ненависти и стяжательства имя Швейцера как бы стало символом праведности, живым воплощением главного завета Христа: «Возлюби ближнего, как самого себя». О его добрых делах узнал весь мир.
Слава
В 1928 году Швейцер был удостоен престижной денежной премии мира г.Франкфурта на Майне. На эти деньги он построил в Гюнсбахе (Эльзас) дом отдыха для своих коллег, приезжающих из Ламбарене. Значительным подспорьем для больницы стал и солидный гонорар в 6100 долларов, полученный в США за чтение лекции, посвященной 200-летию Гете. В Америку он приехал с женой. Встречали его восторженно. В газетах и журналах его называли «Великим Доктором», «Тринадцатым апостолом Христа». В Европе тоже везде встречали его с радостью, с аплодисментами. От приглашений отбоя не было. Университеты – Пражский, Чикагский, Марбургский, Кембриджский и др. - присвоили ему титул почетного доктора; Французская академия избрала своим почетным членом, королева Елизавета II вручила ему высшую награду английской короны – орден «За заслуги»; его имя присваивали улицам, школам. Но ему было грустно, потому что между двумя сверхдержавами шла «холодная война», которая в любую минуту могла разразиться в горячую, атомную.
Да и слава изрядно утомляла. Он бежал от нее, а она гналась за ним по пятам, настигала везде, даже в далеком Ламбарене, куда шли тысячи писем и телеграмм, совершали паломничество ученые, журналисты, туристы, а он, отдавший «лесной больнице» более 50 лет жизни, уже был в преклонном возрасте, устал, хотелось хоть немного покоя.
В 1953 году Швейцеру присудили Нобелевскую премию мира. Получить ее приехал вместе с Еленой. Норвежская молодежь приветствовала их факельным шествием и возгласами: «Слава великому гуманисту! Слава миротворцу!». Здесь, в Осло, по радио передали его «Обращение к человечеству». Это был призыв к правительствам прекратить испытание ядерного оружия, устранить угрозу войны – призыв услышанный миллионами людей. Со временем, как известно, испытания были прекращены.
Нобелевская премия позволила Швейцеру построить в Ламбарене, невдалеке от больничного городка, поселок, где жили и лечились больные проказой – до 200 человек, которых Швейцер, человек уже преклонных лет, превозмогая усталость, спасал от страданий и смерти.
Были и колючие шипы. Милитаристы всячески старались опорочить «неугомонного миролюбца», называли «вздорным стариком», «маразматиком», один английский журналист издал книгу «Осуждение Швейцера». Вся эта злобная кампания огорчала Великого Доктора. «Мне,-писал он,- порой доставалось столько забот, нападок, нужды и горя, что не будь у меня крепких нервов, я бы рухнул под их грузом. Меня гнетет бремя усталости и ответственности, которое лежит на моих плечах вот уже много лет. Счастлива моя доля тем, что мне довелось служить милосердию, что деятельность моя имела успех, что я видел от людей много любви и добра, что у меня есть верные помощники, которые сделали мое дело своим делом».
Скорбь
1957 год был самым трагичным в жизни Швейцера. В Цюрихе на 78-м году скончалась Елена, с которой он прожил 45 лет. Выполняя последнюю волю Елены Швейцер, останки ее кремировали, урну с прахом доставили в Ламбарене и здесь похоронили в тени финиковой пальмы, в нескольких шагах от кабинета любимого Альберта. Тяжело ему было без Елены. Седая голова его теперь нередко поникала в печали. Утешение находил в труде, этом неизменном спутнике всей его жизни – труде, позволившим ему много добра сделать, избавить от болезней и спасти десятки тысяч белых и чернокожих братьев и сестер, как любовно называл их Швейцер.
Он умер осенью 1965 года в возрасте 90 лет. Похоронен рядом с любимой Еленой. Раньше им часто приходилось жить в разлуке, теперь они навсегда вместе.
Альберту Швейцеру в 1969 году поставлены памятники в Гюнсбахе и Веймаре. В Кайзерберге открыт мемориальный музей памяти А. Швейцера.
© Copyright:
Аркадий Левит, 2017
Свидетельство о публикации №217081901621