Безбилетник

Валентина Судакова
     Автобус, вздохнув, как человек, собирающийся выполнить тяжёлую работу, тронулся с места. Инга, усевшись поудобнее, принялась рассматривать пассажиров. Это было её любимое занятие.Для других, если делать это, конечно, незаметно, безобидное, а ей на пользу : помогает понимать людей, судить по их виду, позе, походке, движениям об их характере и возможных поступках. Пригодится в жизни любому, а ей, молодой учительнице, это просто необходимо .

     Вот на соседнем сидении элегантный старичок со своим сыном ( внуком ? ) Очень уж похожи друг на друга, даже говорят какими - то одинаковыми фразами.Просто знакомыми быть не могут. Инга не стала прислушиваться к их разговору. Её взгляд останавливался поочерёдно на всех лицах. Она пыталась увидеть на них отсвет их характеров, даже судьбы.

     Впереди, на боковом сидении у двери, сидел мужчина. Глаза у него были озабоченные и усталые. Небритое лицо, горькие складки у рта. Несмотря на его обшарпанный, убогий костюм , улавливались в нём какое - то человеческое достоинство и порядочность. Около него, тесно прижавшись друг к другу, безмолвно сидели трое ребятишек, тоже какие - то усталые, настороженные и плохо одетые. Они даже не пытались громко говорить, как это обычно делают дети, не вертелись у окошка, чтобы больше увидеть, а лишь изредка тихонько переговаривались на своём родном языке, обеспокоенные, видно, тем, чем закончится разговор отца с водителем автобуса.

     " Войдите в моё положение, - просил отец, - Еду издалека, детей в школу определять надо. Денег на билеты у меня нет...Да заплачу я Вам, как доберусь до села " .
Пассажиры, хоть и улыбались снисходительно - как же, заплатишь, ваш брат цыган только на обмане и держится - тоже уговаривали водителя : " Да пусть уж едет ! Не выкидывать же его с ребятишками ". Тот  махнул рукой : " Ладно, поехали" ..

     Успокоенный отец теперь с удовольствием вступал в обычный дорожный разговор обо всём, какой ведут попутчики.Детишки сидели всё так же смирно, украдкой бросая взгляды на толстую тётеньку на заднем сидении автобуса, всю дорогу что - то смачно жующую. Наверное, им хотелось есть.

     Постепенно разговоры затихли. Кто - то углубился в чтение газет, кто - то задремал, откинувшись назад. ...Инга подвинулась ближе к окну. Чуть высунувшись из него, она подставила лицо упругому ветру и залюбовалась вечерним закатом.

     Далеко - далеко, до самого горизонта поднимаясь в гору, уходила прямая серая дорога, зажатая с обеих сторон кукурузными полями. А в самой верхней точке её, не на небе, а прямо на дороге, восседало солнце, словно ожидая в гости ехавших по этой дороге...

     Инга никогда не видела такого удивительного солнца .Она видела его ослепительно - белым, тусклым, сияющим, кроваво - красным. мутным, а сейчас оно было...прозрачным. Абсолютно прозрачным.Всё вокруг него сияло, переливалось щедрыми красками вечернего заката, а на месте Светила было бездонное отверстие в космос, прикрытое чистейшим, прозрачнейшим стеклом, за которым помещался гигантский драгоценный кристалл.

     Таким царственно - прекрасным солнце оставалось недолго...Раскалённым сплюснутым шаром опускалось оно за горизонт. Теперь его обступали со всех сторон серые и тёмно - розовые облака. Они словно старались скрыть от глаз людских такое великолепие...Нехотя расставалось Солнце с Землёй, бросая на неё последние огненные взоры. На небе раскинулось багряное покрывало. Потом и оно стало блекнуть, сливаться с начинающим тускнеть небом, на котором уже загорались первые звёзды.

     Пассажиры мирно посапывали на своих сиденьях. Инге было жаль, что они не видели такого заката...Автобус остановился посреди села. Пассажиры проснулись. Заботливый многодетный отец ( все уже знали, что дома у него есть ещё ребятишки )  вытащил узлы, поставил рядом детишек, а сам куда - то убежал, пообещав сейчас же принести деньги...Прошло довольно много времени, Пора было ехать дальше. Водитель досадливо посмотрел на часы, сокрушённо вздохнув : " Вот, поверь людям"...Тётка, всю дорогу жевавшая то колбасу, то яблоки с хлебом,высказалась с ехидцей : " Считай, Минькой звали. Бери в залог детей с узлами.Ха - ха - ха ! "
Её одёрнули. Водитель, потеряв терпение, направился к кабине.

     " Вот тебе и порядочность в лице. Ничегошеньки я не разбираюсь в людях ", -   
засомневалась и Инга.

     " Без обмана не проживёшь, - не унималась толстая тётка. - Сейчас вся жизнь на обмане держится ".Она снисходительно поглядывала на попутчиков, довольная тем, что восторжествовала её правда...Автобус  тронулся.

     - Э - э- э !! Погоди - и ! - послышалось сзади. Шофёр притормозил. Еле переводя дух, к машине подбежал " безбилетник " , разделивший, сам того не зная , пассажиров на две стороны. Он протянул деньги, устало стёр рукавом пот с лица и , виновато улыбнувшись, облегчённо вздохнул.

     Инга радостно помахала ему из автобусного окна. " Молодец, не подвёл, ...всё - таки смыслю", - похвалила и себя. Толстая тётка саркастически скривилась : " Вот дурак! Кому его слово нужно ? Доехал и доехал " .

     Никто с ней даже спорить не стал.