Мужской архетип чакр рук и ног. Хирон

Екатерина Бычковская
За вишудхой  на пути вниз следуют чакры ладоней рук. Это очень активные чакры, они занимают  особое место в энергетике человека. На обеих руках по кистям проходят шесть энергетических меридианов: три центробежных - легких, сердца, перикарда и три центростремительных - толстой кишки, тонкой кишки и трех частей тела (головы, шеи и рук, включая плечевой пояс). На каждой кисти имеется более шестидесяти энергетически активных точек. Кроме того, кисти рук, наряду с ушными раковинами, лицом и стопами ног, имеют собственную автономную энергетическую структуру. Руки способны излучать и воспринимать энергию, фалангами пальцев и ладонями. Линии ладоней рук содержат информацию о геноме человека и о его судьбе.
Ладонь – карта позвоночных чакр. Самый центр ладони соответствует чакре сахасраре. Кроме того, на кончиках пальцев есть мини - чакры. Чакры ладоней излучают менее концентрированную энергию, чакры пальцев  - более интенсивную. Это используется при направлении энергии в определенные точки тела.  В энергетических практиках используются мудры – определенные положения пальцев, которые, замыкая акупунктурные каналы, создают нужную энергетическую конфигурацию. При раскрытии чакр на руках, возникают своеобразные, ни с чем не сравнимые ощущения. Этот процесс сопровождается интенсивным высвобождением подавленных творческих импульсов,  преодолением задержки в самореализации и психологическом развитии, обретением целительского дара. Чакры рук соединяются через энергетические каналы с чакральным столбом в районе коммуникационной чакры Вишудха и имеют, таким образом, непосредственную связь с сознанием (Аджна) и эмоциями (Анахата).
Руки анатомически расположены между анахатой и вишудхой. С одной стороны, между аджной и анахатой - вишудха, нарушитель спокойствия. С другой, между ними - карты уравновешенности: терпение и баланс. Баланс – это состояние. Терпение – действие, приводящее к балансу.
Как ни банально, но человека из обезьяны сделал труд – умение  манипулировать предметами. От латинского слова манус, «рука», происходит  слово «манифестация», то есть проявление. Человек  познает мир руками и проявляет себя в мире через свои руки.  Рука может бить или  ласкать, может сжимать оружие, может и исцелять. Руки порой говорят о человеке больше, чем лицо, они никогда не лгут.

Стопы ног  также обладают чакрами и также важны в энергетическом плане. Они, как и руки, отвечают за Поступок (шаг куда-то) и за Состояние (на них-то мы и стоим). Чакры центров стоп расположены между свадхистаной и муладхарой, что тоже интересно и значимо, но мы объединяем чакры рук и чакры ног на одной карте — карте «Хирон».

ДЕЙСТВИЕ И СОСТОЯНИЕ.

В системе чакр человека чакры рук отвечают за направление «право-лево»
Считается, что центр левой ладони впитывает энергию из окружающего мира, правой – отдает. Это соотносится с тем, что для Мужского характерно действие, для Женского – состояние.  Самая простейшая метафора этого распределения ролей - сперматозоид и яйцеклетка. Она неподвижна, в состоянии овуляции, он - действует, движется. Для женщин в массе важно состояние – большинство женских запросов при работе с архетипическими картами – на замужество ( статус жены)  и материальное благосостояние. Мужские же запросы чаще на реализацию себя в мире – на действие.
Активные чакры женщины – чакры статики, гармонизации: свадхистана, анахата, аджна. Также и на бытовом уровне антитеза Действие-Состояние проявляется очень явно. То, что делает по дому женщина, становится заметно, когда она этого не делает. Она поддерживает состояние - чистоты, уюта, порядка. Это как тело- пока его органы работают нормально, никто не задумывается, как постоянно, упорно и кропотливо они трудятся. Все женские инициации, переходные этапы в ее жизни  - перемена состояния, прежде всего – состояния тела.

Общепринятый символ мужчины - копье Марса, кружок со стрелочкой. Стрелочка - движение, Действие.
Знак Женского - зеркало Венеры, кружок с крестообразной ручкой ( раньше крестовины не было, только палочка). Смотрение в зеркало - это состояние. Состояние контакта с внутренним. Правая, «мужская» рука  и правая нога – символизируют Действие, главное дело мужчины. Чакры  их — отдающие.  Левая рука и левая нога — принимающие, отвечают за Состояние.

ХИРОН.

В мужской колоде  карта чакр ладоней – кентавр Хирон, богозверь, мудрый учитель героев. Он символизирует терпение, необходимое в обучении. Рождаясь животными (чакра Героя – муладхара) , сперва мы учимся быть людьми, а затем – можем научится
стать Богами. Ключевое слово для описания энергий этого архетипа - «терпение»
В широком смысле – это терпение зависимости нашей божественной составляющей от «бренного тела». Будучи бессмертным, Хирон  добровольно сошел в Аид, познав неутихающую боль (он был ранен  отравленной стрелой своего друга, Геракла), телесную и душевную. Это архетип «раненого целителя», терпящего свою боль и терпеливо врачующего боль чужую.
Чтобы из мира мечты, иллюзии (вишудха) пройти в реальность тела, к сердцу, надо иметь терпение. Приложить к этому руки....Любое реальное действие требует терпения.

Имя «Хирон» переводится с древнегреческого как  «рука» ( ср: хиромантия).  Был он сыном Кроноса и океаниды Филиры, а следовательно – братом Зевса. По одной версии легенды его облик объясняется тем, что Филира, убегая от Кроноса, обратилась в кобылицу и пыталась затеряться в табуне коней, но  Кронос овладел океанидой в обличье жеребца. По другой версии ревнивая Гея, супруга Кроноса, обратила  беременную соперницу в кобылицу.
Поэтому Хирон родился кентавром, а Филира, не приняв уродства своего новорожденного сына, превратилась в липу: таким образом Хирон имеет связь не только с животным, но и с растительным царством.

Кентавр Хирон был учеником Аполлона (Вишудха!) и Артемиды ( в нашей системе - одна из граней архетипа Сапфо). Божественные брат с сестрой учили Хирона врачеванию, музыке, гимнастике, прорицаниям, астрологии и охотничьему искусству. Он жил в той же местности, что и другие кентавры,  но обособленно, на горе  Пелион.
Хирон был воспитателем героев-полубогов. Слово «воспитание» родственно слову «питание», действию анахатному. Мать питает ребенка грудью, как мы знаем, у женщин анахата – чакра отдающая. Отец – воспитывает, снисходя с творческих высот вишудхи до ребенка, еще не-человека.
 Список питомцев (опять тот же корень, что и в слове «питать»!) впечатляет. Учил Хирон Ахилла, Ясона (для похода аргонавтов он изготовил первый небесный глобус), Диоскуров, певца Орфея, врачевателя Асклепия, охотника Актеона. Его любимым учеником и другом  был Геракл, впоследствии ставший невольной причиной его смерти.
..У Геракла был колчан отравленных стрел, пропитанных смертоносным ядом Лернейской гидры. Однажды, отправляясь на охоту на Эрисманского вепря, Геракл зашел к Фолу (это - еще один мудрый кентавр, сын Силена). По такому случаю Фол извлек из погреба бочку ароматного вина. Пьянящий запах услышали другие кентавры, дикие и необузданные и вторглись в пещеру, нарушив  дружеское застолье. Геракл выхватил колчан с отравленными стрелами и стал поражать кентавров. В этой схватке и ранил он своего друга Хирона, под защитой которого попытались укрыться кентавры.
Таким образом, сын титанов Хирон, получеловек и полу-зверь находит свою смерть от сына Зевса – в рамках победы «организованных» олимпийских богов  над хтоническими, природными проявлениями  мира. Интересно, что свой род Хирон  ведёт не по отцу Кроносу, а по матери и обычно именуется Филиридом.  Он принадлежит к числу тех архаических божеств, которые вступили в союз с героическим миром, но однако, вынуждены были невольно погибнуть от руки героев.
 С другой стороны, вектор развития этого архетипа направлен в будущее, к Прометею. Исчерпав свою роль учителя послушных богам героев,  героев-пионеров ( в советском смысле, «пионеров-героев») он отдал  свое бессмертие новому учителю -  Прометею . Это уже не начальная школа, люди получили свободу воли, опасную небесную игрушку – огонь. 

….Отравленная стрела не могла убить бессмертного Хирона, но мучения причиняла страшные, нестерпимые  и нескончаемые. И, не выдержав нестерпимой муки, Хирон отказался от бессмертия, передав его Прометею (Прометей, принесший  с неба божественный огонь, когда Зевс наказал  людей его лишением, соотнесен нами с одним из архетипов вишудхи – бунтарем Люцифером). По другой версии Хирон отдал бессмертие Прометею не потому, что страдал от раны, а просто из уважения к Прометею.
После смерти Хирон сошел в Аид,  но не насовсем, хотя и был готов к этому. Зевс превратил его в созвездие  Центавра (по менее распространенной версии – Стрельца) и определил на небо. Таким образом, если карта женской колоды «Птица Сирин, Баланс» – говорит нам о том, что наша жизнь в наших руках, карта «Хирон, Терпение», говорит о том, что в наших руках - и наша Смерть.

У мудрого кентавра была семья, жена и дети. Его женой была  смертная Харикло, которая, несмотря на целительское искусство Хирона, умерла от старости: опять тема предательства, смертности и бессмертности, невозможности  силой человеческого искусства сделать смертное бессмертным. У Хирона и Харикло были  дочери Эндеида и Гиппа (Окироэ), и сын Карист.

Растением Хирона считается василек, центуарея. По народным поверьям он облегчает умирающим переход, дарует мудрость и оберегает от нечистой силы и дурных помыслов, а также помогает сохранить любовь.

РАНА ХИРОНА.

  Термин «Рана Хирона» обыгрывается Дж. Хиллманом. В сущности раны было три – первую нанесла кентавру мать, отказавшись от него, не приняв его уникальности. Вторую рану нанесла жена, оставив его, уйдя в царство смерти: боль утраты близких часто ощущается как предательство. Третью, смертельную, рану невольно, но нанес друг.
Если связь с архетипом нересурсна, человек будет неосознанно привлекать в свою жизнь ранящих его по больному месту – снова и снова, как бы испытывая его терпение.
Еще К. Г. Юнгом  описан архетип «Раненый целитель». И, хотя в юнгианстве этот архетипический образ восходит к ученику Хирона,богу врачевания Асклепию, к самому Хирону он, несомненно, относится тоже.

Хирон – целитель, раненый и наносящий рану, от природы он Ущербный,  пограничный, полу - , не целый. Если рана не осознана, раненый может наносить ту же рану своим близким. Если рана  и чувство ущербности осознается, это осознание приносит исцеление также и другим.
Люди, занимающиеся психотерапевтическими практиками, в том числе трансперсональными – например, трансовыми, телесными,  шаманскими - имеют ресурсную связь с архетипом Хирона.  Хирон дает чувствительность, сопереживание чужим ранам.  Тут прослеживается связь Хирона с архетипами анахаты - Христом и Богоматерью.

«…У раненых я не пытаю о ране,
 Я сам становлюсь тогда раненым..»
Уолт Уитмен

Ролло Мэй в своей книге «Раненый Целитель» вспоминает биографии великих психотерапевтов - все они были глубоко ранеными людьми, пережившими серьезные травмы в детстве и отрочестве. Мэй приводит шокирующие факты:
Гарри Стэк Салливан, известнейший  американский психиатор, был алкоголиком и латентным гомосексуалистом, испытывавшим большие трудности в общении.
Абрахам Маслоу вышел из семьи эмигрантов, был отчуждён от своей матери и боялся отца.  В детстве его часто избивали итальянские и ирландские мальчишки, что жили поблизости. Он был дистрофичен. Глубоко страдали многие психотерапевты, в том числе Фрейд и Юнг, которому принадлежит фраза "Боги возвращаются к нам в наших болезнях".
Виктор Франкл, основатель логотерапии, лечения смыслом, прошел, как он выражается «живую лабораторию концентрационных лагерей», был узником Аушвица.

Эти люди, испытав в жизни страдание, развили в себе чуткость, деликатность и способность сострадать. Но есть и другой полюс Раненого Целителя – целитель и учитель ранящий. Власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно. Учитель же и врач легко могут получить  почти абсолютную власть над учеником и пациентом. Недаром  эта роль – классический сюжет эротических фантазий с налетом садо-мазо.

Особенно опасна  в этом смысле профессия психотерапевта, соединяющего в себе врача и учителя, с почти неизбежным переносом и контрпереносом, с «залипанием» в роли гуру, выгоранием, перескоком из роли Терпеливого Учителя в роль властного Отца или Матери.

Психотерапевт Стивен Гиллиген сказал, что каждому человеку дается Дар и Рана. Чтобы дар по-настоящему раскрылся, чтобы человек осознал его, чтобы не закапывал в землю, ему и нужна его Рана – как шанс стать ближе к чему-то очень важному внутри себя, чтобы почувствовать своё призвание, свой неповторимый стиль, свою уникальность.

Интересно, что если две раны – в начале и в конце жизни, настигли Хирона как рок, третью он выбрал добровольно  -  незаживающую сердечную рану потери жены.  Бессмертному любить смертную – это риск. Риск страдания. Нужна смелость, чтобы любить – помните монолог волшебника из фильма «Обыкновенное чудо»? Этот монолог – дословно об этом: «Слава храбрецам, которые осмеливаются любить, зная, что всему этому придёт конец! Слава безумцам, которые живут как будто они бессмертны…»
 Раны жизни неизбежны.  Виктор Франкл пишет о трагической триаде бытия: неизбежность старости, смерти и ошибок.  Нересурсная позиция  – желание избежать боли  – влечет за собой  невроз. Ресурс – идти навстречу. Навстречу любви, навстречу  утере авторитета учителя, навстречу старости и смерти тела.

СТАДИЯ КЕНТАВРА.

Происходя от богов, внешне Хирон был кентавром,  поэтому, обсуждая эту карту, нелишне будет рассказать о племени кентавров.
Кентавры в греческой мифологии -  дикие смертные существа с головой и торсом человека на теле лошади, обитатели гор и чащ. Они  сопровождают Диониса и отличаются буйным нравом и невоздержанностью. Предположительно, первоначально они  были воплощением горных рек и бурных потоков. Возникло это племя от союза Иксиона и богини облаков Нефелы, принявшей образ Геры, к которой воспылал страстью Иксион.
Один из известных мифов рассказывает о свадьбе  царя лапифов (полумифический народ, живший рядом с кентаврами ), которая проходила на горе Пелион. Приглашенные на пир кентавры, опьянев,  набросились на женщин, желая похитить их.. В результате битвы (кентавромахии) они были изгнаны на север, где рассеялись и вымерли.
Слово «кентавр», возможно состоит  из двух греческих корней: сenteo — колоть и tauros — бык и  может интерпретироваться  как охотник на быков. Согласно этой версии, так цивилизованные народы Греции видели кочевников – свирепых пастухов, слитных с лошадью в одно целое.
Согласно другому подходу, образ кентавров восходит ко временам распада греко-арийского языкового единства, а само слово, как и др.-инд. гандхарва, было заимствовано из некоего общего праязыка. Действительно, образ кентавра схож с гандхарвами  - полубогами древней Индии, иногда выступающими в образе полу-коней, полу-птиц. Тема полу-коня – полу-человека  была популярна в европейском средневековье, откуда была заимствована древнерусской книжной традицией. Это – мудрый кентавр Китоврас, согласно легенде превзошедший мудростью царя Соломона и храбрый  полупес (или полуконь) Полкан  ( от итальянского –Pulicane), верный спутник Бовы Королевича.
С образом кентавра в трансперсональной психологии связано понятие, введенное Кеном Уилбером – «стадия кентавра». Согласно Уилберу, это - стадия духовного развития, на которой человек интегрирован со своим телом в единое целое, личность человека (Серебрянное царство) и тело (Медное царство) не разделены. Все это очередной раз убеждает, что в качестве архетипа, связующего  тело и эго, кентавр Хирон выбран правильно.

За архетипическим образом Хирона стоит большая мощь мужского тела (тело – богатырский конь, конь героя в сказках и снах трактуется как тело). Следовательно, и руки у Хирона – мощные, способные немало изменить и создать в окружающем мире.
Архетип Хирона – архетип действия. Тело подчиняется воле разума – аджне и вишудхе.
Кентавр символизирует одновременно мощь коня и крепкую руку всадника, способную укротить силу зверя. Это состояние лучше всего описывает латинское изречение – imperare sibi maximum imperium est : «власть над собой – высшая власть».

Конь - полностью во власти всадника, но и всадник чуток  к коню. Архетип Хирона имеет отношение ко всем телесным практикам, к «дружбе» с собственным телом.
Конь и его дружба со всадником многократно воспеты в героических эпосах. Конь часто выполняет функцию Товарища Героя, символизируя тело, свадхистану. Иногда такую функцию берет на себя антропоморфный персонаж – дикарь Энкиду(друг Гильгамеша), Санчо Панса, Ламме Гудзак  - архетипы чакры свадхистаны, центра тела.  Слитность с конем – залог успеха героя, теряя коня, он теряет силы.

ХИРОН И СУДЬБА.

Интересна связь Хирона с судьбой – он прорицатель, знающий ее наперед и, как архетип чакр ладоней, связан с хиромантией, древней наукой чтения судьбы по ладоням. Линии руки уникальны у каждого человека.  Но они могут со временем меняться – особенно это верно для правой, мужской, руки. Так что Хирон – не только архетип знания судьбы, но также ее изменения.

Упоминания о хиромантии встречаются еще в ведических текстах 1550 г. до нашей эры. В Китае хиромантия была известна с 3000 г. до н.э. и популярна и признана до сих пор. В античном Риме хиромантия являлась частью государственной религии. Древние греки тоже были ее приверженцами: Аристотель преподнес в подарок Александру Великому трактат о хиромантии, написанный золотом.

В 400 г. до н.э. появился трактат первый  о хиромантии  в Англии. В средние века хиромантия стала популярной, она была признана всеми учеными во всех университетах Европы , но в XX веке  на Западе была забыта. В наши дни, однако, существует наука дерматоглифика, которая занимается исследованием связи знаков на пальцах и ладони с генетическими факторами. В  трансперсональных  (магических) практиках хиромантия снова широко используется, в частности и для коррекции судьбы.

В широком смысле хиромантия - это не гадание, а способ научится ладить с собой, таким каким ты телесно воплотился ( воплотилась) в этой физической реальности. На руке записан - характер, предрасположенность, предназначение. В терминологии В. Лебедько можно сказать, что ладонь - отпечаток характера связи с " совокупным заказчиком Судьбы" - всем множеством архетипов, желающих проявится на Земле в судьбе человека. Можно сказать, что руки учат правильно взаимодействовать с этими архетипами, руки- пропуск в нашу идеальную судьбу. Руки - карта сознания , под сознания и тела.
Линии ладони можно изменять - человек делает это как правило, неосознанно.
Но если он готов взяться за это сознательно, результат может быть очень впечатляющим. Такими практиками занимается наука пальмистерия ( расширенный вариант хиромантии) и дерматоглифика ( наука о соответствии ладони и пальцев генетическому коду человека).

Слово Хирон - не только имя собственное, им также обозначали мага и ( или) врачевателя. С помощью рук можно лечить. А можно, используя соответствующие их положения - творить заклинания.
Есть и " йога рук", определенным образом складывая руки мы перенаправляем потоки энергии в своем организме, исцеляя тело, сознание и судьбу. Такие магические положения рук называются мудрами.

ХИРОН В АСТРОЛОГИИ.

Хирон на небе «отметился» дважды – в качестве созвездия Центавра и в качестве недавно открытого небесного объекта, названного его именем. Небесное тело Хирон (по одной версии это – планетоид, по другой – комета) с недавних пор находится в фокусе пристального внимания астрологов. Описание его влияния на судьбу (опять – Хирон и судьба!) выводится из основного мифа о Хироне – мифа о раненом целителе.

СХОЖДЕНИЕ В СЕРДЦЕ.

После чакр ладоней рук, на пути Духа вниз – анахата, сердце. Хирон, как учитель, дает энергию не из сердца, в идеале – учитель беспристрастен, все ученики должны получить равную долю внимания и терпения. Балансируя; как  некое многорукое и многоногое божество (конечностей у Хирона больше, чем у человека, а если вспомнить про его связь с растительным царством,  то корни  и ветви дерева тоже можно считать конечностями) он ни с кем из учеников не идет на сердечный контакт. Ведь этот контакт  подразумевает  неконтролируемое взаимодействие, не-равнодушие, неравноправие в сердце любящего любимых и – чужих.
Но любимчики возникают у любого учителя. И они-то и наносят рану – Геракл был любимчиком учителя Хирона. Если мы вкладываем труд  в что-либо – мы любим это. Это дело, этих учеников, эту страну и так далее.  Мы становимся  неравнодушны и уязвимы – начался спуск в анахату. Если не потерять при этом энергии предшествующих чакр, в том числе энергии Хирона, то этот спуск будет ресурсным:учитель, любя, сохранит авторитетность и правила.
Хирон символизирует  мощь тела. Сильное тело способно на сильные эмоции. И — способно их выдержать!


РЕСУРС ХИРОНА.

Ресурсный способ взаимодействия с Хироном дает физическую силу, здоровье, естественность и грацию движений, согласие с телом. Такие люди деятельны и успешны в своей деятельности. Они занимаются спортом, или телесными практиками.  Также дает Хирон свободу мыслей  и независимость суждений.   Хирон учит смеятся над собой, и держать себя в руках. Как Учитель, архетип Хирона дает терпение и снисходительность – к себе и другим. Эти качества помогают людям, ресурсно связанным с Хироном, не задирать нос, и спокойно принимать тот факт, что не все, даже близкие люди, разделяют их стремление к совершенствованию.
Качество Хирона – пресловутая «самодостаточность», и при этом – внимание к людям и дружелюбие.
Ресурс Хирона – возможность помогать людям, и не для того чтобы быть «хорошим». Помогать потому, что для целителя  это естественно, как телесные отправления, как дышать, как ходить. Мужчина, ресурсно связанный с Хироном может пережить  глубокую травму, вынеся из нее понимание и опыт, он не сломается, но и не закоснеет, не закроется от мира. Оптимизм Хирона – умный оптимизм, разумный выбор счастья в очень непростом мире.
Люди, ресурсно связанные с архетипом, умеют дружить. Хирон дает также умение «уйти в сторону», когда его помощь и его общество не нужны.
В личной жизни  такие мужчины успешны, как правило, есть семья, они хорошие отцы и хорошие любовники. Есть вокруг и младшие товарищи, ученики (если даже формально человек не имеет профессии учителя). Ставшие сами мастерами ученики дают учителю силу своей молодости, интерес к новому в мастерстве. Учитель (если связь с архетипом ресурсная) все время учится у своих учеников, не застывает в ложном авторитете. Авторитет учителя живой, творческий, рабочий. Это – авторитет в действии.

 
Хирон помогает в профессиях телесноориентированного терапевта, шамана, травника, учителя, врача и тренера. Также он дает способность ладить с растениями и животными. Хирон дает ресурс интуиции , животного чутья и быстрой реакции на ситуацию.
Ресурсное взаимодействие с архетипом Хирона  неразрывно связано с ресурсом птицы Сирин, соответствующего ему женского архетипа. Хирон дает способность к терпеливому труду, умственному, душевному и физическому, Сирин – состояние баланса. Люди с ресурсным Хироном хорошо владеют обеими руками, умеют останавливаться и ждать. В их психике – здоровый баланс  между мужским и женским, это сильные мужчины с мягким характером.

НЕРЕСУРСНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С АРХЕТИПОМ.

Хирон – «чужой среди своих, свой среди чужих». Кентавры похожи на него внешне а не внутренне. По духу - он человек, но с людьми, духовно «своими», жить не может.  И раны наносят ему не кентавры, а люди, люди близкие – мать и друг.
В этом –  возможное нересурсное влияние архетипа – отсутствие своих, близких по праву рождения. Он – «селф-мейд-мен», выскочка, создавший себя своими руками, одинокий, не имеющий равных. Его ученики уходят, они должны уходить, а учитель - остается,  и отдает свое сердце, мудрость и терпение все новым  молодым героям.
Если, боясь новой боли расставания и отвержения, человек, нересурсно связанный с Хироном, начнет  держаться от людей подальше, энергии Хирона станут разрушительными для  его психики.
Часто энергия Хирона «запирается» в глубине психики и оттуда исподволь разрушает тело. Отсутствие контакта с телом – проблема современного цивилизованного «белого» мужчины. Пивной животик, окостенелость мышц. И, как следствие – окостенелость сознания и мировоззрения. Стремление всех поучать у подобных людей выдает  их   «одержимость» Хироном. Они хотят  всем руководить (водить, а не делать руками). К тому же они нетерпеливые руководители, часто поддающиеся слепому гневу –ярости  подавленной мощи жеребца. Они не видят то, что у них «под носом», блокируя нетерпением интуицию.

 Иногда люди с сильным каналом к архетипу Хирона выбирают профессию педагога. В этом таится определенная опасность – потакание своему желанию «чужими руками жар загребать». Учитель учит, ученики – делают, становятся его продолжением в мире, его «действием второго порядка». Профессия учителя – вообще профессия пограничная, в одном из штатов Америке учителям даже не разрешено свидетельствовать в суде.  К сожалению, часто учителя разрушают детскую психику вместо того чтоб ее оберегать и растить. Нересурсная связь с архетипом в данном случае проявляется как тип «ранящего целителя», учителя или врача-деспота. Такие люди всегда правы – «левое» отрицается, прежде всего в себе.

Если энергии Хирона искажаются, человек рискует остаться в одиночестве, любовные и дружеские связи завязываются с трудом. В отношениях такой человек может быть ревнив и агрессивен – сказывается неосознанная «рана Хирона». Агрессия разрушает его собственное тело и психику - усугубляет, растравляет рану. В поисках «своих» такой мужчина может влюбиться в совершенно чуждую ему женщину, приняв ее за свою мечту.  Но, рано или поздно, пелена спадает с глаз, и человек остается с раненым, разбитым сердцем, отгораживается от людей, живет отшельником, культивирует свою исключительность, ранимость  и роль жертвы. Характерная черта мужчин с нересурсным Хироном – порывистость, обидчивость и неприятие женского, презрение к женщинам  и страх перед ними.

Интересно, что такие люди порой много говорят, но, по сути, ничего не делают. Действие - это риск. Риск потерять авторитет, риск получить рану.
Действие ведет в неизвестность, где придется не только учить, но учиться.
 
ЖЕНСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С АРХЕТИПОМ ХИРОНА.

Одержимость Хироном Ддя женщины – это одержимость действием. Деятельная  и суматошная, она истощает себя желанием все время действовать и нацеленностью на результат – нетерпеливостью.
Желание всех поучать и учить (особенно оно проявляется в среднем возрасте и далее) делает такую  гиперфункциональную даму невыносимой для окружающих. С мужчинами отношения не ладятся. Выросшие дети (если они есть) стараются держаться от таких матерей подальше. К сожалению, женщин такого типа много среди педагогов. Сейчас очень много женщин стали заниматься психотерапией и – психологическим консультированием,  и это тоже не лучшим образом сказывается на женской психике – необходимость быть раненой, чтобы понимать чужую боль в быту не способствует хорошим отношениям в семье, с мужчинами, родителями, детьми, друзьями.
Внимание к своей ране и требование немедленного исцеления (а если оно не происходит – надо просто поменять психотерапевта!) – это та же проблема одержимости Хироном, но с другой стороны. Также нересурсна роль «страдалицы-терпеливицы», которая всем свою терпеливость демонстрирует. Деспотичные училки, злые врачихи, направившие злость на себя перфекционистки  - все это примеры нересурсного взаимодействия с мужским архетипом.

Ресурсным для женщины становится разотождествление с архетипом Хирона и – тогда-получение его энергии от окружающего мира.  Такая женщина умеет поощрять в мужчинах терпение и активность. Она  не занимается мужской работой, да и стиркой и уборкой может себя особо не утруждать, но  зато – почти всегда в хорошем настроении. Это - жена и мать, не «капающая на мозги». Женщина, которая просто есть – и этим поощряет действовать. Но не суетится она не потому, что не умеет действовать, желать, жить и хотеть. Как раз наоборот – она умеет действовать, а не становится действием, теряя себя. Если такая женщина работает , каждое ее  действие приносит плоды. Часто , после налаживания ресурсной связи с архетипом Хирона женщина становится рукодельницей. Если вокруг есть ученицы и ученики  – они возникают как-бы сами по себе, притягиваются. Они приходят скорее не для того, чтобы научиться навыкам, а чтобы взять  как образец состояние творчески открытого взаимодействия с миром.

Чтобы понять, как женщине взаимодействовать с архетипом Хирона, какой «подарок» может получить женщина, открывшись энергии мужского действия и терпения, стоит обратиться к образу Харикло, жены мудрого кентавра.  Какая он, смертная жена бессмертного титана? Прежде всего – спокойная, уверенная, что муж любит не за преходящую красоту тела (которую, однако, тоже ценит – речь идет отнюдь не только о духовном союзе),  а за состояние принятия, которое она излучает.

Как мать, женщина, умеющая соединяться с Хироном ресурсно, с  тоже реализуется через состояние. Она умеет  не делать все за ребенка, а верить в своего ребенка, она не учит, а безусловно  присутствует в его жизни.

Женщины, открытые энергии Хирона, часто занимаются йогой и преподают ее.  Также они могут преподавать и другие мягкие телесные практики. Для налаживания контакта как с птицей Сирином, так и с Хироном  очень полезны равновесные позы йоги.