Не читать, а слушать!

Клим Ким
«Дорогая Анастасия!
Закончил то, что успел сделать из нескончаемой вереницы бытовых дел. Сделал сыр, загнал домой коз, накормил собаку, помыл посуду.  Распечатал 4 первые страницы вашей легенды «Явонда», и стал медленно, медленно читать.
Оказывается, разные тексты надо и читать по-разному. Вы, наверное, читали рассказ про мою поездку в Салехард. Там есть два места, где я обратил внимание на речь местных жителей. В Аксарке меня убаюкала спокойная неторопливая речь Григория Лаптандера. Встретив нас у ворот музея, он невозмутимо и очень негромко поведал, что утром по телевизору сообщили новость — программист из Москвы посетил музей в Аксарке, и так же неторопливо добавил — здравствуйте, вы и есть этот программист?   И так же я попал под очарование негромких звуков голоса Клавдии Тайшиной в Горнокнязевске.

    Так вот — я думаю, что Ваш текст люди должны не читать, а слушать. Может, сказывается Ваша первая специальность радиожурналистки?
Первая попытка пробежать быстро глазами текст, чтобы получить представление, о чем идет речь, привела к полному непониманию. Как на иностранном языке. И тогда я решил почитать вслух, как читали нам в детстве сказки. Не отрываясь, прочитал с «выражением» эти четыре страницы, пожалел, что передо мной распечатка текста, а не аудиозапись.
Не буду сейчас вдаваться в тему — интересно-не интересно, язык, глубина мысли и т. п. Скажу только одно. Буду распечатывать помаленьку, а перед сном читать вслух, чего не делал последние 70 лет. И думаю, что каждый вечер буду с нетерпением ждать, а что там происходит дальше.
А Вам посылаю короткую аудиозапись первых страничек, которые читал вслух."

«Спасибо, Клим Владимирович!
Вы, оказывается, такой занятый человек, а я отрываю. У вас есть козы!!! Интересно, видела коз издали, а мне все кажутся рогатыми и богатыми, помните «Идет коза богатая. Идет коза рогатая. Забодаю, забодаю». А тут, видимо, ласковая.
Наконец себя открыла, Вы первый, кто сказал, что меня надо читать вслух, как вечернюю сказку. Вы правы, я радиожурналист 26 полных лет, и сегодня иногда увлекаюсь. 26 лет была «Голосом Ямала». И на радио была своеобразная шутка: материал слабый, даже можно сказать, плохой, никуда не годится, но автор старался, трудился, прочтет сам — все утопит. Отдайте Лапсуй, она сделает конфетку». Я действительно умею читать, весь материал вижу в озвученном готовом виде, звуковое оформление никому не доверяю до сих пор, люблю преподносить слушателю, как рождественский торт. Когда я пишу, в первую очередь встает прочитанный, слышимый образ, а потом образ на бумаге. Меня поэтому затруднялись править. Пишу, как белый стих или песню. Но «вслух» сказали Вы первый, я и сама об этом не догадывалась.

      Повесть не печатала ни где, в душе где-то сидит, что вряд ли кого увлеку. Клим   Владимирович, не спешите, мне самой стало интересно, прочту обязательно еще раз.
С уважением, Анастасия.»