Муза в израильском платье. К-га 1. гл. 1. 1 Брюлло

Анатолий Штаркман
Муза в израильском платье. Книга 1.

 Глава 1. 1.1 Брюллов К. П.

Год 1799 подарил России не только великого поэта Александра Сергеевича Пушкина, но и великого ху- дожника Брюллова Карла Павловича. Родился он 12 декабря в Петербурге. Написание фамилии его пред- ков менялось многократно в зависимости от стран проживания, которые приходилось покидать из-за го- нений: сначала на евреев, не желающих креститься, потом на евреев, перешедших в лютеранство, и прос- то евреев…. Первый российский Брюлло Георг, якобы французского происхождения, был приглашён в 1773 году Екатериной Второй для работы на фарфоровом заводе в Петербурге. Его фамилия Bruhl– Брюл(л) со- ответствовала названию еврейского местечка в Се- верной Германии. Внук Георга - Павел Иванович, отец художника, своей родиной называл Северную Германию, а в документах писался «российский под-данный лютеранского вероисповедования», не прояв-
ляя при этом никаких признаков принадлежности к этой религии. В семье он продолжал пользоваться «языком предков».*
Прабабушка А. С. Пушкина, супруга Абрама Ганни- бала, по имени, записанному в церкви Христина, тоже числилась лютеранкой, хотя её еврейские нас- тоящие имена Регина, Альбельда корнями уходили в Испанию. Таковы были времена.
После окончания Академии художеств Карл Брюлло с братом Александром в 1822 году были направлены за границу. Их поездку оплачивало Общество поощре- ния художников, но стипендией обеспечивали только отечественных художников, поэтому в их загранич-
------------------
*К. П. Брюллов.  Проф. Н. Г. Машковцев.  Академия художеств СССР. М. 1952. с. 6. 1952 год в России остался в памяти антиеврейскими репрес- сиями, поэтому  для цензуры «языком предков», не называя языка.
ном паспорте появилась запись: «русский художник Брюллов».*
Мировую известность Брюллову принесла картина «Последний день Помпеи». В Помпее и его окрестно- стях жила богатая верхушка Римской империи, непо- средственно причастная к захвату и сожжению Иеру- салима в августе 70-го года. Гибель Помпеи и его ок- рестностей в результате извержения вулкана Везу- вия в августе 79 года была воспринята местными жителями как наказание Божье за разрушение Иеру- салимского храма – эту легенду я услышал из уст экс- курсовода в Помпее.
Почти 17 веков люди боялись приблизиться к прок- лятому Богом месту. Но когда с середины 18 века на- чались раскопки, перед археологами открылись ужа-  сающие подробности не только экологической ка- тастрофы, но и социальной в необузданной никакими
законами человеческого бытия вакханалии жителей, что-то похожее на грехи библейских городов Сыдома и Амора, и потому уничтоженных Господом. 
В 1832 году картина размером четыре с половиной на шесть с половиной метров ещё не была окончена, но Вальтер Скот, находившийся в Риме проездом, уп- росил Брюллова разрешить посетить его мастерскую. Просидев несколько часов перед картиной, он обнял Брюллова со словами: «Я ожидал увидеть историче- ский роман, но вы создали намного больше. Это эпо- пея».*
Картина «Последний день Помпеи» была куплена рос- ским промышленником Демидовым А. Н. в подарок царю и после триумфа в Европе перевезена в Петер- бург. В 1834 году в Академии художеств построили специальный зал для картины.
------------------
*Владимир Порудоминский. Брюллов.  М. 1979. с. 70, с. 168
Пушкин посетил выставку, уловил библейский и исто- рический смысл и посвятил стих:

Везувий зев открыл – дым хлынул клубом
                – пламя               
Широко разлилось, как боевое знамя.
Земля волнуется – с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Толпами, стар и млад, под воспалённым прахом,
Под каменным дождём бежит из града вон.*
 
«С шатнувшихся колонн кумиры падают!» - приём художника, чтобы подчеркнуть связь природной ка- тастрофы с Божьим наказанием. Пушкин, в отличие от других критиков, сразу распознал Бога. «Не делай кумира, не поклоняйся им и не служи им»; - это Божья заповедь по Библии, а вот и Он сам: «А гора Синай дымилась вся от того, что сошёл на неё Господь в огне; и восходил дым от неё, как дым из печи, и тряслась вся гора чрезвычайно».**
Если сопоставить рассказ очевидца гибели Иеруса- лима римского историка еврея Иосифа-бен-Мата- тияху, то становится понятной гениально воспроиз- ведённая Брюлловым историческая эпопея. «Не было ни пощады к возрасту, ни уважения к званию: дети и старцы, миряне и священники были одинаково умер- щвлены. Ярость никого не различала: сдавшихся на милость постигала та же участь, что и сопротивляв- шихся. Треск пылавшего повсюду огня сливался со стонами падавших».*** Именно это с присущим ху- дожнику мастерством отображено «российским под- данным» художником Брюлловым в картине «Послед-
-----------------
*А. С. П. т. 3 с. 281 с. 522
**Пять книг Торы. Мосад Арав Кук. Иерусалим. Шеймот. с. 93-94
***Иосиф Флавий. Иудейская война. Орёл. 1991 с. 470
ний день Помпеи». Только человек, в генах которого заложена память ада изгнания и инквизиции, мог воссоздать такое полотно.
Неоконченный маслом эскиз «Нашествие Гензериха на Рим» (пр. авт. правильно: Гейзериха) называют  иногда «Нашествие вандалов на Рим». И первое, и второе название уводит современного читателя в противоположную сторону от смысла изображённого. С одной стороны вандалами называют бессмыслен- ных разрушителей, с другой, вандалы - это древний народ или племя в центре Европы на берегах Одера. Судя по тому, что на эскизе превалирует Менора, на- циональный символ еврейского народа, религией вандалов был Иудаизм. Из-за преследования иудеев Римской империей вандалам пришлось уйти из Европы в Испанию, потом в Северную Африку. С 428 по 477 годы вандалами руководил король Гейзерих (Geisarich). С иврита ;;;;; – гезейра, слово переводит- ся как приказ или закон, устанавливающий меры для ограждения от нарушения законов бытия народа, в данном случае – законов Торы. Девиз Гейзериха: «Атаковать жилища людей, на которых разгневался Бог», приводил в ужас противников. Под знамёна Меноры стекались преследуемые, и Гейзерих, собрав громадную армию, в 455 году овладел Римом. Эскиз-картина Брюллова «Нашествие Гензериха на Рим» Менорой дополняет и поясняет «Последний день Пом- пеи» - акт возмездия. Пушкину особенно нравился этот эскиз, напоминающий нашествие на Рим его далёкого предка Ганнибала.
Судьба художника Брюллова трагична, как и многих талантливых россиян. В 1835 году Николаю Первому удалось правдами и неправдами заманить Брюллова в Россию. Как только он пересёк границу, это случи- лось в Одессе, у него забрали заграничный паспорт. Более полугода добирался Брюллов из Одессы через Москву в Петербург, всё надеялся на возвращение паспорта. Пушкин в письме к жене 18 мая 1836 года: «Брюллов сей час от меня. Едет в Петербург скрепя сердце; боится климата и неволи». Было чего бояться, и Пушкин предупреждает:

Альфонс садится на коня;
Ему хозяин держит стремя.
«Синьор, послушайте меня:
Пускаться в путь теперь не время:
В горах опасно, ночь близка,
Другая вента далека.

Альфонс – имя плеяды испанских королей. Крещёным
евреям тоже давали этим имена, поэтому в нарица- тельном понимании для еврея оно означает ренегат. В русском языке слово Альфонс обозначает мужчину вольного поведения, живущего на содержании жен- щин. Брюллов, испанские предки которого приняли Лютеранство, вёл свободный образ жизни, любил и был любим Ю. П. Самойловой – одной из самых бога- тых светских дам в Европе. Альфонс, то есть Брюллов, не принимает совета «хозяина»:

 «Неприлично
Бояться мне чего-нибудь;
Я дворянин, - ни чёрт, ни воры
Не могут удержать меня,
Когда спешу на службу я».

Царь обещал Брюллову должность профессора в Ака- демии, поэтому и появилось «спешу на службу я». Пушкину ничего не осталось, как предсказать карти- ну его бытия в России.

Вот выезжает он в долину;
Какую ж видит он картину?
Кругом пустыня, дичь и голь…
А в стороне торчит глаголь.
И на глаголе том два тела
Висят. Закаркав, отлетела
Ватага чёрная ворон….

«Живописец освещает свою голову огнём своего серд- ца», - любил повторять Брюллов. Сердце его не лежит к России Николая Первого. «Он чувствовал себя нес- частным, когда ему приходилось работать в присут- ствии царской фамилии. Ему легче было восстано- вить против себя государя и вынести его гнев, чем писать с него портрет», который он так и не написал, как и не смог создать по царскому заказу ни одного достойного эпического полотна из истории России.* «Русская история всегда производила на Брюллова тяжёлое впечатление».*
Через несколько дней после смерти Пушкина Брюл- лов приобрёл бюст поэта, вызолотил его и держал на пьедестале в своей мастерской.
В 1849 году смертельно больному Брюллову всё-таки разрешили покинуть Россию. Ему удалось ещё посе- тить Испанию, родину его далёких предков. Скончал- ся Брюллов 11/23 июня 1852 года в местечке Манци- ана (Монте-Тестаччио) под Римом; похоронен на кладбище «некатоликов», еретиков и евреев. Сегодня это кладбище известно под именем «The Cemetery of Artists and Poets.
Сразу же после смерти имя Брюллова, как и Пуш- кина, власти России постарались предать забвению. Но созданное человеком прекрасное потому и прек- расно, что его нельзя вычеркнуть из людской памяти.
------------------
*К. П. Брюллов. Академия художеств СССР. Составитель Н. Г. Машковский. М. 1952 с.  112, 139   






























Надмогильный памятник Брюллову.               
Фото 2008 года.