Бастион ЗС

Александр Черенков
Был у меня друг. Мы дружили с детского сада. Звали его Петька. А тут оказались в одном институте, на одном потоке, но в разных группах. Обрадовались друг другу.  На всех лекциях сидели рядом, пока Петька не перевёлся на вечерний.

Эта история о том, как два студента бились о стены теоретической механики, которые обороняла лектор этой дисциплины Зинаида Сергеевна Баранова.
Оба работали художниками в многотиражке. Её редакция находилась в одном коридоре с кафедрой теоретической механики. Из дверей того и другого помещения выходили все эти указанные люди и довольно часто сталкивались, раскланиваясь в коридоре.
 
Баранова была весьма серьёзной женщиной и читала она серьёзную дисциплину. Конечно, два обормота, которых она часто встречала в коридоре, которые неоднократно покидали её лекции со второй половины, а то и не приходили вовсе, отложились в её памяти, и не только – они были зафиксированы в специальном журнале, где она отмечала присутствие на своих лекциях.
Быстро проскочил семестр, и настала пора экзаменов. Петька и его друг оказались на экзамене у названной дамы.

Каждый пошёл на это мероприятие со своей группой. Первым был Петька.
Только подойдя к экзаменационному столу, сразу получил "пару" со словами:

- Постоянно отсутствуя на моих лекциях, вы вряд ли что-либо знаете, поэтому, не спрашивая, я сразу ставлю вам «два».

Петька был весёлым малым, за словом в карман не лез. Он ответил:

- Уважаемая Зинаида Сергеевна, я тронут вашим повышенным вниманием и не против получить "пару" от очаровательной женщины. Надеюсь, в следующий раз вы подойдете к моей особе с большей симпатией.

Теперь наступила моя очередь. Этой встречи Зинаида Сергеевна ждала           с не меньшим интересом.  Она дала мне подготовиться к ответу на билет. Правда, несколько раз подбегала ко мне, заставляла поднять мои две странички со стола, чтобы проверить, не списывает ли нерадивый студент. Убедившись в отсутствии шпаргалок, она отправлялась на своё место.

Баранова подготовила изощрённую месть…

Она пропустила сквозь себя всю группу. Было энное количество двоек, в основном трояки, одна пятёрка и несколько четверок. Пришла пора и прогульщику пройти это чистилище.

Хотя, скажу честно, я рвался отвечать досрочно, но она всё время говорила:

- А вы, Хвостов, пойдете последним.

Быстро отбарабанил всё, что в билете, показал решённые задачи, и казалось бы, "пять", - и пошёл. Но не тут-то было. Зинаида Сергеевна сказала:

- Да, вы всё, правильно ответили, но тут отсутствует доказательство теоремы, которое я давала на своих лекциях, уважаемый товарищ - Сергей Хвостов.
 
Честно говоря, я тоже за словом в карман не лез, поэтому сказал:

- Зинаида Сергеевна, конечно, доказательство, приведенное в моем билете, не то, что Вы давали на лекциях. Но нельзя отрицать, что теорема доказана верно.

На что получил  в ответ:

-  Я требую от всех знание материала по моим лекциям.

На что ваш покорный слуга несколько легкомысленно ответил:

-  Я ничего не имею против ваших лекций, Зинаида Снергеевна. Тем не менее, я считаю, что может быть использован дополнительный материал, в котором присутствует аналогичное доказательство в гораздо более изящной форме. Как мне кажется, Вы должны приветствовать студента, выходящего за пределы Ваших лекций для расширенного освоения материала.
 
Зинаида Сергеевна пошла пятнами и сказала:

- Как вы можете? Я кандидат технических наук.
 
В ответ она получила:

- Я не поднимал этот вопрос, тем не менее, в качестве дополнительного материала был использован учебник Семёна Михайловича Тарга, доктора тех же самых наук.

Зинаида Сергеевна вообще изменилась в лице. Честно говоря, таких «приятных» лиц я вообще в жизни не видел.

- Тогда, - сказала она, - я вам ставлю "два" за то, что вы не ходили на мои лекции.

На что я ответил:

- Ваше право! Но знания у меня Вы всё равно не сможете отнять. Хотя, пусть это будут знания, полученные от доктора С.М.Тарга.

- Идите вон! – закричала Зинаида Сергеевна – и простёрла свою «длань» с вытянутым указательным пальцем в сторону двери.

Ваш покорный слуга раскланялся и сказал:

- Очень жаль, что сегодняшняя встреча прошла столь непродуктивно.
 
И покинул аудиторию, оставив в ней кандидата технических наук в одиночестве.

Если вы думаете, что история на этом себя исчерпала, то вы заблуждаетесь…

 Она длилась и длилась…

 Когда Петька в очередной раз отправился к Зинаиде Сергеевне, при одном его виде её перекосило (он сказал, что никогда такого не видел, стало даже страшно). Она тут же влепила ему «пару».

Редькин (это - Петькина фамилия) снова отправился в деканат за направлением.

Почти такая же история произошла и с вашим покорным слугой.
 
Тут мы встретились с ней в коридоре, раскланялись как мушкетёры, подметая кепками пол и хором произнесли:

- Здравствуйте, Зинаида Сергеевна!

И задали ей вопрос:

- Скажите, пожалуйста, нам имеет смысл приходить к вам в третий раз, или опять будет пара?

Зинаида Сергеевна с каменным лицом прошла мимо, процедив сквозь зубы:

- Вам  виднее…

После этого Петька сломался и хитростью преодолел Зинаиду Сергеевну. Он сдал экзамен преподавателю семинаров, кстати, тоже кандидату технических наук.
 
Ваш покорный слуга остался штурмовать Зинаиду Сергеевну в одиночестве.
   
Он пошёл к ней в третий раз, подготовился и ждал своей очереди среди «хвостистов» отвечать. В этот момент, теперь уже свободный от Зинаиды Сергеевны, приятель Петька засунулся в дверь экзаменационной и произнес:

- Серёга, кончай время терять! ЗС тебе же сказала, что будет "пара", а у нас в ДК сегодня «Великолепная семёрка». А ещё билеты надо взять.

Серьезный лектор сказала:

- Коль вы, Редькин, выскользнули из моих объятий, то уж ваш дружок от меня не уйдёт. Закройте дверь!...

Петька скорчил рожу и исчез.

Зинаида Сергеевна нанесла мне удар "под дых". Она сказала:

- Вы, Хвостов, будете, как всегда, последним. Да у вас и фамилия такая.

Этого я не вынес, встал, подошёл к экзаменационному столу, положил свои листы с написанными ответами, взял зачётку и сообщил:

- Здесь и так достаточно «кроликов», а меня ждут ковбои.
 
И вышел…

Походы продолжались до семи раз...

На восьмой раз я взял направление в деканате и рассказал заместителю декана эту замечательную историю. Тот хохотал как ребёнок. Он попросил меня сообщить, когда я отправлюсь в очередной раз штурмовать бастионы ЗС.

К этому времени теоретическую механику в необходимом для сдачи экзамена объёме я знал "от зубов"на основе учебника доктора наук С.М.Тарга. К этому прибавились штудии лекций уважаемой Зинаиды Сергевны Барановой. Конечно сообщил заместителю декана дату следующего захода на "бастионы ЗС".

И вот наступил этот знаменательный день! Как всегда, взял билет, сел, всё написал в двух вариантах: по Таргу и по Барановой. Потом стал проситься отвечать.

Тут зашёл заместитель декана:

- Можно, я поприсутствую?

- Извольте, - сказала ЗС.

Она, мельком глянув, небрежно отложила мои листы и предложила:

- Давайте порешаем задачи.

Мы порешали… Ошибок не было.

Баранова сказала:

- Ну что же, в этот раз я могу поставить вам «три».

Зам. декана удивлённо поднял брови:

- Почему, уважаемая Зинаида Сергеевна? Я вижу, студент блестяще ответил...

- Так это уже в восьмой раз.

На это зам.декана сказал:

- Может быть, вы не в курсе, Зинаида Сергеевна, но в это выяснение отношений посвящён уже весь институт. Публика с интересом ждёт очередного раунда. Скажу вам по секрету, даже делают ставки... Мне кажется, что лучше эту историю закончить миром и как минимум четвёркой.

Зинаида Сергеевна, скрипя зубами, (звук был слышен) поставила в ведомости и зачётке «хор». Студент подытожил:

- Теперь каждый раз, получая стипендию, я буду поминать ваше имя добрым словом.

Оба визитера, раскланявшись, покинули экзаменационную.

В следующую сессию оба друга, чтобы не искушать судьбу обошли  Зинаиду Сергеевну стороной. Они сдали экзамены досрочно своим семинарским преподавателям. Однако до самого окончания института все эти персоны каждый раз нежно улыбались друг другу и раскланивались в коридоре близ многотиражки или кафедры теоретической механики.