Минеральные воды и религия

Валентина Щербак -Дмитрикова
          Минеральные воды и религия
          Минеральные воды— это природные ископаемые, рожденные в недрах Земли, а религия — мировоззрение, мироощущение.  Казалось бы, какая между ними может быть связь, и есть ли она вообще? 
          Но религия — это еще и специфические действия — культы, основанные на вере в существование бога или богов, в реальность сверхъестественных сил. Основа любой религии — это вера в чудеса.
        Чудесами мы называем то, что удивляет, поражает своей необычностью.   Такое может быть создано руками человека и Природой. И, если рукотворные шедевры у нас вызывают восторг, удивление, восхищение, то мимо замечательных творений Природы порой проходим равнодушно и смотрим на них, как на нечто совсем обыденное.  К таким чудесам относятся минеральные воды.
           И вода, и минерал одновременно. По внешнему виду вода: течет, журчит, омывает, утоляет жажду. По своей сути – минерал: рождается в недрах, включает в себя почти все элементы таблицы Менделеева, образует месторождения, классифицируется по химическому составу.
           И есть у этих вод еще одно удивительное свойство… Они могут оказывать лечебное действие на организм человека.   Ежедневно сотни миллионов литров минеральных вод утоляют жажду, лечат, возрождают к жизни. Природа подарила нам поистине бесценное богатство, создав такие лекарства в недрах Земли.   
           У каждой минеральной воды есть «имя», место рождения и возраст. Некоторым источникам люди с незапамятных времен дали прозвания по их лечебным свойствам, вкусу или внешнему виду: «Готур-су» — вода, лечащая чесотку, «Ели-су» — вода от ревматизма, «Халтан» — жемчужная вода, «Готурлы» — экземная вода, «Ачи-су» — кислая вода.  Многие названия связаны с местностью, где расположены источники: «Московская», «Обуховская», «Машук».  Иногда минеральные воды носят имена их первооткрывателей или ученых: «Смирновская», «Славяновская», «Баталинская». Некоторые наименования отражают и местонахождение, и химический состав: «Ессентуки-4», «Ессентуки-17». Такие названия говорят о том, что это воды курорта Ессентуки, но одна из них содержит солей 4 г/л, а вторая — 17г/л.         
         Есть очень известные, прославленные на весь мир минеральные воды, такие, как «Нарзан», «Боржоми», «Ессентуки», «Виши», «Карловы Вары», «Спа» ...  А есть и менее знаменитые, но обладающие такими же лечебными свойствами.  Суть не в названии воды, а в ее химическом составе, который оказывает действие на организм человека. Сейчас уже никого не удивляет необычный вкус, запах, лечебный эффект минеральных вод. Но это сейчас…  А было время, когда все выглядело совсем иначе.
          Мысленно заглянем в глубину веков, что были задолго до нашей эры. Обратимся к Древней Греции.  Ведь наша собственная цивилизация, новоевропейская, развивалась, главным образом на основе древнегреческой и сменившей ее древнеримской.
          Вся история развития человечества – это путь от незнания к знанию. И с самого начала он был не прямым и не легким, а ухабистым, тернистым, с долгим блужданием во тьме в поисках истины.
          В те далекие времена многое было непонятно людям и вызывало не только удивление, но и страх. Живительные и губительные лучи солнца, гром, молнии, град, ливни, землетрясения, выделяющиеся из недр земли газы и другие буйные силы Природы, перед которыми человек был беззащитен, порождали преклонение перед ними, обожествление их.
            Чудом казались и минеральные воды. Люди наблюдали странные явления: в одном месте без видимого нагрева из-под земли сами собой вырывались струи горячей воды, в другом — вода источника, «кипела» от пузырьков выделяющегося газа, но была холодной на ощупь и кислой на вкус, а в третьем, не понятно почему, пахла тухлыми яйцами. 
         Все это вызывало сначала удивление и даже страх, а потом появилась потребность объяснить увиденное. И человек делал это соответственно имевшимся представлениям об окружающем его мире. Он поселил в необычные воды «духов». Дал им имена.
          Самыми древними божествами были нимфы наяды — хранительницы вод. Потом их заменили океаниды – дочери титана Океана.   Они и были теми сущностями, которые населяли воды родников, ручьев, минеральных источников. Люди просили «духов» не причинять им вреда, задабривали подношениями, молили о помощи.
         Так у источников минеральных вод стали зарождаться религиозные центры.  И покровителями многих из них были уже не нимфы, а боги.  А посредниками между богами и людьми – жрецы и жрицы.  Воды таких источников выполняли очистительные, прорицательные  и целительные функции. 
          На территории Греции существовали города-государства и в каждом из них были свои боги-покровители.
            Эллины боялись прогневить богов и перед принятием важного решения советовались с ними, обращались к оракулу. Так назывались предсказания якобы исходившие от божества. Так стали называть и место, где жрецы и жрицы-прорицательницы оглашали их.
          Оракулы всегда создавались рядом с «чудом», там, где находилось что-то необычное, непонятное, содержащее какую-то тайну. И такими объектами во многих случаях были источники с необычными свойствами (минеральные воды), которые, становились предметами религиозного культа. Около них сооружались святилища. Таких религиозных центров в Греции было много. Знаменитые и не очень. Имевшие местное значение и пользовавшиеся славой за пределами страны. Одни из них были созданы в период расцвета античной Греции, другие действовали с незапамятных времен и посвящались сначала древним богам, потом, победившим их олимпийским.
           Как же выглядели эти святилища? По- разному. Древнегреческий писатель и географ Павсаний, живший во II в, оставил после себя труд «Описание Эллады». Это своего рода путеводитель по наиболее знаменитым местам античной Греции. Из него можно узнать много интересного.
         В Лейбадее (Беотия, Средняя Греция) действовал знаменитый оракул Трофония. Святилище представляло собой пещеру, рядом с которой находились два источника: Леты – забвения и Мнемосины – памяти. Они служили атрибутами культа. Пришедшие вопросить знаменитый оракул, пили воду сначала из источника забвения, чтоб забыть о заботах и волнениях, потом из источника памяти, чтоб запомнить увиденное и услышанное.   
            В Оропе  (Аттика. Средняя Греция) было святилище-оракул прорицателя Амфиария  , который по одному из мифов являлся сыном бога Аполлона и поэтому получил впоследствии бессмертие  и почитался, как бог. Вблизи его храма находился источник, излечивающий от болезней. Это святилище было не только оракулом, но и древним лечебным учреждением.
            В IV-V в. в. д. н. э. популярен был оракул Зевса в Додоне, находившийся на западе Греции в горах Эпира. Это очень древний оракул с многовековой историей.  Центром этого знаменитого святилища был Додонский дуб (или бук) и чудодейственный источник, вода которого омывала корни священного дерева. Вместе с Зевсом здесь почиталась океанида Диона. О воле божества судили по движениям листьев на священном дубе, по звукам, исходившим от металлических сосудов, по журчанью священного источника.
        Самым знаменитым и почитаемым оракулом Греции все же был храм Аполлона в Дельфах.
 Он тоже находился около «священного» источника. Время создания святилища теряется в глубине веков.  По описаниям, сделанным древнегреческим писателем Павсанием, храм украшал мраморный фасад. На стенах его были написаны изречения греческих мудрецов. Внутри находились: золотое изображение Аполлона, статуи Зевса и богинь судеб Мойр.
         Согласно легенде, Дракон Дельфиний, порожденный матерью-землей Геей, сторожил древнее прорицалище и при этом сильно опустошал окрестности Дельф.  Было у дракона еще одно имя – Пифон (в буквальном переводе «гниющий»).  Точно не известно, что собой представлял Дельфийский источник. Возможно, что дракон Дельфиний-Пифон – это персонификация природных термальных сероводородных вод. А буквальный перевод «гниющий» может быть связан с характерным запахом тухлых яиц, который присущ сероводороду, ядовитому газу, убивающему все живое и опустошающему окрестности.
          Пророческие изречения от имени бога, согласно свидетельствам древних историков, давала жрица Пифия. Сидя на треножнике возле расселены, одурманенная парами и газами, выходящими оттуда, она изрекала свои бессвязные предсказания. Жрецы храма редактировали их и выдавали в стихотворной и прозаической формах. На краю расселины находился  минеральный  источник, воду которого пила пифия перед гаданием.
         Природные минеральные воды были теми «чудесами» возле которых зарождались и действовали религиозные центры.