Моё Куликово поле

Владимир Цвиркун
Детство – это тот возраст, то неповторимое время, когда мы, как губка, как аккумулятор, каждый день, каждый час, каждую минуту и каждый миг нашей начинающейся жизни, впитываем в себя сотворенный и дарованный нам Богом мир света, тепла и доброты. Однажды родившись, мы сразу начинаем набираться опыта. И начало этому – чистое, как родник, детство.

-Илюха, пойдёшь на линию? Мы собираемся.
-Подождите меня маленько. Я сейчас дотаскаю воду на вечер для полива огорода.
-Давай, мы тебе поможем. Где вёдра?
-Берите мои, а я сбегаю домой и принесу ещё ведер.

 Через полчаса дружная уличная компания подростков – учеников шестых классов - отправилась на линию. В поселке Новольвовске, а там жили и трудились, в основном, семьи шахтеров, линией называли железнодорожную магистраль. По ней, причём интенсивно, шли грузовые составы, а также дважды в день проходил пассажирский поезд Калуга-Ряжск.

Линия стала единственной достопримечательностью поселка. Сюда подходила автодорога с асфальтовым покрытием. По дороге обязательно встретится вам небольшой лес, а также пруд. Ребята бегали в это место, чтобы посмотреть, как сдвоенные паровозы «ФД» (Феликс Дзержинский), набирая в этом месте скорость на подъём, тащили тяжелые составы с разными грузами.

Пацаны от нечего делать клали на рельсы большие гвозди, а после прохождения состава собирали сплющенные заготовки и делали из них отвёртки. Здесь они заодно собирали щавель по наказу матерей для борща, рвали траву для кроликов. Однако не забывали  навестить по ходу  колхозный огород и сад.

Часто на  открытых платформах везли ярко-жёлтую серу. Пацанва брала камни, заранее приготовленные, и сшибала куски серы. Потом её поджигали. Пламя было ярким, но дым  - таким удушливым, с запахом пропавших яиц, что останавливалось дыхание. С интересом смотрели они, как мелькали столыпинские вагоны, перевозившие солдат и технику, задорно махали кепками им вслед. На линии они были зрителями, познавая нашу страну через различные грузы, которую она производила.

Взрослые тоже тянулись сюда. Обычно в разгар какого-нибудь веселья вдруг кто-то скажет: «А не пойти ли нам прогуляться на линию?» И вся шумная и весёлая компания, собрав что есть на столе, с песнями держала путь в импровизированный парк отдыха. Вдоль магистрали росли красивые ели,  прорастало множество цветов, иногда паслись дикие животные.

Как-то в минуту затишья между проходившими составами к ребятам подошёл обходчик путей дядя Матвей. Он, в первую очередь, отругал их за баловство, а потом сказал спокойным голосом:

-Вы бы лучше, чем озорничать, съездили б, пока у вас каникулы, на Куликово поле.
-А где оно? – разом спросили ребята.
-Что, вы не знаете где Куликово поле?
-Нет, мы не знаем, но слышали о нём.

-Вон, в той стороне, - он показал замасленной рукой на юго-восток. - Мы, я помню, ещё до войны ездили туда пацанами на лошадях. Одним днём спозаранку и обходились.
-Нам в школе рассказывали о Куликовской битве. Историк наш Алексей Степанович  интересно рассказывал о сражении русских с татарами, - за всех ответил Володя.
-Так вот. Там есть посреди поля, на холме, Куликов столб. Очень красивый. Там и речка рядом. В ней можно искупаться, рыбы и раков наловить. Что, слабо вам мотнуться туда?

-А на чём мы туда доберёмся? Лошадей-то у нас нет, да и велосипеды не у всех есть, - продолжил разговор всё тот же Владимир.

-Было бы хотение и терпение, а познавать родные края, ребята, это вам не гвозди под колёса класть. Смотрите у меня! Увижу ещё - уши надеру.

Дядя Матвей пошёл дальше по железнодорожной ветке, постукивая молотком с длинной ручкой по рельсам. А его слова о близости  Куликова поля сильно запали им в сердце. Уж, очень хотелось, хотя бы краем глаза, посмотреть на то место. В радужных мыслях витала у них идея найти там боевой шлем, а может, кольчугу, щит. Так незаметно пролетели два года вперемежку с ребячьими радостями и горестями…
За неделю до окончания семилетки их классный руководитель Тамара Васильевна Халяпина предложила им в первый день каникул отправиться на велосипедах на Куликово поле. Восторгу ребят и девчат не было предела. Семь дней они готовились к этой интересной и познавательной экскурсии. Володя был рад вдвойне: исполнилась его давняя мечта побывать на историческом месте, и совсем недавно его отец купил новый велосипед.

Выехали рано. Весь класс, до единого, как ополченцы, собрались возле школы. Каждый взял с собой съестных припасов на два-три дня, чашку, ложку, воду. Не забыли прихватить футбольный и волейбольный  мячи. Дорога пролегала по сёлам. От одной деревни до другой, с небольшими привалами попить местной водицы, они катили весело, много шутили, смеялись.

Следующей, за селом Кудашево, где класс осмотрел фосфоритный   рудник, была деревня Машково, где они остановились на ночлег. Разместили их в местной сельской школе, о чём заранее договорилась классная дама Тамара Васильевна. Пока девчонки готовили полевой суп из пшена и мелко нарезанного сала, ребята сыграли  с местными пацанами в футбол. Разговор  после игры, конечно, зашёл о цели их экскурсии. Один из местных, по всем приметам – заводила, важно подчёркивая свое превосходство и на правах хозяина, отметил:

-Мы прошлым летом зафиксировали своё пребывание там. Около речки нашли правдашний кинжал. Он сейчас у меня дома в надёжном месте спрятан. Откопали и шлем. Спасибо, что я взял с собой нужный инструмент. А вы взяли с собой лопату?

-Нет. Мы об этом не подумали, - ответил уже заводила седьмого класса  Владимир.
-Эх вы, простофили. Можа чего и нашли бы, а потом в свой школьный музей сдали бы.
-Но мы же не на раскопки собрались, на экскурсию.
-Искурсия искурсией, а покопаться в той земле - большое дело.
-Да вот не докумекали.
-Лопата - она в дороге не помеха, - напутствовал местный старшой. – Ей и отмахнуться можно, да и костерок, если запалите, потом прикопать можно. А то и родничок  где встретите, тоже подновить надо. Я завтра вас доведу до речки, покажу, как можно путь срезать. Ничего?

-Конечно, хорошо.
-Приходите вечером в летний клуб, сегодня кино привезли, - пригласил Леха.
-Правда! - воскликнули гости.
-Правда, правда. Да не забудьте с собой по пятачку прихватить на фильм.
На следующее утро весь класс, правда, не совсем дружно спозаранку, после лёгкого завтрака отправился дальше в путь. Подъехав к реке, они заметили ещё издали одиноко скучавшую фигуру. Разглядев получше,  узнали вчерашнего знакомого Лёху. Он на правах хозяина строго заметил:

-Можно было и пораньше вскочить.
-Привет, Лёха!
-Всем привет! Вот я и говорю, если поедете через мост, то лишка накрутите километра четыре. Вон, видите, тропинку – она как раз в речку упирается. Там воды по колено. Это брод. Заодно освежитесь и колеса великов помоете.

-Спасибо, Алексей, - ответила классный руководитель Тамара Васильевна. - А зачем ты лопату взял?
-Это я вашим ребятам принёс. Можа чо там путного найдёте.  А лопату на обратном пути завезёте. Мой дом спротив магазина, ворота синие. А теперя гляньте вон туды, да поглазастее смотрите. Куликов столб отседа завсегда хорошо видно в ясную погоду. Держитесь его, небось не промахнётесь.

-Ну, спасибо тебе, Лёха, за всё, - подойдя к нему поближе и  протягивая руку для прощания, сказал Володя.
-Да не стоит. У нас завсегда помогут идущему. Ступайте. Да, вот ещё чуть не забыл. Передайте, когда придёте, там у столба привет деду Афанасию. Он там завсегда обитает. Он при столбе  вроде  икурсавода.

 Отдельные грамотеи хмыкнули, но никто не засмеялся.
Уже на обратном пути, когда Володя отдавал Лёхе лопату и показал ему две найденные подковы, они разговорились. В семье у Лёхи проживало пять человек. Отец три года назад надорвался на заготовке леса для колхоза и вскоре помер. Теперь Лёха во дворе старший мужчина. При нём ещё две младшие сестрёнки. Рано утром он отгоняет подоенную корову, потом косит траву скотине на ночь. Потом, потом, потом…  В деревенской круговерти выходных не бывает. Каждый день человека спозаранку ждёт работа.

А встретятся Володя и Лёха ещё раз через несколько лет на призывном пункте, когда их забирали в армию. Узнали они друг друга сразу, хотя и здорово изменились. Лёха вымахал почти в двухметрового гиганта. Они поговорили, вспомнили первую встречу. И, конечно, Куликово поле.

Служили они вместе в одном полку, в одном батальоне. Только в разных воздушно-десантных ротах. О Лёхе, о Володе, об их нелегкой службе я расскажу в отдельном рассказе «Крылатая пехота»...

Лёха оказался прав. Крестьянская смекалка, сметка, деловитость и на каждое явление иметь собственное суждение отличают парней из села от всех остальных. По короткой дороге горожане сэкономили и время, и силы. И вот они увидели, как медленно приближается и возвышается над всей округой впечатляющий холм, а на нём - черный красавец  Куликов столб. Столб – определение и название весьма условное. Это сооружение, вылитое из чугуна, ажурное, с барельефом, памятник. Памятник нашим предкам от благодарных потомков.

Куликово поле находится между реками Непрядвой и Доном в Тульской области на границе Кимовского и Куркинского районов. Строительство самого памятника замышлялось давно. И лишь в середине девятнадцатого столетия, в основном на пожертвования граждан России, был открыт монумент в честь победы русских полков во главе с Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками. Эта битва произошла восьмого сентября в тысячу трёхсот восьмидесятом году.

Почему называют победу русских полков над монголо-татарским войском? А потому, я думаю, что наше войско состояло исключительно из подданных России. В то время вражеское войско состояло из десятков, а то и сотен тысяч наёмников. В битве принимали участие даже итальянские легионеры-пехотинцы с длинными копьями. Как отмечают  историки, именно итальянцы первыми не выдержали сильного удара русских и побежали.

Дмитрий Донской родился в 1350 году. После знаменитой битвы  прожил всего девять лет. Он был великим князем московским и владимирским, сыном великого князя Ивана II. Возглавил вооруженную борьбу русского народа против монголо-татар. В самой Куликовской битве, переодевшись в доспехи простого воина, проявил чудеса личной храбрости и отваги. Был тяжело ранен. За выдающийся полководческий талант был прозван Донским.

В начале семидесятых годов, кроме красивого столба, на Куликовом поле ничего не было. Правда, в сторонке сиротливо стояла полуразрушенная церквушка. Тогда на памятники старины советские власти смотрели сквозь пальцы. Воистину было сказано, что кто не знает и не помнит прошлого, тот лишает себя будущего…

Как только ребята приблизились к середине холма, откуда не возьмись, появился дед Афанасий. Он был одёт в длинную рубаху, подпоясанную бечёвкой, в лаптях и с клюкой в руках. Старый дед много поведал им простым русским языком о былом лихолетии. Передали семиклассники и горячий привет деду Афанасию от Лёхи, чему он несказанно остался доволен и при этом прибавил особо: «Помнит, стало быть, деда».
Владимир после рассказа старца отошёл в сторонку и внимательно с восхищением осмотрел Куликово поле, напористо вспоминая всё, что знал из школьного курса и из трилогии Владимира Яна «Чингис Хан», «Батый» и «К последнему морю» об этой знаменитой битве.

Он мысленно представил среди русских ополченцев себя и Лёху, своих пращуров в доспехах того времени. Вот он,  размечтавшись, бежит с другом и пулеметом «максим» на передовую. Короткая подготовка к бою, и они открывают по врагу смертельный огонь. Татары в недоумении от такого оружия  в панике бегут кто куда. А они, заряжая ленту за лентой, продолжают косить захватчиков. В этот момент к нему подошёл одноклассник Миша с удивленными глазами и спросил:

-Ты из чего так строчишь, аж слюни изо рта брызжут.
-Да я так представил себе кое-что.
-Что?
-Эх, если б у Дмитрия Донского хотя бы один «максим» был, вот бы он жару татарам дал.
-Да… –  многозначительно подтвердил Мишка. – А если б ещё пару-тройку бомбардировщиков, вот бы шороху навели.

-Ты уж, Мишка, совсем того, размечтался. Я говорю, хотя бы один «максим», а ты сразу авиацию на подмогу.  Если чего желаешь и просишь, то моли о малом, а большое само придёт. Мне так говорила моя бабуля.
Солнце вставало всё выше и выше. Холм, где стоял когда-то шатёр Мамая, а теперь возвышается многометровый памятник, залило ярким светом. Небольшую площадь от церквушки и вокруг Куликова столба прямоугольником, словно ополченцы, окружали ровным строем молодые деревца. Связь поколений и времен состоялась. И, по-моему,  не зря.