заявка о сельской учительнице

Саша Валера Кузнецов
лот №3
"Портрет сельской учительницы"

заявка на документальный
видеофильм
      26 мин


    Те, чьё детство прошло в русской деревне Дракино недалеко от места впадения речки Протвы в красавицу Оку, наверняка помнят Татьяну Петровну, учительницу начального класса.

Многие из наших одноклассников давно живут в Москве, но всегда с теплым чувством вспоминают сельскую школу №1 и свою первую учительницу.

Рассматривая фотографии класса, почему-то вспоминается деревня всегда залитая ярко-синим светом, с ослепительно белым снегом, запахом коровы и конской сбруи. Татьяна  Петровна водила нас смотреть ледоход на Оке. Зрелище захватывающее. Она объяснила нам, почему река во время ледохода издает тонкий звон. Это в канальчики, образовавшиеся в льдинах, попадают осколки льда, и получаются "колокольчики". Миллионы таких "колокольчиков" сливаются в симфонию весны.
Татьяна Петровна привила нам любовь к русскому языку. Она устраивала для нас своего рода конкурсы: кто красивее всех напишет заглавную букву. И мы с азартом старались выводить их как можно красивее. А еще она предлагала нам писать слова в предложении цветными фломастерами: кто в каком цвете видит то или иное слово. Было очень забавно. Однажды Татьяна Петровна предложила для расцветки известную стихотворную строку: "Зима! Крестьянин, торжествуя..." Когда она собрала этот мини-диктант и просмотрела, как мы справились с заданием, то подошла к окну, долго смотрела на улицу и потом, повернувшись к нам, сказала: "Дети, я поняла, что вы любите не только поэзию, но и то, что составляет ее главную суть -- человека и природу. Вы совершенно верно угадали цвет слов. Крестьянин -- желтый, потому что выращивает хлеб, лошадка -- коричневая, снег -- голубой. Вы молодцы, дети. Но вот я не поняла, почему Саша Кузнецов написал слово "снег" черным фломастером и с ошибкой, вернее, написал только половину слова "...ег". Что это значит, Саша? Объясни нам, пожалуйста?" Саша Кузнецов встал и весело ответил: "Голубого снега не бывает, а белым на белом не напишешь, поэтому я написал половину слова черным фломастером, как будто снег чуть-чуть растаял и из-под него выглядывает черная земля, проталина". Татьяна Петровна улыбнулась и сказала: "Ребята, я нас всех поздравляю -- среди нас появился будущий художник. Я тебе советую, Саша, после окончания школы поступить в художественную школу".
    Татьяна Петровна была человеком особенным, сильно отличавшимся от селян. Она никогда не повышала голос, не срывалась. Даже слова, которые она диктовала нам, казались какими-то значительными, хотя слова-то были обычными.
    Я помню Татьяну Петровну очень доброй и трогательной женщиной. Она находила время навещать своих учеников дома, интересовалась, какая у них обстановка в семье. Когда она приходила в первый раз, то реакция у родителей была однозначной -- что-то сын натворил. Мои дедушка и бабушка в первый такой приход Татьяны Петровны начали меня ругать, и учительница стала за меня заступаться и говорила только хорошее. Дедушка очень удивился и сказал: "Стоит вам время дорогое тратить, если он ничего не натворил". Дедушка, конечно, сказал это с добрым чувством, он у меня сам добрый и знает, что на доброе время жалеть не надо.
    До сих пор я помню первую пятерку за диктант. Она была выведена очень красиво с идеальным нажимом и завитушкой. Я всегда любовался ее пятерками. Они были все немножко разные, наполненные каким-то таинственным смыслом, как будто несли в себе больше того, что фактически обозначали. Конечно, никто не будет спорить с тем, что внутренний мир человека закладывается в начальной школе, и я уверен, что детям, которые начинали учиться в сельских школах, повезло больше. Там красота природы и красота слова сливаются воедино. К сожалению, учась много лет в городе, я не встретил больше среди учителей столь светлую личность, какой была для нас сельская учительница Лидия Ивановна. Но главное, что такой человек попался мне в начале моего жизненного пути. Чтобы уметь представлять будущее, я считаю, надо уметь иногда двигаться по времени вспять, чтобы проверить свой путь по каким-то нравственным вехам. Такой вехой в моей судьбе навсегда осталась моя первая сельская учительница.


Экспликация

Фильм-наблюдение за ежедневным трудом учительницы в деревне. Живой, снятый ручной камерой фильм, привычно сопровождает Татьяну Петровну каждый день и это не фильм-урок заслуженной учительницы Московской области - это её служение, её каждодневный труд, но и творчество. И её домашняя жизнь. Без похвальных речей и "говорящих голов", лишь непосредственное общение с учениками и своими домашними, уже взрослыми детьми и мужем - индивидуальным предпринимателем.


Б И О - Ф И Л Ь М О
      (аннотация)
Через год после ядерного взрыва в Челябинске-40, на комбинате «Маяк», где Курчатов делал атомную бомбу, за колючей проволокой закрытого города родился Саша Кузнецов, а через пять лет сел за отцовский письменный стол и сказал: «Читать, писать!»
Прошло время и его персонаж вошёл в кадр фильма «Мираж».
«Время, место - мираж прохожий.»
«Прохожий» - фильм о поэтах «Твёрдого знака» и авторе-персонаже, наблюдающим за героями.
Впервые вырваться из-за колючей проволоки удалось в 90-ом и автору и персонажу Сашекузнецову, что мыкался по Парижу с чемоданом короткометражек.
Я возвращаюсь туда опять и опять. Вот недавно полтора месяца жил в женском монастыре русской зарубежной православной церкви в Нормандии. Проехал Францию до города Сет.
Про Гуру снял видео: «Всё ничтяк, мама!»
Читаю, снимаю, пишу и уезжаю. КОНЕЦ.

P.S.   Так что же это такое - кино? Подглядывание за реальностью, когда она думает, что на неё никто не смотрит.
Рассказывать историю или показывать реальность? Феллини рассказывает, Антониони показывает. Выбирайте.
Документальное или игровое? Просто - кино. Нет камеры, снимайте фотоаппаратом, нет актёров, есть друзья; нет кинотеатра, есть интернет.
Киноязык понятен всем. Непонятно? Посмотрите ещё.
Режиссер Саша Кузнецов снял -
1990г. - фильм "Ситуация ТАВ" ("Betacam", 26мин, студия "Видение", продюсер Саша Кузнецов).
1992 г. - фильм "Мираж" (35 мм, 3 части, студия "Современник", директор картины Громова Елена) - участник конкурсной программы Российского фестиваля документального кино в Екатеринбурге, 1994г. Соавтор сценария и режиссер.
1994г. - фильм "Прохожий" (35 мм, 2 части, студия "Современник", дир. Громова Елена). Автор сценария и режиссер.
1995-1998 - телевизионная продукция: сюжеты в передачах "Взгляд" и "Новости кино".
2004 - 2 серии док. фильма "Если завтра на Марс" с Юрием Сенкевичем ("Betacam", 2х52мин, "Клуб путешественников" Ю. Сенкевича) - 1 канал ЦТ. 1 серия - реж. монтажа. 2 серия - режиссёр.
2005-2007 - съёмка и монтаж фильма-путешествия "Странствие" (DV-cam, 2х52 мин, студия "Видение"). Сопродюсер, автор сценария, режиссёр.
Остальное - мелкая телевизионная продукция (сюжет во "Взгляде", например) и нереализованные киносценарии полнометражных художественных фильмов.
Образование высшее - ТашПи и ВГИК. Кузнецов Александр Валерьевич. Тел.дом: /495/-472.28.33
Тел.моб: 8-985-632-81-62     E-mail: kuznecosasha@mail.ru