Яблоко

Владимир Степанищев
     Притчи и мифы потому так и свежи в памяти человеческой, что со временем перестают быть просто занимательными или поучительными выдумками, но становятся обобщенной метафорой каких-либо фактов, явлений или чувств. К примеру, никакое яблоко на темя Ньютону никогда, разумеется, не падало. А было так. Ученый какое-то время наблюдал в ночном Лондонском небе какую-то комету, летящую к нашему солнцу. Потом та за ним скрылась и, спустя еще какое-то время, появилась вдруг с противоположной стороны светила, двигаясь в обратном направлении, из чего Ньютон заключил, что должна же быть какая-то сила, заставляющая малые объекты двигаться по эллиптическим орбитам вокруг объектов более массивных? Так и родился закон гравитации. То есть он, закон этот, и до того существовал и действовал во веки, но именно так он был обнаружен. До первооткрывателя были уже конечно законы Кеплера, сбоку подпирал талантливый и амбициозный Гук (этот Моцарт науки), ну а яблоко… Я здесь вовсе не о том, что Роберт Гук еще за шесть лет до Исаака Ньютона догадался о гравитации. В конце концов чьим именем что названо имеет значение лишь при жизни автора (или плагиатора), пока тщеславие и деньги есть насущная ему потребность. А вот миф про яблоко… Зачем он? Кому он?

     Ну кто, скажите, из людей обыкновенных, среднеарифметических, нормальных станет читать «Математические начала натуральной философии», дабы познать корни, причины всемирного тяготения? Вообще жизнь человеческая рождается, длится и замирает по своим, физическим или прочим естественным законам и без того, ведает ли о них живущий, нет ли?.. Однако… Однако яблоко ему…, мне просто необходимо. К чему? Да не могу я так. Должен же я, не особо напрягая мозги, быть-таки в разумении! Нет, не чтобы перед какой девчонкой блеснуть осведомленностью (хотя и не без того другой раз), но пуще, мне почему-то трудно жить без… оснований. К чему нужны мне основания чтобы жить? - тоже не знаю. Просто сердцем чую – совершенно необходимы.

     Ни боже мой, чтобы оскорбить какую милую розовую хрюшку, но я все же не свинья? Я (как правило) не ем, когда лишь вдруг захочется; не отправляю естественные надобности, как только подошло; не ухаживаю за противоположным полом, лишь учуял запах или подкатил к гениталиям тестостерон - я хочу оснований, объяснений своим поступкам - без этого мне неуютно. От простого к сложному… Мне надо знать, к примеру, с чего так тронул меня этот закат; почему вдруг комок у горла от этой книжки; какого черта выключил телевизор, лишь появилась в нем эта, прости господи, рожа? Или… зачем я вдруг отправился в церковь; мне любопытно, почему подал милостыню нищему на паперти; отчего вдруг потянуло к родительской оградке на дальнем погосте? Оно конечно и всякий так делает, но с каких оснований делаю я? Сердце, другой какой орган подсказал мне, или просто так положено? Если «так положено», то я натурально свинья, если «сердце» - значит я еще человек. Но и какой человек?..

     Как узнать для себя, какой я человек? Физик, поп, психоаналитик – у всех сто теорий и сто объяснений, книг понаписано – обчитайся… Мне бы попроще, подоходчивее. Ведь всяк кругом твердит своё, будто всё непросто, всё требует исследования причин, анализа поступков, их следствий; выводы-вердикты будут зависеть от тысячи внешних обстоятельств, времени, места. А мне бы как-нибудь без «Математических начал» Ньютона, без «Введения в психоанализ» Берна и без Евангелий даже, и уж тем паче без Коранов - мне бы что-то типа яблока по темени. То есть: плохой я вышел-ушел человек или хороший, или так себе прожил зачем-то? Когда помрем, о каждом после, спросит если кто, можно будет сказать лишь пару слов – не биографию, не рассказ про гравитацию, но коротенькую побасенку ну хотя бы про… яблоко. Какую же наверное матерую, основательную, ответственную жизнь надо было бы прожить, чтобы потом за тобою остался бы хоть маленький, хоть ничтожный миф. Пусть не на века, пусть лишь на пару поколений, пускай только для своих… Не спрашивайте, зачем я ищу оснований. Всякой, даже самой ничтожной и незаметной душе на земле нужны, обязаны быть основания. Без них жизнь выглядит…, какое бы подобрать слово здесь…, выглядит… беззаконной. Аминь.