Город юности

Людмила Самойленко
 
    Школьная и институтская подруга Лариса после окончания Педагогического института, вернулась в город нашей юности. Я осталась жить и работать в Свердловске. Виделись мы редко: работа, семья, дети, но мне всегда приятно было наше общение. Я изредка, первые годы после окончания школы, приезжала на встречи одноклассников. Лара с мужем Володей З., тоже нашим одноклассником, бывали в гостях у нас с мужем. Ларина доброжелательность, умение выслушать,поддержать беседу, приветить гостей привлекали к ней и школьных, и институтских друзей. А ещё она была хохотушка, глаза светились весёлыми искорками. Да она такой и осталась, мне тепло и уютно около неё.
    Много лет прошло с той поры, когда мы были школьниками. Но более чем через полвека, минувших со школьных времён, не погасили ярких воспоминания о событиях, друзьях, учителях, о первой влюблённости, и представлялись нам в подробностях. В последние годы мы переписывались в ОК, обменивались новостями, она заходила ко мне в гости, уже без покойного Володи, когда по делам приезжала в Екатеринбург. Я тоже овдовела и схожие проблемы сблизили нас.
    Однажды Лариса передала мне привет от Бори Ч. Подруга занималась скандинавской ходьбой по улочкам городка и встретила Бориса, учившегося с нами в школе в одно время, но на 2 года младше.Оба пенсионера нашли о чём поговорить. Расспросили друг друга о школьных знакомых. Лара упомянула обо мне. Боря посмотрел на неё более пристально и слегка смущаясь сказал, что в школьные годы любил меня, мы проводили много времени вместе, но вдруг я стала его избегать. Около ног Бори крутилась на поводке рыженькая собачка. Как позже я узнала, он подобрал покалеченного какими-то нелюдями щенка и выходил. Найде надоело стоять на одном месте и она потянула хозяина далее по привычному им маршруту. Обмен воспоминаниями был прерван на дорогих мне событиях.
   После сообщения подруги об этой встрече мне вспомнились наши юношеские отношения с Борей: красивый, спортивный, жизнерадостный мальчик оказывался рядом со мной то на школьном вечере с танцами, то на спортивной площадке, или ему было по пути со мной после уроков, и он провожал меня до дома. Как не вспомнить слова романса "...Боже, какими мы были наивными..." Никаких признаний, специально назначенных свиданий, но мы то зимой на лыжные прогулки бегали, то летом на Демидовском пруду вместе купались, катались на лодке.
    Я влюблённо наблюдала, как Боря проходил по школьным коридорам широко расставляя ноги, чуть враскачку, слегка согнув руки в локтях, как будто шёл по палубе корабля. И что примечательно, службу он потом проходил на флоте. Муниципальный музей попросил его форму для экспозиции, она стала экспонатом достойным внимания экскурсантов.
    Однажды вечером, прощаясь он преградил мне путь, обнял и стал что-то шептать на ухо. Я не могла разобрать слов, только слышала его взволнованное дыхание, а его тёмно- русые кудри щекотали мне шею и щёки. Я отстранилась и сказала:
"Борька, я старше тебя на два года." - как будто это было препятствием для наших встреч.            
"А вот и не на два. Я родился в январе, а ты в ноябре - получается на год и два месяца." - парировал он.
"...Как же мы молоды были тогда!..." Домой я пришла только после полуночи.
Родители проснулись, вышли ко мне. Но не сказав ни слова, увидев, что со мной всё в порядке, ушли в свою комнату. Потом мама говорила, что у меня так сияли глаза, и я так счастливо улыбалась, что спрашивать, где и почему я припозднилась, было излишне.
   После уроков мы часто бежали на наше место встречи к пруду. Разговаривали о школьных делах, о приближающихся экзаменах, о моих планах после окончания школы. Иногда просто смотрели друг на друга, я проводила рукой по его кудрям, он улыбался, глядя на меня. Половодье влюблённости затопило обоих так, что было заметно не только родителям, но ученикам, и учителям. По прошествии многих лет, вспоминая нас тогдашних, я понимаю, как мы были беззащитны от пересудов и разных домыслов.
   Как-то я стояла перед зеркалом на кухне. Оно висело напротив окна.
Хотя это был первый этаж, и опустились на городок густые весенние сумерки, форточка была открыта. В нашем маленьком городке это не считалось опасным. Я расчёсывала волосы, смотрелась в зеркало, и вдруг рядом с моим возникло лицо Бори. Я не испугалась, а зачарованно смотрела на наше парное отражение, как будто это картина в рамке. Только я в реальности, а мой  улыбающийся, влюблённый мальчик смотрел откуда-то издалека. А он, соскучившись, просто наблюдал за мной через форточку. Кто-то из моих родителей шёл в сторону кухни, я отвлеклась от "картины", а когда вновь посмотрела в зеркало, Бори рядом уже не было.
    Однажды меня пригласила в учительскую строгая Х.А.Н., которую ученики, 
 побаивались. Звонок на урок уже прозвенел, мы были вдвоём. Я не помню, как начался наш разговор, впрочем, говорила только она.
"... я и не смеюсь, и не осуждаю вас в отличии от некоторых. Но тебе надо готовиться к экзаменам, а Боре ещё 2 года учиться в школе. Любовь - это не когда друг на друга смотрят, а когда вместе смотрят вперёд." Были сказаны ещё какие-то слова предостережения по поводу наших отношений. Они сводились к мысли: "Отстань от Бориса." Я была заморожена холодным тоном учительницы настолько, что после беседы пошла не в класс на урок, а еле переставляя ноги вон из школы. Мой портфель потом принесла мне домой подруга. Я уже не светилась радостью при встречах с Борей, стала избегать их. Говорила, что мне надо готовиться к экзаменам, придумывала другие причины отказа, а перед сном иногда плакала.
    Я хорошо училась в школе, поступила в институт. Вскоре отца перевели на работу в другой город. А в город юности по приглашению моей подруги приехала чуть не через полвека и остановилась гостить у неё. Стояло уральское лето с непредсказуемой погодой. Лариса занималась огородом рядом с домом, оставшимся от бабушки на берегу Демидовского пруда. Я тоже бывала там. Мы купались, она холила любимые грядки, а я уходила бродить по знакомым с детства улицам и дождь не был мне помехой. Двухэтажный восьми квартирный, постройки 50х годов прошлого века дом, в котором я жила с родителями, был отремонтирован. Ярко-жёлтый, в зелени кустарников он порадовал меня своим обновлённым видом. Потом я зашла отдохнуть в квартиру подруги, открыв её ключами, полученными от хозяйки на период  гостевания. Здесь меня застал её звонок:
"Выйди, во двор, встреть гостя."  Я догадалась, кто этот гость. Волнуясь, спустилась во двор. Никого там не было. И вдруг из-за деревьев появился крепкий, широкоплечий мужчина, он спешил, но походка моряка, чуть вразвалочку, как много лет назад, осталась. Только плечи не были так браво расправлены, как в юности. Приблизившись, мы остановились и стали всматриваться в наши изменившиеся за полвека лица. У обоих повлажнели глаза. Такая нежность тёплой волной шла от его взгляда, что сразу отозвалась во мне. "...Годы промчались седыми нас делая..."
"Вот какой ты стал Боря! С сединой в тёмно-русых кудрях, с залысинам, но всё ещё статный и красивый!" 
    Мы, как в юности, взялись за руки и пошли на наше любимое место на берегу пруда. Посидеть, рассказать, как мы были в жизни счастливы, или, может быть, нет, просто помолчать и посмотреть друг на друга. А потом каждый день гуляли по нашему городу детства и юности. Он, конечно, изменился: новые дома, улицы, прекрасный Дворец Культуры, муниципальный историко-краеведческий музей, с интересной экспозицией. Старая часть города, с бревенчатыми домами, их маленькими окнами, крытыми дворами напоминала о том, что это один из старейших городов Урала.
    Я узнавала те места, по которым ходила, когда вся жизнь была впереди. Вот родная школа. Мы постояли около неё, нашли окна классов и кабинетов, с ними были связаны кое-какие общие воспоминания. Вспомнили учителей.
"Почему ты стала неожиданно обходить меня стороной?" - спросил Боря во время одной из прогулок. Я рассказала о беседе, которую провела со мной Х.А.Н., о своей растерянности, не умении найти другой выход, как только расстаться с ним. Но имя учительницы я не назвала.
"А я переживал, думал, что ты разлюбила меня." И приобнял меня за плечи.
    Во время прогулок прохожие здоровались с нами: Борю знали многие. После моего отъезда в одном из разговоров по мобильнику он рассказал, что  знакомые интересовались, с кем он гулял взявшись за руки?
"Это моя школьная любовь." - отвечал им я.
"Белой акации гроздья душистые
 Невозвратимы, как юность моя!"


Строки из романса "Белая акация". Слова М. Матусовского