Кто она?

Клим Ким
Вот отрывки из статьи научного сотрудника Салехардского музейного комплекса Людмилы Липатовой: 

 "Может быть, вам довелось смотреть документальный  фильм Альберта Родионова «Премьера 30 лет спустя», в котором использованы кадры теперь уже далёкого 1966 года. Там первая ненецкая журналистка Анастасия Лапсуй, которой в ту пору было всего 19 лет, произносит знаменитую фразу: «Инзеледа, инзеледа! Говорит Салехард!» Долгие годы она символизировала окружное радио и даже немного жаль, что сейчас уже изменились позывные. Ну что ж, это жизнь, всё когда-нибудь уходит в прошлое...


     ...Недавно в Салехард пришло радостное известие, что первой  ненецкой журналистке Анастасии Тимофеевне Лапсуй в Гретейле — небольшом городке, что расположен в пригороде  Парижа, была вручена премия Гран-При на 22-м международном женском фестивале кинофильмов. Более 100 женщин со всего мира представляли там свои документальные, художественные, мультипликационные фильмы. Лучшим фильмом был признан фильм Анастасии Тимофеевны СЕМЬ ПЕСЕН ИЗ ТУНДРЫ.
 
31 июля 1999 года. Салехард"


А что я могу сказать об Анастасии? Когда задумываюсь о ней, мне кажется, что она прожила несколько жизней.
Она родилась в тундре на берегу Карского моря. До восьми лет жила в чуме. О существовании другого мира и не предполагала. Она не знала, что её сверстницы давно щеголяют в ситцевых платьицах, она как в старину, носила меховую одежду на голое тело. Затем годы учебы в школе-интернате. Это особый период её жизни, когда советская школа распахнула перед ней знания, накопленные человечеством. Продолжила образование в Салехардском педучилище, золотая пора студенчества. Работа в окружном радиокомитете, от переводчика доросла до директора национальных программ, под её руководством появились передачи на ханты, селькупском, татарском языках. Потом работа в журнале «Северные просторы», центральный офис которого располагался в Москве, а затем уехала за своим счастьем за границу.

Когда мы стали переписываться, то стали получать от чтения наших писем большое удовольствие. Ей было очень интересно читать про образованного человека, уехавшего навсегда жить в глухую деревню. А мне, наверное, не менее интересно — про яркую журналистку, рискнувшую уехать навсегда в чужую страну за своей любовью. В наших письмах стала все отчетливее звучать мысль о том, что ценность прожитой жизни определяется не только внешними признаниями успеха,  наградами, титулами, гонорарами, но и радостью, которую доставляют
добрые события и достойные поступки. И мы хотим поделиться с читателями этой простой истиной.
В книге много и моих писем, их отобрала в книгу Анастасия. Но главное в книге — письма Анастасии, её искренность и энергия, которые создают неповторимый образ автора. Её письма я старался не редактировать, чтобы не искажать этот образ.