Кн. 1 Том 2 Часть 1 Иоанн Покровский

Дудко 3
ПРОТОИЕРЕЙ ИОАНН  АЛЕКСЕЕВИЧ ПОКРОВСКИЙ

КНИГА 1  РОДОСЛОВНОЕ  ДРЕВО   CЕМЬИ   ДУДКО
ТОМ 2  РОДОСЛОВНОЕ  ДРЕВО  ПОКРОВСКИХ
ЧАСТЬ 1 ИВАН  АЛЕКСЕЕВИЧ  ПОКРОВСКИЙ - ПРОТОИЕРЕЙ

Приступаем к нашей задаче - разыскать нашего Главного предка– ИОАННА ПОКРОВСКОГО.

Конечно, мы уверены, что он – не самый Главный, возглавляющий род ПОКРОВСКИХ. Были и у него родители, и наверняка – тоже – ПОКРОВСКИЕ. Но, если мы ничего не знаем об ИОАННЕ  ПОКРОВСКОМ, то – тем более трудно искать тех, о которых мы не знаем ни имени, ни отчества.

Почему мы остановились всё-таки – на ИОАННЕ ПОКРОВСКОМ? Да просто потому, что у нас есть сведения – об АНАНИЕ ИОННОВИЧЕ ПОКРОВСКОМ. А отчество – ИОАННОВИЧ  указывает нам на то, что у Анания отца звали – ИОАННОМ.
Ну и как мы его будем искать?

Нам предстоит проделать работу, которая сродни намыванию золота. Много песка нужно промыть, чтобы найти желаемые крупицы.

Хватит болтовни. Пора работать…

Какие ключевые слова у нас имеются при поиске?

1. Имя и фамилия – ИОАНН  ПОКРОВСКИЙ.

2. Год рождения?  Один из сыновей ИОАННА  – АНАНИЙ родился в 1843 году.
Следовательно, отец - ИОАНН  мог родиться в последние годы предыдущего  XVII века или в начале  XVIII-го.

3. Место рождения? Возможно – Самара. Его дети и многие внуки оканчивали Самарскую Духовную семинарию. Дети росли в Самаре в семье ИОАННА.
Да, скорее всего и ИОАНН жил в Самаре,  и возможно – родился в этом городе.
Ну вот – отправные, хоть и маленькие данные, но – есть.

Обращаемся в поисковую систему интернета с запросом:

- Список ИОАННОВ  ПОКРОВСКИХ родившихся в конце 1700 годов в Самаре?

Не нашли ничего.

Попутно попался список Российского дворянства Самарской губернии.
Фамилия - ПОКРОВСКИЕ там не найдена. Значит наш род ПОКРОВСКИХ – не дворянского происхождения.

Изменяем задание поиска – то же самое, только в начале 1800 –х годов.

И нам открывается сайт – hram-bataysk.ru

Протоиерей Иоанн Алексеевич Покровский родился в 1816 г. Настоятель Успенского собора посада Дубовки Царицынского уезда Саратовской губернии в 1847–1850 гг. и в 1853–1876 гг.
В 1850–1853 гг. — протоиерей Аткарского Михаило-Архангельского собора.

Да… О таком предке можно только мечтать.  Но кроме возможного года рождения – остальные данные не подходят.

Он пережил смерть жены и гибель единственного сына.

И Саратов от Самары отличается не только тем, что начинается на букву – С.

Хотя по прямой эти города разделяет всего 332 км, а вот от Самары до Дубовки по прямой – 592 км., а по шоссе  расстояние составляет 765 км.
Нет – «за уши не притянешь». Не подходит ИОАНН АЛЕКСЕЕВИЧ на роль нашего предка – ИОАННА.

Но уж коль судьба ИОАННА АЛЕКСЕЕВИЧА ПОКРОВСКОГО  - тёзки и однофамильца изумляет нас  своим сподвижничеством и благочестием, давайте познакомимся подробнее с жизнью этого чудотворца  Протoиерея.

Протоиерей Иоанн Алексеевич Покровский– благочинный Дубовского округа был основателем, учредителем и строителем будущего монастыря.

Отец Иоанн служил в Успенском соборе посада Дубовка Царицынского уезда Саратовской губернии.

«Скромный человек замечательной жизни, усыпанной терниями, отличавшийся по своим остроумным проповедям и по особой любви к страждущему человечеству. Он чуток был ко всем, к нему приходили все : молокане и всевозможные сектанты, и он, всегда отзывчивый на чужое горе, никого не отпускал без посильной помощи, поэтому всё население Дубовки его любило и уважало».

Протоиерей Иоанн Покровский и мещанин Матвей Посохин на имя Преосвященного Иоанникия, епископа Саратовского и Царицынского послали письмо о создании женской общины. В письме-обращении мы читаем дословно:
«Протоиерей Иоанн Покровский и мещанин Матвей Посохин для блага тамошнего степного края хотят «насадить благочестие через основание женского монастыря».

Жизнь отец Иоанн, особенно после смерти супруги и гибели единственного сына, вёл аскетическую, духовно окормлялся он у старцев: отца Адриана из Югской пустыни Ярославской губернии и отца Петра из Иерусалимской слободы Тверской губернии.

Отец Петр сам через посланца благословил на постройку монастыря. Было получено и святительское благословение Преосвященнейшего Иоанникия.

При учреждении общины Дубовское городское самоуправление обещало безвозмездно отвести под святую обитель столько земли, сколько потребуется, а жителем дать все то, что необходимо будет.
В 1864 году отец Иоанн на свои личные средства купил усадьбу с двумя прудами, в степи на возвышенности в пяти верстах от посада Дубовка.

Строящаяся обитель испытывала недостаток питьевой воды, за которой надо было далеко ходить. Тогда и происходит чудо, изложенное в начале 20-го века П.М. Посохиным.

 «Помню я, отец протоиерей взял меня – еще мальчика с собою на прогулку, и мы поехали с ним в долгушке на лошади в степь на то место, где он хотел основать обитель. Отца протоиерея заботила мысль о воде, её – то и трудно было достать в этом месте. Будучи человеком глубокой веры,  надеясь на помощь свыше, он оставил меня в долгушке вместе с кучером, а сам отошел на несколько шагов в сторону; встал на колени и, воздевши руки к небу, – усердно и долго молился, изливая слезы.
И когда терпение мое от долгого ожидания истощилось, я вышел из долгушки, и увидел отца протоиерея молящимся (о великое чудо!) уже не на земле стоявшим, а несколько приподнявшимся – как-будто на воздухе.
От страха и волнения я закричал, и от моего крика он закончил свою молитву и, утешив меня ласково, приказал мне разметить колышком то место, где он молился в этот раз.
Впоследствии на этом месте, где он молился, вырыт был колодезь № 1 с приятной на вкус водою, существующим и до сего времени».

Осенью 1865 года отец Иоанн освятил место для первой келлии. Собрались первые насельницы числом в пять человек. Первой начальницей монашеской общины стала по выбору отца Иоанна рясофорная послушница Виталия из города Бежецка.

В общине ничего не строилось, не определялось без ведома отца протоиерея, он был попечителем и строителем этой юной общины. Он был как чадолюбивый отец своим детям, радовался процветанию новой обители.

 Однако, радость его была не особенно продолжительной, ибо при всяком добром деле, которое делает человек с помощью Господа, враг рода человеческого – диавол – также не дремлет и делает свое дело: через слабых людей вселяет раздор и вражду в собранных в общину сестрах.

Назначенный в монастырь дальний родственник о. Иоанна отец Павел Павильонов отделяется с небольшой партией сестер из семи человек, причиняя много зла для отца протоиерея.
Пошли доносы в Саратов к Преосвященному Епископу Тихону (Преосвященный Иоанникий был уже переведен, и хотя доносы были не основательные, хотя другая партия сестер опровергала эти доносы – отцу протоиерею Преосвященным Тихоном было запрещено служение в монастырской церкви и посещение общины.
Потом пошли доносы, что настоятельница монахиня Виталия не следит за сестрами, что они ходят к отцу протоиерею Иоанну, и Преосвященный прислал в монастырь другую мантийную монахиню Марию из Саратовского монастыря, а Виталию отослал в Саратовский монастырь под начало.

При мантийной монахине Марии смуты и неприятности усиливаются, в монастыре случается пожар в келейном корпусе, где находилась церковь. Многие сестры, терпя нападки и невзгоды, расходятся из общины к посадским жителям, и, лишенные своей обители, в слезах и великой скорби живут в Дубовке.

Отец протоиерей, скорбя за свою обитель и видя, что мир не водворяется в обители, посылает двух деятельных послушниц Анну Алексеевну Евлампиеву (впоследствии схимонахиня Агния) и Пелагию Васильевну Дорошенко лично просить защиты Государыни Марии Александровны, супруги императора Александра II, которая сказала, что «все будет по Вашей просьбе, поезжайте и успокойте сестер.»

Вскоре был прислан Указ на имя Преосвященного Тихона, которым предписывалось немедленно послать в эту общину благонравную и деятельную монахиню, и собрать в общину всех сестер, которые разошлись.

Была назначена из Саратовского женского монастыря Виталия II. К этому времени отец протоиерей все более и более слабел здоровьем и опять повторял свои пророческие слова:

« Вы доживете и увидите, но я отойду в вечность. Когда приедет Владыка и придет бумага, которая оправдает меня, то меня уже не будет здесь, я буду в вечности, где царствует одна правда».

Все эти слова впоследствии сбылись, как говорил Батюшка. Приехавшая в августе 1876 года монахиня Виталия нашла полный распад монастыря: сестры, которые вышли временно из общины в Дубовку, встретили матушку Виталию с великими слезами и просили её защиты, чтобы она установила между ними мир и тишину и укротила все раздоры и распри.

Батюшка Иоанн доживал последние минуты. Вскоре по приезде матушки Виталии он скончался в – октябре с 28 под 29 в 12 часов ночи 1876 года на 60-ом году жизни.

Преосвященный Тихон ехал в это время в Дубовку для освящения Воскресенского храма. Трогательно было видеть, когда Владыка, подъехавши к дому отца протоиерея, подошел к праху этого великого страдальца, поклонился ему до земли, прося у него прощения за причиненные ему обиды.

Великое стечение народа было на отпевании, которое совершил с целым сонмом священников сам Преосвященный Тихон. Похоронили отца Иоанна вначале возле алтаря первого храма, к 1914 году могила была покрыта чугунной плитой и находилась уже среди теплого храма.

Почитается как местночтимый святой.

По материалам сайта Свято-Вознесенского Дубовского женского монастыря.


Ну, что ж! Первые поиски наши не увенчались успехом.
Но мы в процессе, а заодно попутно узнаём – сколько прекрасных людей и судеб скрывается за фамилией – ПОКРОВСКИЕ…