15 из газеты о нём

Владимир Цыкалов
23.01.2002г.
Из газеты "Сельская газета"
                МОЙ  СОБЕСЕДНИК
                в гостях у ЭКСПЕРТОВ
          - Когда нам труднее всего приходится? Накануне неблагоприятных дней, во время магнитных бурь - резко увеличивается число скоропостижных смертей. Часто из-за сердца. Тем не менее, мы ведь выезжаем в любом случае, когда дело касается внезапной смерти, если только человек умер не в больнице. Если же брать в расчет криминал, самый пик умышленных убийств приходится на девяностые годы - время передела «зон влияния». Сегодня преобладают бытовые , часто в состоянии алкогольного опьянения.
     - А суициды?
           - Первый заметный всплеск суицидов приходится на 94-й год, причем, люди кончали с собой в основном при помощи петли. А вот с 94-го по 96-й год увеличилось число отравлений. Что характерно, мужчины предпочитают вешаться, а отравления - больше по части женщин.
      - Травятся лекарствами?
            - Что вы! Это ныне дорого. Нет, чаще всего пьют уксусную кислоту.
      - Представить страшно, она же все внутри сжигает, как ее можно выпить?!
           - Конечно, страшно, а иной раз зло берет, ведь причины бывают просто нелепые. Я еще могу понять, когда на самого себя накладывает руки смертельно больной человек, чтобы избавиться от ежечасных мук, но когда молодая, здоровая девица травится из-за того, что ей изменили, ее не понимают... Ни в какие рамки не укладывается. Неужели жизнь так мало стоит, что ее можно оборвать из-за мелких неурядиц?
      - Может, тут все же какие-то нарушения в психике? Вспомни¬те, сколько раз в газетах писали о гибели фанаток популярных артистов! Настоящие трагедии и ради чего?
           - Да, понять все это сложно.
      - Владимир Константинович, вам не приходилось сталкиваться с умышленными убийствами, замаскированными под само¬убийства?
           - Нет, хотя в практике судмедэкспертов такое тоже встречается. В крупных городах есть киллеры, занимающиеся именно «несчастными случаями» или «самоубийствами» неугодных лиц.
      - А если речь идет об ошибках врачей, повлекших за собой инвалидность или даже смерть пациента?
           - Тяжело об этом говорить, но встречаются и такие случаи, к счастью, достаточно редко. В бюро есть отдел сложных экспертиз. В прошлом году проводили около 140 об-следований, 70 процентов жалоб признаны необоснованными.
      - Но и ошибки все же бывают?
           - Бывают (из всех случаев около одного процента), чаще приходится сталкиваться с халатностью, что тоже недопустимо, ведь речь идет о судьбах людей, доверившихся медицинскому работнику. Все подобные экспертизы мы проводим совместно с ведущими специалистами министерства здравоохранения и ни разу еще не возникло разногласий.
      -  Владимир Константинович, а вообще в вашей практике были какие-то необычные случаи, удивившие даже опытных, видавших виды экспертов?
           -  Вспоминается один случай, в районе. Пожилой мужчина убил свою жену. Видимо, он был не в себе, потому что, когда наступило отрезвление, он испугался содеянного и решил свести счеты с жизнью. Сначала хотел повеситься, но веревка оборвалась. Тогда мужчина попытался перерезать вены. Кровь быстро свернулась и смерть так и не наступила. Несчастный кинулся к сундуку, где его жена хранили таблетки нафталина, достал их и проглотил, может, надеялся, что провалится в забытье и мирно отойдет? Ничего подобного, он по-прежнему находился в сознании. Тогда мужчина бросился к электрической розетке. Удар током, в доме полетели
пробки, а он опять не смог положить конец своим мукам. И тогда на глаза попалась проволока, из которой он и сделал петлю. Она выдержала его вес...
Честно говоря, когда мы восстанавливали картину всего происшедшего, просто не по себе было, хотя, казалось бы, чего только не насмотрелись за время работы.
      -  Владимир Константинович, работа эксперта очень часто сопряжена с большим риском для здоровья, особенно когда речь идет о вскрытии тел тех, кто умер от инфекционных заболеваний. Вам приходилось проводить такие исследования? На-сколько велик риск при таких вскрытиях?
           -  Во-первых, у нас есть специальные средства защиты. Когда речь идет об особо опасной инфекции, одеваем противочумный костюм.
      -  Противочумный?
           - Вы меня не совсем правильно поняли, слава Богу, с чумой мы пока еще не сталкивались. Хотя один раз мне пришлось вскрывать умершего в больнице, у которого было подо¬зрение на холеру. Экипировка была полная. Диагноз, к счастью, не подтвердился, человек умер от другой болезни. Приходилось и с умершими ВИЧ-инфицированными сталкиваться, у которых уже были определенные изменения внутри. Конечно, тоже применяли меры защиты. Хотя, разумеется, доля риска всегда остается. Но такова уж профессия эксперта, сами ее выбирали...
      -  Владимир Константинович, недавно в печати появились материалы об орудовавшем в Рузаевском морге маньяке, который издевался над трупами.
           -  Вы знаете, я не поклонник подобных сенсаций. Особенно, когда речь идет о явном преувеличении. Нет там вырванных век и не было. Были повреждения, нанесенные после наступления смерти, но откуда они взялись и почему, ответа пока еще нет. Там сейчас работает оперативная группа, в ее составе и наши судмедэксперты. Когда расследование завершится, мы дадим вам более подробную информацию. Что же касается каких-то сложных или необычных случаев из практики наших экспертов, думаю, к этой теме мы еще вернемся, ведь в одном небольшом газетном материале невозможно сразу ответить на все эти вопросы, а тема такая, что на ней хотелось бы остановиться особо. Думаю, она вызовет интерес у читателей.
      -  Конечно, кому-кому, а вам есть о чем рассказать и что вспомнить.
           -  Мне уже несколько раз приходилось общаться с вашими коллегами - ветеранами-экспертами. То, что они рассказывали, вызывает удивление. Ведь мы так мало знаем об особенностях человеческого организма! Вот такой пример.
Дело было на Посопе в 50-х годах. Поздно вечером в один из частных домов постучалась женщина. Хозяйка была одна и поэтому не рискнула открыть. Женщина пошла дальше и постучала еще в две двери, наконец ей открыли. Она ступила на порог и тут же упала без сознания. Ошеломленные хозяева с ужасом смотрели на нее. Горло несчастной было перерезано. Единственно, нож не коснулся аорты. После операции женщина осталась жива. И таких случаев в практике экспертов было не мало. Есть о чем рассказать.
                Елена СЕВАСТЬЯНОВА

                ==============================