Ненаказуемый грабёж или 10 казней прибалтийских

Григорий Сухман
Вообще-то рассказанное ниже относится к рубрике Travel Stories, дорожные приключения, каждый путешествующий может, но не обязан испытать в пути что-то нежелательное, а то и просто опасное. Турагенства стараются оградить своих клиентов от неплановых приключений, ибо это - лишние расходы прежде всего и трата дорогого времени. Но когда ты сам... Без всяких придорожных чудес само путешествие может показаться даже и пресным. Более того, друзья и знакомые, знающие  конкретного авантюриста, как раз ждут от него рассказов, параллельных его планам. Не без гордости могу заявить, что НЕ БЫЛО у меня походов без"чудес", мне даже объяснили, будто я их притягиваю. Не согласен! Всё происходит спонтанно. Или как? Если тебя грабят - куда это отнести? Ведь не к замыслу же поездки? В этот раз приключений, капканов и нежелательных мероприятий случилось не менее десяти..
   
Итак, на сей раз планы путешествия были вполне скромные и достижимые: в середине июня прилететь в Прибалтику, взять машину на прокат, пересечь границу с Россией в районе Ленинграда, двинуться оттуда на карельский перешеек в квадрат 2228, чтобы посетить могилу погибшего 24.8.1941 командира батареи гаубиц, родного дяди, имя которого я получил при рождении(копия похоронки была при мне), продолжить оттуда на север, пересечь северный полярный круг, выкатить в Норвегии к берегу Северного Ледовитого океана, засвидетельствовать незахождение солнца за горизонт(широта!), вернуться через Финляндию\Швецию к Балтике, поколесить по Германии\Польше и аккурат сдать машинку в "Green Motion" - фирме небольшой и относительно дешёвой в момент съёма(по секрету:прокат машины - самое дорогое из удовольствий дороги).

Прилетев через Москву в Вильнюс и найдя заказанное через интернет агенство, быстро подписал все формальности на английском, заодно, некуда деваться, заплатив страховку отдельно(в рекламе это не было указано: ловушка) Но настоящим обухом по темечку было заявление клерка, что пересекать границы членов евросоюза, кроме стран Балтики и Польши, не говоря о России, не желательно, ибо страховка эти земли не покрывает и карается нарушение штрафом в 500 евро(номер машины считывается автоматически на границе). Сочтя эти расходы за "наглость", от нарушения решил воздержаться - это был 1-й нежданный капкан, планы резко менялись. Надо заметить, что по просторам Европы с Азией я путешествую уже давно, и заметил, что  неожиданности подкарауливают тебя за изгибом дороги, шоссе и тропы, среди них бывают и приятные сюрпризы, но всякий раз предыдущий сорокалетний опыт не покрывает все ждущие возможности и варианты - ты оказываешься неподготовленным лопухом, тебя как бы с улыбкой, но мешком из-за угла - и поминай как звали...

В самом деле в Прибалтике 30 лет назад проживали мои хорошие друзья, именно их я и планировал навестить прежде всего, в Эстонии. То есть следовало их для начала найти - этим и определился первоначальный маршрут - ехать на север от Вильнюса. День был неприветливый, холодный и дождливый, переехав Неман в Каунасе, смотрел на его центр с левобережья, представляя,как в цитадели засели немцы с фашисткими приспешниками, которые гнали по улицам, что я только что проехал, еврейское население на расстрел(возможно, это было связано с фильмами, которые смотрел ранее, там декоцациями служили те самые улицы)- стало не по себе, и осматривать  город подробнее не захотелось. На следующий день скоростная дорога вела меня уже к Риге, приближаясь к которой на шоссе появились предупреждения о снижении скорости до 80 км\час, ибо "лежачие полицейские" начали подкидывать машину, и она шоркала днём на этих возвышениях даже после снижения скорости, что было странно. Первый намёк о "непорядке" получил в Старой Риге, где один из прохожих ткнул пальцами на передок машины с воплем:"Полиция!"Разумеется, я не остановился глянуть в это самое место, удосужившись заняться"техосмотром" уже на стоянке, вечером на берегу Балтики, где в неё впадает речка Салака. Симпатичнейшее место! Поищите ка стоянку, окруженную поляной...Цветущих Ландышей! Необорванную! Я шел по тропе, вдыхая забытый запах - и улыбался. Вот здесь-то я и вспомнил о моей "Тоёте"- причина шорканья просто взывала к совести водителя: нижний резиновый ободок передка висел, прикреплённый к основе всего четырьмя болтами, остальные торчали в резинке, ввинченные в полиэтиленовые пазы, в паре сантиметрах от покрытия. "Что делать?"- спросил Николай Чернышевский более 150 лет назад совсем по другому поводу, написав книгу с ответами. А мой ответ был очевиден: решать эту вторую уже проблему путешествия мне придется быстро, сейчас и тут, причем самому.

Помощь пришла совершенно с нежданной стороны. Я припарковался рядом с единственной находившейся там довольно потрёпанной машиной "Фольксваген", к ней вернулись хозяева - немцы. Поняв, на каком языке мне желательно выражать свои мысли, я поднапряг свой школьный немецкий (50 лет неиспользования языка - серьёзное припятствие для общения!)- и объяснил, кто я и откуда, цель путешествия и указал на возникшую проблему. На моё счастье, немцы были опытной в путешествиях парой, и в их "Транзите" было целое отделение запчастей с инструментами, главным для меня из этого ящика оказалась...проволока: именно ею мы "присобачили" провисавшую резинку повыше. Этим жителям Мюнхена, приезжавших к внукам и дочке в Даугавпилсе, я передал привет из далёкого Иерусалима и вручил им флажок моего государства. Они приняли подарок с улыбкой. Денацификация в действии!

Как я уже отметил, мои друзья проживали не так давно в Эстонии, границу с которой я пересёк как-то незаметно, как шло шоссе, так и шло - даже шлагбаума не было. Ехал я сообразуясь с дорожными указателями. Спрашивается: а где твой GPS? Даже не планировался, ибо прибор подсказывает дорогу к заранее выбранному пункту, а если ты в свободном полёте -"куда бог пошлёт", то и надеяться можно только на указатели да распросы местных жителей, которые почему-то к русскому языку относились подозрительно, делая вид(или действительно?)не понимая, а бывало и посылали подальше, точнее, в противоположную сторону. Например, в Пярну, куда меня забросила дорога, я долго искал выезд в Пайде - именно там, по адресу Пярнусское шоссе 90, когда-то проживал мой друг Тоомас Каупмээс, мы неоднократно ездили друг к другу в гости в 70-80-х годах прошлого века. После третьего круга по Пярну я обратился к прохожему моих лет - искать помощи. Он размашисто жестикулировал, улыбался и, задумавшись, послал куда надо. С его точки зрения! Довольно быстро я оказался прямо на берегу балтийского моря, нежно вспоминая услужливого мужичка. Всё же выбрался - и прикатил. Улицу, бывшую когда-то центральной, нашёл после распросов, а искомый 2-х этажный дом показался  мне чужим, даже нежилым. Во дворе, где раньше была теплица, ничего похожего не было(отец моего "Томки", как звала его старшая дочка, был учителем химии, во время войны помогал немцам переводчиком и, отбыв свою десятку "в местах не столь отдалённых", выращивал розы, чем существенно пополнял семейный бюджет).С трудом найдя помнящую и русский, и соседей пенсионерку, выяснил, что Том покинул отчий дом и скрылся за горизонтом то ли в Швеции, то ли ещё где(его жена была шведского происхождения). Понятно, что делать там было нечего, я развернул машину и задним ходом попытался выехать из палисадника, куда встал, разыскивая друга. Что-то твердое со скрежетом "прокатилось" под днищем "Тоёты", у меня хватило ума остановиться и выяснить - в чем дело. Результаты этого расспедования меня потрясли: слегка пожёванный подкрылок переднего колеса валялся на грунте, будто никогда не принадлежал машине...Как, почему "оно" оторвалось - до сих пор для меня загадка. Возможно, в прокат мне дали уже "подранка", ведь под днище я не заглядывал в момент съема. Факт:подобрал этот пластик как образец и засунул в багажник, рассчитывая поменять его на ближайшей станции техобслуживания. "Надежды юношей питают"- сказал поэт. Возжожно, он имел в виду меня -это было уже третье приключение за три дня! Многовато... Но жизнь имеет свойство продолжаться не зависимо от нашего сознания или мелких ДТП.

Итак, встреча с первым другом накрылась медным тазом (да ещё и с характерными звуками!), но второй, проживавший в Таллине на улице Сатурни13, должен был быть! Мы состояли в плотной переписке, но однажды, после выхода Эстонии из СССР, Олав Маран, народный художник этой республики, на моё письмо не ответил...Вот я и отправился в город, с которым были связаны едва ли не самые теплые ностальгические ноты прошлого, на поиски этого замечательного, по моим меркам, человека, старше меня лет на 15(иными словами, я не был уверен, что он ещё на этом свете). Дело шло к вечеру, я остановился в 50 км. от Таллина возле озера Паункюла, на косогоре со стриженной полянкой - то, что искал.Почему? Да потому что пришло время первого ремонта - не ехать же в столицу с висячим на проволоке передком! Косогор мне сильно помог, ибо давал возможность разместиться под машиной и увидеть - что можно сделать, ответив Чернышевскому через полтора века. Оказалось, что при наличии подходящего инструмента таки да можно! Бывший со мной неизменным спутником пож, отвёртка и плоскогубцы в одном лице ОЧЕНЬ пригодились:
вывернул все болты из полиэтиленовых вкладышей, вставил оные в "заводские гнёзда" и привинтил теми же "родными" болтами резинку на законное место. Ура! Всё получилось - после трёх часов изрядной возни.

Как же это необыкновенно - вернуться в зрелую юность!.. В ноябре 1974 прочитал заметку в"Известиях", что в Таллине открылась построенная финнами гостинница "Виру", а Таллин в те далёкие времена олицетворял таинственный, богатый и недостижимый для советского человека ЗАПАД. Я, врач первого года работы, пишу нагловатое письмо вроде того Ваньки Жукова, невесть куда и кому:"Всю жизнь мечтал побывать в столице Эстонии. Нельзя ли забронировать номер на неделю с 25 января для меня и моей супруги? Заранее благодарен. Доктор Г.Сухман." Почему с 25 января? Очень просто: начинались каникулы после зимней сессии в институтах, и моя молодая жена была свободна от посещений ВУЗа. Дочку пообещала присмотреть тёща. Проблема была за малым: где там жить? И накануне Нового 1975 года прищёл ответ:"Уважаемый доктор Сухман! Номер в отеле "Виру"с 25 января Вам забронирован. Цена брони - 5 рублей. Зам директора В.Тохвельман".Ну что, разве можно не верить в новогодние чудеса на фоне братства народов? Ох и оторвались же мы тогда! Каждый день могу подробно описать хоть сейчас... Вот куда я ехал\возвращался после 30 лет отсутствия. И Таллинн меня не разочаровал!

Прежде всего, я добрался на машине по известному мне адресу. Немного побаивался, ведь в Пайде меня ждало разочарование. Но тут занавесочки были свежие, на подоконниках стояли горшки с цветами, и только звонки, все шесть в парадной, не привели к открытию дверей... Какое гадство! Проехать всю Европу чтобы поцеловать замок? Тут меня осенила идея, ставшая в моём списке 4-м сюрпризом:я...сиганул через двухметровый забор. Тут же залилась лаем собачка, вышла незнакомая женщина с эстонским"васисдасом" в гортани, затем явился её муж-верзила...Не волнуйтесь, меня в полицию не сдали, а мужу, служившему в советской армии и оттого понимавшему по-русски, я быстро объяснил цель моего падения с неба:Олав Маран. Оказалось, что жена его, Сильвия, умерла и квартира на втором этаже отошла её родственникам, а Олав...жив, дышит и творит по адресу...Через минуту я уже говорил с художником по телефону, он был явно рад, тут же меня вспомнил и пригласил к себе домой на следующий день. С жильцами на Сатурни 13 я расстался как с друзьями.

Ночь, если серое небо можно назвать этим словом, я провел под стенами старого города, периодически поднимаясь в него - пофотографировать восход\закат солнца, просто побродить в Вышгороде, ведь его облик сохранился без особых перемен с 13 века. Было очень красиво: старую стену окаймляли цветущие одуванчики, в пруду, бывшем крепостном рву, утки с с мылышами бороздили гладь, чайки таскали из воды сазанчиков и заглатывали их на моих глазах без всяких сантиментов, благоухала сирень, парочки на скамейках занимались своими делами и разговорами - и я по середине всего этого, погружённый в свои воспоминания, обрамлённые восторгом. Утром отлучился в придорожный магазин(вокзал расположился в 200 метрах от места стоянки) и по возвращении обнаружил свеженькое извещение о штрафе в 31 Евро за стоянку в неположенном месте. Полицейский не суетился, и на мои возражения безучасно бросил на русском: не ты первый, не ты последний. Что и говорить, на встречу я поехал как бы обиженный, но Олав обнял меня, будто мы расстались лишь вчера. Первое, что он сделал - извинился, что не ответил на моё письмо 30 лет назад: стали пропадать письма, в городе бардак и неурядицы - он решил "пока" не отвечать. Как мы познакомились? К нему меня привёл 35 лет назад тот самый Томас из Пайде. Разговорились. Он рассказал про знаковый сон...Господь к нему обратился;"Олав! Олав! Я создал мир такой совершенный и красивый! Я дал тебе возможность и талант поведать об этом миру красками!  Зачем ты портишь его своей абстракционисткой МазнёЙ?" И после этого Олав рисовал только то, что видел реально, без искажений. Сейчас он занимается не столько картинами, а редакцией эстонского литературного перевода Библии с немецкого. Дело в том, как он мне объяснил, что современный эстонский язык сложился не более 100 лет назад, и бывший перевод Библии на эстонский отличается от того, что он сейчас делает, как Синодальный перевод Павского от русско-славянского, церковного. Именно ему эстонская церковь поручила сделать новый перевод - он этим, не скрывая, гордился. Я угостил его своим вином, привезённым специально из Иерусалима, он меня - лучшим эстонским шоколадом. Рассказал о своей жизни после смерти жены, нынче он получает пенсию 400 евро и продает свои картины - большие не берут, а маленькие этюды - за 200 уходят. Не без гордости я сказал, что его картина 1980 года висит в Израиле, салоне моей дочки, а он удивил меня тем, что с моего слайда, подаренного ему в 1979, он нарисовал картину, которая висит в национальной галерее Эстонии и подарил мне фото: он возле картины("Художник и его жена"),а на табличке - подпись:"Нарисована со слайда Г.Сухмана" Так я, без всякого желания, попал в историю эстонской живописи. Мы замечательно провели 4 часа в беседе, он показал свою мастерскую, занимавшую 20 метров в его 100-метровой квартире, наследстве от матери, и время промелькнуло совершенно незаметно, благо белые ночи этому тоже способствовали. Расстались мы искренними друзьями, было заметно что он подустал.

                -2-
Часть поездки, посвященная личным, душетрепещущим контактам, осталась позади - теперь в путь, навстречу замечательным ощущениям от контакта с природой (без приключений отрицательного свойства, разумеется). А почему бы не познакомиться с историческими памятниками, например, замковой крепости в Раквере на востоке страны? До этого внезапного решения мне ничего не было известно об этом месте, разве что в информационном буклете об Эстонии было сказано: символ Раквере - Тур. И приложена впечатляющая фотография. Свидетельствую: семиметровый тур действительно имеет место быть, и не фотографируется возле него разве что очень ленивый турист, к каковым меня отнести трудновато. Сам замок полуразрушен, последние лет 200 в осадных мероприятиях не участвовал и с невозмутимостью смотрел в своё прошлое, когда из-за него не жалели живота своего шведы и поляки, немцы и русские. Кого интересовали подробности - за 8 евро купленный билет вводил тебя внутрь - укрепляй знания на здоровье. Я воздержался, моя цель в тот день была стоянка не где-нибудь, а на Чудском озере, желательно без побоища,(лето вокруг!), засвеченного замечательным режиссёром С.Эйзенштейном.

Остановился я в устье речки Омеду, там был пятачок для спуска на воду рыбацких лодок, километр на восток можно плыть беспрепятственно, а дальше - только уведомив береговые власти, ибо российская сторона блюла свои интересы. Красный закат был красив необыкновенно. Я приготовил свой спиннинг попытать рыбацкое счастье, но этому помешало два независимых события, выбравшие именно это время и место: сначала причалившие рыбаки, а чуть позже стая пьяных парней - все они были местного разлива, разговаривая на матерном языке с вкраплением" иностранного" для них, русского, я без труда понял обе группы и даже принял участие в диспуте... Первая группа состояла из деда Петра, долго объяснявшего мне свойства вытащенного только что язя, и его послушного, отрекомендованного 10-ти летнего внука, похвалившегося поимкой аж трёх окуней на спиннинг. "Хочешь, я тебе сейчас расскажу про НЕпослушного пацана сказку?" Юрка вопросительно глянул на деда, тот улыбнулся -есть контакт!- и понеслась. Продекламированная 1-я глава моей книжки"Охламон" произвела впечатление на пару моих "чудских" слушателей, и мальчик вдруг сказал:"А хотите моих окуней? Возьмите!" От такого подарка - грех отказаться, я расценил окуней как своеобразная плата за декламацию - и мы расстались. Приготовление ухи, естественно, заняло некоторое время (костёр, вода, обработка рыбы),а в 20 метрах от меня полыхал мат-перемат со звоном бутылок. Как эти орлы отсюда будут на машинах-то выезжать - только и подумал я. Нежданно ко мне подошёл гость, пошатываясь."Ну, думаю, началось...Где люди - там и проблемы..." Он с интересом разглядывал меня, явно неместного, и спросил - чего я тут делаю. Эта завязка ничем хорошим мне не грозила, но я не смалодушничал - пригласил его на уху из свежепойманных окуней, спиннинг возле костра тоже подтверждал свою версию. Неожиданно диалог перетёк в нормальное русло. Я, говорит парниша, браконьер, ставлю сети, и тут, и подальше - НЕТ рыбы! Браконьер не тот, кто незаконно ставит снасти, а кто с ними попадается - поправил я его с улыбкой. И он улыбнулся мне, незнакомцу, воскликнув:"Точно!"- протянул мне руку для рукопожатия - через пару минут вся гоп-компания уже вырулила на шоссе, а я занялся вечерней трапезой под ярким свечением потрясающего заката. Всё закончилось замечательно, разве что перца переборщил - всё же сумерки.

На следующий день я планировал покинуть пределы Эстонии, а значит следовало заплатить штраф за стоянку у стен вышгорода, в Таллине. Зачем горбатиться с лишними проблемами невесть где, если их можно решить в той же стране? И покатил в Тарту, где находился один из 6 университетов Российской империи (до середины 19 века). По дороге радио мне сообщило, что именно сегодня начинается приём документов на предстоящий учебный год на степень бакалавра и магистра разновсяческих наук, и преподавание будет вестись исключительно по-эстонски. Чтож, глянем по пути на праздник науки - решил я про себя, но сначала нашёл банк, где приняли мой штраф к оплате:услуга оказалась недешёвой, 5 евро(!). Вот если б ты был местный житель, то заплатил куда меньше- так мне кассирша объявила, заметив мои вскинутые к потолку брови. По ходу пьесы удалось у неё же выяснить, что искомый университет - на той же улице, что и банк. Короткими перебежками (никакой охоты ловить следующий штраф, едва избавившись от предыдущего!) добрался до главного здания, и был приятно поражён молодёжью при бабочках в чёрных костюмах, благоухающими дамами с букетами цветов - меня встретила явно торжественная обстановка, но взгляды были косые, вскользь. Потом я сообразил: седая борода не говорила об абитуриенте, а мой костюм был, скажем честно, не вполне подходящим:кроксы на босу ногу, жёваные шорты камуфляжной расцветки с такой же панамой, рубашка с короткими рукавами фисташкового цвета, но не вполне свежая(рубашек я взял в поход аж 4 и периодически их постирывал). Возможно, я вполне сошел за модную демократическую разновидность современника и "палки в колёса"на входе в святыню науки мне никто не вставлял, я даже зашёл в зал(аудитория мест на 300), где предполагались торжественные речи - и ретировался: надо же какую совесть имет, пусть и не эстонскую! Так что я вышел через заднюю дверь прямо в скверик, где стоял бронзовый король Швеции Густав, по чьему указу университет и был основан в 1632, просуществовал около 100 лет и был упразднён (до следующего указа, на сей раз русского царя Александра 1, в 1802. Мне вспомнилось, что Швеция была задвинута с первой позиции в Европе того времени на более ей подходящую - не без помощи войны с Россией, где и "прозябает". Надо заметить, что я был в этом университете лет 30 назад, беседовал с доцентом Черновым на отделении славистики знаменитого в те времена Ю.Лотмана(привёл меня друг Тоомас!)на: тему М.Цветаева в эмиграции, и поразила меня не эрудиция доцента, а стеллажи с полным собранием русских поэтов - нигде я такого богатства больше не встречал.

 Итак, я покинул Тарту с возвышенным чувством удивления, замешанного на зависти, на окраине заглянув в магазин автозапчастей - перевозимый "зайцем" подкрылок не только занимал место в багажнике(там я имею обыкновение держать двухдневный запас дров на случай непогоды), но и терзал самолюбие - его никто не соглашался поставить на место! Во всех пунктах техобслуживания (попробуй их ещё найти!)предлагали поставить НОВЫЙ за каких-то 2-3 дня и 300 евро... "А хрена не хочите?"- эта мысль из анекдота не давала мне покоя, и вот в вышеозначенном магазине обнаружились критически необходимые заклёпки нужного диаметра, я их закупил в количестве, равном числу дырок на подкрылке и твердо рещил поставить всё на место, пользуясь своим универсальным инструментом, пластиковыми заклёпками и проволокой(того самого немца из Мюнхена!) На это ушёл весь следующий день - он выдался просто дождливым - зато в конце я ликовал: удалось всё прикрепить на старые, законные места, оно было "незаметно" и - не отвалилось. Более того, подкрылок продержался на месте, выполняя функцию защиты от грязюки, до момента сдачи машины обратно в прокатную фирму! О, я сильно заехал вперёд, то есть в зад повествованию, если пользоваться автомобильным жаргоном. Как я гордился собой!.. Можно поиздеваться, но заклёпки...остались, я планировал их использовать на случай повторной потери присобаченного предмета, только куда я их засунул, ума не приложу - слава богу, они не пригодились. Лишь по окончании ремонта "мастер" удосужился чуть углубиться в лес, куда вела просёлочная дорога - и к своему удивлению выкатил прямо на берег речки Гауя - она впадает в Балтику севернее Риги, ранее  именно на этом месте была изумительной красоты стоянка для отдыха водителей, но с развитием перевозок огромными трейлерами для них места просто не хватало - и её забросили.

В окрестностях Валмиеры(я искал там просто карту Латвии!) встретился замечательный комплекс для отдыха и учёбы - горки для велосипедистов, конноспортивные сооружения, музей деревянных ремёсел(можно и самому попробовать что-то из дерева сделать, мастера на месте помогут!), но меня влекли дали на востоке Латвии, куда и отправился. Однако в Резекне кроме пива "Карлсберг" со скидкой ничего не обнаружил, а в Даугавпилс даже не заехал - что толку забивать голову похожими друг на друга местами? А вот Юрмала - там как не крути был всесоюзный дом отдыха - туда и отправился. Нет-нет, на концерт заезжей знаменитости я не рассчитывал, скорее отметиться и увидеть...закат. Он был потрясающий на фоне многокилометрового песчаного пляжа, где стояло не менее 50 переодевален через каждые 200 метров. Эта монотонность таки впечатляет! И ещё - почти пресная вода в Море! Я не преминул искупаться: сначала метров 150 шёл пешком(по пояс), а уж потом плыл до буйков. Вода была+14(на табло спасательной станции), пробыв более четверти часа в море, слегка продрог, но это не смертельно, как мне показалось минут через тридцать. И я, живой, улыбался себе!

Дни пребывания в Латвии были сочтены, автор взнуздал свои 80 лошадиных сил и отправился в следующую неизвестность, на юг - в Литву. Стоянка выдалась на редкость прибранная и "художественная", хотя русскому уху название городка -  Кретинга - ничего хорошего не обещал. Впрочем стоянка была к западу от него (после перекрёстка с указанием на посёлок Дураи! Ну-ну...). Что же меня так поразило? Неизвестные и рукастые мастера обработали причудливые стволы деревьев и ветви, пеньки и неровности почвы в настоящий заповедник: и медведь, и сказочная беседка с велосипедом, и телега со скамейкой у колодца превратили кусок леса в сказку, человек как бы едва коснулся топором странного изгибом бревна - и уже готовый сказочный персонаж! Даже сруб "Туалет" был больше похож на избушку бабки Ёшки, а уж пристанище Соловья-разбойника на высоте 5 метров над землёй совершенно поражает воображение. И среди всего этого богатства от рук человека - лесные дары! Обнаружил и обобрал первую земляничную полянку, рядом молодые маслята и подберёзовик повылазили навстречу солнцу. С удовольствием приготовил жареные грибы на костре - луком и сметаной я, предвкушая такие встречи, запасся заранее. Негего и говорить, что Паланга на меня после этого не произвела никакого впечатления -я же не собирался там валяться в шезлонге под телевизионными развлечениями. Но было кое-что, поразившее меня как автомобилиста: за 1 евро можно было помыть машину и отпылесосить её САМОМУ! Бросил монетку - и нате люди, пользуйтесь 6 минут!

В Клайпеде меня заинтересовал местный отель: оттуда я через интернет связался с близкими, сообщая явочным порядком что здоров и даже полностью жив среди дыма и антисанитарных условий путешествия. Зато дальнейшее продвижение к намеченной цели, Куршской косе и знаменитому курорту "Неринга", оказалось связано с незапланированной переправой на эту косу - пролив обозначился после часа блужданий вокруг да около! Решив, что овчинка выделки не стоит, я оставил эту затею местным жителям и двинулся , минуя Каунас, прямо к польской границе. В городке Лаздияй столкнулся с непонятным столпотворением в местном супермаркете - за буханкой хлеба с пакетом пряников пришлось проторчать в очереди около получаса - люди мели всё подряд полными корзинками...Что, советская власть возвращается - спросил я у местного выпивохи. Не-а, завтра станут на ремонт, в натуре...Ты понял?- оценивающе бросил он мне.-Может, дашь на пивко?- но его слово упало на неблагодатную почву... Ещё в порту Клайпеды, разыскивая переправу на Нерингу, я обратил внимание на несколько грузовиков со"спецоборудованием", покрытых камуфляжной сеткой. И тут вдоль шоссе картинка повторилась...Разгадка пришла по радио, которое в последних известиях сообщило о завершении учений по развертыванию "Сил быстрого реагирования НАТО"в коридоре 100 км района Сувалки у польской границы - имитация на случай вторжения России на прибалтийских соседей.
Ага, боятся!- мелькнуло в башке, когда я пересекал границу с Польшей. Но перед этим я зарулил на курорт Бирштонас - получить сатисфакцию за недоступную Нерингу(была ещё одна - съэкономленные 20 евро за паром туда и обратно). По слухам, там занимаются водолечением по Кнайпу(контрастные ванны)и есть минеральное питьё для болезней ЖКТ. Житьё на колёсах и питание с костра высокобелковой диетой, лишённой растительных добавок несколько покоробили мой железобетонный желудок: то дискомфорт, то спазмы "неспровоцированные". Сделав три глотка холодной, невкусной воды, я через пару минут обнаружил, что мой желудок... выздоровел! Ни-че-го не беспокоит! Тут же я налил поллитровую бутылку снадобья и утро начинал с нескольких глотков - до конца путешествия (впереди было ещё две недели на колёсах!) меня желудок не раздражал: награда нашла героя! Позже я выяснил название этой воды -"Витаутас"(есть другой источник схожего состава "Бируте", вытекает из другой скважины).

Собственно, когда ты едешь по прямой дороге без взяких блокпостов или хотя бы людей в форме, ты не очень понимаешь, что въехал в другую страну. Открываешь это, когда на нескольких домах мелькнули вывески со словом "Кантор"...Сначала я подпрыгнул на сиденьи - Зачем? Что тут делают певчии синагог - именно они представлялись канторами в моём сознании до этой встречи. Разгадка пришла аж в Августове, первом польском городе. Когда я поинтересовался в местном горсовете на английском"Уэа из эксчейндж?"(где можно обменять валюту - Польша не собиралась переходить на евро, как страны Балтии и продолжала печатать свои родные злОтые)- мне по-польски ответили:"Пане, просто едэн километэр будэ кантор!"- и показали ручкой, куда двигать, с улыбочкой. Пользуясь дедукцией, индукцией и кебениматерью, вычислил, что просто=прямо, а кантор=искомый обмен. На следующий вопрос, отвеченный тем же способом моим озадаченным мозгом, последовал ответ, что русское слово"контора" наверняка связана с этим же"кантором". Если это не так, пусть знатоки поправят. Обмен первых 100 евро на 416 злотых состоялся именно в этом месте, возле городского парка. В пути на Белусток меня озадачила в какой-то деревне вспыхнувшая справа камера - а ведь при въезде я заметил предупреждение о её наличии! Чтож, если ненароком превысил разрешённую скорость в 50км\ч - отвечай по закону! Но ведь неохота...Если подсчитать, это было пятое наказание в путешествии. Про награды я не вспоминаю - кто же будет про очередную полянку земляники писать? Однако не отметить, что каждое утро натощак я съедал стакан земляники, не могу. И это было Здорово со всех точек зрения и значения этого слова.

Про Люблин до его посещения я знал всего пару вещей:там жил какой-то знаменитый раввин да знакомая семья с фамилией Люблинская. Стоящий в центре города на холме, известного с 7 века, солидный дом с башенками, где сегодня местный музей, до 1956 был...тюрьмой! Об этом же свидетельствовали секиры на боковых башенках (на флаги уж больно не похожи!). Впрочем, у холма была история поглубже: тут и короли польские правили(до третьего раздела Польши), и битву с татарами выиграли в 15 веке, и унию с Литвой подписали - но укрепление в конечном итоге было разрушено, а восстановил его...русский царь Александр Первый в 1926! Впрочем, это было уже владение Российской, Его империи.  Собственно, посетить-то я собирался Краков, как-никак столицу Польши бывшую(и во время фашисткой оккупации тоже), только находился он вне пределов моей схемы. Впрочем, дорожные указатели указывали на него - следовательно, такой город существует. Ждала меня непредвиденная проблема: высокоскоростная дорога номер 7 была в стадии реконструкции - то на правую полосу сворачивай, то на левую. И всё это как бы аккуратно, столбики по сторонам стоят да выстраивают тебе дорожку - знай себе, соблюдай и не разгоняйся - 40 км\ч, а не то въедешь... И таки въехал - смотрю на впереди едущий грузовик, дистанцию соблюдаю - вдруг"Бац!"-и левое зеркало заднего вида повисло на двух проводках! А сразу не остановишь! Тебя подпирают идущие следом! Стал наконец!Зеркало покрыто мелкой сеткой трещин от удара и к употреблению не годится, наружный обтекатель - отсутствует. Небось его труп уж под колёсами идущего транспорта и не опознаешь. Какой номер проблемы? Шестая! Ею пришлось заниматься в славном городе Кракове, через 20 минут езды от места аварии.

Про поиски гаража"Тоёты можно сложить песню, только она выйдет нудная. Приехал. Обратился. Пообещали сделать ...через два дня! И это фирменный гараж? Пардон, панэ, зеркало можно завтра, а вот обтекатель надо красить в более главном гараже - просим послезавтра. Чтож, ремонт один, мы за ценой не постоим-почти как в песне! Только где взять кучу этих злотых? Ничего, кантор обеспечит - даже схему вручили - нужно прокрасться в центр города, каких-то 5 км, там в"Галерее" обмен - всё очень просто! И - попёр пешком, не отклоняясь, чтобы нужное место не прозевать. Таки нашёл! Возле экономического университета по дороге в Старый город, через какой-то час прогулки обнаружил супермаркет с обменным пунктом - это и называлось"Галерея". Отчего пешком, если машина в твоём распоряжении? Очень просто: со стоянками в центре плохо - это раз, можно схлопотать штраф за езду на поломанной машине(видно!)- это два. При входе в старый город на меня произвёл впечатление необычный покомпозиции памятник, посвященный Грюнвальдской битве(знаковое событие в истории Польши - об этом расскажу в правильном месте, не здесь), далее выходишь на рыночную площадь с красивой Мариацкой базиликой и, следуя далее, подходишь к университету с библиотекой короля Ягеллончика -очень любопытное место с двориком и экскурсиями ежечасными, а далее можно продолжать до берега Вислы с королевским дворцом на берегу, только начавшийся дождь эти планы подкорректировал - напялив на себя большой полиэтиленовый пакет, я ретировался в сторону гаража, где оставил свою машину - и вышел сухим из воды! Болеть-то в дороге не рекомендуется, сушиться в моих условиях негде: короче, правильно сделал.

Перипетии, связанные с поиском выезда из города, хотя и заслуживают напоминания с восклицательными знаками, но не более того. Впрочем, поглощённый номерами дорог на перекрёстках(не прозевать бы маркировку моей дороги!)на одном из них успел прочитать название "Треблинка" и стрелочка - налево. Мелькнуло: а не свернуть ли, чтоб засвидетельствовать своим присутствием место уничтожения миллионов евреев фашистами. Здравая мысль подсказала мгновенное решение -суета и потеря времени, ничем помочь нельзя!- однако по происшествии нескольких недель уже жалел об этом малодушии...Моя дорога лежала на север, и ближайший город, запланированный на пути, был Вроцлав, столица Силезии. Этот регион  впервые был упомянут Тацитом в 98 году и Птолемеем в 150 году в его труде "Руководство по географии".
В IV — начале V столетия в окрестностях Вроцлава у реки Одра расселилось одно из племён вандалов — силинги, откуда Силезия получила своё название. Имя города
  Вратислава появилось около 900 года как название славянского поселения.
По легенде, город был основан чешским князем Вратиславом (правил в 915—921 годах). Латинское название Вратиславия (Vratislavia) происходит от его имени. Польское название Wroc;aw того же происхождения. Буква «W» в гербе города считается вензелем основателя города, Вратислава (Wratislaw).
К 990 году Вроцлав и вся Силезия были завоёваны польским князем из династии Пястов Мешко I. В 1000 году его сын Болеслав Храбрый и император Священной Римской империи Оттон III учредили в городе римско-католическое епископство. В это время население города насчитывало около тысячи человек. Эта дата официально считается началом его истории — в 2000 году отмечалось тысячелетия Вроцлава. Пару веков польская столица находилась тут.  С 1335 года в составе Чешского королевства он служил ареной борьбы между Чехией, Польшей и Венгрией. С конца XV века вместе с остальной Чехией оказался под властью Габсбургов, усилилась германизация города, так что к началу 20 века из полумиллионного населения Бреслау только 5% не причисляли себя к немцам. А вот нынче их там нет, разве что туристами заезжают. Меня поразил в центре единственный памятник: группа мужчин и женщин с детьми в колясках прямо с мостовой спускаются в ...ад! А куда же ещё? Передние по пояс, за ними по голень, потом по щиколотки, все с интеллектом в лицах и движениях, нет приевшихся рыданий, а вот УЖАС - от самого"перехода". Не хочу комментировать, все прочие прелести центра оказались в тени первоначального впечатления, к тому же начался ливень, что лишь усилило тревогу за недавнее прошлое, к которому приложили руку и местные жители.

Следующий пункт, который захотелось непременно посетить - Познань. Никаких сантиментов - просто в прежней жизни лет пять прожил на Познанской улице. До этого не удосужился даже глянуть на список достопримечательностей, надеясь на ощущения с удачей. Именно это и привело меня к императорскому дворцу, но совсем не польских королей(одно время они царствовали отсюда), а германского императора Вильгельма! Того самого, которому турецкий союзник выделил место для строительства храма успения богородицы в Иерусалиме. Вот уж действительно "богу - богово, а кесарю - кесарево". Солидное здание, по всем канонам римского зодчества - производит впечатление. Напротив него - очень интересный памятник в виде двух связанных крестов, в память всех польских восстаний против коммунистов, а перед ним - памятник Адаму Мицкевичу - обязательный элемент любого значительного польского города. Я увлёкся архитектурой с историей, а меня подстерегали на дороге враги. Сами посудите: еду в хвосте колонны из десятка машин, скорость 80км\ч(разрешено на этом участке - 70км\ч.) Вдруг выскакивает откуда-то сбоку, из-за патрульной машины полицейский и указывает место возле себя. Документы!-требует по-польски. Видя мою реакцию, переходит на английский, только... не могу найти права на вождение! Были - и сплыли(без их предъявления в прокате я бы не смог получить мащину!). Но где они, чёрт подери! Трижды вывернул оба бумажника, перелопатил бардачёк - нема... В голове всякие интересные мысли: он же не отпустит меня, клещ, в Израиле так и делают: нет прав - иди пешком, машина остаётся на месте. Холодный пот...Смотрю, терпение служаки лопнуло, он с кем-то связался, громко поговорил - и выписал щтраф: 200 злотых. Отдал кровные, получил бумажку - и жду. Тут он на меня набросился с жезлом своим, на дорогу показывает - мол, дуй отсюда! Разве буду я долго сопротивляться? Мигом улетел: это была шестая "удача", посетившая меня в путешествии. Что там был за штраф - превышение скорости или отсутствие прав - до сих пор не знаю. Ведь ехал-то в колонне, все -"нарушители", чего ко мне-то прицепились. А права обнаружились через 2 дня в магазине:расплачиваясь, открыл отдел для мелочи, а под ней, за перегородкой, и права, и кредитка. Точно, я житель города Кретинга - не зря через него ехал, набрался свойства..

Продолжая путь по часовой стрелке, если смотреть на карту Польши, выкатил к берегу Балтики, точнее к двум известным курортам - Устка и Леба. Начался отпускной сезон, недостатка в двуногих посетителях, жаждущих благ и сюрпризов в середине экологической чистоты - хоть отбавляй, однако по причине ветренной и прохладной погоды в самом море люди не наблюдались. Осталось загадкой, почему в Лебе больше народу и кемпингов для караван-туристов при прочих равных условиях этих летних курортов. Впрочем, я не знаток местных пристрастий и засим, раскланявшись, отправился далее вдоль побережья, на восток. Мало кто из современников В.Высоцкого не помнят его песенку
... "Смотрят песни в Сопоте и глотают пыль,
    а кого не попадя пускают в ИзраИль"...
Собственно, в Израиль меня давно пустили,через 10 лет после смерти поэта, а вот про существование Сопота, курорта в Польше, ввиду своей неразвитости, я только из песенки знал. Так вот он, рядом, между Гдыней и Гданьском запутался - и не только на карте, доложу я вам! Дорога между двумя портами - сплошная цепь домов вдоль магистрали и светофоров, и хотя я честно проехал под вывеской"СОПОТ"на синем фоне, означающей, что нахожусь в городской черте, свернуть к берегу Балтики так и не удалось. Возможно, в этом помог проливной дождь, так что прелести сопотского фестиваля пришлось рассматривать на буклете для туристов.Это "непопадание" в точку пришлось занести в список моих неудач\промахов под номером 7... "Так хоть попытался"- вспомнился мне анекдот о Лаврентии Берии, где звучало иначе и не так благожелательно -"Попытка не пытка". Описывать все дырки, где приходилось обустраивать обеды\завтраки с костром и ночлегом нет смысла - главное, подальше от людей, где человеки, там проблемы - просто выруливал на просёлочную, и если там была подходящая полянка, обустраивался там. А дело помалу закруглялось к окончанию вояжа, и хотя было грустно, впечатления накапливались, включали они несколько сильно исторических мест, связанных как с югом Европы, так и с Ближним востоком времён крестовых походов...

Я имею в виду крепость Мальборк(Мариенбург) - бывшую столицу государства тевтонских рыцарей.Замок этот — один из самых больших в мире кирпичных замков, его выкладывали из 4 миллионов кирпичей 4 года!. В сентябре 1309 в Мальборк из Венеции после 30-ти летнего пребывания там, переместилась резиденция великого магистра Тевтонского ордена, вместе с этим сюда была перенесена его столица. А как он попал в Венецию? А вот как:В 1220 г. французы продают земли Тевтонскому ордену госпитальеров-крестоносцев, основной задачей которых, кроме военной, было лечение именно немецких крестоносцев, на месте фермы они строят мощную крепость, которую называют Starkenberg(Сильная гора), что фактически является переводом с французского названия Montfort, замок становится первой резиденцией Тевтонского ордена, туда  перевозят его архив и сокровищницу в 1271 г. Бейбарсу удается взять замок Монфор, тевтонцы спасли свой архив и сокровища и  уплыли в Венецию. Развалины замка и сейчас являются  одной из достопримечательностей Верхней Галилеи в Израиле... Ещё в 1232 году Тевтонский орден обосновался на Хелмской земле и начал крестовый поход против языческих прусских племён, по ходу дела прощупывая возможность прибрать и русские земли на востоке(Вот он,бой на льду Чудского озера 1242 года, где крестоносцы получили отпор новгородского князя Александра Невского!). При поддержке Папы и императора Священной Римской империи тевтонцы завоевали и обратили в христианство большинство пруссов к 1280 году, после чего двинулись с мечом и крестом в прибалтику,на северовосток. В 1385 году князь литовский Ягайло вступал в брак с королевой польской Ядвигой и принял христианство с  обязазательством крестить Литву, был коронован Королём Польским. Христианизация Литвы лишила Тевтонский орден формального основания для агрессии в регионе! Грюнва;льдская битва — решающее сражение тевтонов и сил польско-литовской коалиции(включавший татарские и русские отряды!) произошла 15 июля 1410 года и была крупнейшим сражением средневековой Европы! Победили поляки, но замок устоял. Позже он был захвачен шведами, а затем стал собственностью пруссаков.  Орден был окончательно разгромлен польским  государством в 13-ти летней войне, признал вассальную зависимость от Польши,  был выкуплен Ягеллонами у взбунтовавшихся наёмников ордена и стал одной из резиденций польских королей. Однако замок был отбит и просуществовал до 1525 года, когда Великий магистр Тевтонского ордена Альбрехт Гогенцоллерн перешёл в протестантизм (автором этого плана был знаменитый проповедник Мартин Лютер) и объявил о создании герцогства Пруссия — первого протестантского государства в Европе. Столь длинная историческая справка в момент посещения этого места мне показалась необходимой, ибо за неделю до этого при входе в старый город Кракова меня заинтересовал памятник с краткой надписью "Грюнвальд", об этом знаковом событии в средневековой Европе я на тот момент ничего не знал.

Чтож, ещё одна ночёвка на польской земле - и я в Литве(предварительно заправившись бензином под завязку - как не крути в Польше горючее дешевле). Меня переезд границы обрадовал по простой причине: можно найти бесплатный интернет -  выход к родным, а то обещал ежедневно  связываться - и на тебе, облом: даже в фойе отеля тебе дадут код подключения, только если ты остановился в нём. Пунктом посещения был выбран Друскиненкай - мои знакомые рекомендовали этот курорт на юге Литвы под впечатлениями ещё с советских времён. Чтож, свидетельствую: фонтан в центре озера на месте, утки дикие плавают, не мение дикие окуни ловятся там же на червяка, а диковатые отдыхающие носятся с визгом вокруг на электромопедах с толстыми шинами - это называется "культурный отдых". Понаблюдав издалека за обстановкой, двинулся в сторону Виьнюса. Вдоль шоссе несколько раз предлагали литровую банку лисичек или кружку земляники за каких-то 5(!) евро, что мне показалось форменным грабежом, посему притормозив на обочине, набрал пару кружек душистой ягоды без всяких проблем на откосе, спускающемся к дороге(я уже писал, что день у меня начинался стаканчиком земляники натощак. Оставалось две ночёвки до даты возвращения, вторую из них я планировал устроить возле аэропорта(в 10 утра должен сдать машину, вылет в 11 с небольшим), а в поисках первой свернул на приличную грунтовку, доехал до каких-то ржавых ворот без вывески( я это принял за "лесничество"по старой памяти, приготовил ужин и устроился поудобней в спальном мешке - сон навевал начавшийся дождик: за путешествие 2\3 дней не обошлись без него).

Утром в лобовое стекло постучали люди - продрав глаза, я обнаружил аж 5 вооруженных военных, позади их стояла легковушка. Решив, что мешаю ей проехать( мысли о бандитах вроде "лесных братьев" лихих сороковых лет я почему-то не допускал), я знаками показал свой манёвр и включил двигатель. Не тут-то было! Народ взялся за оружие и начал по-иностранному на меня кричать. То есть как-то подзабылось, что они вопили по-литовски, а иностранцем был я! Видя мою реакцию, один из них перешёл на так называемый английский, из которого я понял всё таки чуть больше, но не намного, и чтобы выразить своё возмущение, автоматически выпалил фразу по-русски, начинавшуюся словом "бля..". И тут произошло чудо: самый здоровенный из них широко улыбнулся и произнёс - так ты по-русски кумекаешь? Давай документы, нам кажется, что ты натуральный шпион из недружественной страны. Чтож, держите: паспорт, билет, карту передвижения, документы на машину, договор о прокате. Все мои бумажки они сгребли, перебрали, начали что-то вызванивать - и ни-че-го шпионского во мне не нашли, даже после проверки машины, что их даже озадачило. Да что тут такого секретного-то - спрашиваю. За воротами охраняемый участок со стратегической антенной - ответил русскоговорящий. Вернули мне пачкой все документы, освободили выезд - помахали ручкой. Я бросил все бумажки на соседнее сиденье и дал газ. А зря, как вскоре выяснилось, в конце дня, ибо из пяти отданных на проверку документов в машину вернулось лишь четыре, всё моё внимание было поглощено паспортом, в него и были вложены остальные бумажки, но об этом чуть позже. Просто отметил про себя, что приключение №8 состоялось.

Ознакомившись с вечерним Вильнюсом, отправился в окрестности городского аэропорта на последнюю ночёвку. Чтобы не суетиться утром, всё уложил и упаковал в носимый вариант, пригодный для завтрашнего перелёта. Последнее - самое лёгкое дело!- приготовить документы для возврата машины в компанию: договор, ключ и техпаспорт со страховкой "Тоёты". Почему-то техпаспорт испарился... Да где же, сволота, он прячется? Никакие матюки не помогли ему проявиться...Ну конечно, припомнилось, что солдатик утром куда-то звонил, держа его в руках, и не вернул! Авось, подумалось, пронесёт. И, представьте себе - НЕ пронесло! Дежурный сотрудник прокатной компании потребовал все документы без изъятия...Ах, не можешь найти? Плати, голубчик, за утрату 300 евро! Так это же, говорю, грабёж натуральный! Ничего подобного, правила - отвечают мне и тычут в нос лист на литовском языке, где я, конечно, всё понял...Интересно, но в моём английском договоре на аренду это условие не было упомянуто вовсе. Доказывать это, искать адвоката и отменять рейс показалось мне "перегрузом"- отдал кровные, до отлёта оставался всего час! К этому присовокупил "взятку"- газовую переносную горелку, приготовленную как раз для "откупа" в случае чего. В обмен я получил...Думаете квитанцию об уплате? Лучше! Широкую улыбку шаромыжника и проблему №9, решённую молниеносно описанным выше способом.

В очереди на регистрацию я оказался предпоследним, проблем с полётными документами не было, осталось пройти досмотр на опасные предметы... Ничего не зазвенело, однако девица вытащила из походной сумочки мои консервы - тунец и кукурузу и жестом показала отправить их в корзину, что привело меня в изумительное состояние. Там что, срок годности прошёл? - невесело осведомился я.
Там видна жидкость, а по правилам перелёта жидкости перевозить нельзя! - отрезала девица. Но эта жидкость не взрывается, а входит в неотъемлемый состав консервов, которые приготовлены для поглощения в пункте пересадки, Москве - я попытался урезонить литовскую контролёршу. Если жидкость так мешает - приоткройте банки и слейте её в мусорный мешок позади вас. Тут уж девица взвилась: ходят тут разные, а ты за них водку выливай!..Ах ты сука, так тебе русский язык мешает меня пропустить(это я только подумал, в вслух - забрал вещи и пошёл искать туалет - слить опасную жидкость). Всё равно самолёт без меня не улетит - регистрация пройдена, искать будут...Из кукурузы водичка вытекла быстро, а вот масло из тунца выдавливалось как раб из моей личности, по капле и медленно. Предъявленные через20 минут на повторный досмотр консервы вызвали ту же доброжелательную реакцию: выбрасывай! А ну ка позови мне начальника смены с директором аэропорта, пусть найдут "опасную жидкость"!-отрезал я посередине проблемы №10, если кто считает. Подскочивший лысый в бронежилете начальник смены зло на меня посмотрел (я ответил взаимностью), отозвал девицу и, размахивая руками в мою сторону, что-то международное ей объяснил. Хотя я не понял ни слова, результат вышел положительный: на посадку меня пропустили. Через полтора часа я был в Шереметьево, где, прикупив  пивко, с удовольствием поел свой отбитый у рутины и несправедливости обед... Победил!
               
22.7.2017