799 Стоянка корабля в доке 04-13 10 1974

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый» ДКБФ 1971-1974».

Глава 799. ВМБ Лиепая. БПК «Свирепый». Стоянка корабля в доке. 04-13.10.1974 года.

Фотоиллюстрация из открытой сети Интернет: ВМБ Лиепая. БПК «Свирепый». Винто-рулевая группа СКР «Ладный» пр.1135 типа «Буревестник» ЧФ. Снимок от 08 июня 2009 года. Точно такой же полубалансирный руль и четырёхлепестные винты были у БПК «Свирепый». На обрезе кормы слева виден спуск и минные рельсы для сброса мин. Открыта внешняя кормовая крышка-люк и через вертикальные створки дверок ангара видна хвостовая часть (зелёного цвета) буксируемой гидроакустической станции (ГАС) «Вега». Края винтов покрыты специальной пастой для проверки качества кромки и поверхности перед и после полировки винтов. Точно такой же бурой краской была окрашена вся подводная часть корпуса БПК «Свирепый». 04-13 октября 1974 года.

Источник данных по докованию кораблей: Справочник по управлению кораблём. Под общей редакцией А. А. Александрова. Ордена Трудового Красного Знамени Военное издательство МО СССР, Москва – 1974. А.А. Александров (руководитель авторского коллектива), А.П. Броневицкий, В.А Кузнецов, Г.М. Кузнецов, А.Б. Орлов, Ю.Е. Титов, С.С. Юшин.

 
В предыдущем:

Капитан 2 ранга Евгений Петрович Назаров бросил на нас (на меня – автор) такой выразительный взгляд, что я через несколько секунд оказался у себя в холодной нежилой «ленкаюте»…

- Только бы пронесло! - сказал во мне и в замешательстве кто-то из моих друзей – «внутренних голосов»…

С момента посадки БПК «Свирепый» на клетки и килевую дорожку из кильблоков личный состав корабля немедленно приступил к очистке бортов от ракушек и всяких обрастаний. Это надо делать немедленно, пока тина, ракушки и всякая всячина на днище и подводных обводах бортов не высохла и не превратилась в крепкую сухую корку. Очистка днища разрешается только после полного осушения сухого дока.

После осушения дока со стенки на корабль с обеих стенок дока подали рабочие трапы и сходни, в самом доке начали ставить рабочие строительно-монтажные леса. Корабль начали быстро готовить к осмотру доковой комиссией, для чего личный состав «ДМБовской артели» приступил в своему «ДМБовскому аккорду» - очистке подводную части и бортов корабля.

Доковые рабочие после очистки бортов начали наносить на корпус мелом нумерацию шпангоутов, вскрывать необходимые горловины, кингстоны и клапаны, а наши боцмана под присмотром старпома и командира БЧ-5 осторожно стравили (спустили) якоря и якорные цепи.

При снятии забортной арматуры корабля взамен начали ставить металлические или деревянные заглушки, забухали в корпус молоты. Доковая комиссия в составе представителя технического управления флота, командира корабля, капитана 2 ранга Е.П. Назарова, командира электромеханической боевой части (БЧ-5), капитан-лейтенанта Валерия Николаевича Силкина, представителя доковой администрации и соответствующих управлений флота начали осматривать фактическое состояние обшивки корпуса, донной арматуры, винтов, рулей и т. д. и составлять акт докового осмотра. Все обнаруженные данное комиссий неисправности вносились в доковую ведомость корабля, чтобы они были устранены заводскими специалистами.

Для команды «ДМБовских годков» и для их «ДМБовского выхода и аккорда» (авральной работы, за которую годки получили бы вознаграждение в виде досрочного ухода на ДМБ – автор) были предусмотрены следующие работы:
тщательная очистка и покраска корпуса корабля, цистерн, трюмов, цепных ящиков и якорных цепей;
ревизия, переборка и притирка всей забортной арматуры корабля;
ревизия и переборка всех сальников, за исключением тех, которые относятся к арматуре, ремонтируемой заводом;
выгрузка балласта, очистка и покраска балластных выгородок, а затем погрузка балласта.

Весь остальной «молодняк» личного состава корабля должен был:
подготавливать к работе места работ по заявкам цехов завода;
при работе с открытым огнём удалять горючие материалы, готовить к действию средства пожаротушения и выставлять вахтенного в месте проведения «огневых» работ;
содержать в чистоте док вокруг корабля;
производить заземление корпуса корабля.

Каждый день по окончании рабочего дня при ремонте донной арматуры на все открытые забортные отверстия должны были ставиться заглушки, а специально назначенные дежурные (помощники дежурного по низам) должны были постоянно и периодически проверять наличие этих заглушек и их исправность.

Наш ремонт в доке 29-го судоремонтного завода был на грани между средним и косметическим ремонтом. Так, например, треснутые и порванные сварные швы в корпусе корабля, в стойках пиллерсов, в бимсах, в шпангоутах, в опорных рамах машин и механизмов (везде) должны были быть заварены с проверкой качества сварных швов. Повсеместно там, где краска облупилась, сошла или повредилась, всё должно было быть покрашено вновь. Все корпусные, капитальные и покрасочные работы выполнялись работниками-специалистами завода.

Во время стоянки БПК «Свирепый» в доке нам, личному составу, всему экипажу корабля, было запрещено:
подключаться к электропроводке, паропроводу и водопроводу дока без разрешения доковой администрации;
работать на беседках, не привязываясь специальными концами;
работать в цистернах, трюмах и междудонных пространствах с переносными лампами напряжением более 12 В, а также с открытым огнём;
выполнять работу по очистке ржавчины без защитных очков;
находиться под грузом;
отдавать концы, крепящие упоры, и загружать упоры тяжестями;
сбрасывать в док строительные материалы и инструмент (все тяжести должны спускаться в док по специальным желобам);
перегружать трапы и сходни и проходить по ним одновременно большими группами;
работать с открытым огнём без соблюдения мер противопожарной безопасности;
выбрасывать в док мусор, осушать трюмы, сливать остатки смазочных масел и топлива, а также пользоваться корабельными гальюнами, душевыми и умывальниками;
объявлять тревоги и проводить учения, вращать башни или перемещать грузы без разрешения доковой администрации.

Все эти меры нами выполнялись строго и неукоснительно, потому что мы и сами понимали беззащитность нашего корабля в доке от огня и последствий аварий, а ещё и потому, что за нами постоянно следили и нас контролировали строгие глаза старшего помощника командира корабля, капитан-лейтенанта Ю.А. Кличугина. В своей требовательности соблюдения мер безопасности и запретов, он знал только два вида наказания: наряды вне очереди на самые мокрые, холодные, вонючие и тяжёлые работы и арест с содержанием нарушителя на гауптвахте («на губе»).

Командир корабля, капитан 2 ранга Евгений Петрович Назаров на время нахождения БПК «Свирепый» в ремонте полностью предоставил право старпому «крутить и закручивать гайки» воинской дисциплины, применять самые крутые меры воздействия к нарушителям, требовать, требовать и требовать от матросов, старшин, мичманов и офицеров послушания, исполнения и покорности.

Вот почему я шептал себе: «Только бы пронесло»…