798 Ввод и постановка корабля в док 03-04 10 1974

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый» ДКБФ 1971-1974».

Глава 798. ВМБ Лиепая. БПК «Свирепый». Ввод и постановка корабля в док. 03-04.10.1974 года.

Фотоиллюстрация из третьего тома ДМБовского альбома автора. ВМБ Лиепая. БПК «Свирепый» в сухом доке 29-го судоремонтного завода ВМБ Лиепая. Острый форштевень и каплевидный бульб излучателя ГАС «Титан». 04 октября 1974 года.

Источник данных по докованию кораблей: Справочник по управлению кораблём. Под общей редакцией А. А. Александрова. Ордена Трудового Красного Знамени Военное издательство МО СССР, Москва – 1974. А.А. Александров (руководитель авторского коллектива), А.П. Броневицкий, В.А Кузнецов, Г.М. Кузнецов, А.Б. Орлов, Ю.Е. Титов, С.С. Юшин.

 
В предыдущем:

Да, флотская жизнь и служба в условиях докования оказалась «не сахар»…

Процесс постановки БПК «Свирепый» оказался одновременно простым и интересным. Офицер в старенькой «канадке» и военно-морской пилотке подводников объяснил сигнальщикам и всем, кто в этот момент находился на боковых крыльях сигнального мостика, что «корабли могут ставиться в док на килевую дорожку, на клетки и смешанным способом».

- Постановка корабля на килевую дорожку (кильблоки), - поведал нам неведомого звания офицер, - простой, но занимает мало времени и почти не требует предварительной подготовки дока. При постановке на килевую дорожку корабль удерживается в вертикальном положении распорами, установленными между бортом корабля и стенками или башнями дока. При доковании на килевую дорожку нужно просто строго следить за остойчивостью корабля и моментом, когда он должен поддерживаться в нормальном положении распорами. На килевую дорожку из кильблоков можно ставить все боевые корабли, так как их днища очень прочные.

- Второй способ постановки корабля в док, - сказал нам офицер, - это постановка корабля в док на клетки. Как правило, этим способом в док ставятся корабли со слабым внешним корпусом и сложными обводами корпуса, например, подводные лодки. Этот способ сложный, требует большой подготовительной работы по набору клеток, осушения и опять заполнения дока водой. «Клетки» размещаются только под прочными узлами связей корпуса корабля.

- Самый распространённый – это третий смешанный способ постановки кораблей в док, - подытожил доковый офицер-дока. - Корабль ставится в док на килевую дорожку и на «клетки». Вот так будут ставить и ваш БПК «Свирепый».

- Ввод корабля в док и вывод из него разрешаются при ветре не более 4-5 баллов, - сказал офцер-дока и задрал голову вверх. – Сегодня передавали, что днём будет 8°С тепла и только морось, а вот завтра, как обычно в это время года, будет утром 6.6°С тепла, днём - 8°С, к вечеру 9.5°С и довольно сильный дождь (был сильный дождь - 49 мм осадков – автор).

Перед постановкой БПК «Свирепый» в док мы долго готовились к съёмке со швартовов и к буксировке, получали у докмейстера и таскали на корабль доковый инструмент: щётки, скребки, ветошь и т.д. Личный состав корабля занял указанные докмейстером места по авральному расписанию. Буксиры развернули БПК «Свирепый» кормой перпендикулярно к линии ворот (батапорта) дока и подвели носовую часть точно к средней линии ворот.

Носовой буксир вошёл в бассейн дока и потянул за собой БПК «Свирепый». На стенки дока с обоих бортов корабля швартовные команды подали на стенки дока швартовы, а швартовные команды на доке завели швартовы на более удалённые от корабля палы. Для заводки швартовов и последующего их переноса на стенку дока заблаговременно были высланы наши самые крепкие матросы во главе с мичманами.

Путём выбирания шпилями лебёдок швартовов и переноса их с ближайших палов на последующие палы обеспечивалось продвижение корабля в доке. За этим было интересно наблюдать, потому что фактически наши моряки действовали как бурлаки на Волге. Мы даже слышали, как они пели: «Эй, дубинушка, ухнем!».

Кормовой буксир, подрабатывая машиной, удерживал буксиром корму БПК «Свирепый» от навала на стенки дока. Кормовые швартовы при первой же возможности были поданы на стенки дока и их приняли доковые команды. Кстати, за правильный подход корабля к доку до момента прохода носа корабля за линию батопорта (ворот дока) отвечает командир корабля, а после прохода носа корабля за линию батопорта ответственным за его дальнейший ввод и постановку в док взял на себя докмейстер, которым оказался этот дока-офицер в «канадке» и пилотке подводников.

Он тут же пошёл на ходовой мостик, начал вместе с командиром ходить с одного крыла мостика на другой, подавать команды капитанам буксиров и командиру корабля. Капитан 2 ранга Евгений Петрович Назаров ходил за докмейстером, как привязанный, и с видимым неудовольствием поглядывал на нас…

Оказалось, что докмейстер не просто так ходил, он показал Евгению Петровичу ориентиры-створы-знаки, по которым он точно выставил корпус БПК «Свирепый» над кильблоками и клетками, которые были сейчас под водой. Евгений Петрович тут же забыл про нас и с живым интересом начал какой-то профессиональный разговор с докмейстером.

Как только докмейстер и Евгений Петрович Назаров убедились, что корабль стоит точно на месте, они оба дали одновременно команду старпому, капитан-лейтенанту Ю.А. Кличугину осторожно обтягивать швартовы. При этом доковые рабочие завели тали для центровки корабля.

Перед осушением дока была подана команда: «По местам стоять, в док становиться!». По этой команде по всему кораблю личный и командный состав проверили герметизацию корпуса корабля, специально расписанный личный состав команд БЧ-5 начал наблюдение за состоянием нижних помещений, проверять связь с ГКП и обеспечивать живучесть корабля.

Личный состав швартовных команд на стенках дока начал травить (отпускать потихоньку) швартовы, а доковые рабочие по командам докмейстера с крыльев ходового мостика талями удерживали корабль над клетками. Помпы с шумом начали откачивать воду из бассейна дока за стенки батапорта и БПК «Свирепый» ощутимо начал опускаться вниз, на дно дока.

По правилам осушение дока производится до минимального зазора (0,2 м) между корпусом корабля и клетками, затем оно приостанавливается, и производится точная установка корабля над кильблоками и клетками. В момент касания корабля кильблоков подаётся команда: «Осмотреться в отсеках, замерить крен и дифферент».

Данные замеров, а также результаты осмотра в отсеках и помещениях записываются дежурным по кораблю (вахтенным офицером) в вахтенный журнал и сообщаются докмейстеру. Касание бортов корпуса корабля клеток фиксируется по маркам дока и наблюдением со стенки дока за смоченной поверхностью корпуса корабля.

Касание днищем корпуса корабля кильблоков – это самый ответственный момент при осушении дока (из-за резкого уменьшения поперечной остойчивости корабля – автор). Дело в том, что бортовой крен более 1-1,5° не допускается, если крен больше, то всё начинается сначала…

БПК «Свирепый» встал точно по центральной (осевой) линии кильблоков и равномерно осел на клетки без опасного крена. Корпус корабля грузно, со скрипом, сел на блоки и клетки, чуть-чуть дёрнулся, задрожал, а потом закрепился и встал неподвижно. У меня было ощущение, как после посадки большого пассажирского самолёта на ВВП аэропорта, поэтому я не выдержал и вместе с сигнальщиками крикнул; «Ура!» и захлопал в ладоши.

Странный офицер в «канадке» и пилотке подводника обернулся к нам, улыбнулся, одобрительно кивнул головой, но потом повернулся к командиру БПК «Свирепый» и дружески его спросил: «Кто это?»…

Капитан 2 ранга Евгений Петрович Назаров бросил на нас (на меня – автор) такой выразительный взгляд, что я через несколько секунд оказался у себя в холодной нежилой «ленкаюте»…

- Только бы пронесло! - сказал во мне и в замешательстве кто-то из моих друзей – «внутренних голосов»…