797 Подготовка к докованию корабля 03 10 1974

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый» ДКБФ 1971-1974».

Глава 797. ВМБ Лиепая. БПК «Свирепый». Подготовка к докованию корабля. 03.10.1974 года.

Фотоиллюстрация из третьего тома ДМБовского альбома автора. ВМБ Лиепая. БПК «Свирепый». Доки «Памяти трёх эсминцев» в Кронштадте. Почти точно такие же сухие доки в 29-м судостроительном завода «Тосмаре» в ВМБ Лиепая. Слева в доке установлены кильблоки и упоры, на которые осядет корпус корабля. Снимок 2015 г.

Источник данных по докованию кораблей: Справочник по управлению кораблём. Под общей редакцией А. А. Александрова. Ордена Трудового Красного Знамени Военное издательство МО СССР, Москва – 1974. А.А. Александров (руководитель авторского коллектива), А.П. Броневицкий, В.А Кузнецов, Г.М. Кузнецов, А.Б. Орлов, Ю.Е. Титов, С.С. Юшин.

 
В предыдущем:

Мой давний друг и боевой товарищ Валера Маховик со мной был в корне не согласен и очень обиделся на меня за то, что я его не поддержал в оценке факта его отправки на «губу». Мы даже поссорились, немного «порявкали» друг на друга и расстались, казалось бы, «навеки»…

На следующий день в четверг 3 октября 1974 года мы начали готовиться к постановке корабля в один из двух сухих доков 29-го судоремонтного завода «Тосмаре» в ВМБ Лиепая. Здешние сухие доки по конструкции и устройству были точной копией сухих доков Севастопольского Морского завода имени Серго Орджоникидзе, поэтому мне они казались обычными, нормальными, понятными, но ребята смотрели на эти бетонные огромные бассейны для кораблей с изумлением. Кстати, в Севастополе на Северной стороне был настолько огромный сухой док, что в него входил корпус тяжёлого авианесущего ракетного крейсера ТАРК «Киев» и ТАРК «Новороссийск»…

Сухой док – это «разновидность стационарного дока, где корабль (судно) для докования, как правило, устанавливается ниже уровня прилегающей водной акватории» (Википедия). Сухой док – это «бассейн специальной постройки, отделённый от водной акватории водонепроницаемым затвором (водонепроницаемыми воротами) – батопортом, с возможностью откачки воды или заполнения ею» (Википедия).

Камера бассейна сухого дока делается их прочного влагостойкого железобетонная (раньше они делались из камня и дерева). Дно бассейна сухого дока имеет разнообразные опоры: кильблоки, упоры, оттяжки и т.д., которые используются для установки корабля при доковании. Со стенок бассейна сухого дока по трапам и мосткам доковые рабочие имеют доступ к корпусу корабля, самое главное – к днищу корпуса корабля.

Боковые стенки бассейна сухого дока имеют (могут иметь) ступенчатую форму или вертикальную и снабжаются строительно-монтажными лесами. На «бортах» (стенках) бассейна сухого дока имеется различное механическое оборудование: грузоподъёмные краны, лебёдки, помпы, осушительные системы и т.д. Со стенок на палубу и внутрь корпуса корабля кранами подают и опускают материалы, сварочные посты, вентиляторы и насосы, другое оборудование для ремонта.

Перед вводом корабля в док в него через кингстоны (отверстия в батапорте и в стенках бассейна дока) подают воду из заводской акватории, сравнивают уровень воды в доке с уровнем воды в акватории и открывают батапорт. С помощью лебёдок корабль осторожно и точно вводится по реперным точкам-створам в то место, куда он должен осесть вместе с уровнем откачиваемой помпами воды из бассейна дока.

При выводе корабля из сухого дока убираются все ненужные предметы из бассейна дока и открываются кингстоны для запуска в док «забортной» воды. Когда уровни воды в доке и акватории сравняются, батапорт открывается и корабль буксирами выводится из дока.

Докование кораблей – это осмотр, ремонт, очистка и окраска подводной части корпуса корабля, осмотр и ремонт винтов, рулей, выдвижных устройств и донной арматуры, другие корпусные ремонтные работы, выполнение которых невозможно на плаву. Естественно докование бывает плановое и аварийное. Сроки докования кораблей ВМФ зависят от их класса, района плавания (река, море, океан) и определяются специальным нормативным документом.

Докование корабля начинается с его подготовки к постановке в док. Примерно за месяц до даты плановой постановки в док командир корабля представляет в техническое управление флота ведомость доковых работ в двух экземплярах (вот для чего мы составляли дефектные ведомости – автор). Третий экземпляр ведомости остаётся на корабле.

Доковую ведомость составляет командир электромеханической боевой части (БЧ-5) при участии старшего помощника командира корабля, командиров боевых частей и начальников служб. Кроме доковой ведомости составляются ремонтные ведомости по боевым частям и службам, включающие работы, которые должны выполнить при доковом ремонте специалисты соответствующих управлений флота.

Ремонтная ведомость подписывается командиром боевой части (начальником службы), флагманским специалистом соединения, командиром корабля и сдаётся за месяц в соответствующее управление флота. Непосредственная ответственность за правильное составление ремонтных ведомостей и сроки их представления возлагается на командира корабля. В док сообщается последний вариант ведомости докования.

Всё это мы сделали срочно и досрочно, оперативно и в полном объёме, а потом также оперативно, в авральном порядке мы выполнили следующие мероприятия:
выгрузили весь наш корабельный боезапас;
выгрузили топливо и смазочное масло;
подготовили к сварочным работам топливные и масляные цистерны (отсеки);
откачали из цистерн пресную воду (до установленных норм);
сняли с верхней палубы и надстроек все нештатные предметы, корабельный катер и шлюпку (шестивёсельный ял);
закрепили все перекатывающиеся или перемещающиеся грузы, надёжно застопорили якоря, завалили на штатное место шлюпбалки;
вывели из состояния действия ГЭУ (главную энергетическую установку);
выровняли крен корабля до 0,5°, а дифферент – к минимально допустимой величине;
выполнили авральную приборку всех помещений корабля; закрыли все гальюны, души, бани и прачечные;
подали заявки: на буксиры – в УВФ, на покрасочный материал — в шкиперский отдел тыла, на необходимый инструмент для очистки корпуса корабля — администрации дока.

После всего этого командир корабля, капитан 2 ранга Е.П. Назаров лично уточнил с начальником дока время и порядок ввода корабля в док, письменно сообщил об осадке, крене и дифференте, об особенностях обводов корпуса, передал схему размещения расходных грузов, находящихся па корабле в момент постановки его в док. Одновременно сегодня 03 октября 1974 года по приказу командира корабля были проведены по всем боевым частям занятия по изучению доковых правил и мер безопасности нахождения и производства работ в сухом доке.

К вечеру четверга 03 октября 1974 года специальная комиссия докового начальства выборочно проверила знание личного состава доковых правил, мер безопасности и проверила противопожарное состояние корабля. После приёма в офицерской кают-компании командир корабля и доковое начальство подписали специальный документ о готовности БПК «Свирепый» к докованию. На корабле осталось только немного пресной воды приготовления пищи вестовыми офицерской кают-компании и санитарно-гигиенических нужд кают командира корабля, старпома и замполита.

Для всех остальных (личный состав, мичманы и офицеры) гальюн, умывальник и баня теперь были на стенке дока и на территории завода. Пищу тоже мы должны были принимать в заводской столовой, но нам сразу же начали носить пищу в специальных термобачках на корабль, так что мы ели щи, супы, кашу, макароны и картофельное пюре с котлетами, сосисками и варёно-жареной рыбой на корабле в столовой личного состава. Офицеры и мичманы принимали ту же пищу «из общего котла» в своих кают-компаниях, только старались разнообразить и дополнить свой рацион покупными «деликатесами».

Да, флотская жизнь и служба в условиях докования оказалась «не сахар»…