Кампания 1943 года. Глава 29

Григорий Макаров 2
  Глава 29.



 Рано утром 26 января Брежнев и Калашник были на командном пункте генерала Провалова. Обзор с высоты открывался великолепный. После мощной артподготовки и бомбардировки с воздуха пошли в атаку пехота и танки 47-й армии.

 Бой развивался тяжело. В первой траншее противника уже шла рукопашная. Противник яростно сопротивлялся. Его ДОТы мало пострадали от артподготовки. В стереотрубу было видно, как ползут к амбразурам ДОТов бойцы с гранатами. Затем появились немецкие танки. Противник контратаковал. Канонада гремела с обеих сторон. Артиллеристы Провалова один за другим приводили к молчанию немецкие ДЗОТы. Немецкие артиллеристы не оставались в долгу, приводя к молчанию огневые точки Провалова. Танковая бригада подполковника Корнилова вела встречный бой с немецкими танками. Танкисты Корнилова подожгли несколько танков, разрушили четыре ДЗОТа, уничтожили миномётную батарею, раздавили несколько пушек.

 Генерал Провалов уверенно командовал, вводя в бой резервы.  И всё же к десяти часам утра его продвижение не превышало трёхсот - четырёхсот метров.

 Наступление провалилось. За пять дней боёв прорвать немецкую оборону не удалось.

 В ночь на 1 февраля командующий Черноморской группой войск генерал-лейтенант Петров сменил директиву 47-й армии. Теперь ей надлежало, не прекращая атак в направлении станицы Крымской, перенести тяжесть удара на левое крыло, прорвать оборону на участке гора Долгая, Цементный завод, занять перевалы Маркотх и Неберджаевский, перевалить через хребет горы Сахарная Голова, после чего развивать успех в направлении на посёлок Мефодиевский и овладеть северо-восточным районом Новороссийска.

 Командарм сформировал ударную группу генерал-майора Гречкина в составе 3-го стрелкового корпуса и 318-й дивизии и приказал Гречкину наступать.

 Погода была исключительно плохая. Шёл дождь со снегом. Все дороги пришли в полную негодность. Самолёты не прилетели.  После пятичасовой артподготовки Гречкин атаковал. К вечеру он смог продвинуться на двести-триста метров.  Рельеф местности не позволял танкистам атаковать в развёрнутом строю, и противник без особого труда блокировал все танкоопасные направления.

 2 февраля погода не улучшилась. И снова Гречкин весь день атаковал, но успеха не имел. Наступление 47-й армии окончательно провалилось. Это поставило в трудное положение морских десантников Черноморской группы войск. Поскольку высадка главных сил десанта  в районе Малой Озерейки не могла быть произведена до выхода 47-й армии к перевалам, пришлось все силы десанта бросить на Малую землю - так вскоре стали называть вспомогательный плацдарм,  захваченный в районе Станички батальоном морской пехоты майора Куникова. Плацдарм, таким образом, из вспомогательного сделался главным. Бои на плацдарме с самого начала велись с крайним ожесточением. Весь участок побережья в районе Станички был изрыт воронками от немецких снарядов, мин и авиабомб. Десантники несли большие потери. Наконец их атаковали немецкие танки. Оборона плацдарма висела на волоске.

 Когда десантников под рукой осталось мало, генерал Петров приказал сажать на десантные лодки пехоту и артиллерию левого фланга 47-й армии.

 Высадившиеся на плацдарме войска прежде всего нуждались в противотанковой артиллерии.

 Ночью в Геленджике под дождём погрузился на мотоботы противотанковый артиллерийский дивизион 318-й дивизии под командой капитана Игнатенко. Когда мотоботы приблизились к плацдарму, противник открыл по ним огонь из орудий и миномётов. Мотоботы с пушками один за другим отправлялись на дно.

 Капитан Игнатенко не растерялся.

 - Крепить к орудиям и зарядным ящикам поплавки! Сгружать в море!

 Когда приказ был исполнен, капитан, подавая пример, первым нырнул в ледяную воду. Берег уже был рядом. На берегу шёл бой. Дождь продолжался. Пронизывающий ветер валил с ног. Добравшиеся до берега артиллеристы занимали место в рядах защитников плацдарма, получали стрелковое оружие, гранаты и вступали в бой как морские пехотинцы. Когда все атаки немецких автоматчиков были отбиты, а к плацдарму подошли новые мотоботы с войсками, сгруженные в море пушки и зарядные ящики удалось поднять из воды и вытащить на берег.  Дивизион Игнатенко вернулся к привычной работе артиллеристов.

 К 10 февраля десантники под общим командованием генерал-майора Гордеева расширили  и углубили плацдарм, заняли несколько пригородов, а затем и четырнадцать городских кварталов Новороссийска.