Хочу ребенка! глава 13

                О моей любимой работе

Да, я не могу похвалиться большой зарплатой, но свою работу я люблю, она мне приносит удовольствие. Убедила малыша, что он –  важная частичка Вселенной, и его глаза зажглись уверенностью, а у меня внутри растеклось приятное тепло. Классно! Вернула замкнувшемуся в себе общительному ребенку его стимул к жизни  – и почувствовала себя доктором, у которого операция удалась. Отвлекла от компьютера и соцсетей – еще одно достижение. Надо же детей в реал вытаскивать, а то они там пропадают. Конечно, гномы, эльфы, драконы и возможность проживать не одну жизнь, восставать из пепла, как Феникс, – это круто, сама как-то поигралась, прочувствовала кайф на всю катушку.  Так заигралась, что потеряла счет времени. Но ведь постоянно так нельзя, а детям хочется. И затягивает, как наркотик.

Детский психолог – это двойной психолог: и детям помогать приходится, и взрослым. Причем, с детьми проще. Как по мне, дети понимают быстрее, но многие считают это непосильным заданием. Конечно, это у взрослого психолога пришел человек, уселся на кушетку и начал изливать душу. Дети так не делают. Кому-то компашку нужно организовать, с кем-то порисовать, с кем-то мультик посмотреть, поиграть. Сразу оговорюсь, тесты не люблю и считаю это скукотой,  работой для отвода глаз. Много раз слышала: «Пришли мы к такому-то психологу. Она с нашим  Мишенькой (здесь имя может быть любое) и такой тест  прошла и эдакий, и человечков считали, и тучке имя давали, отвечали на вопросы…»  И что? Да ничего! В принципе тест  -хорошая штука только при диагностике проблемы, а дальше – ненужный баласт, позаимствованный из  очень развитых стран, где проблемы не того уровня. Если у нас люди обратились к психологу, то это значит, что произошло что-то вообще не понятное, а  в развитых странах  расстроилось дитя, что не такую, как хотело, игрушку купили, все – плановый визит к ЛИЧНОМУ ( семейному) психологу. У нас такие проблемы папы (бывает, и мамы) ремнем решают.

Меня вообще всегда удивляли не дети, а их родители. Очень креативный народ, постоянно экспериментирующий со своими  чадами. Чада в свою очередь тоже  отвечают взаимностью. Папа что-то учудил, сынок подумал, бац – и удивил, загнал предка  в ступор да так, что тот пошел к психологу. Кого  должен лечить психолог?   Сначала папу, а потом послушать и ребенка.  Я всегда готова к тому, что версии не совпадут. А если еще приобщить мнение мамы, то мозг может от такого напряга взбухнуть и вылезти из черепной коробки.

Вот пришел ко мне папа восьмилетнего босяка, дерущегося по каждому удобному случаю. Естественно, если послушать папу, то он привел своего сына ко мне, потому как сам собирался ему руки и ноги переломать. Мама считала, что ее Сашенька настоящий  мальчишка, герой, умеет за себя постоять,  все вокруг виноваты и плохие. Почему пришли к психологу, если все так хорошо? Сашеньку на днях сильно побили, девочки. Перед встречей с Сашенькой уже боялась, а вдруг и меня побьет. Смотрю, нерешительно  бочком вошел  маленький худющий каплоухий мальчонка и пытливыми глазками начал изучать мой кабинет, видимо, искал орудия пытки. Понимаю интуитивно, настращали  паренька заранее. Кто? Да папа с мамой! Те могут!

Полчаса разговора с папой, и тот понял, что сын у него нормальный, а то, что он дерется, то его же упущение и личный пример: папа сам чуть что – в драку, то каким должен быть сын?

- Вы скажите, что мне делать, когда он буйный? Если бить нельзя? – не унимался папа.

- Либо удалить его, либо убрать зрителей. Молча поднимите сына на руки и унесите подальше. И только когда успокоится, беседуйте и воспитывайте. Кричать и бить не нужно, не поможет. Затаит обиду, вырастет и вас отдубасит. Это я вам гарантирую. Принцип сиамской кошки.

А мальчонка мне понравился. Он честно признался, что не способен руководить своими приступами агрессии. Пришлось учить его альтернативе драки.

- Ты пробовал поколотить подушку? Как-то устройте с папой бои подушками. Хорошо разряжает.

- А в школе? – уточнял Сашка.

- В школе? Порычи, как лев, потопай ногами, вырви листик бумаги и в уголке где-то разорви его на мелкие кусочки. Не бойся, что будут смеяться, зато ты победишь в себе зверя.

Конечно, не скрою, самый большой процент обращений к психологу – это помощь в компьютерной зависимости. И здесь родители проявляют весь свой потенциал фантазии.

- Что делали? – спрашиваю, чтобы знать, какой косяк еще и после них исправлять.

- Сначала поставили пароль, но он как-то вычислил, долго радовался, что хакер, потом удалили игрушки… Затем напугали тетиной близорукостью…

- Чем еще пугали?

- Слепотой, что компьютер выбросим…

Вот как тут можно работать, если поверх композависимости еще кучка фобий любимыми родителями сформирована?

Есть ситуации, когда ребенок совершенно не требует психологической помощи, но ее требуют родители.

- В чем проблема?

- Тащит в дом животных!

- Прекрасно. Ваша дочь хочет  что-то живое и родное, верное и мягкое, - не вижу проблемы.

- Но у нас  однокомнатная, а уже живут три котенка и собачка Жук.

Говорю с девочкой (ангел во плоти) и она рассказывает, что всех подобрала, потому что они нуждались в помощи. Объясняю, что существуют приюты для животных, ведь жилищные условия не позволяют зверинец устроить. Выясняем, что в деревне живут бабушка с дедушкой. Договариваемся отвезти котов в деревню, а песика ( он любимец, без него – никак) оставляем, потому что у ребенка должен быть четвероногий друг. Мама благодарит, ребенок доволен, бабушке тоже коты пригодятся с мышами разбираться.

- Катерина Андреевна, Ладочка отказывается петь, но у нее такие прекрасные данные,- сокрушается мама. Разговариваю с мамой и выясняю, что та сама хотела петь, но слуха не было, теперь реализовывает себя через дочь. А дочь хочет рисовать.  И у нее это очень хорошо получается, а главное – нравится.  Чтобы решить эту проблему, достаточно убедить маму, что она занимается ерундой.

- Грызет ногти! – все чаще сталкиваюсь с этой проблемой.

- Кто-то еще грызет в семье?  - не скрою, я сама потомственный грызун: бабушка грызла, мама грызла, я грызу, Евку вроде пронесло. Когда моя мама забила тревогу: « Что делать? Куда бежать? Чем мазать? Горчицей? Чесноком? Зеленкой? Лаком? Или еще чем нехорошим?», бабушка охладила пыл:

- Угомонись! У нас в роду все грызут. Ничего страшного. Не смертельно. А дите насиловать не гоже. Чай не фашисты… Пусть кушает ногти на здоровье, на маникюре экономия.

- Мама, ногти аппендицит забьют, - на своем горьком опыте мама знала, в 20 лет ей вырезали аппендикс.

- Не ногтями, так еще чем  тот аппендицит забьется. Не делай муху слоном. Не перестанет она ногти грызть, можешь и не стараться. Займись чем поважнее, - вот как сейчас помню эти бабушкины слова. С тех пор прошло много лет, мне действительно вырезали аппендицит, я начиталась психологических статей на тему «Почему грызут и что делать?» и убедилась – бабушка была права: родовые грызуны неизлечимы, это генетическое явление. НО есть психологические грызуны. Для них грызть – это разрядить психологическое состояние. Таким нужно переключать   внимание, когда грызет: полепить из пластилина, из теста сделать фигурки, повертеть змейку, сделать симпатичное оригами из бумаги. Маленьким подсунуть грызлик. Типа грызть можно, но не ногти. Пусть будет морковка. Полезный грызлик.
Если ребенок маленький, мы с ним играем в зайцев. Я предварительно беру из дому  много морковок, очищаю и  мы грызем на время, любуемся следами от зубов, приходится оговорить, как это  полезно грызть морковку, зайцы ведь не дураки, такой харч  себе выбрали.

Если ребенок постарше – тактика  меняется:

- Машенция, я тебе покажу, как можно красиво накрасить ногти. Это называется французский маникюр, - и подсунула девчонке ( на мурзилке написано – модница раскрасавица) картинку с обалденно разрисованными ногтями, длиной  сантиметров так два или три.

- Вы? Мне? А можно? – глаза блестят, процесс пошел. Выдерживаю паузу, прошу посмотреть внимательно на картинку и подвожу к выводу:

- Тут один нюанс – ногти должны быть длинные, а у тебя короткие. Ты их с недельку отрастишь – и придешь. Разрисуем.

Девчонка неделю ходила в перчатках, чтобы не грызть. А я ей потом разрисовала их так красиво, что сгрызать такую красоту ей  было жалко. Вот типа так и работаем.

Главное не обижать детей, говоря, что их проблемы мелкие и несерьезные. Это нам, взрослым, кажется, что веснушки – это ерунда. На уровне девочки –пятиклассницы, влюбленной ( само собой тайно в старшеклассника) – полный коллапс, находящийся в плоскости «жить или лучше помереть, чтобы всем было плохо, а мне по фиг».


Продолжение


Рецензии
Ой, Ксения, советы так были нужны в детстве. Сколько неразрешенных проблем там осталось, которые казались трагедиями.
С теплом,

Любовь Голосуева   01.12.2019 07:30     Заявить о нарушении
Совершенно с Вами согласна)

Ксения Демиденко   01.12.2019 15:01   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.