Методы планирования персонала

Василина Бабковская
Выдержки-миниатюры из моего учебника "Розничный персонал от А до Я", который можно приобрести в любом интернет-магазине ("Озон", "Лабиринт" или на сайте издательства "Инфра-Инженерия").




При планировании потребности персонала, применяются различные методы (способы), которые могут использоваться как самостоятельно, так и комплексно.



Рассмотрим их подробней:

- МЕТОД ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ (Зиждется на мнении специалистов, руководителей структурных подразделений, на их интуиции и профессиональном опыте. Не самый точный метод, вследствие высокой степени субъективности, хотя довольно широко используется);

- МЕТОД ЭКСТРАПОЛЯЦИИ  (Один из самых простых, заключается в  проекции сегодняшней ситуации в будущее. Подходит для краткосрочного планирования в период стагнации компании. В России больше популярен метод скорректированной экстраполяции, когда в расчёт берутся внешние факторы: рост цен, уровень инфляции и т.д.  );

- НОРМАТИВНЫЙ МЕТОД (Принимаются в учет нормы затрат разных ресурсов на единицу продукции.  Зная нормативы выработки и планируемые объемы продаж, можно подсчитать численность необходимого персонала);

- МЕТОД КОМПЬЮТЕРНОЙ МОДЕЛИ (Комплексный метод, представляющий набор математических формул, включающий в себя и экстраполяцию, и экспертные оценки, и всевозможную динамику. Это наиболее точный из прогнозов, однако, применяется не часто, в силу высокой степени сложности при исчислении);

- БАЛАНСОВЫЙ МЕТОД (Базируется на взаимодействии ресурсов и нужд в рамках планового периода).



В итоге, планируя потребность персонала нужно всегда принимать во внимание следующие данные:

- процент  текучести персонала (для розницы нормой будет 30-40%);

- результаты оценочных (аттестационных) процедур (наверняка будут не сдавшие аттестацию);

- количество декретных отпусков;

- фактор сезонности (летом, как правило, происходит отток торгового персонала, особенно данное явление, характерно для южных регионов России);

- «потеряшек» (тех, кто устроился на работу, а потом «потерялся» и на связь не выходит).



В разных магазинах одной и той же сети процент текучести может быть разным.
Средняя «продолжительность жизни» продавца-консультанта составляет примерно полтора-два года (речь идет о высококвалифицированном персонале, работающим в сетях, которые используют консультационные услуги для продвижения своих товаров).
 
Средняя «продолжительность жизни» в сетях использующих низко квалифицированный  персонал (продавцы-грузчики) гораздо ниже (до года)). 
Средняя «продолжительность жизни» менеджера торгового зала (администратора) колеблется от двух до четырех лет.

«Продолжительность жизни» - это среднее количество времени, которое сотрудник отработал в компании в одной должности.