И вальсы Шуберта под хрусты трёх аккордов

Алла Авдеева
Посмотрела 13 августа по телевизору концерт – соревнование  «Три аккорда». Интересная музыкальная программа, есть песни на разный вкус, все певцы и актеры стараются. Жюри, как водится, придирается. Вика Циганова кокетничает и манерничает. Александр Новиков предельно суров, даже ворчлив. Шуфутинский спокоен и непроницаем. Розенбаум старается быть объективным. И тут Глеб Матвейчук запел: «Как упоительны в России вечера». Песня, на слова Виктора Пеленягрэ, была одно время очень популярной, а потом многим надоела и разонравилась. 
«Балы, кpасавицы, лакеи, юнкеpа
И вальсы Шyбеpта, и хpyст фpанцyзской бyлки…»
Голос у Глеба Матвейчука сильный и красивый, кажется, что любую песню он исполнит с блеском. И тут кто-то из жюри говорит: «Оценку снижаю, так как французская булка не хрустит. А Шуберт, как известно, вальсы не писал»  И никто в телестудии не возразил, ни другие члены жюри, ни ведущий, ни сам певец, ни музыканты.
Позвольте не согласиться. Неужели главный куртуазный маньерист так ошибся, дважды в одной строке?
Я не кулинар, но думаю, что во Франции, стране с богатыми кулинарными традициями, хлеб бывает разный. Каждый из нас покупал в хлебобулочных киосках французский багет длинный и тонкий, мягкий внутри, с золотистой и хрустящей корочкой. Изобретение багета, любимого хлеба парижан, оспаривают друг у друга хлебопеки Франции и Австрии. Но багет, он вытянутый, длинный, а булка круглая, шарообразная. Надо так понимать, что пекари Франции умеют только длинный хлеб с хрустящей корочкой выпекать, а круглый или другой формы с хрустящей корочкой не освоили. Бриошь и круассан, и прочие рогалики хрустеть корочкой не  могут по определению и указанию жюри. А я то думала, что повара Франции могут любые хлеба испечь! Или с хрустом у жюри ассоциируется скрип песка в плохо просеянной муке? Может быть экспедицию во Францию отправить?
Другое утверждение, что Шуберт вальсы не писал, ещё интереснее. Я не заканчивала музыкальной школы, нот не знаю и потому не стала бы так уверенно утверждать, что не писал. Шуберт – немецкая фамилия. Вальс был народным немецким танцем. С начала девятнадцатого века трудно найти немецкого или австрийского композитора, хоть раз не написавшего вальс.
Как музыкально неграмотная, заглянула в Википедию, в Интернет  и нашла, что сочинил Франц Шуберт свыше 400 танцев  в том числе вальсы, некоторые из которых можно скачать в сети. У двенадцати вальсов можно скачать ноты.
На вечерах «шубертиадах» участники танцевали и Шуберт импровизировал. Его вальсы были необычны, сложны и предвосхитили вальсы Шопена. На некоторых партитурах Шуберт своей рукой написал – вальс.
Узнала также, что вальс Евгения Доги из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» путают с венским вальсом Шуберта. Поскольку с приходом магнитофонов любовь к живой музыке сошла на нет, исчезли из домов музыкальные инструменты и умение играть на гитаре, баяне, аккордеоне. Пианино и рояли вымерли, как мамонты. Нотную запись мало, кто прочесть сможет.
Классическую музыку по радио почти не передают, её место занято рекламой. От радиоточек поспешно отказались.
Наверное члены музыкального жюри решили, что Шуберт вальсы не сочинял, потому, что не услышали эти вальсы в студии «Трех аккордов». Партитур никогда не видели. А если знали, что сочинял, почему промолчали? Так сойдет, «пипл хавает». Или уверены, что музыкально образованные люди эту передачу все равно, не смотрят? Музыкальные передачи должны просвещать, а не запутывать или от трёх аккордов полтора останется.