Аст Бальтазар. Натюрморт с архитектурой

Ольга Сергеева -Саркисова
   
Посещая музеи, галереи, мы часто мельком проходим мимо очаровательных натюрмортов, думая слишком легкомысленно и просто о них: -"Красиво!"- и всё. Обычно, на этом исчерпав свою оценку увиденного. Это поверхностное суждение, так как за каждым натюрмортом уж непременно стоит история, часто необычная, судьба, и если ты знаешь, как прочитать каждую деталь в нём, то можно многое узнать о художнике, о том времени, о проблемах тех, кто жил в ту эпоху, потому что художник – это фильтр, да ещё необычный, со своим неповторимым   "Я", он чувствует самое главное, может быть ещё только зарождающееся, и в своей работе посылает свой опыт и знания в будущее, как месседж в виде картины. Многие не умеют чувствовать настроение, атмосферу, воздух в работе, выделять главные и второстепенные детали, поэтому замечают только то, что на поверхности - цвета, яркие пятна- "красивые цветочки!" - это я от многих зрителей слышала. Что они знают о натюрморте?  К сожалению,- очень немного. И совсем не помнят, как называли натюрморт раньше - «мёртвая натура». Во мне это всегда вызывало протест. Думаю, что любой натюрморт требует более глубокого рассмотрения и изучения. Вот и Бальтазар тоже заслуживает более трепетного отношения к своим натюрмортам. 
    Аст Бальтазар -известный нидерландский художник, который стоял у истоков создания такого интересного и говорящего жанра, как натюрморт. Во всех натюрмортах он был верен себе- всегда работал с первым планом и старался чтобы всё детали были написаны по отдельности и не перекрывали друг друга. Натюрморт с цветами и раковинами на фоне архитектуры является исключением из его правил. Это единственная работа Бальтазара, где дан такой второй план и перспектива. Здесь он вводит новый элемент в натюрморт – архитектуру. Бальтазар ван дер Аст учился живописи у своего шурина, мужа сестры Амброзиуса Босхарта, и ,забегая вперёд, скажу, что превзошёл своего учителя. Аст также писал натюрморты с цветами, хотя его композиции были более сложными, чем у учителя. Рассматриваемый натюрморт меня просто восхитил и заставил о многом задуматься.
В этом натюрморте он поместил два букета напротив прекрасного фона - здания с архитектурой эпохи Возрождения, которое, вероятно, было нарисовано Бартоломеусом ван Бэссеном или ещё кем-то , кто рисовал только архитектуру. Почему другим художником? Это был цеховой метод- одни писали цветы, другие птиц, третьи фрукты, четвёртые рыбу, пятые - всё остальное насекомых,раковины серебро и т.д.. И каждый в своём направлении добивался высшего мастерства, непревзойдённого исполнения.   
   Эта асимметричная картина является слишком большой для натюрморта, её почти квадратный формат - редкое явление в голландской живописи 17-ого столетия. Тем она и интереснее. Художник раздвигает рамки общепризнанного размера пространства картины, и делает свой шаг в искусстве, свой выбор.
   Попробуем прочитать его послание будущему. Бальтазар, как и все голландцы, работал в стиле "замаскированной символики," и по этой работе видим, что он был обеспокоен тем, что происходит вокруг него...он прозорлив, как и любой художник, у него своё чутьё срабатывает на природу и человека, их взаимоотношения.
На картине всё разворачивается на фоне архитектуры - она на втором плане. На первом мы видим две полки - его излюбленный приём. Верхняя полка, скорее всего, рассказывает о бурной жизни, полной страстей, удовольствий и любви богатого человека. Здесь даже два букета! Полное изобилие и беззаботность процветают на полотне, всё говорит о роскоши и расточительности, если мельком пробежать глазами...- букеты очень дорогие, стоили целые состояния в то время. На несколько луковиц тюльпанов можно было купить несколько домов, приобрести недвижимость, но похоже, что заказчику уже не нужны ни деньги, ни богатства.... Ваза у второго букета уже напоминает чем-то урну для праха, и в дополнении к этому, мы замечаем грустный знак - цветок белой лилии, символ потерь и смерти, да и розы- символы телесной страсти, тоже поникли, склонили свои ещё пока прекрасные "головы", ещё и маки- символы забвения, чуть увядшие дополняют эту картину. Особо хочется сказать об Аквилегии. Она заработала себе весьма дурную славу, и в обобщённом виде может значить- оскорбление, вызов. Так воспримут подарок с этими цветами американцы, ведь аквилегия по их представлениям олицетворяет женскую неверность, что осуждается обществом, и такой букетик –презент женщине, может наделать много шума, поставить её в неловкое положение, и быть понят, как грязный намёк на женщину дурного поведения. В скандинавских странах аквилегия атрибут богини любви и плодородия Фреи. Ну,а где любовь,страсть и разные чувства, там и  возникают различные проблемы,последствия. Известно, что настойками из семян аквилегии пользовались различные маги, колдуньи, повитухи, они очень широко практиковали "свою медицину" в Средние века и успешно попадали за это безбожное дело на костры, и в Возрождение, как венценосными особами, так и простым людям пригодилось это зелье, используя его для прерывания беременности, и избавления от внебрачных детей. Так как в браке рожали столько, сколько Бог даст, и было не принято избавляться от детей, зачатых в браке. Поэтому этот цветок стали связывать с темой плотских удовольствий, соблазна, запретной любви, домогательства. В Европе смотрели на него, как на атрибут особой чувственности и сексуального влечения- развлечения. Но и растение, и любовь могут как исцелить от ран, в том числе от любовных, так и убить… Эти цветы известны издавна, и слава их далеко неоднозначна. Их изображение есть на многих средневековых картинах, где они иногда символизировали даже Святой Дух. С латыни аквилегия-значит «Орел». Видимо название цветок получил из-за загнутых шпор, напоминающих когти орла. Аквилегию упоминали многие поэты и Шекспир, в своих произведениях под английским названием «Коломбина», а на этой картине они уже почти увядшие, и ещё пытаются намекнуть на что – то из последних сил. Их не дарили женщинам, это считалось дурным тоном и плохой приметой. Нас настораживает эта символика и приглашает к раздумьям. Как трактовать здесь это растение. Воля ваша...
 А вот на второй, нижней полке, которая ближе к бренной земле- уже другая картина, видим самую большую раковину -это Харония нодифера-Рог Тритона. Когда -то она пела о любви, но прошло время и песня её изменилась, и вот её скорбный звук уже провожает в последний путь человека прощальной песней, своеобразным реквиемом. Два Конуса внизу в углу слева- смертельно опасное орудие жизни- предупреждение об опасности и смерти. Все раковины на полке без моллюсков, пусты -как пустеющие дома, говорят об одиночестве и подступающей старости. Некоторые листья и плоды подгнили, и привлекают запахом неприятных насекомых - назойливых мух...символы зла, грязи и разложения, эти насекомые по всей картине. Вот и ящерка символ изворотливости, предательства и знак дьявола тут же. В жизни бывает всё-хочет нам сказать художник,- и потери, и предательства, и приобретения. Постоянно идёт борьба добра со злом. Как всё быстро меняется и говорит о быстротечности жизни и бренности мира.
    Архитектура на втором плане, когда-то роскошная, помпезная даже на первый взгляд, предстаёт уже, как развалины и похожа скорее на склеп, дом скорби, чем на жилое помещение, где есть тепло и жизнь. Пустые глазницы окон красноречиво говорят об этом...Окно в другой мир открыто...я бы прочитала, что для четверых, да ещё и из богатого, известного семейства.
      Вот и герб знатного семейства, и место для эпитафии над входом в склеп под фризом. Она ещё не написана, но...жизнь проходит мгновенно, и всё быстро меняется. Ложные колонны с лепниной и восьмиконечные звёзды, украшающие здание, отсылают нас к древней астрологии и геральдике. Восьмеричная символика, как божественный астральный знак, обозначает вечность и стремление. Восьмиконечная звезда в разных учениях- октаграмма указывает на символ гармонии духа и материи. Изображение такой звезды рассматривается как два квадрата, которые под углом наложены друг на друга, ассоциируется с давних времен как равновесие, основательность и относится к символу пропорциональности. Восьмиконечник   рассматривается и как два креста, совмещенные по центру, которые являются основой мироздания. Символ «звезда» с восемью лучами – распространенный орденский знак во многих государствах. Это символ бесконечности, символ Вифлеемской звезды, знак православия и девы Марии, его встречаем на её одежде.
   Восточная философия дает объяснение слиянию двух крестов, как закон кармы, которая представляет семь воплощений человеческой души, а восьмой луч – попадание в рай. На этой звезде ещё и сделан барельеф квадрата, а символика квадрата с древних времен отождествлялась с пропорциональностью, равновесием и постоянством. С квадратом связано число 4, которое считается божественным проявлением в структуре мироздания.А на Востоке они боятся этого числа, у них оно- число смерти, и не дай Бог там родиться 4-го числа,запишут всегда другим числом, чтобы избежать неприятностей. Здесь квадраты, чтобы указать именитые фамилии и имена рода. Это ещё и знак тамплиеров. Вот что рассказывает нам полотно Бальтазара. Одно окно уже запечатано- значит, уже есть потери в этом роду.Очевидно самый уважаемый ,главный человек рода,уже покинул земной предел. Смерть готовит и украшает себе ложе.
Архитектура и щедрые дары фруктов, цветов говорят об этом. Похоже, что в жизни человека было всего в изобилии, но, и у него она пролетела мгновенно...От смерти не откупишься. Всё проходит и это уйдёт, канет в Лету. Это место всё больше напоминает кладбище. Да, и невысокая стенка, которая разделяет архитектуру на заднем плане и дары на переднем плане, читается как линия между жизнью и смертью...
   А цветы и фрукты - это лишь дань прошлой жизни,тень былого, приятные воспоминания о ней, память...и бабочка, порхающая над всей этой бывшей роскошью,- символ бессмертия души - так что пора...пора думать о душе! - вот ключик к картине. Вот что мы можем прочитать на радостном, на первый взгляд, полотне Бальтазара. Как и любой художник он думал не только о жизни, но и о смерти, о быстротечности времени...оценивал единственность каждого мгновения жизни. Конечно, жизнь- праздник, но и он идёт уже к закату. Похоже, Бальтазар знал цену всему и говорил об этом своими работами.
04 .08.2017