Традиции воинской славы в истории Земли Вятской

Алексей Фоминых
Так случилось что работу над этой статьей я начал 8 ноября – символичная дата в календаре церковном и  историческом. Именно в этот день церковь вспоминает святого великомученика Дмитрия Солунского. Память Святого Димитрия Солунского издревле связывалась на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества!
Во времена Римской империи 1711 лет назад , в один из самых жестоких периодов гонения на христиан в 305 нашей эры,  тайный христианин Димитрий был назначен проконсулом Фессалонийской области. Император Максимиан потребовал от него истреблять христиан. Димитрий же, напротив, стал искоренять языческие обычаи, а язычников обращать к христианской вере. Вскоре императору донесли, что Димитрий — христианин. Готовясь к смерти, великомученик раздал свое имущество бедным, а сам предался молитве и посту. Вскоре его схватили и бросили в темницу. По приказу императора святой Димитрий был убит в 306 году.
Святой Димитрий Солунский изображается на иконах в доспехах, с копьем и мечом в руках – образ благородного и смелого воина вдохновлял многие века защитников Отечества на самоотверженное служение.
В Вятской губернии верующие, тоже возносили молитвы к этому святому о своих родных находящихся на военной службе. Уходящим в армию,   родители дарили маленькие медные образки, с изображением покровителя православного воинства.
Родные надеялись, что святой Димитрий,  убережет их близких от несчастий, поможет в трудную минуту боя. А ратного опыта у наших земляков с древнейших времен – было не мало.
Одно из самых значительных событий Российской истории произошло 8 сентября 1380 г. Войска московского князя Дмитрия Ивановича и его союзников выступили против полчищ собранных Золото- ордынским темником Мамаем . Сражение вошло в историю под именем  Куликовской битвы.
За несколько лет до этого исторического события 11 августа 1378 года войска князя Дмитрия нанесли сокрушительное поражение монголо-татарскому войску под предводительством мурзы Бегича в битве на реке Воже.  Князь
московский Дмитрий отказался от повышения уплачиваемой Золотой Орде дани. Мамай собрал новое большое войско и двинул его в сторону Москвы.
Ободренный многочисленностью своей рати – пишет историк Николай Карамзин – Мамай призвал на совет всех князей ордынских и торжественно объявил им, что идет по древним следам Батыя, истребить государство Российское. Сказал он в гневе «Да будут пеплом грады их, веси и церкви христианские! Обогатимся русским золотом» 
Словно черная грозовая туча наплыла на Русь разноплеменная рать,  жаждущая наживы и победы.
Чувствуя ответственность за спасение Отечества,  возложенную на его плечи, перед выступлением в поход Дмитрий Иванович побывал у святого преподобного Сергия Радонежского, который благословил князя и все русское войско на битву с сильным и опасным врагом.
Большую помощь москвичам оказали Псков, Переяславль-Залесский, Новгород, Брянск, Смоленск и другие русские города, правители которых прислали князю Дмитрию войска.
Были ли среди ратников наши предки – вятчане?
 История пока не дает однозначный ответ. Но есть отдельные факты позволяющие предположить участие вятчан в Куликовской битве.
Интересную версию на этот счет выдвигает священник, писатель и известный краевед Александр Балыбердин в статье посвященной истории улицы Стефановской, что в старой части города Вятки, а ныне Кирова.
Рассказывая о  древней Стефановской церкви, отец Александр отмечает, что два святых во имя которых  были освящены пределы храма - преп. Стефан Пермский  (1396) и преп. Сергий Радонежский (1392) - были современниками.
Преподобный Стефан Пермский, который в конце XIV века в отсутствие самостоятельной Вятской епархии был, пожалуй, самым авторитетным и деятельным миссионером в пределах Вятских и Великопермских земель. Святой Стефан подобно Сергию Радонежскому мог благословить вятских ратников на помощь московскому войску. 
А вятчане в те годы славились своим ратным искусством –не раз от их набегов укрывались в степях золотоордынские мурзы. Не раз с ходу вятские воины атаковали и столицу Орды - город Сарай. Это были сильные и суровые воины – знавшие и судоходство и военные хитрости. Воинская слава Вятских ушкуйников достигала  иных земель и вошла в историю государства Российского.
Наиболее авторитетный знаток вятской древности, профессор А.В. Эммаусский, подробно описывая участие вятчан в набегах на ордынские города и крепости, не говорит ни слова об их участии в Куликовской битве, после которой, наступил перелом в борьбе с ордынским игом. Однако, и о том, что вятские воины в этой битве не участвовали, он тоже не говорит. Это означает, что историк не располагал надёжными источниками информации (прежде всего письменными) и потому оставил этот вопрос без комментариев.
Однако,  признаем, что в середине XVIII века, когда строился Стефановский храм, вятские епископы, владевшие прекрасной библиотекой древних рукописей, вполне могли располагать подобными сведениями.
Эта версия тем более вероятна, что как отмечает протоиерей Александр Балыбердин - на взгорке за «Засорным оврагом»  в 1746 году началось строительство нового каменного храма с центральным престолом во имя Донской иконы Божией Матери и тёплым приделом в честь преп. Стефана Пермского. Известно, что Донская икона  прославилась заступничеством Божией Матери за русское воинство в Куликовской битве, благословение на участие в которой святой князь Дмитрий Донской получил от преп. Сергия Радонежского.
 Если мы вспомним , что на Руси исконно –память погибших защитников Отечества или славные даты истории принято было увековечивать не возведением монументов и памятников , а строительством храмов – то можно предположить , что на Вятке в 18 веке таким образом увековечили память предков воевавших вместе с другими русскими воинами против  ордынского ига.
Пожары,  частые в древней, полностью деревянной  Вятке уничтожили не мало книг и манускриптов,  хранившихся в церквях и монастырских книгохранилищах – поэтому вполне вероятно, что наши предки знали о прошлом то,  что для нас, сегодня является тайной. Возможно,  со временем все-таки,  будут открыты новые источники по этому периоду вятской истории,  и мы сможем узнать не только о факте участия в Куликовской битве выходцев c Вятки  - наших земляков, но и их имена.
При этом мы должны помнить – что первое упоминание Вятской земли в общерусских летописях относится к 1374 году. И связано с походом новгородских ушкуйников на Волжскую Болгарию, входившую в то время в состав Золотой Орды. "В лето 6882 (1374) идоша на  низ рекою Вяткою ушкунцы разбойницы, 90 ушкунцев, и пограбиша Вятку и шедше взяша Болгары". Такой рейд по тылам Золотой Орды должен был существенно ослабить золотоордынцев и лишить их возможности собрать мощное войско. А вот фраза «пограбиша Вятку» означает нападения ушкуйников на поселения и крепости подчиненных орде местных князьков –плативших дань хану – что тоже ослабляло силы завоевателей. Впоследствии , накануне Куликовской битвы Вятка становиться своеобразной «военной базой»  для нанесения таких «точечных ударов» по силам и ресурсам Золотой Орды.
 8 сентября 1380 года начавшееся сражение лязгом оружия и звоном разбитых под ударами булата доспехов разорвало в клочья мирную тишину лугов на южном берегу Дона,  так начиналась битва на Куликовом поле. После нескольких стычек передовых отрядов перед войсками выехали от мамаева войска –  великан-печенег Челубей, а от русского – инок Пересвет, и состоялся поединок, в котором они оба погибли.
После это грянула жаркая и жестокая битва – таких сражений и бывалые воины не могли припомнить на своем веку! Русские полки шли в бой под знаменем с золотым изображением Иисуса Христа.
Николай Карамзин так описывает начало битвы: «На пространстве десяти верст лилась кровь христиан и неверных. Ряды смешались: где то россияне теснили моголов, где то моголы россиян. С обеих сторон храбрые падали на месте, а малодушные бежали: так некоторые московские неопытные юноши - думая, что все погибло – обратили тыл. Неприятель открыл себе путь к большим или княжеским знаменам и едва не овладел ими. Верная дружина отстояла их с напряжением всех сил».
Куликовская битва закончилась победой русских войск во многом благодаря военной хитрости: в расположенной рядом с полем боя дубраве спрятался засадный полк под командованием князя Владимира Андреевича Серпуховского и Дмитрия Михайловича Боброка-Волынского. Темник Мамай основные усилия сосредоточил на левом фланге, русские несли потери, отступали и, казалось, что их ждет неминемое поражение.
Но в это самое время в Куликовскую битву вступил засадный полк и ударил в тыл ничего не подозревающим ордынцам. Этот маневр оказался решающим: войска Мамая были разгромлены и обратились в бегство. 
Историк Лев Гумилев в книге «От Руси к России» приводит колоссальные цифры потерь на поле боя: « Победа была одержана, но потери русских оказались очень велики: из 150 тысяч человек в строю оставалось 30 тысяч, 120 тысяч погибло или было ранено. Однако жертвы эти не были напрасны…Суздальцы, владимирцы, ростовцы, псковичи пошли сражаться на Куликово поле как представители своих княжеств, но вернулись оттуда русскими, хотя и живущими в разных городах.»
Куликовская битва, пока еще не освободила  Русь от монголо-татарского ига, но создала предпосылки для того, чтобы это произошло в будущем. Кроме того, победа над Мамаем значительно усилила Московское княжество. И русские люди от воеводы до самого молодого воина – поняли , и осознали,  что они способны бить врага только объединив свои усилия , только всем миром, соборно, с молитвой на устах и любовью к Родине в сердце!
После разгрома в сражении на Куликовом поле в сентябре 1380 г. темник Мамай бежал в Крым, где по одной версии был убит генуэзцами, по другой – его убили по приказу действующего правителя Золотой Орды  хана  Тохтамыша.
….Три года минуло с той ожесточенной битвы, в которой русское воинство защитило свое Отечество от разорения и уничтожения.
«В лето 6891 от сотворения мира, или в 1383 году по Рождестве Христовом при державе благоверного и великого князя Дмитрия Иоанновича Московского и всея Руси (Дмитрия Донского) бысть сие преславное явление. В 50 верстах от реки Вятки явилась на пустом месте в чаще леса на берегу
реки Великой чудотворная икона Святителя Николая Мирликийского» – сообщает рукопись «Повести о явлении Чудотворного образа Святителя Николая на Великой реке». 
Устное предание сообщает -  крестьянин Агалаков проходивший поблизости в лесу заметил свет как бы от множества свечей  - когда он пробрался через чащу к чудесному свету,  то узрел у источника образ Святителя Николая. Много чудес сотворилось на вятской земле по молитве верующих у этой чудотворной иконы. На реке Великой была выстроена деревянная церковь во имя святителя Николая, где и пребывал образ.
Но небезопасно было оставлять святыню в местности глухой и беззащитной. В те времена на Вятскую страну часто нападали воины ордынских  улусов . Жители Вятки – получив извещение об опасности – угрожавшей новоявленной святыне, были весьма встревожены и собрались на общее совещание и всенародным советом порешили,  перенести икону с реки Великой в град Вятку.
Жители Вятки  наложили на себя пост, дали обещание каждый год, в мае месяце (по ст.стилю), ходить с чудотворным образом на Великую реку на место явления его. А при возвращении с Великой реки – делать встречу чудотворному образу за пять верст до града Вятки на месте,  называемом Филейкою – в самом городе встречать его всеми жителями.
Именно так повествуется о начале  Великорецкого крестного хода в старинной книге «О Великорецкой Чудотворной иконе Святителя Николая Архиепископа Мирликийского находящейся в Вятском Кафедральном соборе» изданной в Вятке в 1909 г.
И если пока не найдено твердых  свидетельств об участии вятчан в сражении на поле Куликовом - сегодня у нас есть древняя и известная на всю Россию духовная традиция Великорецкого крестного хода – зародившаяся во времена правления Великого князя Московского и всея Руси Дмитрия Иоанновича – Донского.
За подвиги защиты Отечества, за защиту Веры Православной князь Дмитрий Донской (1350-1389)  был причислен к лику русских святых на Поместном соборе Русской Православной Церкви, проходившем в Троице-Сергиевой Лавре 6-9 июня 1988 года. В служении Церкви, патриотических трудах Отечеству и народу в грозные годы вражеского ига князь явился истинным сыном своей страны. Он защищал веру Христову, основывал многие монастыри, строил храмы и оказывал благотворительную помощь бедным.
Вятчане сохранили обет, данный в стародавние времена – каждый год десятки тысяч паломников со всего Мира участвуют в Великорецком крестном ходе, одном из старейших в истории России. Традиция , возникшая в 14 веке,  через три года после победы русского войска на Куликовом поле  бережно сохраняется  на вятской земле и сегодня!
Несмотря на географическую удаленность вятской земли от мест, где проходили значительные битвы и сражения,  наши земляки принимали
участие во многих судьбоносных событиях определивших дальнейшую историю страны.
Так, вятские крестьяне и посадские люди принимали участие в ополчении Минина и Пожарского. Всеми силами,  приближая окончание Смуты.  Вятка совместно со всеми городами севера принимала активное участие в борьбе против засевших в Тушине польских интервентов. В марте 1609 года в Хлынове было сформировано земское ополчение, которое двинулось к Вологде на соединение с ополчениями других городов. Ополчение совместно с войсками князя Скопина-Шуйского сняло осаду с Москвы и вынудило Лжедмитрия II к бегству в Калугу. Вятский полк под началом воеводы Ивана Мансурова входил в состав первого народного ополчения 1611 года. Впоследствии оба эти отряда вошли в состав народного ополчения Минина и Пожарского.
После изгнания интервентов из пределов России жители Вятки приняли активное участие и в Земском соборе 1613 года по избранию нового царя. Четверо из них подписались под избирательным списком,   отдав свои голоса,  за  Михаила Федоровича Романова – это Путило Рязанцев, пушкарь Пармен Афанасьев, архимандрит Трифонова монастыря Иона и протопоп Хлыновского собора Павел.
Закончилось смутное время,  на престол взошел юный царь Михаил Федорович. Началась эпоха правления династии Романовых. Вятчане в этих событиях показали себя не только как отличные воины, но и как ответственные граждане  участвовавшие в политической жизни страны и отдавшие свои голоса за независимость и самостоятельное развитие своей страны. За сохранение русской самобытной культуры и Православной веры.
Каждое столетие над нашей страной нависала грозная туча иностранных захватчиков. В 18 веке это была Швеция и Карл XII. Но Россия выстояла и победила!
А шведы действительно смогли поближе соприкоснуться с русской глубинкой – на вятскую землю они попали в качестве пленных и даже основали свое село, где долгое время проживали мирными трудами рук своих.
В 19 веке новая черная туча надвигалась с Запада к рубежам России.
24 июня 1812 года 600-тысячная наполеоновская армия вторглась в пределы России. На пути армии «двунадесяти язык» (как в церковной традиции принято называть армию Наполеона, ведь если честно это не была французская армия – это была объединенная армия всей Европы, в состав которой входили испанцы, австрийцы, итальянцы, германцы, бельгийцы и т.д. ) города и села превращались в руины и пепелища. Вновь встал вопрос о существовании государства Российского, быть или не быть!
Русские войска насчитывали около 210 тысяч человек. В этот грозный момент истории русская армия оказалась разделена на три части,  которые вынуждены были отступать вглубь страны.
И вновь наши предки как один, встали грудью на защиту своей Родины. С самого начала война приобрела народный характер и получила название Отечественная! На оккупированных землях создавались партизанские отряды из крестьян и горожан.
В губерниях не занятых неприятелем осенью 1812 года стало собираться народное ополчение. Когда был объявлен набор в народное ополчение, вятчане изъявили полную готовность встать в ряды ополчения и многие из них поспешили записаться добровольцами.
В вятской губернии в ополчение было зачислено 830 человек, из них 733 пеших, 97 конных. Народное ополчение поступило в распоряжение командующего русской армией фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова.
Численность всего ополчения собранного из 16 губерний, составила около 200 тысяч человек. Число ополченцев почти достигло численности русской армии на июнь 1812 года! Ополчение Московской губернии храбро сражалось в Бородинской битве. Вятские ополченцы в это время находились в резерве командования. Проходили обучение и готовились вступить в бой.
Армия Наполеона простояла в Москве всего 35 дней. Со всех сторон ее окружали партизанские отряды, а к югу от Москвы в районе села Тарутина располагалась армия Кутузова. Французы испытывали острый недостаток продуктов, одежды , теплых вещей, медикаментов. Начались массовые заболевания, разрушилась воинская дисциплина, участились случаи мародерства и дезертирства. «Великая армия» Наполеона – разлагалась! Поняв безысходность своего положения, Наполеон решил оставить Москву.
Он рвался на юг – где надеялся найти продовольствие и ожидать подкрепления из Франции. Но русская армия не пропустила врага на юг. Потерпев поражение в боях под Тарутином и Малоярославцем , наполеоновская армия вынуждена была вернуться на разоренную Смоленскую дорогу и начать отступление на запад, превратившееся в настоящее бегство.
В 1812 году  местом формирования Вятского ополчения были намечены два города Вятка и Уржум.
В ополчение принимались мужчины от 17 до 45 лет, здоровые и пригодные к службе. Было определено обмундирование ополченца армяк и шаровары серого сукна, кожаный ремень с патронташем на 20 патронов и суконная шапка с латунным крестом и вензелем императора.
Ополченцы имели вооружение: для пехотинца – пика и ружье со штыком, для конного воина – пика, сабля и пистолет.
В архивных документах сохранились списки вятских ополченцев. Среди них мы найдем фамилии крестьян : Синцов, Кротов, Бехтерев, Целищев, Косолапов, Старостин, Смердов, Носков, Караваев, Бабинцев, Ситников, Лопатин, Желобов, Пенкин. , Мещан (городских  жителей) Куршаков, Зырин, Рукавишников, Царегородцев. Среди ополченцев были лица и духовного звания, например «причетник» (чтец, псаломщик) Архангельской церкви из
-9-
вятского села Кстинино ( ныне Свято-Троицкий храм в с. Кстинино),  Алексей Васнецов – предок знаменитых художников братьев Васнецовых, также ушел защищать Отечество от врагов в народное ополчение. Это далеко не полный список, наших земляков, добровольно вставших на защиту Родины в тяжелую годину. Жители Вятки,  в этом списке, непременно найдут знакомые фамилии,  своих друзей или родственников или даже свою родную фамилию. И в этом нет ничего удивительного –  все фамилии исконно вятские,  это наша история, это наши предки и их имена вписаны на славных страницах истории побед русского оружия!
Все национальности Вятской губернии , удмурты, мари, татары , также принимали активное участие в борьбе с наполеоновскими ордами. Сохранились документальные свидетельства о вступлении добровольцами в вятское народное ополчение татар живших в губернии. Так в городе Сарапуле записались добровольцами 6 человек  среди них Абдулвакит Сейфуллин и Петр Курбатов. Так ополчение становилось действительно всенародным.
Вятским ополченцам не пришлось сражаться с наполеоновскими войсками на своей родной земле. Наши земляки участвовали в заграничном походе русской армии,  главной целью этой операции был  полный разгром наполеоновских полчищ.
 В октябре 1813 г. ополчение принимало участие в осаде города Дрездена. Наполеон,  считал  его  «основным пунктом для противодействия неприятелю». Осада города велась под непрерывным обстрелом, вооружение ополченцев во многом уступало вооружению французских солдат, но как отмечают западные историки того времени «выказав врожденную им храбрость, русские сражались упорно».
Историкам удалось узнать, что в Дрездене вятские ополченцы взяли под охрану Дрезденскую картинную галерею и тем самым спасли сокровищницу изобразительного искусства мирового значения, от разграбления или поджога грабителями и мародерами.
Казанско-вятский полк в котором сражались– вятчане особенно героически проявил себя в бою 4 октября 1813 г., когда он наголову разбил французские части при местечке Лейбниц. За это сражение командир Казанско-Вятского полка подполковник Чичагов  был награжден золотой шпагой, а отличившиеся офицеры и ополченцы – орденами и медалями.
Только в мае 1815 года вятские ополченцы вернулись в свои родные места. Наши предки вместе со всем русским народом, мужественно и самоотверженно боролись против нашествия наполеоновской армии – мощнейшей военной силы того времени. Сражаясь в рядах армии и ополчения,  вятчане отстояли свободу независимость своего Отечества. Храбро проявили себя в заграничном походе 1813 -1814 г.г. и внесли свой вклад в дело освобождения народов Европы от наполеоновского ига. Мы можем гордиться их славными подвигами на поле боя ,  их благородством и бескорыстием.
В заключение, хотелось бы добавить еще один замечательный штрих к портрету наших земляков – именно в Отечественную войну 1812 года , впервые в Российской истории за храбрость на поле боя , Георгиевским крестом была награждена женщина! И это была наша землячка Надежда Дурова! Кавалерист-девица Надежда Дурова в тайне от отца,  бежала из города Сарапула в действующую армию, переодевшись в мужскую одежду, а Сарапул в то время входил в пределы Вятской губернии! И первую женщину Кавалера Георгиевского Креста мы тоже с полным правом мы можем считать нашей землячкой !
Что еще можно добавить к этим фактам? Примеров мужества и героизма среди наших земляков не счесть в российской истории. Но вернемся к началу нашего повествования – начав,  писать эти строки 8 ноября в день памяти святого великомученика Димитрия Солунского небесного покровителя воинов – защитников Отечества,  я обратил внимание на еще одно символичное совпадение. Именно 8 ноября 1943 года были учреждены Орден Победы и орден Славы имеющий три степени. Колодку Ордена Славы украшает «гвардейская лента» так ее называли во времена Великой Отечественной войны, а до революции ее называли и теперь мы называем «Георгиевской лентой». В этой награде за храбрость на поле боя, исторически соединились традиции прошлого,  настоящего и будущего! Сегодня в российской армии одной из самых важных, наград за личную храбрость вновь являются Орден св. Георгия Победоносца и знак Отличия ордена Георгиевский Крест!
История России  помнит  разные времена  и тяжелые - когда вопрос существования государства ставился быть или не быть.
И славные , такие как изгнание иностранных интервентов в 17 веке из Москвы и прекращение смуты,  Победа над наполеоновскими войсками и самое близкое для нас ,  Победа над фашистской Германией.
Все это страницы истории одного государства , которые не делятся по цвету или идеологии на отдельные фрагменты или эпизоды. Наша история, несмотря на все изломы и потрясения это одно неделимое , драгоценное в каждой детали, наследие предков. А патриотизм и любовь к Родине не абстрактные книжные слова,  а живое чувство,  воспитанное  веками  истории Государства Российского.