Часть 9

Катарина Эберманн
ЧАСТЬ 9


Сентябрь 1855. Вечером Мария и Мартин пошли в сад к Клаас Эпп, да именно в сад.
Клаас Эпп профессиональный сельскохозяйственный специалист, и он один из первых разбил в колонии Ам Тракт цветущий сад.  Сколько труда было сюда вложено, чтобы оживить кусок безжизненной степи, отвоевать и победить природу, дать ей новую жизнь. Господин Эпп сам провёл своих гостей по саду. Безусловно, было понятно, что не только труд был вложен, здесь везде видно, что без определённых знаний такого достичь было бы невозможно. По прибытии на место, Клаас Эпп первым делом достал из своего вагона семена. Он всю дорогу оберегал их, это была его меча развести в степи сад. Он привёз с собой посадки плодовых и дикорастущих деревьев. Семена акации, крымской липы и ели. Но на это требовалось много времени, и он любую свободную минутку бежал в свой сад, к своим любимым саженцам. В последствии, освоившись с местностью он увеличивал число и количество древесных плантаций. Мартин завёл на эту тему разговор с хозяином, который был доволен, что его сад произвёл впечатление на гостей, он предложил господину Эпп помочь им, чтоб вся колония расположилась в саду, а не сад в колонии. Было видно, что такое предложение понравилось хозяину. Домой молодые люди возвращались под впечатлением увиденного. Последнее время они видели лишь пустую степь, потом их посевы внесли разнообразие, а сейчас сад в степи. Да кто мог о таком подумать. Они твёрдо решили, что их будущий дом будет иметь такой сад! Утром Мартин пошел на строй площадку  школы. На следующий день надо было сделать ещё размётки нескольких участков. Мартин был погружен в работу, когда зашёл дядя Эпп. Он привез письмо из Саратова. Он только вошёл и сразу стал говорить что он принёс интересную новость для всех. Все кто был недалеко стали быстро подходить, и все замолкали чтобы не пропустить что-то важное. Письмо содержало более подробную информацию о их близких, об их уходе с Пруссии. Они идут в двух группах, одна-18 вагонов/ 66 человек, а другая-12 вагонов/ около 40 человек. Среди них были знакомые, и которых знали по приходу. Дай Бог им благополучно дойти до места! Господин Эпп дочитал письмо, а люди продолжали стоять тихо, каждый понимал, что радоваться ещё рано, надо ждать, когда дойдут, вот тогда можно и расслабится.
Четвёртого сентября 1855, в воскресенье Мартин и Мария ещё ничего не знали, они пришли на службу как обычно, и всё было обычным. Служба закончилась и к собравшимся обратился господин Валль. Он поднял руку, это означало внимание! Ну вот и хорошо, стало тихо и вы сможете услышать то что я сейчас скажу. Вы уже слышали, скора придут наши родственники с Пруссии, на их встречу надо будет много времени. Таким образом, всё обдумав, мы пришли к такому выводу. Я сообщаю это решение. Я объявляю празднование свадьбы Марии Хамм и Мартина Классен провести до того как приедут близкие. Так что свадьба должна пройти в ближайшее время. Я прошу названых жениха и невесту подойти ко мне. Мария и Мартин даже не сразу поняли, что это к ним обращается господин Валль. Но они собрались и быстро подошли к господину министру. Я хочу спросить вас Мартин и Мария, по особо строго обратился к ним министр. Вы хорошо меня услышали. Да, господин министр, в один голос ответили они. Вот и хорошо. Значит можете начать подготовку к вашей свадьбе. Господин Валль и все остальные стали быстро покидать собрание. У всех свои дела, только Мария и Мартин продолжали стоять. О! Бог! Как долго они с Марией ждали этого решения, и вот сбылось. Мартин и Мария смотрели друг на друга, они были счастливы, они дождались этого решения. Мария. С чего мы начнём подготовку. Мартин взял руку своей невесты и увидел её глаза. В них было столько счастья, хотя и слезинки тоже там были. Всё, Мартин, у меня больше нет времени для прогулок, мне надо готовится к свадьбе. Я хочу быть на свадьбе так как были невесты там, у нас в Пруссии. Мария. Я не сомневаюсь, ты будешь самой красивой невестой. Ну а мне готовится долго и не надо. Зато нам предстоит провести большую работу, надо работать ещё больше нежели прежде, идут ещё люди, надо для них подготовить места.
Мария не пришла, а прилетела домой, мать обняла дочь. Если хочешь. Я помогу тебе с подготовкой. Спасибо, мама, я знала, что ты мне поможешь. После длительного отсутствия, вечером к ним пришла сестра Марии Анна Хамм с визитом, ей надо  восстановить здоровье полностью она была ещё слабой. Но это уже было что-то, она сама смогла столько пройти. Анна, почему ты не сказала, я бы тебе помогла. Мария, я когда услышала такую новость, моя сестра выходит замуж! Я не могла больше болеть. Бог помог мне и я вот видишь здесь. Сёстры обнялись. Мария помогла Анне сесть на удобный стул. Анна и не сопротивлялась, хоть и храбрилась, но было видно, что она ещё не совсем здорова.
Все колонисты, кто мог оставить на потом свои дела, взялись за подготовку встречи родственников идущих к ним с Пруссии. Мартину. Как всегда. Предстояло с большей нагрузкой работать над планами.
Он нарисовали границу между третьим и четвертым планом колонии!
А к обеду закончили работу над третьей колонией, также измерили западную границу участка  земли возле реки Тарлык. Во второй половине дня решил немного отвлечься и написал письмо Якову Фрёзе. Мартину всё же удалось уговорить Марию пойти на прогулку, и они после ужина в сопровождении Барбары пошли в поле. Они и не заметили как наступили сумерки. Но с неба светила такая яркая луна, степь приобрела необычные краски. Просто красота, сказала Барбара, Я так рада, что мне выпала миссия сопровождать вас. А иначе я бы и не увидела такой красоты природы!
В воскресенье Давид Хамм провёл службу, а потом дядя Эпп передал Мартину письмо от господина Вибе.  Думаю, Мартин, тебе это письмо будет интересным. Мартин посмотрел начало. Да, дядя, я тоже так считаю, это  очень важное и нужное письмо.В середине месяца в колонию прибыл Его Превосходительство главный судья V. Ritter. Он осмотрел колонию Ханс-Ау, и пошел в Коппентальl, к сожалению, он уже стар, много ходить не может, но он смотрел на всё с нескрываемым интересом. Колонисты знали, что он хорошо к ним относится, они называли его своим покровителем, и настоящим другом. В четыре вечера Его Превосходительство отправился в Варенбург.
Восемнадцатого в воскресенье поздно вечером прибыл первый из их братьев из Пруссии. Он говорит, что в течение нескольких дней могут и другие придти. Почему они не идут вместе, не понимали колонисты. К сожалению, в пути были случаи смерти. Это вдова Бергман и Пеннер из Орлова. Это тоже влияло на то что они идут не вместе.  Господи! Помоги и сохрани их! И вот двадцать первого два вагона иммигрантов приехали из Zarendorf и Heubuden. Двадцатъ третьего прибыли ещё пять вагонов иммигрантов из "Kleinwerder". Мартин целый день бегал, то с изменениями в строительстве школы, иногда бегал на стройку. Клаас Эпп был рядом и всегда проявлял желание помочь. Наконец, когда вернулся, услышал хорошую новость от Пеннер, что еще несколько вагонов из Пруссии прибыли в Портовск, и что они могут быть здесь в течение нескольких часов. Михаель Хамм предложил пойти их встречать, конечно все согласились. Пеннер и Давид Хамм уже уехали. А Мария, Мартин, Михаель с женой, жена Давида Хамм, жена Пеннер и Барбара пошли к границе колонии, но они не увидели никого, а уже начало темнеть, и все решили вернутся. Двадцать пятого в воскресенье Давид Хамм рано утром разбудил Мартина. Вставай скорей, Мартин, мы идём встречать, прошла весть, что они идут. Да, конечно. Я уже иду. Мартин ещё из дали заметил, что готовым идти стоял отец Марии. По пути встретили Михаеля Хамм  и Дитриха Пеннер, те возвращались домой, они встретили и провели всю ночь с прибывшими. О Мартин, иди скорей, там твои родители, мы их уже видели, у них всё хорошо. О! Господь! Это такая радость! Вскоре все увидели, и поняли, что это идут они, их родные. Шли шесть Вагонов. Три принадлежали родителям Мартина и брату Дитриху, а другие три были Вагоны Фрёзе  и вдовы Пеннер. Первое, что было заметно, что все были в добром здравии. Они ещё из далека начали махать, и уже были слышны радостные голоса. Настал час, когда они снова могли видеть друг друга после такой долгой разлуки. Слезы радости текли сами по себе, самопроизвольно произносились слова благодарения всевышнему. В девять часов утра с прибывшими близкими пришли в новое селение, сначала сделали остановку у Абрама Янцен, здесь будет расквартирована часть, некоторые пойдут к своим родственникам. Отец Мартина проявил желание сразу пойти на службу. Мартин был рад за отца, в его возрасте , он так держится.  На обед пришли к Мартину в то время как остальные остались у Янцен.
После обеда брат Дитрих и Мартин пошли на поля, во время прогулки они обсудили многие вопросы, которые накопились за это время. Дитрих немного рассказал о походе, а Мартин поделился местными новостями. Вечером на кофе они с Марией были у Пеннер, там настоящий праздник встречи, все такие весёлые, а сколько новостей они принесли с собой с их бывших родных мест, и что было в пути, но на всё это одного вечера мало. Все так счастливы! Спасибо тебе Боже! Пусть у всех будет на новом месте всё хорошо! На следующий день Мартин пошёл к родителям, чтобы помочь им распаковать вагоны. Вместо этого они с отцом и с братом Дитрихом пошли в Воскресенск , чтобы купить сено и свиной жир. Вернувшись к Янцен  только сели пить кофе, как вдруг Яков Чемпе и Эссау пришли, они сообщили, что ещё один обоз уже близко, он расположился на ночлег в пятнадцати верстах от сюда. К встречи гостей надо было готовится. Корнелиус Фрейзе, Дитрих Классен и Мартин закололи свинью, хотя уже был вечер, но времени не было. Утром новенькие прибыли. Эта весть разлетелась как только обоз появился на горизонте. Мартин вышел приветствовать их, это снова знакомые лица. Он тоже радовался со всеми, что ещё одна партия достигла цели. Вновь прибывших повели покормить и дать немного отдыха. А Мартин не мог больше оставаться, надо работать, и он пошёл в школу. Ещё надо было идти в  Варенбург, платить за сено. Когда он вернулся, увидел что Мария была у Янцен , и они остались там на ужин. К вечеру Иоганн Валль, Корнелиус Фрёзе, Эсау и Мартин пошли в Коппенталь, там новички хотели взглянуть на местность. Отдыхать новенькие не хотели, надо думать о завтрашнем дне, о том что скоро снова зима и надо думать о том где их семья проведёт эту зиму. Уже заканчивался сентябрь, на пороге октябрь 1855 года. На следующий день с утра были занятия в школе, а потом с дядей Эпп и все остальные снова пошли в Коппенталь рассматривались выделенные участки. Родители Мартина начали распаковывать свои вещи. Отец занимался книгами, он разбирал их и рассказывал Мартину о каждой из них, столько нового узнал он сегодня от отца. На улице холодно и посещаемость в школе была низкая, а вот посещение стройплощадок не прекращались в любую погоду. Вот и теперь он с Абрамо Фрёзе Давидом Дуск  поехали в Коппенталь. Все хотели сами на месте увидеть участки и сравнить их с планом. Новоприбывшие только пришли и сидеть не хотят, сразу подключаются в деловую жизнь. Работы пошли так успешно, что, до наступления осенней ненастной погоды, почти все постройки были окончены и поселенцы получили возможность укрыться от непогоды в удобных и надежных помещениях. Таким образом первое селение Ханс-Ау, было почти готово. Мартин был счастлив, его общественные дела кипят и полным ходом идёт подготовка к свадьбе. Ещё радует что родители успели приехать и они будут присутствовать на его самом важном празднике. Хорошо, что в правлении назначили дату свадьбы, а родственники пришли раньше. Если бы не назначили, кто знает сколько пришлось бы ждать!
Завтра Мартин и Мария празднуют свою свадьбу! Во второй половине дня начали прибывать гости для их "предсвадебного" торжества, ряд дам принесли подарки.  Жизнь меняется! Мартин сел работать с планами, но мысли его были совсем не о том, он ещё и ещё раз возвращался назад и переосмысливал последние годы своей жизни. Господь привел его сюда в Россию, дал ему возможность получить желаемую работу учителя, а теперь он стоит перед ответственным моментом, когда он скажет своё слово-Да! и свяжет свою жизнь с Марией Хамм! А как иначе, его упрямое сердце стремилось к этому, он шёл к цели, и к которой пришел. Да, Господь Иисус, приходи к нам завтра и будь с нами в нашем доме навсегда, и никогда не оставъ нас. Аминь!
Четверг 6 Октября 1855-день свадьбы! Мария и Мартин жених и невеста! Кузен Давид Хамм  начал первым, он представил присутствующим пару, которая решила связатъ узами брака свои сердца. При этом он особо подчеркнул тот момент, когда Бог свел их. И такая радость, что их любимые родители могут присутствовать на этом торжестве. А также много гостей, пришли, чтобы вместе отпраздновать это важное событие. Кульминацией праздника было благословения брака Мартина и Марии (und der Wille durch alle Zeiten wie Strahlen der Segen in unserer Ehe. Du aber, Herr, bist der dritte Mitglied in unserer Gewerkschaft. Heilige sie durch das Blut des Neuen Testaments, f;llen Sie uns mit Ihrer Geist und gew;hren, dass unsere Ehe kann ein Beispiel Ihrer Kirche sein. D;rfen wir Erben sein das K;nigreich, die Sie f;r uns in der Ewigkeit vorbereitet haben. Amen!) Праздничная служба закончилась и поздравить молодоженов потянулась длинная очередь присутствующих, каждый хотел поздравить лично. А потом их окружили молодые люди, ученики Мартина и стали петь им свадебные гимны. И под это торжественное пение молодые в сопровождении родителей и гостей направились на праздничный обед. В их честь были накрыты столы, подруги Марии помогали подавать гостям еду. Мартин и Мария сидели в центре стола, им было видно всех присутствующих, как их здесь ещё немного и какие они все знакомые и такие родные. Сколько с ними им пришлось преодолеть, а сколько всего впереди, а сейчас они поздравляют их, этих двух самых счастливых человека, которых только что назвали мужем и женой. Отец Мартина тоже смотрел на сына и думал, как он быстро вырос и стал настоящим мужчиной. Отец успел заметить, что Мартин имеет огромный вес в колонии. В его то годы и уже такое положение, он был рад за сына, да и невестка Мария девушка из уважаемой семьи. Да, сын их не подвёл, он на верном пути. После обеда вышли на улицу, Мария поняла, что ей уже давно не хватало свежего воздуха. Столько народа, столько волнений и вот первый глоток свежего воздуха освежил её, но зато нагнал румянец на щёки, но как же, она в центре внимания, она невеста. Мартин взял её за руку, она слегка дёрнулась, хотела отстранится, как всегда, но нет, она привыкнет, надо время. На улице было весело, проводились какие то мероприятия, но молодые только смотрят, сами в них не участвуют. В разных местах играли в разные игры, некоторые пошли в степь, кто постарше сбились кучками и, конечно, секретничали, а мужчины эти были заняты своими проблемными вопросами. Наконец всех пригласили на кофе, и там были всевозможные кухе. Многие гости привозили с собой, а много было приготовлено самой Марией с её родными. Так долго ждали они этого дня и вот он заканчивается. Все дни после их помолвки, они должны были гулять в сопровождении кого-нибудь, а теперь Мартин может взять Марию за руку и никто не осудит их, и могут одни пойти в комнату, и остаться там наедине, потому что теперь они Муж и Жена! На следующий день они вместе пришли на службу, о том что вчера была свадьба уже почти никто не вспоминал. Они зашли в церковь, прошли к своим местам и лишь изредка было слышно, что и семя Классен пришла. Только теперь Мария поняла, что она теперь Мария Классен. После службы пошли к родителям Мартина. И они были ещё там, когда брат Дитрих упал с верхней части лестницы. Он повредил правую лопатку и  потерял сознание. Слава Богу! Он больше ничего не повредил. Они побыли ещё там, пока не убедились, что с Дитрихом всё в порядке, и он, кажется, чувствует себя уже хорошо. В воскресенье служба была в сарае у Валль . Отец Мартина проповедовал. Во второй половине дня праздновали тройное событие: Помолвка Барбара и Хайнрих Янцен. Марии и Мартина "Nach der Hochzeit"и  День Рождение Марии. Ей исполнилось 26 лет. Когда вышли на улицу, то увидели, что за это время выпал снег. Домой сразу не пошли, просто так не сговариваясь начали играть в снежки, а потом просто шли и шли, оставляя на белом поле свой след. Мартин взял Марию за руку и поднял их руки над головой и сказал, видишь, мы прокладываем с тобой след, и это наш новый след в нашей с тобой новой жизни. В середине недели  Мартин пошёл посмотреть новую школу, Мария пошла с ним, а потом они зашли к Янцен, там в гостях была свадебная пара. Теперь уже они приветствовали новую пару. Ещё надо было пойти к Якову Хамм, у них были похороны. Они хоронили новорождённую дочь, которая родилась в дороге, наверно, такому маленькому ребёнку тяжело всё перенести, и вот её хоронят. В похоронах участвовали все, и они прошли без особо пышных угощений. Были предложены блины, а пожилые женщины постоянно пели положенные по случаю гимны. Двадцатого октября, с утра Мартин пошёл в школу, а потом на свадьбу. И чтобы праздник был не с пустым столом, по этому случаю закололи корову. Народу собралось много, пришла сестра Эсау и Яков и и Давид Хамм, ещё Пеннер, и ещё много. Погода была не очень, а надо было много находится на улице и Мартин успел простыть, да так, что пришлось пропустить службу. К концу месяца стало
лучше, и дядя Эпп  пригласил его в Коппенталь, с ними пошли новые землевладельцы, необходимо было обсудить некоторые изменения в планах. Домой приехали в сумерках.