День России. Холодный рассвет

Константин Карасёв
Данная статья откроет трилогию «День России». В той или иной мере эти материалы мною уже публиковались. Здесь они будут несколько иначе представлены и доработаны. Первая часть трилогии, «Холодный рассвет», в основном, посвящена достаточно новым явлениям в строительстве международных союзов, на абсолютно новой для таких процессов  основе. Для России, как и для большинства других стран, это будет иметь принципиальное значение. Новое качество подобных образований даст новую эпоху мирового развития. Ключевым моментом, рассматриваемой в этой статье темы, станет понятие Цивилизационный Проект (ЦП).

Основы ЦП.

В последние несколько лет идёт очень много разговоров и обсуждений в СМИ о сломе однополярного мира, о необходимости выстраивания новых международных отношений, о попытках реванша и установления гегемонии со стороны США и их союзников, о собирании русского мира, а также о многом другом из тех процессов, что определяют межгосударственные отношения. Я уверен, что все эти процессы чётко укладываются в уже далеко не самую новую теорию ЦП. Это именно то, что является наиболее определяющим фактором в развитии геополитических процессов современного мира.
Что такое ЦП? Это, в упрощённом виде, совокупность государств, объединённых общей или схожей ментальностью, близостью социально-политических, общекультурных и идеологических взглядов. Государственные и частные экономические интересы в таких  союзах, хотя и не отходят далеко на второй план, но определяющими всё же не являются.
Некоторые положения теории ЦП рассматривались политологами ещё лет шесть-восемь   назад, а отдельные моменты даже ещё раньше. Но именно сейчас процессы зарождения и структурирования различных ЦП стали особенно заметны. Думаю, что 2014 год («коричневая революция» на Украине) стал в этом смысле началом новой эпохи в мировом межгосударственном строительстве. И именно мы, Россия, особенно остро это почувствовали.
Наряду с традиционными процессами, в мировой политике чётко обозначились новые, никогда раньше не имевшие серьёзного значения, обстоятельства в межгосударственных отношениях. Международные политико-экономические союзы стали формироваться по принципу идеологической и ментальной общности. Экономика в этом аспекте становится не предметом устремлений, а методом достижения геополитических целей. Важнейший элемент реальной, товарной, а не финансовой, экономики – логистика (плечо перемещений товаров, услуг и производительных сил), приносится в жертву базовой ценности ЦП: политико-экономической и культурно-идеологической общности.
Ярчайшим примером этому является ситуация с решительным «отколом» Евросоюза (ЕС) от другой континентальной части еврозоны, от России. В угоду формированию Западного ЦП, ЕС вводит экономические санкции против нас, а заодно и против себя. И это понятно: из двух «старших братьев» (РФ и США) ЕС, конечно, выберет более близкого себе брата – США, но никак не нас.
Почему США «старший брат» для ЕС – это понятно, а почему на этот титул может претендовать Россия – поясню. Дело в данном случае не в совокупном внутреннем валовом продукте (ВВП), который у ЕС заметно выше, чем у РФ, а в текущем военно-техническом и природно-ресурсном превосходстве России, которое в перспективе только возрастёт. Особенно с учётом создания Российского или Евразийского ЦП.
 
Пограничные территории ЦП.

В свете рассмотрения данной темы, нам становятся более понятны и те события, которые с 2014 года происходят на Украине. Опуская многие подробности, скажу лишь о наиболее важном для понимания данной тематики. Украина – это пограничная территория (ПТ) меду двух ЦП, Западным и Российским. Такие страны всегда будут слабым звеном и участками острой конфронтации со стороны соперничающих ЦП. Будучи неудачно, искусственным образом собранной страной, Украина – это нежизнеспособное государство с двойственной природой геополитики и тройным дном собственной «начинки».
Двойственность её геополитики объясняется тем, что с одной стороны это государство является инструментом воздействия Западного ЦП на Российский ЦП. С другой же стороны Украина ещё и непосредственная цель поглощения её Западным ЦП. По  ситуации, США используют ту или другую опцию, нажимая на нужные кнопки по имени Порошенко, Ярош, Наливайченко, Аваков, Тимошенко или иные.
Тройное дно собственной начинки Украины складывается из национального противостояния (украинцы, как бы, против русских), из гораздо более важного по своей значимости слоя – бандеровцы и фашисты против антифашистов (совсем необязательно коммунистов), и из третьего основного слоя – противостояние Западного и Российского ЦП. Функционально такие же как Украина пограничные территории (ПТ), или подобные им страны, будут находиться и между другими ЦП.
Из всего массива украинской темы, отмечу здесь всего лишь одно важное обстоятельство. Нацистско-бандеровский режим на Украине будет существенно влиять на Россию в плане идеологии. Скорее всего, мы будем реагировать реактивно: у них – фашизм (или его разные вариации вроде нацизма или бандеровщины), у нас – ренессанс коммунистической идеи, как антагонизма фашизму, и разнообразные версии «красного проекта» под лозунгом «Долой олигархов!». К сожалению, эта упрощающая тенденция заметна уже достаточно давно.

Предполагаемое количество ЦП.

Сколько всего будет разных ЦП? Не так уж и много: ориентировочно, четыре-пять. Сейчас это уже совершенно очевидно, что определившийся Западный ЦП составят – США, ЕС, Канада, Австралия и некоторые иные страны, которые примкнут к перечисленным. Одно время были достаточно сильны предпосылки к созданию отдельного Западно-Европейского ЦП, но, постоянные угрозы его полного поглощения Западным ЦП (во главе с США) столь велики, что верится в это с трудом.
Другим ЦП станет Российский или Евразийский ЦП - первая цель экспансии Западного ЦП. К нашему ЦП присоединятся страны таможенного союза (ТС) с кандидатами в него и некоторые члены БРИКС, также с кандидатами этого союза.
Разумеется, Китай станет основой Азиатского ЦП со странами Индокитая, Филиппинами и Малайзией. Мощная экономика этой страны, в сочетании с древней самобытной культурой и историческими традициями, станут определяющим фактором этого процесса.
Исламский ЦП сегодня уже очень чётко обозначил возможные пути своего развития и объединения. ИГИЛ, талибы и прочие исламские фундаменталисты со временем, и разными путями, договорятся об этом с иными традиционными государственными образованиями, видимо, просто поглотив их. А относительно удачные боевые действия против исламских террористов на Ближнем Востоке никого не должны вводить в заблуждение: террористы – это одно, а Исламский ЦП – это нечто иное, гораздо более фундаментальное понятие.
Теоретически есть предпосылки к созданию Южно-Американского ЦП, но думаю, скорее всего, этого  не произойдёт. Страны Южной Америки станут зоной ПТ, яблоком раздора, между другими ЦП, в основном, между Западным и Российским.
Вероятно, такими спорными странами также окажутся Япония – зона ПТ между Западным и Азиатским ЦП. Индия – зона ПТ между Исламским и Азиатским ЦП. Африканский континент будет «раздёрган» всеми основными ЦП. Каждый ЦП будет иметь 2-3 официальных языка общения. Прочие языки последуют в небытие на бытовом уровне, следом за латынью и древнегреческим.
Российскому ЦП очень желательно выйти на экономический уровень рынка труда не менее чем в 200-300 млн. чел. Разумеется, на базе наиболее передовых и наукоёмких отраслей экономики. Геополитическое положение России (мост между Европой и Азией) во многом определяет духовное и ментальное развитие Евразийского ЦП. Об этом я писал в работе «Национальная Идея».
Для каждого ЦП определяющими факторами жизнеспособности и развития станут вопросы демографии и социально-культурных традиций, экологии и ресурсной базы, научно-технического прогресса (НТП), как основы развития экономики, промышленных и оборонных вопросов. Но к этому мы вернёмся в следующих частях трилогии.

Итог.

Холодный рассвет – это аллегория, выражающая суть текущих процессов зарождающейся эпохи, становление которой будет болезненным и сложным. В ближайшие 5-6 лет России придётся очень не просто, и главным образом внутри страны (к проблемам внешним нам не привыкать). Почти наверняка произойдет падение жизненного уровня населения и заметное снижение материальных доходов домохозяйств. Это необходимая плата за суверенитет страны, за реальную независимость и самостоятельность в принятии государственных решений. Да и альтернатива такого развития у нас одна – стать сырьевым придатком хищного Запада. Со всеми вытекающими последствиями.
В истории России проблемы такого уровня уже бывали. Не раз стояли мы на грани национального выживания, или около того, и во времена, татаро-монгольского ига, и во времена Великой смуты (после кончины династии Рюриковичей), и при нашествии Наполеона, и при нашествии Гитлера. Наши предки не ломались, а преодолевали угрозы своей государственности и идентичности. Справится ли с этим наше нынешнее поколение? Я уверен в этом и очень надеюсь на то, потери этого пути не станут для нас слишком катастрофичны.