Крестовоздвиженская церковь. Утраченная

Гайдамака Светлана
«Новые творцы жизни, откуда вы?! С легкостью безоглядной расточили собранное народом русским! Осквернили гроба святых и чуждый вам прах благоверного Александра, борца за Русь, потревожили в вечном сне. Рвете самую память Руси, стираете имена-лики… Самое имя взяли, пустили по миру, безымянной, родства не помнящей. Эх, Россия! соблазнили Тебя – какими чарами? споили каким вином?!»
                И.С. Шмелев, «Солнце мертвых».
 
  20-30 годы прошлого столетия время тяжких испытаний не только для православных храмов, но и для их прихожан. Отказ от Бога, рушившиеся устои, гонения и репрессии. Советское государство постаралось сделать все возможное, чтобы уничтожить Русскую Православную церковь. Храмы взрывали, размещали в них автошколы, склады, заводы и даже театры. Инквизиция - иначе не назовешь.
 Один из таких храмов, попавших под каток безбожного времени и утраченных нами навеки, Крестовоздвиженская церковь.  На самом деле церкви было две. Одна из них была построена в 1759 и действовала по 1837 г. В 1797 рядом со старым храмом начинается строительство новой Крестовоздвиженской церкви. В 1837 году здание старой церкви было разобрано на стройматериалы из которых выстроили трапезную и колокольню для действующей церкви. В церкви было два придела в честь Святого пророка Ильи и евангелиста Иоанна Богослова. В этом же году был освящен и главный алтарь храма. Церковь являлась окраинной и стояла недалеко от Московских ворот при въезде в город. Купол Крестовоздвиженской церкви был заметен из далека. Церковь примечательна еще и тем, что в 1861 году в ней проходило прощание с генералом … да, да с генералом Алексеем Петровичем Ермоловым. Гроб с его телом из Москвы привезли в Крестовоздвиженскую церковь, где была отслужена литургия и панихида по генералу.
 Где находилась церковь и что теперь на ее месте расположено? Крестовоздвиженская церковь располагалась на месте всем нам известного кинотеатра "Родина". Есть, однако, и другая версия. По ней церковь находилась там, где в настоящее время расположен памятник Н.Н. Поликарпову. В пользу этой версии говорит то, что кинотеатр «Родина» был построен в 1940 году. Развалины же Крестовоздвиженского храма были разобраны в 1943 — 1945 годах. Где бы она не находилась на месте кинотеатра или памятника, место это  было любимым местом горожан — там постоянно проводились ярмарки, устраивались народные гуляния. Многие  любовались церковью, проезжая в пролетке по Московской улице.   
    Судьба храма была решена в 1929 г., церковь была закрыта, и ее помещение стали использовалось под ссыпной пункт, скрыв под толстым слоем побелки все настенные росписи. В 1933 году  церковь была взорвана и превратилась в груду камня и пыли. Еще один взорванный храм... Об этом событии сохранились воспоминания очевидца Самуила Гуревича. Вот что он пишет: "Наш дом стоял на Воздвиженской (Промышленной с 1929 года) площади. Самые ранние мои воспоминания об этой площади относятся к 1933 году. Я хорошо помню Воздвиженский базар, который был перед окнами нашего дома. За базаром возвышался белый Крестовоздвиженский храм. Запомнилось, как две представительницы уличного комитета пришли к нам в дом и предупредили родителей о том, чтобы окна были открыты: взрывной волной может выбить стекла. Будут взрывать церковь. Вечером следующего дня я услышал оглушительный грохот, в небо поднялось красное облако от пыли и крошки красного кирпича. Развалины храма лежали все тридцатые и сороковые годы.  Развалины Крестовоздвиженской церкви тоже не оставались без нашего внимания. Там под завалами был свободный вход в подвал, откуда начинался подземный ход в сторону реки Оки, по нему можно было пройти половину ширины Московской улицы. Позже, на том месте, где находилась Крестовоздвиженская церковь, был воздвигнут и открыт 30 апреля 1958 года памятник выдающемуся авиаконструктору, нашему земляку Н.Н. Поликарпову, а Промышленную площадь (в 1972 г.) переименовали в площадь Поликарпова."
   Конфликт между Советским государством и церковью был предопределен воинствующей идеологией советской власти. Религия определялась как фантастическое отражение “в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни”, “опиум народа”, а церковь рассматривалась как защитник интересов эксплуататорских классов. Однако это вовсе не означало, что конфликт выльется в разгром церкви и физическое уничтожение духовенства. К. Маркс говорил, что религия будет отмирать естественным путем, и не видел необходимости в репрессивных мерах: “Религия будет исчезать в той мере, в какой будет развиваться социализм. Ее исчезновение должно произойти в результате общественного развития, в котором крупная роль принадлежит воспитанию”. Но большевики не желали ждать, пока религия отомрет сама собой и самозабвенно жгли в кострах инквизиции самое дорогое, что у нас есть - веру.