Морской хирург

Александр Грешнов
       О морских  военных хирургах пишут мало, потому что мало кто знает специфику их работы. Оперировать на корабле или подводной лодке дело совсем нелегкое и  требует глубоких теоретических  практических знаний. Кроме того, в   большинстве своем, военные медики педантичны и аккуратны. Они организованы внутренне, логично мыслят.
     Капитан 1 ранга Смыслов Юрий Маркович попал на излечение в военно-медицинскую академию, не случайно. Он много лет отдал этому учреждению и сейчас решил подлечиться. В последние годы его особенно мучили «болячки» на почве перенесенных инсультов. Но он не сдавался, строго соблюдал врачебные назначения, занимался лечебной физкультурой. Выглядит Маркович хорошо, моложе своих лет. Всегда энергичен и весел. Любит собак, особенно болонок за их интеллектуальный склад ума. В академии его принимают как в родном доме. Его очень тщательно выслушивают, назначают оптимальный курс лечения, осуществляют контроль выполнения его курса….
   В июне 1941 года ушел добровольцем на фронт старший брат. Через две недели родителям пришло уведомление, что Николай погиб смертью храбрых. Целую неделю семья оплакивала Николая. А через неделю он пришел домой целехонький, не раздумывая, ушел в партизаны. После войны Николай закончил педагогический институт, работал директором школы.
         В Псковскую область, где проживала семья Смысловых, немцы оккупировали в первые недели войны. Сначала немцы вели себя тихо, они как бы отгородились от населения окопами, стояли отдельным гарнизонами. Из этих гарнизонов немцы делали вылазки на партизан.
-«Мы в душе радовались, - вспоминает Юрий Маркович, - когда после очередной операции в лесу немцы вывозили на телегах трупы своих солдат, офицеров, погибших после столкновения с партизанами.
Немцы иногда пугали местное население смертью или отправкой на проживание в Германию. И все же фашисты показали свою звериную сущность. Они собрали все население деревни и согнали в конц. лагерь. Родители забрали детей и предприняли попытку бегства из конц. лагеря, но были схвачены немцами и были поставлены на край окопа для расстрела.
   Тогда - то Юра впервые в жизни заглянул  в дуло автомата и понял, что очень сильно ненавидит эту фашистскую гадину, его сальную рожу. Но семью не расстреляли, а отправили на работу в Германию. Там вся семья находилась до 1945 года и освобождена была американцами. Однако, мучения только начинались. Папу освободили из ГУЛАГА через пять лет больным туберкулезом, от которого он так и не смог оправиться.
    Именно тогда Смыслов Юрий Маркович решил стать военным медиком и довольно скоро осуществил свою мечту.
А когда спас жизнь своему сослуживцу, оперируя его в боевом походе, он стал человеком нужным всем…
    Эсминец вышел по тревоге в боевой поход в открытое море. Сложность выполнения боевой задачи состояла в том, что она должна быть выполнена в условиях штурмового предупреждения. В районе учений сгущались тучи, поднимался ветер. Море приобрело темно-стальной цвет. Тихий океан показывал свою мощь, выкидывая огромные волны. К рубежу выполнения боевой задачи надлежало прибыть через пять часов. Через пять часов боевой корабль должен был занять боевую позицию, провести пуски крылатых ракет.
    Матрос Алиев чувствовал себя плохо, с трудом он сдерживал резкие боли в нижней части живота. Боли нарастали, приобрели резкий характер. О таком состоянии здоровья матроса стало известно командиру корабля. Не дожидаясь команды, военный врач Смыслов взял необходимые анализы.
   «Будем оперировать» - твердо заявил капитан Смыслов. Больного подготовить к операции,- скомандовал он. Командир корабля спросил у военного врача: «Вам какая помощь нужна?»
   «Тишина и спокойствие», - ответил Юрий Маркович.
Через пять часов эсминец был в зоне выполнения своей задачи и практически одновременно раздался гул крылатых ракет. Корабль слегка присел, освобождаясь от боевого груза, но и операция была закончена. Качка уже не могла нанести повреждения результатам операции. Ни один мускул не дрогнул на лице хирурга, он блестяще выполнил свою боевую задачу.
   Сидел я рядом с Юрием Марковичем в больничной палате военно-медицинской академии и думал, что вот такие люди пишут по крупицам Российскую историю и сами являются золотым фондом нашего государства.
ДОЛГИХ ЛЕТ ВАМ ДОРОГОЙ ЮРИЙ МАРКОВАЧ!