Комиссия сельской школы, определившая, что для первого класса Мари достаточно развита, состояла из двух педагогов начальных классов, с Амалией Степановной и Макаром Леонтьевичем.
Поселок, где жила Мари был маленький, детей в школу набиралось не более одного класса в год, потому первоклашек определяли поочередно два педагога. В этот раз набирал Макар Леонтьевич. Мари могла еще год, а то и два, посидеть дома, в те времена с шести лет мало кого отдавали в школу, особенно в селах, но родители решили, раз она такая смышленая, то пусть учится.
Перед школой Мари занималась в подготовительной группе у Амалии Степановны и мечтала дальше учиться у нее, узнав о том, что ее определили к Макару Леонтьевичу, расстроилась. Ни смотря на это, ей очень нравилось учиться, и она с большим удовольствием ходила в школу, программа начальных классов сдавалась ей легко. С одноклассниками проблем почти не возникало. Вот только, как бы она не старалась, Макар Леонтьевич оценку выше четверки ей никогда не ставил. Порой она думала, что он просто ее недолюбливает, и оценки ставит явно не по знаниям, а по социальному положению.
Мари была из многодетной семьи, не богатой. Родители трудились в колхозе и старались сводить концы с концами, чтобы дети не чувствовали недостатка. Она о своих переживаниях никому не говорила, не умела жаловаться. Проблемы пыталась решать сама, своей детской головой. Однако отношения с учителем никак не складывались, и занятия в школе постепенно стали превращаться для нее в пытку. Мари старалась не терять уважение к Макару Леонтьевичу, как и полагается ученику, но в глубине в души чувствовала к нему неприязнь и холод.
В поселке с большим почтением относились к труду Макара Леонтьевича. С первого дня обоснования школы он работал в ней. Так как квалифицированных кадров после революции не осталось, учителем мог быть любой более-менее умеющий читать гражданин. Мари часто слышала от односельчан, как те с восхищением говорили в его адрес "всего два класса образования, а какой Педагог!". И ей приходилось непроизвольно соглашаться с мнением общества.
Очередная незаслуженная четверка по математике вывела Мари из равновесия, набрав смелости, она спросила у учителя «Почему четверка, у меня ведь ни одной ошибки?», на что получила довольно бессмысленный на ее взгляд ответ – «В задаче буква «Е» написана без черточки» Вчера, когда она пришла в школу, сложное домашнее задание кроме нее никто в классе не сделал. Макар Леонтьевич не поверил, что та решила самостоятельно, ведь более смышленые ученики, не сумели справиться. Вызвал ее к доске. Мари решила домашнее задание и справилась с теми задачами, которые дал Макар Леонтьевич для проверки ее знания. После чего она уверенно села на свою парту в ожидании долгожданной пятерки. И вот сегодня перед ней вновь лежит тетрадь с оценкой хорошо. «Какая-то недописанная черточка? Какое отношение это имеет к математике?» недоумевала Мари.
В такие моменты она переживала и жалела о тем, что родители так рано отдали ее в школу. «Если бы на год позже» с горечью думала она, «занималась бы теперь у любимой Амалии Степановны». А порой даже фантазировала остаться на второй год, чтобы перейти в ее класс.
У Мари постепенно разрушалось и без того хрупкое чувство уважения к педагогу, и единственным желанием становилось скорее закончить начальную школу. Возможно, она потом и забыла бы о своих детских переживаниях, или посчитала бы их не обоснованными по отношению к учителю, если бы не один маленький инцидент в третьем классе, в конце учебного года.
Не разобравшись в слове, во время урока, Мари кинула записку однокласснице с просьбой объяснить, в ответ получила «Ты дура» возмущенная Мари ответила тем же, и несколько раз они, грубя друг другу, перекинулись записками. Какие только шалости не делают дети в школе по своей неопытности и недопониманию. Может более мудрый педагог решил эту проблему по другому, учитывая, что перед ним совсем еще дети, но Макар Леонтьевич прихватив записку, потребовал встать участников переписи. И даже не разобравшись в ситуации, глядя на зачинщицу сказал, «от тебя я такого не ожидал, а у нее….». Мари готова была понести любое наказание за свой поступок, только бы не услышать от учителя эти слова. Слова, которые на всю жизнь острой болью врезались в ее детскую душу. «А у нее вся семья такая»-грубо бросил он.
Нет! Веру в педагогов Мари не потеряла. Сколько прекрасных учителей встретила она за свои школьные годы, с каким уважением и восхищением относилась к ним, сохраняя в душе прекрасные воспоминания на всю жизнь. Только того первого, она так и не простила за несправедливое оскорбление ее семьи.
Чтобы стать хорошим педагогом, размышляла учительница начальных классов - Мари Максимовна, кроме высшего образования и многолетнего опыта, всевозможных званий и титулов, необходима еще огромная душа. Душа, в которой найдется место для любого ученика.