792 Разгрузка боеприпасов в Арсенал 01 10 1974

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый» ДКБФ 1971-1974».

Глава 792. ВМБ Лиепая. БПК «Свирепый». Разгрузка боеприпасов в Арсенал. 01.10.1974 года.

Фотоиллюстрация из третьего тома ДМБовского альбома автора. ВМБ Лиепая. БПК «Свирепый». На снимке фактически обнял, как ребёнка и держит на руках глубинную бомбу РГБ-60, командир отделения торпедистов БЧ-3 Сергей Александрович Богданов, период службы 09.11.1972-03.11.1975 (по прозвищу «Батоно»). Сергею Богданову помогает и контролирует его усилия «великан», командир отделения электромехаников Айн Александрович Саард, «ДМБовский годок», период службы 05.11.1971-01.11.1974. 01 октября 1974 года.


В предыдущем:

Сразу после окончания итоговых политзанятий БПК «Свирепый» снялся с якоря и вышел в море на переход из ВМБ Балтийск в ВМБ Лиепая.

Переход из Балтийска в Лиепаю не занял ни много времени и не принёс нам никаких хлопот – обычный выход в море и переход, но мы всё равно волновались, потому что это было нечто похожее на заход в иностранный порт, потому что это была совершенно иная военно-морская база, иной город, иная страна – Латвийская ССР, Латвия.

В 70-е годы XX века в Советском Союзе вся Прибалтика и прибалтийские страны, хотя и были советскими республиками, но всё равно считались и воспринимались в советском народе как «заграница». Поэтому для нас, советских военных моряков, заход в Лиепаю сулил встречу и общение почти с «заграничными» людьми и девушками…

Чтобы встать в сухой док 29-го судоремонтного завода «Тосмаре» мы заранее должны были полностью освободить наш корабль от боезапаса, слить топливо, выбрать все ГСМ (горюче-смазочные материалы), кроме тех, которые требуются для проведения ремонтных работ. Поэтому вначале БПК «Свирепый» лавируя в узостях гавани ВМБ Лиепая, встал к стенке Арсенала и экипаж приступил к авральной работе – выгрузке боезапаса.

Правда, сначала работа по выгрузке боезапаса велась строго по правилам и инструкциям, то есть специально обученным персоналом боевых частей БПК «Свирепый» и работников-служащих Арсенала. Так выгружались габаритные и тяжёлые торпеды, ракеты, глубинные бомбы. При этом на верхней палубе строго-настрого было запрещено находиться тем, кто не входил в погрузочно-разгрузочные команды.

Выгрузка основного боезапаса БПК «Свирепый» заняла много дневного времени. Разгрузка и транспортировка боеприпасов осложнялась ещё и тем, что 01 октября 1974 года весь день с перерывами моросил мелкий дождик (5.2 мм осадков), утром температура воздуха была 8.1°С, днём - 9.4°С, а к вечеру - 11.3°С, но с противным мокрым ветерком с гавани Лиепаи. Известно, Лиепая – это «город, где рождается бриз».

Днём, пока было светло и тусклое солнце сквозь пелену дождевого тумана-облачности ещё освещало корабль и причал Арсенала, я сделал несколько фотоснимков происходящего.

На полубаке разгружали боеприпасы двух реактивных бомбомётов РБУ-6000 «Смерч-2» калибра 212-мм. Запас глубинных бомб РГБ-60 располагался в погребе. С помощью дистанционно управляемого устройства, из погреба наверх подавались специальным подъёмником бомбы, вынимались из стволов пусковой установки и вручную переносились к наклонному жёлобу, по которому бомбы РГБ-60 скользили вниз, на причал, где их принимали и относили к деревянным решетчатым контейнерам. Затем эти контейнеры пинками катили по деревянному настилу причала Арсенала и переносили вна склад боеприпасов, в штабеля.

Калибр РГБ - 212 мм, двигатель - РДТТ - пороховая шашка. Длина РГБ - 1830 мм, масса РГБ - 113 кг (119.5 кг по друим данным), масса взрывчатого вещества РГБ (23.5 кг). Короче, если она «жахнет», то мало не покажется…

РГБ-60 - реактивная глубинная бомба с ударно-дистанционным взрывателем УДВ-60. Взрыватель взводится при приводнении РГБ. Глубина взрыва бомб задаётся дистанционно по команде с пункта управления РБУ-6000 «Смерч-2». С 1966 года на вооружение РГБ-60 принят бесконтактный акустический активный взрыватель ВБ-2 с радиусом реагирования 6 м, который позволял обеспечить одновременный подрыв всех РГБ в залпе. Тип боевой части (БЧ) бомбы РГБ-60 – фугасная, взрыв одной бомбы на глубине вызывал срабатывание взрывателей других бомб залпа в радиусе до 100 м.

На снимке фактически обнял, как ребёнка и держит на руках глубинную бомбу РГБ-60 командир отделения торпедистов БЧ-3 Сергей Александрович Богданов, период службы 09.11.1972-03.11.1975 (по прозвищу «Батоно», мой боевой товарищ по дежурству на посудомойке (об этом я писал в соответствующей новелле - автор). Сергею Богданову помогает и контролирует его усилия «великан», командир отделения электромехаников Айн Александрович Саард, «ДМБовский годок», период службы 05.11.1971-01.11.1974.

«ДМБовские годки» старались в этой общей работе по выгрузке боеприпасов проявить себя перед начальством, заявить о себе, причисляли эту работу к «ДМБовскому аккорду», поэтому практически все были активными, деятельными, энергичными.

Они ещё не знали, что нас всех ждёт впереди…