Горы Азии и девочка на склоне

Тамара Бабенчук
               
Гонка, гонка, бесконечная, выматывающая гонка рутинной повседневности, серая, тягучая, вяжущая по рукам и ногам и, как яркая звездочка в ночи, мысль про то, что скоро отпуск, а там...

Получаю сообщение:
«Тамара, привет. Прочел, что ты собираешься на п.Ленина. Хочу пожелать тебе удачи. Все у тебя получится, даже не беспокойся. Главное, не торопиться, никого не слушать и ни на кого не обращать внимания. Все вокруг дураки, а ты - … (тут был эпитет, который можно было применить ко мне лет 30 назад, поэтому в данный момент я его опускаю. Прим. автора). Гиды, кстати, тоже дураки - я сам там работал гидом, поэтому знаю, что говорю
Удачи!»

Эх, дорогой мой Друг, как же ты оказался неправ. 
Всё вышло с точностью до наоборот. Гиды -  красавцы, а я – дура.
Почему? А дура потому что…

Выехала в горы на нервах, уставшая. Думала, что в горах отдохну. Ну да, высокогорный курорт, а что? В Азию еду, на Памир.

Азия… какая же она разная, противоречивая, вся на контрастах. Почему, когда приезжаю туда, всегда щемит в груди от чувства, что я дома? Откуда это?

Татаро-монгольско-караымские гены мощно берут своё. Слишком уж много их в моей крови. До сих пор ни разу не была в Альпах. И не тянет. Тянет туда, где воля, дикие степи, огромные белые горы, бурные водопады и люди с горячими сердцами.

Когда первый раз попала в Азию, совсем молодой девчонкой, то была просто ошарашена той мощью и живой силой, с которой столкнулась в тех краях. Именно живой! Меня просто сметало потоком энергии, которую излучает в Азии всё: И Природа, и Люди.

А дети? Какие там живые, непосредственные дети! Они всегда были для меня показателем жизненной силы. Только в Азии дети могут так непосредственно смеяться, заглядывать в глаза и льнуть к тебе, отзываясь на малейшую ласку.

На многие годы сохранила я в сердце этот образ, страны, где моё сердце выпрыгивает из груди от восторга, от желания нестись по степи на горячем скакуне и кричать от счастья

Прошло много лет, возвращаюсь в Большие белые Горы. Первый же глоток воздуха, когда выходишь на трап самолета, пьянит, первый же взгляд на окружающий пейзаж, говорит, что всё, домой приехала.

И неважно, куда занесла судьба или моя неугомонная натура, В Непал, на Памир, я  - в Азии!

В этот раз решила поехать на пик Ленина.  Был у меня долг перед Горой: четыре года назад, оставшись одна на склоне Горы, я не смогла дойти до вершины 234 метра по вертикали. Обидно? Да, но не критично. Все пальцы на месте, я живая и могу ещё раз попробовать зайти на вершину Большой Белой Горы

Почему все таки Ленина, а не Хан Тенгри или любая другая Большая Белая Гора? Ну, как-то само собой сложилось. Переписывались с Сашей Чечулиным, горным гидом, делились планами на лето, вернее, он делился, а я просто попросилась поехать с ним в качестве клиентки. Куда? А это уже не имело для меня значения. Как карты лягут. И вот судьба разложила свой пасьянс в пользу Горы, на которой я уже была, и которая оставила неоднозначное впечатление.

Выяснилось, что на Гору будут идти две девушки из Англии и один мужчина, их товарищ. Я – четвёртая. Гидов будет двое – Саша и его друг, Андрей Корнеев.
Сашу я знала только виртуально, но он в реальной жизни знаком с моими друзьями. Как говорится, друзья моих друзей… дальше по тексту. А про Андрея слышала вообще в первый раз.

Вот это как раз в моем стиле: поехать одной в незнакомый район, одной не   сходить на гору, пойти с незнакомыми людьми, абсолютно не переживая ни о чем, полагаясь только на удачу. Что ведет меня к принятию таких решений? Почему мне всегда, кроме одного раза, такое легкомыслие (или интуиция все-таки) сходили с рук? Кто хранит лихую голову?
А не знаю, говорят же, что дуракам везет. Если это правда, то обидно, да?

Прилет, встреча в аэропорту, знакомство с напарниками по восхождению, а потом знакомство с гидами. Саня трогал меня пальцем и говорил: «Живая».
Это к тому, что мы в реале, а не в виртуальном мире и этот реал продлится три недели, в течении которых мы будем идти к нашей цели – вершине Горы.

И закружились восходительские будни: подготовка, сборы, акклиматизационные выходы.

Очень все быстро, намного быстрее, чем в прошлый раз. И как-то мне не комфортно, тяжело, хожу медленно, дышу усиленно.  Сама себя не узнаю.
Я готовилась, тренировалась, до последнего дня бегала интервальные тренировки. И что? А ничего, всё время тяжело, ожидаемого облегчения, после поднятия и спуска на большую высоту, не наступает. Я устала, больше всего хочется спать и есть. Типичная горняшка.

Но все это гадостное состояние компенсируется заботой гидов. Вот простите меня, все мужчины Европы, но никогда я не видела такого внимания и заботы с вашей стороны. Все таки азиатские мужчины, независимо от национальности, вероисповедания, возраста и прочих отличий, всегда примут на себя все проблемы, которые они решают, а не перекладывают их на пусть не очень хрупкие, но все же женские, плечи.

И без обид! Я не феминистка, вообще ненавижу это слово и тех, кто придумал эту пакость, я – нормальная женщина. Никогда даже в голову не придет сравнивать свои силы с мужскими. И если вижу, что мужчина берет на себя ответственность в принятии решений, то не качаю права, а принимаю это как должное. С огромным удовольствием, кстати говоря, принимаю.
А всех особей женского пола, которые меряются тем, чего у них нет, с мужчинами, просто жалею.
Хм, вот это я выдала! В Европе я веду себя как-то иначе. С чего бы это?

Но я была не в Европе, я была в Азии, поэтому всё, что говорили гиды, старалась делать максимально правильно и беспрекословно. Парни, честно, я старалась. Получилось или нет – вам судить.

Наши гиды – самые-самые. На этом – всё. Всё остальное скажу только лично и только при встрече, если ещё такая будет. А вот благодарить буду много и часто. За что? Да за всё.

За то, что терпели, за то, что заботились, за то, что водили, за то, что дали возможность идти до предела. Просто за то, что такие веселые, жизнерадостные и классные.
Оба, и Андрей, и Саша – члены сборной Казахстана по альпинизму. Сильные, опытные, выносливые.

Дебора, клиентка, наша звезда горного бега, за несколько недель до выезда, заняла второе место в Англии в забеге. Куда и как бежала – я не смогла понять. Вообще, ребят из Англии я понимала плохо, намного хуже, чем они меня. Закралось сомнение - а я точно английский учила?

Чарльз и Жанна не смогли продолжать идти из-за проблем со здоровьем. Жалко было расставаться, но они сами приняли решение прервать восхождение на Гору и уехали путешествовать по Киргизии.
 
В сухом остатке: Дебора Питт, я и два персональных гида. Вот так и ходили мы вчетвером. Что я делала в этой компании здоровых, сильных людей? Старалась выжить и при этом не напрягать никого. Это было архисложно, потому что вообще не умею быстро ходить, всегда иду с запасом прочности, в режиме экономии сил. В этот раз темп упал до критического. Коллективный разум во мне победил: я стала ходить чуть быстрее, чем в прошлый раз, но намного медленней, чем ходила группа. Как же я страдала от чувства собственной неполноценности! Страдала, но шла, как заведенная, медленно, но уверенно.

Вверх Дебора бежит за Андрюхой, я делаю умный вид, что иду своим темпом, а сама тихонько пою про себя: «Я эти горы в телевизоре». Саня, сжав всю волю в кулак, терпит мой черепаший ход, замыкает группу.  При этом он  ещё умудряется шутить!
На спусках я все таки скакала довольно прилично, благо, что альпинистская подготовка позволяла.

Пройден этап акклиматизации, спуск в лагерь 1, дождь, дождь, снег, снег – это такой отдых в два дня. Как же мне мало, катастрофически мало, но…

Погода   внесла свои коррективы в наши планы. Окно в два дня по прогнозу и дальше – ждать, не переждать. А у нас билеты, сроки и все такое.
Пошли на штурм.

Организм бунтует. Спать не хочет, ест мало, пьет мало. Вышли в 2:30. Я не спала к тому времени уже двое суток. Поняла, что все плохо, когда при подъеме на 6400, стала терять равновесие… засыпала на ходу, даже сны снились!

Зато передо мной поднимался ОЧЕНЬ ИЗВЕСТНЫЙ альпинист, который учил своего клиента идти на высоте. И знаете, что? Очень правильно учил, продуктивно. Стала слушать, повторять, стало легче.

Говорят, что, если с Раздельной до 6400 идешь меньше трех часов, то есть шанс зайти на Гору. Я шла 3,5 часа. Откуда у человека столько упрямства? Я так понимаю, что мне его отмеряно очень большой мерой.

Со мной шел Андрей, Саша – с Деборой. Ребята давно обогнали нас, я была уверена в их успехе. В моем – совсем наоборот. Можно было сразу развернуться и идти в лагерь 3, но очень хотелось подняться как можно выше. Так физически плохо мне не было никогда. Каждый шаг – несколько вдохов-выдохов, мышцы идут в отказ, но голова работает четко и ясно. Оказывается, мозги – не самое мое слабое место. Четко отдаю себе отчет, что не стоять мне на вершине. Есть точка возврата, мы ее уже прошли, а до вершины – как до неба!

Встречаем наших.
Дебора бледная, губы синие, но светится от счастья. Она была на вершине! Ребята отдают нам чай, еду какую-то и идут в лагерь. А мы…

Андрюха, спасибо тебе огромное! Ты дал мне шанс идти. И я шла…
В этот раз я поднялась под вершинную башню. Моим темпом наверх – часа три, если не больше. На часах 15:00. Плюс спуск. Очень простая арифметика и абсолютно ясный вывод для тех, кто умеет считать и просчитывать варианты.

Я - аналитик, я умею. Не плакала, улыбалась, когда сказала, что всё, идём назад.  Почему? Да потому что я ещё вернусь. Есть на чем, есть к кому, есть куда.

Прощальный взгляд на вершину. Я уже это проходила. И острая боль в спине, которая не дает нормально идти. Это тоже уже было. И укол кетанола. Все это было! Всё повторилось с пугающей точностью, как и четыре года тому назад. Отличие только в том, что я не одна, со мной человек, который не просто хорошо делает свою работу, он умеет найти такие слова, от которых нет чувства досады и разочарования, а есть только желание не подвести, дойти, улыбаться и быть девочкой-девочкой.

Вершины не было, но было чувство удовлетворения. Я все-таки была в Космосе, была на Горе, с очень хорошими, теперь уже родными людьми. Я дышала воздухом Азии, видела, как всходит полная луна и как падают звезды, чувствовала тепло людских сердец, которые переживали за меня, знала, что внизу ждут и верят. И я не смогла подвести этих людей, заставить их волноваться. Вернулась живая и невредимая.

Это было долгое возвращение. На подъеме на Раздельную я уже вовсю спала, мне снились сны и пару раз ловила себя на том, что я в другом измерении, но тело упорно делало свое дело – поднималось к лагерю 3, к палаткам, чаю, друзьям. Андрей, как ты это выдержал? Все-таки азиатские мужчины очень терпеливые, пусть даже это работа, но такого хладнокровия не встречала давно.

Ещё одна ночь, самая сладкая, на Раздельной и мы спустились в лагерь 1. Чего хотелось больше всего? Я озвучила – душ. И он был! И опять, Андрюха, спасибо тебе. Душ – это когда вода должна литься сверху. А если неоткуда? Тогда три ведра воды на горелках, одна бочка с холодной водой, два тазика, одна палатка и полтора часа такого кайфа, которого не испытывала много лет. Я намыливалась, лила на себя горячую воду и смывала соль, пот, усталость и разочарование от того, что вершина и в этот раз оказалась выше меня.

Потом были спуск в Базу, еда, коньяк, разбор полетов, бессонная ночь за чаем и разговорами по душам, спуск в Ош, пиво, шашлык, отлет в Бишкек…

И сказка закончилась. Ребята уехали сразу же домой, Дебора – на Иссык Куль, а я осталась одна.

Ненавижу, как я ненавижу расставаться после Горы! Целую жизнь прожили за три недели, стали родными, а тут раз – и ты в реале, жестком, неуютном и бесконечно одиноком.

И опять огромная благодарность ребятам за то, что не заехали прощаться с нами. Не было шанса ещё раз лить слезы и жалеть о том, чего не вернешь. Пусть память хранит только светлые моменты тех трех недель, когда небо было под ногами, звезды падали прямо в руки, луна освещала путь и сердца друзей согревали в мороз.

Будут ли новые Большие Белые Горы в моей жизни? Если ничего не случится, если сердце не устанет стучать в груди, то однозначно – да!
Куда? Неважно! Главное – с кем. Говорят, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Это если разумом. А сердце тихонько так: «А вдруг?»

15 августа 2017г.

А фото у меня на страничке в ФБ