Внук Дмитрий Иоаннович Историческая хроника с прол

Александр Ляховецкий
Действующие лица

Иоан III Васильевич – Великий князь Московский и Всея Руси(ок.60 лет)
София Палеолог – его жена(45-48 лет)
Василий – его сын (20-22 года)
Дмитрий – его внук (16-18 лет)
Елена Волошанка – мать Дмитрия(35-40 лет)
Митрополит Московский Симон
Бояре:
Князь Иван Юрьевич Патрикеев (ок.80 лет)
Его дети: Князь Василий Патрикеев (45-55 лет)
Князь Иван (Мында) Патрикеев (40-45 лет)
Князь Семён Иванович Ряполовский (50-55 лет)
Князь Андрей Холмский (50-55 лет)
Князь Иван Ромодановский (50-55 лет)
Князь Иван Заболоцкий (50-55 лет)
Дворяне
Купцы
Горожане
Холопки
Бабы-ворожеи
Народ



       Пролог.
     Дворянин
                Приветствуем тебя, наш добрый зритель!
         Спасибо, что пришёл на нашу пьесу посмотреть,
                Оставив все дела и думы на потом.
Сегодня мы тебе расскажем о событьях старины
далёкой иль не столь далёкой-
Решать тебе.
Тому прошло уж более пяти веков.
И что тогда случилось,
Того не изменить.
История не терпит сослагательных ответов.
Что быть могло бы,
Если бы не это или то?
Но это было!
Было и прошло!
И всё же посмотрите
Историю про то,
Что происходит
В Московском государстве,
Где правит князь Великий
Иоан Васильевич,
По счёту родовому третий,
А по значенью своему и титулу –
Великий Государь.
Уже достиг в земле своей
Иван могущества и власти,
И век пятнадцатый уж катится к закату.
Стареет Иоан. Ничто не вечно
И никто не вечен.
Наследье сможет кто принять
По смерти государя?
Вопрос открыт.
Две ветви борются за трон,
Внук Дмитрий с матерью Еленой Волошанкой
Иль сын второй – Василий,
Первенец Софии греческой,
Нынешней жены Ивана.
Кто друг дружку одолеет?
Вот интрига, достойная начала нашей пьесы.
Ну что ж. начнем, пожалуй, помолясь!
                ( занавес открывается).

         Действие первое.
(Москва. Год 1497 от рождества Христова или 7005 от сотворения мира)
Сцена первая.
(Кремль. Великокняжеские покои. Женская половина. На троне
восседает София. Напротив неё на кресле пониже сидит, оказывая
почтение её старший сын Василий).

София
Стареет, Вася, государь наш
Иоан Васильевич.
Зато растёт и малолетний Дмитрий,
Государев соправитель.
И неизвестно нам, потом что будет с нами,
И потому, и он и мать его Елена-
Враги нам злейшие.
Я даже не хочу и думать о времени,
Когда он государством править сможет.
Василий.
И что ж нам делать матушка, скажи?
София.
            Пока ещё не знаю.
              (задумалась, сидит, опершись на поручень).
А знаешь что?
    Созрели мысли у меня.
Василий.
           Какие?
София.
Найдём немного мы бояр,
Князей родов старинных,
Что нас в борьбе за трон
поддержат.
Василий.
Не вижу в окруженье нашем
Я таких.
София.
Но много есть вокруг двора
Детей боярских,
Да и дьяков тоже,
  Которые помогут нам,
Сказать хотела я, тебе конечно
У власти удержаться
  И сесть на трон,
По смерти твоего отца.
          Василий.
                Как их на сторону свою привлечь?
София.
Одни примкнут к тебе по родовитости твоей,
Другие - ожидая от тебя награды,
Но опершись на них,
Ты сможешь победить,
И в тайне от отца мы свалим
Дмитрия, пока наследника престола.
Василий.
Спасибо, матушка, тебе за ценные советы
София.
И помни, сын, тебя во всём я поддержу.
Ведь править должен ты,
Потомок древней византийской знати.

Сцена вторая.
(Кремль. Палаты князя Ивана Юрьевича Патрикеева.
         Бояре сидят за столом  и обедают)
Князь И.Ю.Патрикеев
          (Стоя. Подняв кубок)
  Так выпьем дети и друзья за предков наших,
За отцов и дедов.
Все присутствующие.
(Встают и поднимают вверх, как-бы чокаясь, кубки)
Воистину!!!
(пьют, затем садятся, трапезничают)
Князь И.Ю.Патрикеев.
Отец мой завещал мне
Преданным и честным быть пред нашим господином,
Василием Васильевичем – великим князем.
Василий Патрикеев.
И как же Вам, отец при нём служилось?
Князь И.Ю.Патрикеев.
Ты спрашиваешь Вася, как при нём служилось?
Хотите слышать? Что ж я расскажу вам.
В ту пору был я молодым и неразумным.
Отец мой, Юрий, при дворе Василия служил
И мне пророчил жизнь блестящую при нём
В великокняжеском дворе…
Князь С.Ю.Ряполовский
Что ж замолчали Вы, отец и друг мой близкий.
Князь И.Ю.Патрикеев.
Я вспоминаю всё.
Тому прошло уж более полвека,
Как я служу князьям великим,
И отцу и сыну.
  Иван (Мында) Патрикеев.
Так выпьем, батюшка
За Вас и за раденье Ваше,
А также за заслуги Ваши
Пред семьёю и Отчизной.
      (выпивают вино из кубков, за трапезой продолжают разговор).
Василий Патрикеев.
И как же, батюшка, служилось Вам
При Василии Васильевиче Тёмном?
Князь И.Ю.Патрикеев
Тогда, я, Вася, был и дерзок и горяч,
И трудности бывали нипочём мне.
А на веку своём я встретил их немало.
Когда мой господин, Василий –
Великий князь Московский
Был изгнан из столицы дядею своим,
Георгием, Донского сыном младшим,
Мы с ним отправились в изгнанье,
И вместе с ним все беды претерпели,
До той поры, пока не умер окояный,
И не вернулись снова мы в Москву,
Но видно, так угодно было Богу,
Чтоб годы долгие-нам трудности терпеть
пришлось.
И от ордынцев, татей гнусных и поганых,
И от Шемяки Дмитрия, Василия двоюродного
брата.
Так, тот Шемяка, лютым больно был.
А как Василия Васильевича бесчестил он,
И в злобе богомерзкой
Велел его он ослепить!
И ведь схватил и ослепил.
Но мы, вассалы верные,
Василию остались преданы тогда,
Глазами и ушами стали для него,
И с нами он держал совет и дружбу,
И нам благодаря, Шемяка из Москвы
Был изгнан и убит,
А князь Великий наш, Василий,
По прозванью Тёмный
Вотчину отцовскую забрал.
Князь Андрей Холмский.
(крестясь)
Чудны дела твои, Исусе.
Князь И.Ю.Патрикеев
Да…Бывали времена
Князь С.И.Ряполовский
Скажите, тесть почтенный, Иван Юрьевич,
Как ладили Вы с ним,
Василием-Великим князем.
Князь И.Ю.Патрикеев
Он был для нас отцом и братом,
И нас любил,
И с нами мягок был,
Всегда у нас испрашивал совета.
Князь Иван Иванович Ромодановский.
Стелил, наверно, мягко,
Да жёстко было спать!
Князь И.Ю.Патрикеев.
Всякое бывало.
И бороды нам рвал,
И избивал нещадно,
Но ярости в нём меньше было,
Чем в нынешнем, Иване.
Князь Иван Заболоцкий.
    (крестясь)
Да, грозен нынче государь наш,
Иван Васильевич,
Дай Бог ему здоровья!
Василий Патрикеев.
Я помню, говорили мне бояре, что до женитьбы
На жене второй, Софии Палеолог,
Он был совсем другим.
Князь И.И.Патрикеев.
И с ними я согласен.
Ещё я помню времена,
Когда был нам он просто господином,
сувереном,
Теперь же подданные все мы,
Да что там, просто слуги!
Василий Патрикеев.
Прошу Вас, батюшка, себя поберегите
И не волнуйтесь так.
Князь И.Ю.Патрикеев
Да как же не печалиться мне, Вася,
Когда мы, Гедеминовы потомки,
Челом бьём в землю, как простые смерды
Перед Великим князем.
И виновата в сей беде София Византийка,
Она во всех делах настропалила государя,
А он, её послушав,
Вдруг возомнил себя единовластным
самодержцем,
И во дворце своём обряды византийские
заводит.
Князь С.И.Ряполовский.
Да так и есть.
Всё меньше во дворце традиций русских
Иван (Мында) Патрикеев.
Где это видано,
Что б баба двор свой заводила,
На троне б там сидела…
Василий Патрикеев.
Да и послов там принимала.
Князь А.Холмский.
    (крестясь и отплёвываясь).
Чудны дела твои, Исусе!
Князь С.И.Ряполовский.
Да ладно, все бы этим обходилось!
Она же хочет большего добиться.
                Присутствующие.
И чего же?!
Князь С.И.Ряполовский.
Всё больше кажется мне (крестится),
Что хочется Софии извести
Родного внука государя,
Дмитрия, с матерью его Еленой,
И посадить на трон Василия, сына своего.
Иван (Мында) Патрикеев.
Не от того ль Иван так слушает Софию
И послабленье дал ей, что принесла она ему
Богатое потомство?
Князь И.Ю.Патрикеев.
Возможно дело в этом.
Князь С.И.Ряполовский.
А может в том, что больно хитроумна?
Князь И.Ю.Патрикеев.
Тогда, семь лет назад, ходили слухи,
Что был отравлен ей
Иван Иванович - молодой,
Посредством лекаря заморского Леона.
Тогда остался Дмитрий без отца,
Елена же Стефановна - без мужа.
Князь Андрей Холмский.
Хитра София – дочь Фомы.
Князь С.И.Ряполовский
Коварна и хитра!
И хочется увидеть ей,
Как трон великокняжеский
Забрал Василий – греческий потомок.
В.Патрикеев.
И что же делать нам –
Ближайшим людям государя,
Обязанным хранить достоинство
И честь его?
          Князь    И.Ю.Патрикеев.
Задача наша ныне
За интересы внука, Дмитрия стоять,
Наследника законного стола Ивана.
Князь С.И.Ряполовский
На этом порешим!
Князь Андрей Холмский.
   (крестится)
Чудны дела твои, Исусе!

Сцена третья.
(Покои великого князя. Половина княгини Елены Стефановны. Трапезная. За столом – Иван Васильевич III,Елена Стефановна, Дмитрий – внук).
Елена.
Спасибо, государь, тебе за то,
Что нас почтил своей заботой.
Иоан Васильевич.
Не мог я вас своим вниманьем обделить,
Ведь, вы родня мне близкая,
И память долгая о сыне умершем,
Моей надежде и опоре.
Теперь пришла пора,
Что б ты, Димитрий, внук мой,
Стал помощником моим
И продолжателем трудов моих
Упорных.
  Дмитрий.
Дед, я готов с тобою вместе править
И заменить во всём покойного отца.
Иоан.
Того и я желаю,
Внук ты мой любимый,
(обращаясь к Елене)
А ты, Елена, Диму береги,
Учи его всему тому,
Сама что знаешь.
Елена.
С тех пор, как вдовая я стала,
Свои заботы сыну отдала я,
А учит разуму его,
Твой дьяк Курицын Фёдор,
В то время, что не занят он
Делами государства.
Иоан.
Хороший выбор сделала ты ,Лена,
Отдавши сына в обучение любимцу
моему.
Елена.
Спасибо, государь.
Иоан.
Теперь же у меня дела.
(встаёт, вместе с ним встают и Елена с Дмитрием).
Тебя и внука навестил Я.Теперь пойду.
Елена и Дмитрий.
Спасибо, батюшка, за милость.

                Сцена четвёртая.
(Великокняжеские покои. Половина Софии. София сидит на троне. Перед нею на коленях – две бабы-ворожеи, преклонили головы до пола).
София.
Вы знаете, зачем сюда вас
Позвала я?
Марфа.
Не знаю, матушка.
Пистимея.
Не знаю.
София.
Как окрестили вас, холопки?
Марфа.
Я – Марфа, матушка.
Пистимея.
Я – Пистимея,госпожа.
София
Мне говорили,
Ворожить вы можете изрядно.
Обе.
Да, можем ворожить.
София.
И что ж вы можете?
Марфа.
Могу гадать на всём я, и на всё.
И ворожить умею также, матушка княгиня.
Ко мне приходят все,
Кому нужна я,
Что б ворожила я на жизнь, на смерть,
Любовь иль нелюбовь,
Удачу, неудачу, приворот…
София.
Спасибо, Марфа, выйди.
Подожди за дверью.
(обращается к Пистимее).
Что можешь, ты, холопка?
Пистимея.
                Я, матушка-княгиня,
Делать снадобья умею,
                Из травок разных,
Что растут вокруг Москвы.
София.
А можешь сделать снадобье такое.
Что б выпил человек его,
А после бы ходил.
И боль бы он почувствовал не сразу,
Но после, дней положим, через пять,
Он слёг в постель,
И больше бы не встал.
Что б упокоилась душа его
навеки.
Пистимея.
Могу я, матушка.
Я сделать всё смогу.
София.
Ну вот и сговорились,
А теперь ступай домой
Мой человек тебя проводит до ворот.
Даю на всё тебе три дня.
Как всё готово будет,
Известишь меня.
А после, всё, что заслужила,
Ты получишь.
(Женщина, целуя пол, пятится задом на коленях, так же, на коленях заползает и движется к Софии Марфа.)
София.
Как тебя зовут?
Марфа.
Государыня, я – Марфа.
София.
Желаем мы, Великая княгиня,
Что б помогла ты нам
В одном вопросе тайном,
Где надобно умение твоё.
Марфа.
Готова, матушка, я взяться
За любое заклинанье,
И сделаю всё так,
Что б ты осталась мной довольна.
София
Хотелось бы мне верить,
Встань скорей с колен,
И поспеши за мной.
Там, в тайной комнате,
Ты обо всём узнаешь.
(София встаёт с трона. Марфа – с колен. Обе уходят.)

Сцена пятая.
(Кремль. Тронный зал. Заседание Боярской Думы.
                В зале – Великий князь и  бояре.)
Иоан III
Ну что там дальше?
Князь С.И.Ряполовский
Дай слово, государь.
Иоан III
Я разрешаю, можешь говорить.
Ну, говори мне, Сёмка,
Зачем ты нас побеспокоил?
Князь С.И.Ряполовский
Не с доброй вестью я, мой государь,
Прости же своего холопа.
Иоан III
Ну…Говори.
Князь С.И Ряполовский.
Прости же, государь.
Иоан III
Докладывай, прощаю.
Князь С.И.Ряполовский
Пришли мне вести от лазутчиков моих,
Что во дворце твоём готовится измена.
И что в измене той участвует Василий –
Сын твой.
Иоан III
Да как ты смеешь,
Говорить мне это всё, мерзавец.
Князь С.И.Ряполовский
Прости, прости, прости, Великий государь!
Иоан III
Продолжай, Семен Иванович.
Князь С.И.Ряполовский
Был извещён я, государь,
Что многие количества детей боярских
И кое-кто из дьяков государевых твоих,
Готовят заговор,
В котором, внук твой Дмитрий станет
Главной жертвой.
Иоан III
И что же мутят за спиной моею
Сын мой Василий и сии холопы?
Князь С.И.Ряполовский
Прослышав, государь, про то,
Что ты решил пожаловать венчаньем царским
Внука своего,
Мерзавцы эти, сговорившись с княжичем Василием,
Решили, что Василий,
Сбежав от зорких глаз твоих,
Москву оставит,
Да станет грабить Белозерскую
И Вологодскую казну,
При этом, кто-то из подручников его,
Добьётся смерти Дмитрия – внука твоего.
Иоан III
Мерзавцы, тати, гнусные холопы.
Князь С.И.Ряполовский
И вот ещё что…
Доносят так же мне людишки,
Что видели не раз,
Как были у жены твоей,
Софии, свет Фоминичны,
Княгини нашей, бабы-ворожеи,
Что делали они - того не знаю,
Но всё ж ,тебе обязан доложить,
Свет-государь, мой.
Иоан III
                ( про себя)
Как тяжело ты, бремя власти!!!
Имея власть, всегда ты одинок,
И в одиночестве своём,
Помочь себе не в силах.
Один всегда, везде, во всём,
И нет ни в ком, ни в чём опоры!
О, власть – тяжёлое ярмо,
Которое я сам взвалил себе на
плечи,
И вот несу его который год,
Я знал, что будет тяжело,
Но вижу, что не стало легче.
Я – Государь Всея Руси,
Которого боятся и татары и
литвины,
Я тот, кто Русь освободил от
Бремени проклятого ордынцев.
И власть в своей земле
Имею я такую,
Что там, в Европах,
Завидуют мне все властители
земные,
Но счастья не имею я
В семье своей,
Но ведь семья – святое!
Всё свято в ней,
И дети и жена, что
Ласку дарят,
И блаженный час покоя,
Который ощущаешь ты,
Найдя здесь всё, чего не достаёт…
И вдруг! Ты узнаёшь,
В семье твоей раздоры.
Да ладно бы раздоры,
С кем не бывает?
В любой семье найти их можно,
Если приглядеться.
Но здесь!
Здесь, во дворце моём – война!
Всё хорошо, коль молод ты,
Силён, не обделён здоровьем!
Но вот приходит старость.
И выросли уж дети,
А ты ослаб, не те уж годы,
И жить тебе недолго.
И каждый рвётся к трону,
Жаждет власти!
На внука сын пошёл,
И брат пойдёт на брата,
И нет покоя более в семье.
И какова причина?
Причина лишь одна –
Хотят воссесть на трон.
Им власть нужна.
У них всё есть.
Им не хватает только власти!
И как же с этим быть,
Что делать, что решить мне,
Что б прекратить всё это?
О, власть – источник всех раздоров!
Как обольстительна и как сладка,
Нет слаще ничего –
Стоять над этим миром
И им повелевать!
И всё же?!
Как поступить мне?!
Ах! Как тяжело ты бремя власти!
Что делать мне, коль в семье моей
раздоры?
( к боярам)
Так что же мы решим, бояре?
Князь И.Ю.Патрикеев
Решать тебе, Великий Государь,
Мы же во всём тебе опора.
Иоан III
Решил я так.
Хозяин я в земле своей,
Тем более в семье!
Василию, зачинщику раздора,
Отныне быть под стражей,
На дворе своём.
С ним позже, по-отцовски,
разберусь я.
Тех баб, что в ворожбе замечены
На половине у княгини, у Великой
Поймать, и ночью утопить
В Москве-реке, так, что б никто не
видел.
А тех, кто зачинил измену,
Казнить нещадно,
Да так, что б перед смертью
Пусть мучались они,
Что б смерть сама
Им счастьем показалась.

Сцена шестая
(на другой стороне Москвы-реки,за мостом столпотворение народа,давка)
1 горожанин
Пустите,люди добрые,
Ну дайте же пройти.
2 горожанин
Ну куда ты лезешь?!
1 горожанин
Да ничего не видно.
3 горожанин
А что увидеть хочешь ты,разява?
1 горожанин
Да то же,что и ты.
3 горожанин
Да я стою здесь долго,
Я место занял,
Чтобы казнь увидеть.
2-й горожанин
Не видишь разве ты,
Как много здесь народу,
Никто не пустит здесь тебя,
И даже не мечтай вперёд прорваться.
1-й горожанин
А отсюда можно что увидеть?
2-й горожанин
Да лучше это и не видеть.
1-й горожанин
Уж больно любопытно посмотреть,
Не каждый день такое происходит
      на Москве.
4-й горожанин
(креститься)
Помилуй, Боже, нас!
Спаси нас, Боже!
5-й горожанин
Да не при ты, рожа!
6-й горожанин
Довольно здесь орать!
И дайте мне послушать!
  Голос глашатая.
(за сценой)
Указ. Я, Иоан, божьей милостью государь Всея Руси и великий князь владимирский, и московский, и новгородский, и псковский, и тверской и югорский, и пермский, и болгарский, и иных.
ПРИКАЗЫВАЮ:
За многие злодейства и злоумышленья против государевой персоны казнить:
Яропкина Афоньку. Отсечь сему Афоньке  за измены многия ноги, руки и голову.
Поярку Рунову отсечь руки две, а напоследок голову рубить.
Володьке Гусеву и Стромилову Федьке-обоим дьякам и князьям Палецкому-Хрулю и Шевью-Стравину – боярским детям, головы рубить.
Таков приказ мой ныне.
Да будет он исполнен.
Иоан, Великий князь и государь Всея Руси.
Голос за сценой
Эй, приступай, палач.
(За сценой – удары топора о колоду. Всего - 12,с более-менее одинаковыми промежутками)
Народ
(после каждого удара топора)
Ах!

Действие второе

Сцена первая.
(Успенский Собор. Во всей сцене – торжественность. Местами бьют колокола. На возвышении три трона. Многочисленный клир поёт молебен Пресвятой Деве и Петру-чудотворцу. Митрополит Симон, и Великий князь с внуком выходят, и митрополит и Иоан садятся на сидалища. Дмитрий стоит на краю возвышения.)
Иоан
Отец митрополит! По воле божьей, По древнему обычаю, Что дали наши предки,
Великие князья передавали
Стол свой первородным детям,
Великий князь – отец мой,
Ещё при жизни благословил меня
На Великое княженье.
Я также, сына своего Ивана
Ещё при жизни,
Посадил на трон свой.
Но было Богу так угодно,
Чтобы он скончался,
Оставив мне на радость
Сына своего Димитрия,
Которого сейчас благословляю
На Великое княженье,
Что было у покойного его отца.
Митрополит Симон.
Садись теперь.
(благословляет Дмитрия крестом, сидит вместе
с ним и наклонив голову, произносит молитву)
Внесите бармы!
(Два архимандрита подносят ему бармы, он передаёт
Их Иоану, осеняет внука крестом).

    Во имя Отца и Сына
И Святого Духа!
(Иоан возлагает бармы на Дмитрия)
Митрополит
Мир всем!
Несите шапку!
(ему отдают её. Он отдаёт Иоану и осеняет Дмитрия крестом)
Во имя Отца и Сына
И Святого Духа!
(Иоан возлагает шапку на голову внука. Звон колоколов)
Сцена вторая
(Женская половина. Покои Елены. Елена сидит за столом, пьёт чай. Вбегает Дмитрий)
Дмитрий
Ой, матушка, какой же день
Вчера был беспокойный!
Елена
И счастливый!
Запомни, Дима, этот день,
Как знак всесилья твоего.
Но деда слушайся,
Во всём ты почитай его.
Дмитрий
Да, мамочка,
Я деда буду слушаться
                во всём.
Мне дед родной
Не присоветует плохого.
Елена
Теперь же можешь
Мне поведать обо всём,
Что в день сей
Знаменательный творилось.
Дмитрий
Вначале дед мой
Возложил мне на чело венец,
Затем Симон – митрополит
Молитву прочитал передо мною.
Уж после, поздравляли все нас,
Деда и меня,
Духовные все лица и бояре,
И племянники мои,
Все нам поклоны били.
Елена
Дмитрий – сын мой,
Я тобой горжусь.
Дмитрий
Затем митрополит Симон
Благословил меня и
Пожелал здоровья,
А пожелав мне благ земных,
Он вместе с дедом встал,
И оба чинно удалились.
Я ж из церкви Девы Пресвятой
Направил стопы
В храм Архангела Михайлы,
Потом же посетил я церковь
Благовеста,
Везде со мною шли бояре и слуги
Наши,
Рангом ниже,
А сын Софии, мой племянник
Малолетний ,Юрий
Бросал монеты золотые
Над головой моею.
Теперь – я на вершине власти.
Елена
Да, Дмитрий, теперь ты –
Князь великий,
Придёт пора, и править будешь ты
страной.
(про себя)
Уже, надеюсь, скоро.
Дмитрий
Спасибо за поддержку, матушка.
Тебя люблю я,
Теперь, к себе пойду я
И помолюсь за нас обоих.
Елена
Иди, мой сын,
Благословляю я тебя!
(Дмитрий уходит. Заходит холопка)
Холопка
Княгиня, матушка, идёт к Вам
Государь.
Елена
Как к стати.
Можешь удалиться.
(Холопка уходит. Иоан III заходит. Елена на коленях и склоняя голову до земли приветствует его.)
Елена
Здравствуй, свет мой-государь.
Иоан III
(поднимая Елену с колен)
Ну, невестка, здравствуй!
Вставай уже с колен,
Пришёл поздравить я тебя
С венчанием на стол наш, сына твоего.
Елена
И внука твоего,
Свет-государь мой!
Иоан
(садится)
Да! Теперь Димитрий
Не просто княжич,
А великий князь и соправитель
мой.
Елена
Благодарю тебя за сына,
Ведь с той поры,
Как умер муж мой и твой
Сын – Иван Младой,
Лишь сын остался мне
Отрадой и надеждой.
А ты, великий государь,
Во всём моя опора.
Иоан III
Спасибо, Лена.
Растрогала ты сердце старика.
Елена
Какой же ты старик,
Иван Васильевич?
Ты – сокол. Ты - птица,
Что парит над облаками,
И видит всё.
Иоан III
Спасибо, на сегодня
Мне довольно лести.
(встаёт с лавки, направляется к дверям)
Но всё же рад я
Тем словам, что
Мне ты говоришь.
Сейчас я ухожу,
Исполнить нужно много дел.
Но вечером к тебе
Вернусь я снова.
Готовь опочивальню,
Надеюсь, мне ты не откажешь
В нежности своей?
Елена
Да разве кто посмеет, государь,
От милости твоей укрыться?
С тех пор, как стала я вдовой
Ни разу не было тебе отказу.
Иоан III
Уж девять лет, как сын
Мой первый,Ваня,умер,
Тоскую сильно по нему.
А вы, семья его,
И ты и Дмитрий,
Всегда близки мне были,
Ты – как жена и дочь мне,
В одном лице.
Елена
Иван Васильевич,
Твоя жена – София.
Я – лишь вдовица бедная,
Которую хранишь ты милостью
своей.
Иоан III
София мне жена,
И родила мне сыновей и дочерей,
И с ней венчались мы пред Богом.
Но ведь и ты близка мне,
Коль согреваюсь у тебя душой и
телом.
А что касается Софии,
То ныне берегусь её
И есть тому причины.
(уходит)
Елена
        (про себя)
И я её боюсь,
Но Бог наш милостив,
А государь – могуч,
И защитят от Византийки
И меня и сына.

Сцена третья.
  (Покои Софии. Холопки прибираются в комнатах)
1-я холопка
Ну вот, мне кажется,
Теперь здесь чисто.
2-я холопка
Ты всё-же лучше убирайся,
Хозяйка любит чистоту.
1-я холопка
Да я уж расстаралась,
Чтобы Великая княгиня
Довольною осталась.
2-я холопка
Когда ты видела её
Довольной нами в
Последний раз.
1-я холопка
Я уж и не помню.
2-я холопка
Да, ходит матушка-княгиня
Уж боле года чернее тучи.
1-я холопка
Почитай уж стой поры,
Как старшего не видит сына.
2-я холопка
Да и Великий князь уж
Боле к ней не ходит.
1-я холопка
Как не ходит?
Он ходит к детям,
Повидаться с ними,
А, значит, с нею тоже,
говорят.
3-я холопка
Да говорит он с ней,
Но как-то через силу,
И губы сжав,
Как, вроде бы молчит.
(входит София)
София
А ну, пошли все вон.
(холопки кланяются и, пятясь в поклонах задом, уходят)
София
Уж скоро год,
Как мы с Василием в опале.
Василия Иван не хочет видеть,
Со мной почти не говорит,
Совсем забыл он путь в
опочивальню.
И чтоб вернуть на место всё,
Мне нужно что-то сделать,
Чтоб Иван пришёл ко мне,
Поговорил и мне поверил,
Да так поверил,
Чтобы больше не стояли
На пути у нас,
Ни Дмитрий, ни злосчастная
Елена.
Ну, думай, Соня!!
Соня, думай, думай, думай,
Что можешь сделать ты?
Сцена четвёртая
(София лежит в кровати, притворяясь тяжело больной. Входит Иоан III и садится на кресло перед её кроватью)

Иоан III
Сказали мне, что ты занемогла
И слёзно ты просила звать меня
к себе,
Вот я пришёл,
Что скажешь нынче мне?
София
Ах, Ваня, Ванечка,
Больна я сильно,
Не знаю, будет ли ещё минута,
Для того,
Чтобы поведать о навете злом
На Васю и меня.
Иоан III
Навете злом, София?!
София
На том стою я, Ваня,
Оболгали нас, меня и Васю.
Иоан III
Хотел бы верить, Соня,
Что это так.
Прошло уж четверть века,
Как живём мы вместе,
За это время всё у нас бывало,
И радости, и ссоры, и печали,
И смерти близких и рождение
       детей.
И много раз был зол я на тебя,
По поводам различным,
Но заговор устроить,
За спиной моей,
Способны только дьяволовы
слуги.
И в нём замешаны и ты, и сын
Василий.
Как с этим жить и что же делать?
София
Ах, Ваня, Ванечка,
Любимый муж мой,
Как ты смел подумать,
Что сын твой, хоть в чём-то
Смел ослушаться тебя?
И я, и дети, все мы
Чтим обычаи Христовы!
Иоан III
Ты хочешь мне сказать,
Что вы не виноваты,
И я напраслину на Вас
возвёл.
София
Оговорили, видно, нас
Лихие люди,
Затеяли они сгубить
Потомство наше,
И думаю, советники твои,
Бояре Патрикеевы и Ряполовский
В том виновны.
Иоан III
Как смеешь ты
Советников умнейших и вернейших,
В крамоле обвинять?!
София
Больна я, государь мой, и слаба,
Звала тебя я только помириться.
Соскучилась я по тебе,
Тоскую сильно, когда ко мне
Ночами не приходишь.
Что делают советники твои
Мне всё равно.
Не клеветали б только
На семью твою.
Иоан III
Того они не смеют!
София
Наверное, посмели,
Коль здесь одна я,
А сын наш старший
           в заключеньи.
Иоан III
Мне соврать!
Они бы не посмели!
София
А вот посмели!
В том крест целую,
И клянусь потомков
Жизнью и здоровьем
Вплоть до пятого колена.
Иоан III
Побойся Бога, коли врёшь!
София
Не мне его бояться.
Честна я перед ним,
И пред тобою,
Помазанником Божьим.
Иоан III
Ну что ж!
Пора мне.
Пошёл я думать.
(Уходит)
София
Ну вот, посеян червь сомненья,
Теперь ему я буду повторять,
Все, что сказала раньше,
Когда он будет навещать меня.
Ещё недельку надо полежать,
А после,
Встав с постели,
Умолять его,
Чтоб в спальне навестил меня.
Уж здесь-то он дозреет
В решении своём, казнить
Изменников-бояр.
Поддержки будет лишена змея-Елена,
А вместе с нею Дмитрий.
Бедный мальчик…Дмитрий.
(ухмыляется)
А что касается  Христа,
Так он же милостив
И мне простит
Все клятвопреступленья.
Была бы только польза,
И Васенька-сынок
Взошёл на трон,
По праву крови императорской своей!

Действие третье
Сцена первая.
(Покои Софии. София сидит в кресле и улыбается. Вбегает Василий,                встает перед ней на колени, целует руки)

Василий
          Ну, здравствуй, матушка,
Теперь же свиделись с тобою.
Не знал я в заключеньи,
Что со мною станет.
Но верил, верил искренно,
Что ты поможешь мне.
София
Ах, Вася, Васенька,
Мой старшенький сынок,
Скучала сильно
По тебе я этот год.
Но сделала я всё,
Чтоб гнев отца направить
На советников его, которые
За Дмитрия стояли.
Василий
И как же это удалось тебе?
София.
Сынок, скажу тебе,
Что трудно это было,
Очень трудно.
Но хитростью моей
И с Божьей помощью,
конечно,
Прошло, как надо всё,
И вот теперь свободен ты
И волен видеться со мной.
Василий
И что ж произошло?
София
Свалила я своей интригой
Этих псов матёрых,
Отца любимцев,
Сеньку Ряполовского и
Князя Патрикеева с детьми.
Василий
Ах, как умна ты матушка
И волею сильна!
Тобой горжусь я,
Просто восхищаюсь!
Уж если что задумано тобой,
То будет сделано.
В делах своих ты –
Просто мастер!
София
       ( про себя)
Спасибо, Боже,
Я заслужила похвалу
От собственного сына!
Василий
Скажи мне, матушка,
Что стало с нашими врагами?
София
Отец твой, Иоан Васильевич,
Уж больно долго думал,
Но день за днём, неделя за неделей,
Мысли до него я донесла,
Что к титулу его почтенья нет
У иностранных государей,
Особенно в Литве.
И в том повинны
Сенька Ряполовский и
Ванька Патрикеев,
Которые сего почтенья не добились
Высокоумными речами.
А кроме этого,
Отцу внушала я,
Что понапрасну,
Они меня с тобой оговорили.
За эти вот грехи пред государем,
Сенька Ряполовский, любимец государев,
Лишился головы,
А Ваньку Патрикеева и сына его,
Ваську, хотел казнить он тоже.
Но здесь митрополит Симон
За них просил.
В монахи их постригли.
Василий
И поделом им всем.
София
И нет теперь поддержки
Ни у Дмитрия,
Ни у матери его, Елены.
Василий
         (крестится)
И, слава Богу!
Простите, матушка!
Ныне нужно мне идти.
(уходит)
София
    (мысли вслух)
Ну, вот и всё!
Добилась я, дошла до цели!
Мой сын, моё дитя родное,
Великим станет князем на Руси.
Могла ли я,увы,жена вторая,
Десяток лет назад подумать,
Что моё потомство,
Наследники константинопольских
монархов,
Увы, последних,
На стол российский сядут
И правление продолжат,
Нет, не в Византии милой,
В земле не менее великой,
Что станет третьим Римом!
Нет, не прервётся ветвь
От древа моего!
А будет только жить
И размножаться,
Оставив громкими делами,
Память о себе.
И вместе с ними,
С памятью их славной,
Жить буду я, София Палеолог –
Та, что достойна преклоненья.
Никто не знает из живущих ныне,
Как тяжело влияния добиться
Над мужем тем, который
Обладает властью
И любит власть в себе,
Да и себя во власти.
А я смогла, я обуздала.
Не мне ли быть в делах
Опорой мужу, сыну, внукам.
Надеюсь – доживу.
Но…Гложет лишь одно.
Грешна я Боже!
Прости меня, помилуй, сохрани,
И знак дай, знак мне,
Что достойна я, избранница небес,
Любви твоей великой!!!
(занавес закрывается).

Сцена вторая
(Великокняжеские покои. На кресле сидит Иоан III.Вбегает Дмитрий)
Дмитрий
Позволь поговорить,
Великий государь?!
Иоан III
Ну говори, коли пришёл.
Дмитрий
Скажи мне, дедушка,
Ответь, тебя прошу я,
Что случилось?
Что произошло?
Иоан III
А что должно случиться
На земле моей,
Коль здесь я государь?
Дмитрий
Прошло уж боле года,
Как венчан я на стол твой,
И стал по праву первородства
Преемником твоим.
И ждал от этого я многого,
Признаюсь,
Хотел с тобою вместе править я,
И первым быть помощником тебе.
Иоан III
И что тебе мешает?
Дмитрий
Я,дед,понять не в силах,
Зачем придал опале
Бояр своих,ты,ближних,
Не спрося меня об этом,
Что сделали они?
Иоан III
Тебе не нужно это знать.
То дела мои!
Дмитрий
А почему не наши?
Иоан III
Мал ещё всё знать ты,
Дмитрий,
Дмитрий
И почему Василий,
Опальный мой племянник,
Из заключенья вышел,
И в утешение своей опалы,
Он получил в правление
И Псков и Новгород,
Ведь это же мои уделы?
Иоан III
Как смеешь ты, сопляк,
В этаком вот тоне,
Со мною говорить?
Дмитрий
Я – соправитель твой.
Иоан III
Ты мал ещё туда лезть,
Где старшим разобраться
Не под силу.
Дмитрий
Зачем же ты тогда
Меня венчал на трон свой?
Иоан III
Тому есть две причины:
И первая из них –
Ты мой прямой наследник,
Потомок старшего, ты, сына моего,
И вторая – уж больно за тебя
Просили ближние мои бояре,
Те самые,
Которые, презрев мою любовь
К ним,
Бесчинства мерзкие
Со мною учинили.
За то и поплатились!
И как же верить мне
Теперь тебе и матери твоей,
Елене.
Дмитрий
Но я, же внук тебе,
И смею ли тебе вредить я!
Иоан III
Теперь не знаю.
Уж больно вы близки
К изменникам-боярам.
Дмитрий
И ты посмеешь отстранить меня
От власти и престола?
Иоан III
Да, посмею.
Дмитрий
Где справедливость, дед,
И где закон?
Иоан III
Неужто, Дмитрий,
Ты не знаешь,
Что в вотчине моей,
Я – справедливость,
Да и законы все
Исходят от меня.
В земле моей –
Я есть Закон,
И только мне решать,
Кто будет править
Вслед за мной,
Мой внук иль сын,
На то моя и Божья милость.
Иль я не государь
В Земле моей,
Не самодержец, волей Бога?
Дмитрий
Да,дед,ты – самодержец.
Но не прав ты!
Иоан III
Ах, так ты?
А ну-ка прочь пошёл!
И помни что птенцы
Орла не учат
(Дмитрий удаляется расстроенный)
Иоан III
(про себя)
И всё же прав я
Иль не прав?
Что землю ждёт мою,
Когда меня не станет?
Иль всё-таки права София,
Меня уверив,
Что Василий, Палеологов потомок
Будет славным государем?

Сцена третья.
(Покои Елены. В трапезной сидят Дмитрий и Елена)
Елена.
Пей чай, сынок,
Вот мята, вот чабрец,
А хочешь, пей с вареньем,
Вот из кржижовника варенье,
Вот из малины,
Вон – смородина. Бери
Пей чай и ешь, что хочешь.
Дмитрий
Спасибо, матушка,
за хлебосольство,
За чай и за варенье,
И за поддержку, более всего.
Елена
Какая мать поддерживать
Не будет дитя своё?
Дмитрий
Пожалуй, мать любая
Заботится о своём ребёнке,
За годы те,
Что не виделся я с дедом,
Всё сделала София,
Чтоб на Руси Великим князем
Стал Василий.
Елена
И дед твой, Иоан Васильевич,
Ему благоволит,
Тебя своей опалой оскорбляя.
    Дмитрий
И на тебя за что-то
Он разгневан.
Елена
Того не знаю я.
Дмитрий
Мне кажется,
Софии то заслуга.
Пока не сгубит нас
С тобой,
Не успокоится она.
Елена
Да жалит насмерть,
Коварная гадюка.
(Входят дворяне. Держатся уверенно, по-хозяйски)
1-й дворянин
Прости, великий князь,
Прости, княгиня.
Елена
В чём дело?
2-й дворянин
Пришли сюда мы
По указу государя.
Велел он нам,
Взять вас под стражу
И препроводить в темницу.
Дмитрий
За что ж сия немилость
Деда моего?
3-й дворянин
Известно вам, что
Уж не первый год
В Московском государстве
Еретики-смутьяны
Выступают против церкви
Православной нашей.
Жид Схария из Фрязинских
земель
Наслал беду сию на нашу
    веру.
И может быть успехов в деле
разрушения
Жизни православной он добился,
Если б не Геннадий, владыка
Новгородский.
2-й дворянин
А вслед за ним,
И старец божий,
Иосиф Волоцкий,
Забил тревогу.
Елена
Сие известно нам.
1-й дворянин
Вот эти вести страшные
Дошли до государя,
Велел он розыск учинить,
До истины дознаться.
2-й дворянин
И в ходе следствия
Узнал великий князь,
Что ты, княгиня и
Князь Великий Дмитрий,
К той ереси причастны.
Дмитрий
Да как вы смеете, холопы?
3-й дворянин
Мы – дворяне, не холопы!
1-й дворянин
Нам велено вязать вас,
Коли сами не пойдёте.
Дмитрий
Хочу пойти я к государю,
И с ним поговорить!
3-й дворянин
Того не велено ни Вам,
Ни Вашей матушке,
Ни при каких условьях.
Дмитрий
          ( про себя)
Неужто всё?
Увижу ль свет я,
Иль сгнить навеки
Мне суждено в темнице?
Никто не ведает
Судьбы своей,
Ни человек, ни зверь,
        ни птица.
И мелкий муравей не знает-
Будет он всю жизнь трудиться,
Или раздавлен будет чьим-то
сапогом.
Как птица вольная
Взмыть к небесам стремиться,
Как рыб косяк, от хищников
плывущий,
Стремится в океан,
Как облака, парящие по небу,
Желают слиться в тучу,
Так человек – венец творенья
Бога,
Находится в погоне вечной
За счастьем, за своим.
Но счастье так недолговечно,
Оно, как времени мгновенье –
Вот появилось!
Здесь оно!
Его ты ощущаешь!
Чувствуешь его,
Ты им живёшь и радуешься
жизни!
Ты в этом счастье утопаешь!
И вдруг!...
Уже другой момент.
Момент несчастья твоего
И твоего паденья!
Пришёл конец всему!
Всему тому, что ты любил,
Что радость доставляло,
Что ценным стало для тебя
на веки вечные,
Чем дорожил ты
И что тебя ласкало.
И ты раздавлен жизнью,
И сброшен вниз
И ползаешь в грязи,
Как мерзкий червь.
Навеки ты унижен!
Вот так и я,
Внук двух правителей
великих.
Наследник русского
престола.
Наветом злым, неправедным
И волей судеб,
Вдруг стал никем.
Ничем…
И дед мой, Иоан великий,
Меня возненавидел,
Коль трон свой завещал
Не мне, а сыну своему,
От греческой принцессы.
Завещан трон ему –
Мне ж суждена темница.
А ведь могло не так бы
всё сложится,
Коли не горькая моя судьба!
О! Боже?
Что не так я сделал,
Чем прогневил тебя?
За что же, Боже,
Ты сыграл со мной
Такую шутку?
Неужто я виновен пред тобой?
Я знаю – грешен я,
А кто не грешен?
Не хочешь говорить со мной?
Не говори! Не надо!
Но сделай что-нибудь,
Для облегчения судьбы моей!
Моей судьбы и матушки моей!
Ты милостив, я знаю!
(обращается к дворянам)
Ну что ж,пошли!Ведите,
И с матушкой моей поаккуратней!

Сцена четвёртая
(Постоялый двор. В комнате окно с бычьим
пузырём. У окна сидят купец с сыном. Трапезничают)
Сын
Скажите, батюшка,
Что там, на тракте происходит,
И почему так нынче шумно?
Купец
А ты, сынок, не видишь что ли?
Сын
Теперь уж вижу.
Купец.
Василий, князь великий,
С супругою спешат на богомолье.
Сын
Сие есть праведное дело.
Купец
Оно конечно так,
Но нет у государя счастья.
Сын
Почём ты знаешь?
Купец
Не даёт господь ему детей.
Сын
Неужто, батя, всё так плохо.
Кому наследство предков он оставит?
Купец
Пока он молодой,
Ему всего лишь тридцать,
Но всё случиться может.
И потому, братьям своим
Он строго запретил жениться,
До той поры,
Пока наследник
Не родится у него.
Сын
Прискорбно это.
Купец
Да, прискорбно…
Но люди говорят,
Что вместе с матерью своей,
Покойницей Софией,
Отнял престол он
У родного дядьки Дмитрия,
Что внуком двух государей
был,
Степана и Ивана.
Сын
А ну-ка, батюшка,
Подробно расскажи мне.
Это ж страшно интересно.
Купец
Что интересного
быть может в том,
Как люди родичей
Своих уничтожают.
Сие и мерзко и прискорбно.
Сын
Я в этом, батюшка,
С тобой согласен.
Купец
Спасибо и на этом, сын мой.
Сын
И всё же, батюшка,
Что с внуком,
Дмитрием случилось?
Купец
Сам точно я не знаю,
Но говорю всё то, что
От людей услышал.
(Говорит на ухо сыну)
Тому лет десять,
Как брошены в темницу
были
Дмитрий с матерью Еленой.
В жидовской ереси их обвинили,
И поговаривают люди,
В сей ереси глубоко они
увязли.
Им, правда, повезло –
Не сожгли их вместе с остальными.
Сын
Никто не знает из живущих,
Что лучше – жить в холодной
Или гореть в огне.
Купец
Гореть в огне –
Что душу уничтожить,
Не дай нам, Бог!
Сын
А гнить в холодной –
Это ли не пытка?
Купец
Пути Господни неисповедимы.
Так вот.Прошёл лишь год,
После того, как заключили их
                Под стражу,
София померла – жена Великого Ивана,
А после, года через два,
С самим Иваном плохо стало.
И, говорят, что помирая,
Он внука Дмитрия к себе позвал
И слёзно извинялся перед ним.
И приказал вернуть ему
Былое положенье.
Не тут-то было –
Только вышел Дмитрий
Из покоев умирающего деда,
Был схвачен он,
Закован в цепи
И в темницу вновь отправлен.
Там он вскоре и скончался.
Сын
Мне жаль его,
Не повезло ему,
Ох, бедный, бедный Дмитрий.
Купец
Ивана схоронив, Василий
Сел на трон,
И ныне нами правит.
(занавес опускается)
      
Эпилог.
(выходит дворянин)
Дворянин
На этом мы сюжет свой
остановим,
Здесь всё понятно,
В борьбе жестокой, подковёрной
Василий победил,
А Дмитрий сломлен.
Увы! Печальна у него судьба,
Но что поделать?
Ставка слишком высока,
Когда за власть и трон
идёт борьба!
(дворянин уходит)

                КОНЕЦ.


Август 2017 г.