789 Карабкаться или идти 19-24 09 1974

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый» ДКБФ 1971-1974».

Глава 789. ВМБ Балтийск. БПК «Свирепый». Карабкаться или идти?. 19-24.09.1974 года.

Фотоиллюстрация из третьего тома ДМБовского альбома автора. ВМБ Балтийск. БПК «Свирепый». Фото на память от мичмана Анатолия Андреевича Дворского, исполняющего обязанности комсорга БПК «Свирепый». Третий комсорг в истории БПК «Свирепый». Его любимое выражение было: «Бились вместе и выстояли вместе». 19-24 сентября 1974 г.


В предыдущем:

Это ещё что за аксельбанты? 

Ответ на этот вопрос будет позже, а пока, пользуясь прекрасной погодой «бабьего лета, командование 128-й бригады 12-й дивизии ракетных кораблей раз за разом посылает наш БПК «Свирепый» в море, при этом на нас и вместе с нами тренируются и проходят аттестации флагманские специалисты, офицеры с других кораблей. Всё-таки опыт нашей первой БС (боевой службы) кем-то проанализирован, востребован и теперь передаётся по наследству командирам и офицерам других боевых кораблей.

Пусть нам отказали в военно-морской игре-учении по реальным событиям 13-15 октября 1973 года, но наш труд не пропал даром, наш корабль авторитетно используется для улучшения боевой подготовки других кораблей и их экипажей. При этом опять активизировалась подготовка дефектных ведомостей перед постановкой БПК «Свирепый» в док судоремонтного завода и опять стала звучать команда «Осмотреться и слушать в отсеках!». Корпус корабля скрипел, как будто мы были парусным кораблём…

Во вторник 17 сентября 1974 года было 20 дней до Приказа о ДМБ. Самые нетерпеливые ДМБовские годки хотели было вновь «дать себе вольницу», но бдительный замполит, капитан-лейтенант А.В. Мерзляков и строгий старпом, капитан-лейтенант Ю.А. Кличугин «в зародыше» подавили желание годков как-то отметить это событие. При этом самым частым выражением старпома стало: «Вы у меня ДМБ сыграете под полёт белых мух!» (то есть под снегопад, в декабре – автор).

19 сентября 1974 года я записал теперь уже редкую запись в своём дневнике-ежедневнике: «Хотя я и пропустил два дня, но сегодня новость, так новость! Сверх важная! Не уверен, может быть это «утка», но прошёл слух, что есть некое указание – «л/с (личный состав) кораблей, уходящий на БС (боевую службу) уволить до 10 ноября». Вот это здорово! Есть возможность уйти до праздников (Великого Октября – автор).

Нужно формировать все мои дела по передаче имущества и оборудования «ленкаюты» мичману Дворскому и матросу Хаджава. Передать всё и не суетиться. Ни в коем случае не проявлять нетерпение.

Никогда не надо показывать то, что тебе дорого. Отнимут…

Хотя вокруг была уже осень, но в четверг 19 сентября 1974 года, несмотря на дождик (12.4 мм осадков) было очень комфортно: утром 10.1°С тепла, днём - 13.3°С, а к вечеру - 16.4°С. В последующие дни температура воздуха оставалась такой же при ясном небе и сентябрь 1974 года оказался очень благоприятным для боевой подготовки кораблей в море на полигонах.

Как ни странно, но работы мне в «ленкаюте» не убавилось – замполит «вошёл во вкус» и всё чаще стал требовать от меня готовить выпуски корабельной стенгазеты, боевых листков, молний, а также скорейшего оформления альбомов фотолетописи корабля. При этом А.В. Мерзляков не забывал вкрадчиво, но с угрозой напоминать. Что эти альбомы я могу показывать и должен передать в руки только командира корабля или ему лично.

Чувствую, что эти фотоальбомы фотолетописи БПК «Свирепый» будут моим «откупом» замполиту за то, что он не прессингует меня и даёт мне возможность не участвовать в работах и дежурствах службы корабельного наряда.

Я напомнил замполиту, капитан-лейтенанту А.В. Мерзлякову о том, что приказом командира корабля ко второй годовщине БПК «Свирепый» мне объявлена благодарность, а ранее также приказом меня поощрили отпуском на 10 суток с выездом на родину.

- Что?! Третий отпуск!? – тут же «взорвался» Мерзляков. – Суворов, ты что, белены объелся?! Какой тебе отпуск? Ты уже дважды побывал на родине, хватит с тебя. Другие ни разу за все три года не были в отпуске, а ты хочешь третий раз на халяву домой съездить перед ДМБ?!

- Лучше я тебя немного задержу, - сказал Мерзляков. – Ты на корабле будешь до самого возможного конца. Иди, работай и не смей мне больше об этом отпуске заикаться! Ишь, чего выдумал! Отпуск ему подавай.

Конечно, я и сам не ожидал, что этот замполит исполнит приказ и согласиться отпустить меня на 10 суток перед ДМБ. Теперь за все мои независимые и самовольные действия он может надо мной измываться вплоть, действительно, до самых декабрьских холодов…

В понедельник 23 сентября 1974 года пришли «с морей» в базу. Погода аховая. Солнце, тепло, а на море мотает очень здорово (откуда-то принеслись штормовые волны). Учил своего сменщика, матроса Хаджаву Василия Спиридоновича выполнять мои обязанности библиотекаря, художника и фотографа. С трудом, но постепенно парень входит в курс дел, но всё равно, чувствую, что «из этого рая не выйдет ничего хорошего».

Сегодня почему-то болит сердце. Жжёт и ноет в грудине. Что и почему – не знаю. Наверное это, либо от отсутствия постоянной физической нагрузки, либо, наоборот, от перенапряжения всех сил. Надо принимать меры. Шутка ли! 22 года всего, а уже болит сердце!

Так что всё, Саня, ауфвидерзейн и заниматься делами по передаче дел. Кровь из носу, но нужно побороть эту сердечную боль. И ещё нервы. Это всё от нервов. Всё это тревожит и беспокоит. Однако всё. Хватит причитать. За дело.

Вот вторник 24 сентября 1974 года я получил письмо от Оленьки, которое очень ждал. Именно этого письма я ждал всё это время со дня нашей встречи в той летней электричке на пути в Калугу из Москвы (июнь 1973 г). Письмо умное, разумное, очень сдержанное, сильное, рассудительное, честное и пярмое. Оленька написала очень точные и верные рассуждения и оценки своей деятельности, жизни.

Ждал ли ты именно такого письма? Да. С нетерпением, со злостью и недовольством за её чувственные предыдущие письма. Теперь только спокойно, спокойно. Главное – не сбиться с этого настроя и с этого курса. Оля, Оленьтка! Неужели это «Она» - та самая, которую я искал? Не верится.

Так как быть и что делать? Я сейчас словно витязь на распутье. Впереди дороги в разные стороны, а куда идти, не знаю.

Далее последовали длинные монологи на страницах дневника-ежедневника с изложением различных вариантов моего поведения после ДМБ. Однако это уже были проблемы и жизнь не «свиреповская», а «гражданская» и БПК «Свирепый», военно-морская служба, флот, корабельная жизнь и служба в этих рассуждениях уже не присутствовали…

Странно, но я впервые 23-24 сентября 1974 года вдруг почувствовал себя вне корабля, в отрыве от корабля, за его пределами и это ощущение вернулось ко мне стыдом и мыслью о том, что «предал друга»…

Я ужаснулся от этой мысли и сказал-поведал об этом мичману Анатолию Дворскому, который исполнял обязанности комсорга корабля и пришёл ко мне забирать из сейфа все личные дела комсомольцев, ведомости по уплате членских взносов, отчёты, руководящие материалы и всё-всё-всё, относящееся к комсомольской работе на БПК «Свирепый».

Пока я выбирал и отсеивал эти материалы, Толя Дворский под своей фотографией в моём ДМБоском альбоме написал следующее послание мне:

«Саша, оставайся таким, какой ты есть – честным и верным другом. Храни платье с нову, а честь с молоду. Главное – никогда не падай духом, ибо всегда есть выход, почему мы и смогли выстоять. Надо всегда видеть цель в жизни и стремиться её выполнить, как бы не было трудно. Желаю тебе, Саня, поступить в учебное заведение. Помни, что жизни нет широкой столбовой дороги и только тот может достигнуть её вершины, кто не страшась усталости карабкается по её каменистым тропам. Не забывай друзей и флотскую службу ибо служба – это школа жизни».

Позже, когда я продолжил оформлять свой третий том ДМБовского альбома, я увидел и прочитал эту надпись-посвящение Толи Дворского. Судя по всему, он написал так не только для меня, но и для себя, потому что, насколько я знаю жизнь и судьбу мичмана Анатолия Андреевича Дворского, он так жил и служил, «карабкаясь по жизни как по каменистым тропам».

Спасибо, Толя, спасибо друг, но карабкаться, даже по горным тропам, это не для Суворова Александра Сергеевича. Мы пойдём своим путём…