Ветер в Парве, глава 4 Город-призрак

Анастасия Хаванская
После утреннего кофе с булочкой в гостиничной столовой я поднялся в свой номер, чтобы надеть куртку, которую приобрёл специально для путешествия в Парву. Вероятно, в ней я буду чувствовать себя хоть немного уютнее…  Куртка была довольно длинная, с теплым и мягким внутренним слоем из натурального волокна – смеси шерсти и хлопка. Внешний слой был груб и практически водонепроницаем, почти у колен он стягивался довольно плотной и широкой резинкой, которая, тем не менее, не создавала помех при ходьбе. Такая же резинка была вставлена на запястьях в рукава. Конечно, куртка была снабжена капюшоном, который тоже довольно плотно облегал лицо. При этом звуки сквозь него отлично доходили до ушей, поскольку внутреннего мягкого слоя в капюшоне не было. Джинсам я предпочёл брюки из такого же грубого, плотного и водостойкого материала, как куртка. А на ноги надел лёгкие водонепроницаемые ботильоны под цвет своего костюма, длиной  они были чуть выше колен, но как и куртка не сковывали движений. А вот с перчатками всё обстояло совершенно иначе.  Мне всегда требовалась предельная чувствительность моих рук: всего, что я задеваю, трогаю, чего случайно касаюсь. Отчасти из этого складывалась моя картина мира, в частности, мира того места, в которое меня привела судьба. Поэтому тонкие на ощупь перчатки, хоть и под цвет купленного в специальном магазине уличного костюма, мне связала Мара… Честно говоря, не знаю, из чего. Но руки в них были защищены от холодного ветра, а тактильной чувствительности не теряли.
- Внесу свой вклад в твою экипировку, - проворчала она и вручила мне перед отъездом пару вязаных на очень тонких спицах серо-голубых перчаток.
- Прямо под цвет глаз! – насмешливо проговорил я (ведь на самом деле глаза у меня карие).
- Под цвет доспехов, - проворчала она ещё более мрачно и уколола меня недовольным и возмущённым взглядом, мол, нахал неблагодарный. Когда она отвернулась, чтобы пойти куда-то по своим делам, я обнял её изо всех сил сзади и поцеловал в черноволосую душистую макушку.
«И где ты сейчас, с кем, что делаешь?..» - пробормотал я, думая о жене с внезапно сковавшей словно паралич всё тело и больно отозвавшейся в сердце тоской. Я соскользнул прямо на пол и посидел минут десять, успокаиваясь. Потом встал, стараясь не торопиться, вынул из шкафа свой городской рюкзачок, который лежал среди вынутых вчера из большого походного рюкзака вещей на одной из нижних полок. Он уже был снабжён аптечкой, картой Парвы, моим паспортом, мобильным телефоном и телефонной книгой города.
- Ну, хорошо, - бодро произнёс я, надел рюкзак и выдвинулся в путь.

По заранее составленному плану я хотел попасть в научно-исследовательский институт, в котором работал ещё до отъезда из Парвы. Туда было невозможно дозвониться. Никто из моих друзей или знакомых, тоже когда-то покинувших родной город, ничего не знал о судьбе института. Поэтому первым делом я решил узнать о ней – этой судьбе - от самого первоисточника. Не исключено, что НИИ переехал, и из-за смены адреса и телефонов те, кто знал прежний адрес и прежние телефоны, не могли ничего о нём разведать.
Я шёл по улице и старался не обращать внимание на порывы холодного ветра. Вчерашний водитель такси был прав: всё-таки день на день не приходится, и сегодня ветер был значительно тише, чем вчера. Однако всё-таки значительно сильнее и холоднее тех ветров, к которым я привык. Поэтому нижняя половина моего лица автоматически спряталась под воротник куртки, а капюшон я надвинул почти на брови.
Признаться, меня мучил не только ветер. Меня мучил ужас, и, что самое забавное, я не сразу это понял … Да! Я не сразу осознал то незнакомое чувство тошноты, которое медленно, но верно овладевало моим телом. Это нисколько не было похоже на головокружение от длительной качки в вагоне поезда. Однако я вынужден был остановиться возле какой-то серой стены, привалиться к ней плечом и отдышаться, опустив воротник и глотая холодный ветер. Что со мной?.. Меня мутило… Не мог же я отравиться обычным кофе (сливки в него я наливал сам и видел, что упаковка цельная, а срок годности не истёк) и свежей булочкой, которую при мне вынули из духовки… Я огляделся. Странно… почему я только сейчас огляделся, прошагав почти километр по этому городу?.. Стена, к которой я прислонился, была, на самом деле, осколком боковой стены какого-то разрушенного здания. Я задумался. Точно ли не могу вспомнить, что это было за здание?.. Попытался воспользоваться мобильным навигатором, но пальцы меня плохо слушались, телефон чуть ни выскользнул из рук, одетых в тонкие и плотные перчатки Мары. Я спрятал телефон и раскрыл бумажную карту. Через минуту до меня дошло-таки, что я стою возле стены рухнувшего от одного из прошедших по городу ураганов старого особняка, в котором располагался дворец бракосочетания, в котором… мы поженились с Оленной… моей первой женой…
Продолжал дуть холодный ветер, он не причинял существенного дискомфорта и позволял оставаться на улице благодаря моему костюму. Но меня всё же бросило в жар, и на лбу выступила испарина, когда я стал разглядывать то, что осталось от старого особняка, в котором столь торжественно (если не сказать, что с изрядной долей никчёмного пафоса) во времена моей юности заключались брачные союзы. Никто даже не попытался убрать беспорядок… фасад был снесён полностью, а внутри царила самая настоящая свалка. Между больших серых осколков, на которых местами уцелела светло-зелёная краска поверх серой отделки по кирпичу, а местами обнажился и сам кирпич, виднелись разломанные части белого рояля. Кое-где, словно порванные в клочья знамёна, придавленные тяжёлыми камнями, вились по воздуху уродливыми лентами атласные шторы. Раньше они были, кажется, кремовыми, но теперь стали такими же серыми, как и стиснувшие их где - между собой, а где – между собой и землёй осколки здания. Я видел части роскошных кресел и диванов, тоже не унесённые ветром из-за того, что они были зажаты между каменными обломками. На одном из этих диванов, возможно, нас с Оленной фотографировали после церемонии бракосочетания. Тогда, помнится, молодожёнов заставляли принимать разные позы: «Сядьте так, ребята! А теперь так! Оленна, расправь юбку, она у тебя такая шикарная, пусть и на фото выглядит шикарно!» Как же они мне тогда надоели, эти фотографы… Конечно, это было на втором этаже здания… А теперь от него осталось лишь несколько балок и пять-шесть поломанных белых колонн, уродливо и страшно торчащих над обломками «дворца»…
- Как после бомбёжки, - пробормотал я. Убрал карту в карман куртки, спрятал нижнюю часть лица под воротник и зашагал дальше.

Вот откуда взялся ужас. Парва напоминала город-призрак, неоднократно пострадавший от военных бомбардировок. Странно было видеть редких, слишком хорошо одетых для военного времени прохожих и то и дело снующих по раздолбанным, давно не ремонтированным дорогам такси. Иногда проезжали частные машины.
- Это не Парва… не та Парва… Я не туда приехал, - думал я, глядя воспалёнными от ветра глазами на разбегающиеся в разные стороны улицы. Вдоль этих улиц стояли полуразрушенные и разрушенные дома, на первых этажах и в подвалах которых и жили, очевидно, не покинувшие Парву горожане. Дорожное покрытие улиц никуда не годилось. Я шёл по городу. И узнавал, и не узнавал знакомые места. С ними меня связывали детские и юношеские воспоминания. Но эти места гораздо лучше выглядели в моей памяти, чем в реальности. Теперь я воочию наблюдал их жалкое подобие…
- Я приехал, чтобы посочувствовать покойнику и пожалеть труп, - насмешливо подумал я, глядя себе под ноги (по сторонам смотреть больше не хотелось), - и Мара предупреждала меня. Она предупреждала меня об этом.
Я убавил шаг, вспомнив про цель моей прогулки… И остолбенел. Цель была достигнута. Метрах в ста от меня возвышался мой научно-исследовательский институт. А вернее – то, что от него осталось… На этот раз мне стало холодно. Я вдруг почувствовал, как сильно замёрз, пока шёл сюда.
- Котка, ты свихнулся. Реагируешь на всё как истеричная баба. Можно подумать, ты не знал, куда едешь, - пробормотал я с досадой, обращаясь к самому себе.
Я зашёл в полуразрушенное пустое здание своего бывшего НИИ. Всё тот же холодный ветер гулял в его стенах, завывая где-то в дальних углах, в пустых лабораториях, залах и кабинетах с опрокинутым, смятым, раздолбанным или вообще исчезнувшим оборудованием… с изуродованной мебелью, с пустыми глазницами окон без рам, штор или жалюзи…
Около часа я плутал как заколдованный по родному НИИ, заглянул в библиотеку… взял и положил в рюкзак несколько уцелевших книг. Кажется, я знал их наизусть, так же как тех, кто их когда-то написал… Тех, кто их когда-то так старательно и бережно написал… Кто так волновался при их издании…  По моим щекам текли слёзы, и мне не было стыдно.  Перед кем? Они все умерли… всё умерло…
Телефонный звонок заставил меня вздрогнуть, как от удара грома: так неожиданно и странно прозвучал он в этом печальном месте.
- Сэмюэль! Где ты?! Ты живой?! Сэмюэль!!! Почему вчера я не могла тебе дозвониться, а ты даже сообщения не прислал?! – кричал в трубке испуганный голос Мары.
- Я отправил сообщение, - глухо отозвался я, - оно просто не дошло. – Знала бы ты… что тут творится…
- Я знаю, - ответила она чуть спокойнее, - ты уже видел свой НИИ?
- Я сейчас внутри…
- Уходи оттуда!!! Немедленно!!! Сэмюэль… Сэм… Я прошу тебя, я заклинаю тебя, уходи оттуда!!! Не бросай трубку, пока не выйдешь на улицу!!! – снова нервно закричала она, срываясь в истерику. А я как-то не подумал, что в здании может быть опасно… Странно… как же я не подумал… истерика истерикой, а она права. Я покинул библиотеку, пробежал по коридору, слетел вниз по лестнице и в считанные минуты оказался у выхода.
- Я на улице,  - крикнул в трубку, боясь, что она не услышит меня из-за ветра.
- Вот и славно, – вроде бы спокойно ответила она, но тут же громко заплакала и бросила трубку. Ёлки-палки… ей нельзя было говорить, что я зашёл в здание… она же просила меня этого не делать…  Я должен был вспомнить её слова сразу, как увидел, что стало с институтом. Ведь и правда, можно было никогда не выйти оттуда. Один чёрт знает, что там стало сейчас с перекрытиями… Ладно, чуть позже позвоню ей. Думаю, она сейчас уже успокоилась или почти успокоилась…
Быть может, Мара была в бешенстве от моего отъезда. Быть может, наше прощание было слишком мрачным и холодным. И пусть. Всё это - реакция на мой отъезд, связанная с непосильно тяжёлым для неё беспокойством за мою жизнь. А её звонок вернул меня к этой жизни.
Я раздвинул «молнию» на рюкзаке и нашёл во внутреннем боковом кармане бумажку с телефоном и адресом моих единственных на сегодня знакомых в этом городе. Госпожа Вирта сразу подала голос.
- Слушаю!
- Госпожа Вирта!
- Сэмюэль Котка, Сэм! – весело отозвалась она.
- Мне бы очень хотелось поговорить с вами и, если можно, с вашим мужем тоже.
- Приезжайте. Наш адрес у вас есть. И возьмите такси, ни к чему ходить пешком по такому ветру, - отозвалась она.