787 Я не Четвёртый 13-14 09 1974

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый» ДКБФ 1971-1974».

Глава 787. ВМБ Балтийск. БПК «Свирепый». Я не «Четвёртый». 13-14.09.1974 года.

Фотоиллюстрация из открытой сети Интернет. Постер советского кинофильма фильма «Четвёртый» (1972) режиссёра Александра Столпера, по одноимённой пьесе К. Симонова (1961). В ролях: Владимир Высоцкий — Он, Четвёртый, журналист; Маргарита Терехова — Кэт, женщина, которую Он любил; Сергей Шакуров — Дик (командир экипажа «летающей крепости»); Александр Кайдановский — Штурман; Сергей Сазонтьев — Второй пилот; Юрий Соломин — Чарльз Говард; Татьяна Васильева — Бэтси, женщина, на которой Он женился; Марис Лиепа — Джек Уиллер (озвучивает Вячеслав Тихонов); Армен Джигарханян — Гвиччарди; Юозас Будрайтис — Бен Кроу; Михай Волонтир — Бонар; Лев Дуров — Вандеккер; Лев Круглый — Тедди Франк; Зинаида Славина — Вдова Гвиччарди; Леонид Кулагин — председатель комиссии.


В предыдущем:

Как я слышал «краем уха» из разговоров в экипаже корабля, кто-то из старших офицеров в штабе нашего соединения ракетных кораблей ревностно отрицательно отнёсся к предложениям Евгения Петровича Назарова и Юрия Авенировича Кличугина провести учебный морской бой на основе скандальной фактической реальной ситуации. Видимо, у наших старших офицеров-командиров тоже существует «годковщина»…

К сожалению, вся эта затея с морским боем на основе реальных событий завершилась ничем. БПК «Свирепый» 13 сентября 1974 года вернулся в базу и «острые язычки» говорили, что мы выходили в море только для того, чтобы «отстрелять перед постановкой в завод на ремонт свой расчётный боезапас, выделенный для тренировок и учений». Может быть и так, не знаю…

Снова записи моего дневника-кжедневника 13-14 сентября 1974 года…

Ждал почту по приходу в базу, а пришло обратно письмо, которое я писал школьной подружке Вале Азаровой, видимо, переехала в другое место жительства.

Получил деньги («старшинскую зарплату) - 17 рублей 70 копеек. Теперь у меня в общей сложности есть 52 рубля. Откуда они взялись? Не пойму. Надо потратить на что-нибудь.

Почти половина сентября уже позади. Осталось совсем немного (до ДМБ – автор). Пора характеристики «выбивать». Пора. (Дело в том, что командиры боевых частей и командование корабля, как правило, по нескольку дней или даже недель задерживало подписание характеристик, которые остро были необходимы ДМБовским годкам – автор).

Подобрал себе замену (на заведование в «ленкаюте» - автор) – это матрос Хаджава Василий Спиридонович, электрик ПЛО (период службы 15.05.1973-03.05.1976). Он ещё «молодой», но уже опытный матрос. Рисует, сообразительный, самоуверен, желает себя проявить. Это хорошо, но только ещё надо уметь это делать… Ничего, научится.

Жизнь на БПК «Свирепый» идёт своим чередом: новый старпом обживается, вместе с ним «хвостом» ходит замполит, офицеры и мичманы, ошарашенные внезапным выходом в море на стрельбы сразу после отпусков, постепенно входят в русло обычной корабельной службы. ДМБовские годки – «годкуют», «молодые» и «салаги» - «салабонят», годки помоложе – ждут своей очереди и показывают «зубы», «играют мускулами» перед теми и другими. В общем, всё как обычно, всё, как должно быть на флоте и боевом корабле…

Только ты, Саня, где-то в сторонке от всех этих событий. Хмурый, недовольный, смурной, уставший…

Нет писем. Ниоткуда и ни от кого… Молчит Оленька, молчит отец, а жаль. Пора бы уже что-то ответить на мои письма…

 14 сентября 1974 года. Суббота. Весь день и вечером клеил фотографии в фотоальбомы – в фотолетопись БПК «Свирепый» и в свой третий том ДМБовского альбома. В фотолетописи всё подробно, подряд и в хронологическом порядке – в стиле фотокомикса, а в своём ДМБовском альбоме – выборочно, иначе отберут альбом или вырвут фотографии, которые нельзя выносить с корабля.

И там и там (в альбомах – автор) пишу комментарии к фотографиям, восстанавливая события по памяти и впечателениям. Уже начал путаться с ФИО ребят, молодых почти никого точно не знаю. Вот что значит «отлучение от комсомольской работы». Раньше всех ставил на комсомольский учёт и знал не только по именам, но и их биографические данные!

В «ленкаюте» рабочий беспорядок после вчерашнего аврала с изготовлением и оформлением карты-схемы морского боя. Много какого-то хлама набралось… Ничего, завтра в воскресенье всё уберу…

Смотрели вечером фильм – «Четвёртый» - советский фильм 1972 года режиссёра Александра Столпера, по одноимённой пьесе К. Симонова (1961).

Сюжет фильма: «Вторая мировая война. Экипаж американского самолёта попадает в немецкий лагерь. Трое членов экипажа решают пожертвовать своими жизнями, чтобы дать возможность бежать остальным заключённым. Главный герой фильма – четвёртый член экипажа (Он, Четвёртый) – хочет присоединиться к ним, но командир и члены экипажа самолёта отказывают ему, так как для осуществления задуманного нужно только трое, а четвёртый человек вызовет подозрение фашистов и сделает план побега неосуществимым. Прощаясь с уходящими на смерть друзьями, главный герой – Он или Четвёртый (его играет Владимир Высоцкий) говорит:
- По правде говоря, Дик (так зовут командира «летающей крепости»), мне будет совестно жить.
- А ты живи так, чтобы тебе не было совестно, - отвечает ему командир.

Лётчики погибают, но многие заключённые, в том числе и главный герой, бегут из лагеря. Проходит пятнадцать лет и бывший узник становится известным преуспевающим американским журналистом. Перед поездкой в Европу на сессию НАТО герой (Он, Четвёртый) узнаёт о сверхсекретных преступных планах американской авиаразведки — фактически речь идёт о неминуемо грядущем военном конфликте между СССР и США.

Перед героем фильма встаёт дилемма: сделать заявление, обнародовав известные ему детали спланированной провокации, лишившись при этом всех жизненных благ, либо промолчать. Накануне отлёта из США герой навещает бывшую жену, где проводит ночь, вспоминая свою жизнь (в том числе: предательство идеалов за которые приходилось сражаться во время Второй мировой и войны в Испании; предательство своих друзей, членов послевоенной американской коммунистической партии) и делает непростой для себя выбор.

В ролях: Владимир Высоцкий — Он, Четвёртый, журналист; Маргарита Терехова — Кэт, женщина, которую Он любил; Сергей Шакуров — Дик (командир экипажа «летающей крепости»); Александр Кайдановский — Штурман; Сергей Сазонтьев — Второй пилот; Юрий Соломин — Чарльз Говард; Татьяна Васильева — Бэтси, женщина, на которой Он женился; Марис Лиепа — Джек Уиллер (озвучивает Вячеслав Тихонов); Армен Джигарханян — Гвиччарди; Юозас Будрайтис — Бен Кроу; Михай Волонтир — Бонар; Лев Дуров — Вандеккер; Лев Круглый — Тедди Франк; Зинаида Славина — Вдова Гвиччарди; Леонид Кулагин — председатель комиссии. (Все данные о фильме и его сюжете из Википедии – автор).

Ох! Нормальный фильм! Высоцкий играет… Всё хорошо, только чуточку суховато…

Сегодня командир корабля, капитан 2 ранга Е.П. Назаров по корабельной внутренней трансляции опять напомнил всему экипажу о ЧП на ЧФ. Погиб корабль. Погибли люди. Молчал об этом здесь (в дневнике-ежедневнике – автор) потому что нельзя, да и не нужно здесь о таком говорить. Но это произошло в 15 милях от Севастополя. Весь город знает.

Когда узнал о случившемся (30 августа – 1 сентября 1974 года – автор), сразу мысль – Юрка! Ведь у них на корабле неполадок было (много – автор)! Перерыл все письма брата, нашёл имя его корабля… Не он. Но всё равно тяжело на душе. Люди. Молодые ребята (погибли – автор).

Далее события о гибели БПК «Отважный» ЧФ…

«30 августа 1974 года на Черноморском флоте в районе Севастополя началось учение с зенитными ракетными стрельбами в условиях радиолокационных помех. На большой противолодочный корабль (БПК) «Отважный» пр.61 возлагалась задача обеспечения учебных занятий четырёх противолодочных кораблей. В 8.55 БПК «Отважный» вышел в море и ровно через час прибыл в заданный район. Спустя минуту сыграли учебную боевую тревогу, и командир корабля капитан 2 ранга И. П. Винник доложил командованию о готовности к началу учения.

В 9.58 на ходовом мостике БПК «Отважный» почувствовали слабое сотрясение корабля, как будто в корме произошёл небольшой взрыв. Машины немедленно остановили и сразу же сыграли боевую и аварийную тревоги. Через 10 секунд, после второго, более сильного сотрясения за кормовой дымовой трубой появилась шапка белого дыма и сноп пламени. Ещё через 20 секунд произошёл сильный третий взрыв в районе ракетного погреба № 8, над которым поднялся столб огня и чёрного дыма. Силой взрыва оторвало крышку погреба и вместе с пусковой установкой зенитных ракет бросило на кормовую дымовую трубу правого борта. В этом районе начался сильный пожар. Личный состав приступил к борьбе за живучесть и непотопляемость корабля.

Что же произошло на БПК «Отважный»?
 
После объявления учебной боевой тревоги мичман, находившийся за пультом поста контроля ракет кормового погреба № 8, в котором в двух вертикальных барабанах хранились 15 ракет В-601 в боевом снаряжении ракетного противовоздушного комплекса «Волна», как положено по инструкции старшему по вахте в погребе, приказал по внутренней связи дежурившим в посту матросам подключить внешнее электропитание. Затем мичман с помощью тумблеров на пульте подал напряжение на механизмы поворота пусковой установки - 380 вольт и в цепь стрельбы (110 вольт).

Сразу же после щелчка последнего тумблера он увидел через иллюминатор сильный сноп пламени на левом барабане. Не включив средства пожаротушения, мичман покинул боевой пост и побежал по коридору в носовую часть корабля. В это время произошёл сильный взрыв, ударной волной которого его отбросило в сторону...

Как выяснилось впоследствии, пламя в погребе № 8 появилось вследствие самопроизвольного запуска маршевого двигателя одной ракеты, затем срабатывания ракетного двигателя её же стартовой ступени и последовавшего вслед за тем запуска нескольких стартовых двигателей других ракет. Вследствие резкого повышения давления в погребе (около трёх атмосфер) на крышу погреба действовала сила не менее 2500 т, что и явилось причиной его взрыва и отрыва крыши. В результате взрыва в бортовой обшивке в районе погреба образовались две пробоины, через которые вода затопила несколько отсеков корабля.

После того как в 10:00 на корабле объявили боевую тревогу и через минуту - аварийную, в погребе № 8 и коридорах № 9 и № 10 продолжал бушевать сильный пожар. Корабль получил крен 12° на правый борт. Между 10:10 и 10:20 дали команды включить систему водяной защиты, орошение погребов и затопить погреба № 6, 7 и 10. Это сделать не удалось, поскольку трубопроводы обеих систем вышли из строя. Семерых моряков взрывом сбросило с юта в море, и их подобрали подошедшие корабли.

В 10:23 личному составу БПК «Отважный», находящемуся в кормовых отсеках, приказали покинуть корабль. В это время пожар в корме усилился. Погреба боезапаса № 6 и № 7 непрерывно поливались водой из шлангов. На помощь «Отважному» в 10:40 подошёл эсминец «Сознательный» и спустя 12 минут - эсминец «Бедовый», с которого на корабль переправилась спасательная партия. В 10:54 ЭМ «Сознательный» начал буксировку «Отважного», имевшего крен 13° на мелкое место в район Херсонеса (Севастополь). Через семь минут для спрямления корабля начали перекачку топлива на левый борт, но это не помогло.

Корма БПК «Отважный» погрузилась в воду по верхнюю палубу, и крен на правый борт увеличился до 16°. С корабля эвакуировали секретные документы на ЭМ «Бедовый». В 11:24 сбросили торпеды в море, крен уменьшился до 14°. Погреба № 6 и № 7 затопили с помощью шлангов пожарной системы. Для оказания помощи «Отважному» в 11.55 к нему подошёл БПК «Комсомолец Украины» (на этом корабле служил мичманом в БЧ-5 мой брат, Юрий Сергеевич Суворов – автор).

В 11:59 пожар на БПК «Отважный» локализовали, из погребов повалил белый дым. Спустя семь минут оборвался буксир ЭМ «Сознательный», с ЭМ «Бедового» начали заводить новый буксир. Тем временем пожар в кормовом машинном отделении БПК «Отважный» продолжался, и в 12:27 дали команду прекратить подавать в отсек воду и применять только пену. В кормовом машинном отделении включили систему «ЖС» химического тушения. В 12:49 ЭМ «Бедовый» со скоростью 3 уз начал буксировку БПК «Отважный», крен которого увеличился до 17 °.

Подошедшие спасательные суда (в 12:55 – «Бештау», в 13:20 - СС-15 и СС-26, спустя ещё четыре минуты - пожарно-дезактивационное судно «Пламя») начали подавать пену в район горящих погребов. После ряда попыток в 14:30 начали откачку воды из кормовых отсеков. Однако через 17 минут произошёл взрыв авиационного боезапаса в погребе № 10. По-видимому, одновременно взорвалась и цистерна с 6 т авиационного керосина, находящаяся в общем с погребом авиабоезапаса отсеке в корме БПК «Отважный».

БПК «Отважный» тем временем продолжали буксировать на более мелкое место. Крен на правый борт с 19° быстро увеличился до 25°, но в 15:07 стабилизировался на 27°. Через три минуты отключилось освещение и прекратилась подача питания на приборы, и в 15:12 личному составу приказали покинуть корабль. Последним с БПК «Отважный» сошёл его командир, капитан 2 ранга И. П. Винник.

В 15:35 БПК «Отважный» начал погружаться кормой без опрокидывания, и с ЭМ «Бедовый» отдали буксир. Спустя 12 минут БПК «Отважный» скрылся под водой. С момента обнаружения пожара до затопления корабля прошло 5 часов 47 минут. Глубина моря в этом месте составляла около 125 м...

Из 287 человек личного состава и проходивших на БПК «Отважный» практику курсантов в результате взрыва погибли 24 человека (19 матросов и 5 курсантов). Весь личный состав корабля при тушении пожара, в борьбе за живучесть и непотопляемость корабля проявил мужество и действовал умело. Были приняты все меры по спасению корабля, но после взрыва ракет, находившихся в погребе № 8, БПК «Отважный» получил настолько сильные повреждения, что спасти его оказалось невозможно.

После этого провёл у себя (в отделении специалистов ПИП РЭБ РТС – автор) тренировку, а потом сам в «ленкаюте» и в тамбуре на баке. Отработал свои действия на случай пожара…

Думаю, что не подведу. Хотя всё может быть. Главное, - не хочу подвести ребят (подчинённых – автор). Это главное. Я – не Четвёртый. Вот так.