Среди людей. Глава 27. Родня

Марина Клименченко
      В юные годы большие семьи казались мне оазисами любви, благополучия и надёжности. Я смотрела на них со стороны, полагая, что жить в таких гораздо лучше, чем нам вдвоём с мамой. Потому и тянулась душой ко всем приветливым дедушкам, бабушкам, дядям и тётям. Родня хромую девчонку не привечала, и детское расстройство постепенно переросло в стойкое отчуждение. Драгоценное общение, которого не хватало много лет, мне подарили родители Полины Михайловны.
      В добром доме Князевых я быстро стала дорогой и желанной, приходила туда без приглашений, уходила затемно. Старшие домочадцы искренне меня полюбили. Я отвечала взаимностью, называя Михаила Павловича и Наталью Ефимовну просто Дедушкой и Бабушкой. Эти сердечные, мудрые и порядочные люди более пятидесяти лет жили в ладу, каждый понимал свою половинку, уважал, берёг. Смолоду они обращались друг к другу мягко и любовно, не иначе, как Мишенька и Наталка. Никогда не ругались, будто слов плохих не знали. Судьбы достались им непростые - пережили войну, смерть близких, голод, разруху, нищету, болезни. Но ни одной жалобы я не слышала.

      Бабушка редко и неохотно вспоминала страшные времена. Её, осиротевшую в пятнадцать лет, вместе в другими пленниками немцы вывезли по железной дороге в Германию. В холодном товарном вагоне она чуть не умерла без еды и воды. Потом, исхудавшая и обессилившая, три года батрачила на огромную семью жестокого офицера. К счастью, его жена тайком подкармливала малолетнюю работницу, разрешала допивать остатки молока, давала тёплую одежонку. Выжила Наташка! И с русскими войсками вернулась в родное Ставрополье. А там - ни кола ни двора, даже дальние родственники как в воду канули.
      Мелкорослая смуглянка-южанка срочно выучилась на геолога и бесстрашно отправилась в дальневосточную тайгу. Там, в дебрях лесных, и нашла суженого - красавца Михаила. Высоченного, светловолосого, сероглазого, умом и силой не обделённого. Не счесть ровных и непролазных дорог, что прошли они рука об руку. Не столько на своё благо трудились, сколько для Родины.
      Михаил Павлович был знатным специалистом по природным ископаемым. Даже в военное время искал важное для страны минеральное сырьё. Его личный вклад в победу – это выполненные государственные задания. Почётные награды достались Дедушке по полному праву, только лучшим подарком судьбы оказалась Наталка.

      После женитьбы чета Князевых могла неплохо устроиться в любом городе России, но верности делу и таёжному краю они не потеряли. Купили в Хабаровске трехкомнатную кооперативную квартиру, родили сына и дочку, воспитали их по чести и совести, выучили. А тут и пенсия подошла - можно заняться дачей.
      Простенький, всего в две комнатки, загородный дом с садовым участком Бабушка и Дедушка предпочитали любым курортам. Свой клочок земли на левом берегу Амура они обихаживали с мая по октябрь. Ранней весной Наталья Ефимовна уставляла подоконники горшочками с рассадой и лелеяла каждый росточек. По теплу высаживала растения на благодатную песчаную почву. Под горячим солнцем они наливались живительными соками, набирали силу и щедро плодоносили. К концу лета неподъёмные корзины с урожаем стояли во всех углах городской квартиры и превосходно наполняли жильё травяными и фруктовыми ароматами.
      Меня настойчиво угощали сочными грушами, краснобокими абрикосами, жёлтыми яблоками, лиловыми сливами, разной зеленью, ягодой и даже небольшими арбузами. Увесистую сетку гостинцев я непременно уносила с собой - побаловать маму. Ещё и соседям доставалось. Одаривать Дедушка с Бабушкой умели! Осенью и зимой съедобные подарочки видоизменялись: в наш дом отправлялись банки с вареньем и соленьями необыкновенного вкуса. У меня такие заготовки никак не получались!

      Разумеется, привязанность к участливой семье крепилась не едой. Михаил Павлович и Наталья Ефимовна всегда интересовались делами детей, заодно и моими. Они тактично давали советы, радовались успехам и горестно переживали неприятности молодёжи. С такой поддержкой я не могла ударить в грязь лицом и в любых начинаниях настраивалась на удачу. Хотела, чтобы мной гордились!   
      Когда Полина Михайловна вышла замуж, я потеряла часть её внимания и забеспокоилась, что лишусь новых родственников, пусть не кровных, но очень дорогих. Однако серьёзные перемены не разбили оплот моей жизни. Через год после свадьбы родился Павлик, потом на свет появилась Танечка. Я стала тётей Мариной, почувствовала себя взрослой и всю преданность выплеснула на ребятишек. Они быстро росли, умнели, были спокойными и послушными, правда, часто болели. С каждой стипендии я покупала малышам игрушки и сладости, мы ходили в цирк и кукольный театр, гуляли в парках и на набережной. Года два Танюшка плавала со мной в бассейне и даже лихо ныряла на пятиметровую глубину. Надо было записать её в секцию плавания, но что-то не сложилось.

      Лучшим вечерним развлечением для деток были диафильмы. Я каждую неделю приносила новые плёночки, мы плотно задвигали шторы, превращали светлую стену в огромный экран и в загадочном полумраке смотрели сказки. Таня с Павлушей по очереди крутили ручку проектора, а я вдохновенно читала текст и впитывала благодать домашнего уюта. Теперь и праздники проводила не в маминой компании, а среди своих друзей.
      Наталья Ефимовна и Михаил Павлович устраивали грандиозные застолья с огромным количеством еды и почти без алкоголя. Склонность к спиртному испытывал только муж Полины Михайловны. Обычно гости пили соки, морсы и лимонад. Хозяева и все собравшиеся любили вкусно покушать. Бабушка готовила изумительно! Её дочь тоже. Я, совершенно не склонная к кулинарии, только намывала посуду и натирала до блеска стаканы, стопки да вазочки. Затем расставляла их рядами в сервант.
      Мечта о большой семье сбылась, казалось, желать уже нечего. Но однажды Бабушка с Дедушкой подбросили заманчивую идею породниться по-настоящему. Они задумали крестить Танечку, чтоб оградить её от болезней благодатью Всевышнего. Крёстной выбрали меня. Я так обрадовалась! Но вспомнила, что сама-то не крещёная. Наталья Ефимовна мигом решила эту проблему и стала мне мамой от Бога.

      Собор Рождества Христова был единственным действующим храмом Хабаровска. Туда мы и направились. Церковь до сего момента я не посещала, ни одной молитвы не знала. Истинной веры ещё не было, но путь к Господу манил меня сильнее, чем путь к коммунизму. Я волновалась до дрожи в коленях и очень хотела защиты для себя и близких людей.
      Под Божьим покровительством прошли почти четыре десятилетия. Я успешно закончила институт, нашла своё призвание в медицине и спорте. Таня с Павликом сильно не болели, в школе учились хорошо. Оправдав надежды старших, они получили бесплатное высшее образование, удачно устроились на работу, обзавелись семьями и квартирами. Но главное, выросли порядочными людьми. Вот только муж Полины Михайловны спился.

      Дедушка и Бабушка старели незаметно. Несмотря на преклонные годы, они сохраняли жизнелюбие, высочайший интеллект, живость ума и сердечное тепло. Я удивлялась их верности друг другу. Лет в семьдесят Михаил Павлович перенёс обширный осложнённый инфаркт. Врачи дали понять, что он может умереть в любой момент. Но уж нет! Дедушка принимал все назначенные лекарства и долго не подпускал к себе беду. Смерть настигла его только в восемьдесят два года. Явилась в праздник, чтоб ярче запомниться.
      На тот юбилей Натальи Ефимовны собрались родные, друзья, приятели, соседи, бывшие сослуживцы. Столы растянулись от окна до самой двери. Я привычно присела рядом с Михаилом Павловичем и принимала его ухаживания. Вместо шампанского мы несколько раз пили сладкую пахучую смородиновую настойку и желали здоровья виновнице торжества. Вечер прошёл чудесно! Поздравления чередовались с шутками, светлыми воспоминаниями, просмотром фотографий, новостями из жизни внуков. Я наслаждалась разносолами и неторопливыми разговорами. На прощание довольные Бабушка с Дедушкой обнимали-целовали званых гостей и каждому совали пакетик с угощениями. По многолетней традиции я помогла старичкам навести порядок и ушла последней. Наталья Ефимовна утомилась, прилегла. А Михаил Павлович устроился перед телевизором - его любимая викторина под названием "Своя игра" уже началась.

      Едва я перешагнула порог родного дома, как позвонила Полина Михайловна. Задыхаясь от рыданий, она сообщила, что Дедушка умер. Вздохнул глубоко, отвёл взгляд от экрана и упал бездыханно со стула на пол. Ни слова не произнес, скончался мгновенно. Моя душа чуть не разорвалась от боли! Не может быть, полчаса назад ничто не предвещало беды! Эта смерть пришла без предупреждения. Счастливая для семьи дата навсегда омрачилась невосполнимой потерей.
      Провожая Михаила Павловича в последний путь, я тихонько плакала у гроба, утопающего в цветах. Сердце ныло, разум туманился. Наталья Ефимовна страдала молча, без слёз, истерик и причитаний. Чего стоила эта сдержанность, не представляю. Родственники и друзья еле слышно всхлипывали, постанывали и скорбели, скорбели, скорбели. Под траурные марши Дедушка ушёл в землю, которая непременно обернулась для него пухом. На белом свете одним замечательным человеком стало меньше.


      Фото из сети интернет.
      Продолжение - http://www.proza.ru/2017/09/19/754